Преподобный Иоанн Дамаскин: что нужно знать об этом святом
Годы жизни и дни памяти
Точные годы жизни святого неизвестны. Исследователи строят предположения лишь по косвенным признакам (с кем преподобный доподлинно встречался, в каких событиях принимал участие, кто из исторических личностей видел его лично) и при этом весьма расходятся в оценках. Сейчас принято считать, что преподобный Иоанн Дамаскин родился около 675 года, а умер не позже 754-го.
Церковь празднует его память 17 декабря по новому стилю (4 декабря по старому).
Занимал высокое положение в Дамасском халифате
Святой родился в Дамаске (сейчас – столица Сирии) и прожил там первую, «светскую», часть своей жизни. Дамаск на тот момент был столицей крупного халифата, которым правила династия Омейядов. С одной стороны, история этого халифата коротка (он просуществовал меньше 100 лет – с 661 по 750 год), с другой, – успешная завоевательная политика властей привела к тому, что численность населения в какой-то момент превысила 60 миллионов человек!
До пострижения его звали Мансур, и он был сыном казначея при дворе халифа, а потому получил очень хорошее образование. Он достаточно быстро продвигался по карьерной лестнице и в конечном итоге был назначен градоначальником Дамаска. Кроме того, он был первым министром халифа и работал в налоговой службе.
Неизвестно, когда точно он был крещен (вполне возможно, при рождении), но известно, что его учителем был пленный христианский инок.
В Палестину Мансур перебрался около 710 года. Это совпало с периодом, когда государственным языком в халифате стал арабский, а значит, им надо было пользоваться и в общении, и в составлении документов. Арабский язык стал лишь поводом для отъезда. Причины же для смены места жительства были, по-видимому, религиозные. Кроме того, ухудшились его отношения с властями.
Вторую часть жизни провел в Палестине
Палестина в то время была духовным центром христианского мира, а святой принял постриг и подвизался в самой известной палестинской обители – Саввы Освященного, близ Иерусалима. (Келья преподобного и место погребения в этом монастыре сохранились до сих пор, и туда в наше время стягиваются тысячи паломников).
Любопытно, что поначалу никто из старцев не соглашался брать Иоанна к себе в послушники: слишком большую неловкость они испытывали, понимая, что перед ними человек, который еще недавно было одним из главных людей халифата. В итоге Иоанна, как сообщает житие, взял к себе «строгий и простой инок».
Однажды ослушался старца
Насколько его старец был строг, видно из следующей истории.
Послушание в монашеской жизни – основа всему. Из всех заповедей, что преподобному Иоанну дал его старец, была и такая: отныне не писать ни строчки. Преподобный перестал писать, но в один из дней составил по просьбе одного инока короткий текст для надгробия его матери.
Узнав об этом, старец моментально выгнал Иоанна из своей братии. А когда все-таки пустил обратно, заставил вычистить все отхожие места. Ну, а после разрешил преподобному писать тексты вновь.
Написал «Точное изложение православной веры»
Преподобный Иоанн Дамаскин оставил после себя очень богатое литературное наследие. Большинство его сочинений не так известны и были написаны по какому-то конкретному событию и для конкретной аудитории (это касается даже его трактатов об иконопочитании, которые, хотя и легли в основу будущего учения об иконах, но составлены были для императора иконоборца Льва с целью убедить его в собственной неправоте). И все же одна его книга – «Точное изложение православной веры» – стоит особняком. В ней преподобный Иоанн как бы подвел черту под несколькими веками, в течение которых Православная Церковь рождала и формулировала свое учение по самым сложным вопросам.
«Точное изложение православной веры» – это собрание глав, в которых полностью раскрывается учение Церкви о всем том, что касается невидимой части духовной жизни: о Боге, о духовных законах и энергиях, о сущности Святой Троицы и Ангелов, о небе, о человеке, о грехе. Это первая полная система православного богословия, которая содержит ясные и лаконичные ответы на вопросы веры.
Защитник иконопочитания
Иконоборчество – один из самых трагичных периодов в истории Церкви, который растянулся на долгие десятилетия. Сложность его заключалась в том, что, как и многие ереси того времени, иконоборчество возникло не из-за чьей-либо гордыни, а по стечению исторических обстоятельств и незнанию.
Церковь к тому времени еще не сформулировала свое официальное отношение к иконам. Отчасти в этом не было никакой нужды, поскольку все святые отцы до этого видели в иконах одну из форм молитвы и глубоко их почитали. С другой стороны, большое количество людей по причине собственной необразованности сводили иконы до разряда суеверных фетишей. Иконоборцы, протестуя против любых изображений Христа, боролись, в первую очередь, с подобными перекосами и не ведали (либо не хотели ведать) об истинном смысле иконопочитания.
Иоанн Дамаскин остался в истории как автор «Трех защитительных слов в поддержку иконопочитания». Это послания императору Льву III Исавру, с которого иконоборчество, по сути, и началось.
Чаще всего дискуссии по таким сложным вопросам велись в то время на эмоциональном уровне. Работы же преподобного Иоанна очень вдумчивы. Пересказывать содержание его трудов в рамках статьи нет возможности. Скажем лишь, что в них впервые различаются такие понятия, как «поклонение», которое подобает только Богу, и «почитание», которое оказывается вещам тварным (в данном случае – иконам).
Был исцелен Божией Матерью
Судя по всему, услышан преподобный не был. Более того, из-за своей непримиримой позиции он впал в немилость императора. При этом император никак не мог повлиять на святого, поскольку тот был подданным халифата, а значит, обладал неприкосновенностью.
В результате было составлено подложное письмо, которое преподобный якобы написал императору, с предложением помочь захватить ему Сирию. Письмо было подложено халифу, который тут же велел казнить преподобного: отсечь ему кисть правой руки.
Согласно преданию, спустя некоторое время Иоанн получил отсеченную кисть обратно, приложил ее к руке и начал молиться перед иконой Богородицы. Наутро он обнаружил, что рука чудесным образом исцелилась.
В благодарность Иоанн приложил к иконе сделанную из серебра руку, и она теперь воспроизводится на списках иконы, которые называются «Троеручица». Также считается, что именно в память об этом исцелении преподобный составил песнопение «О Тебе радуется всякая тварь, Ангельский собор и Человеческий род…», которое впоследствии было включено в чин Литургии св. Василия Великого.
Был гимнотворцем
Преподобный Иоанн Дамаскин написал ряд канонов и песнопений, которые с IX века вошли в употребление Восточной Церкви. Он написал Канон Пасхи, Рождества и других церковных праздников. Кроме того, считается, что преподобный Иоанн составил «Октоих».
На иконах изображен в тюрбане
Икону святого Иоанна Дамаскина очень легко отличить от других. На ней он изображен не в классическом куколе, как большинство преподобных, а в арабском тюрбане. Так подчеркивается его происхождение. Арабские монахи тогда часто носили именно тюрбан, а не куколь (а монахи Коптской Церкви в Египте делают так до сих пор). И вообще форма головного монашеского убора – это вопрос исключительно традиции, а не канона или догмата.
Тропарь преподобного Иоанна Дамаскина
глас 8
Наставниче, благочестия учителю и чистоты, вселенныя светильниче, монашествующих богодохновенное удобрение, Иоанне премудре, ученьми твоими вся просветил еси, цевнице духовная, моли Христа Бога спастися душам нашим.
Кондак преподобного Иоанна Дамаскина
глас 4
Песнописца и честнаго богоглагольника, Церкве наказателя и учителя и врагов сопротивоборца, Иоанна воспоим: оружие бо взем, Крест Господень, всю отрази ересей прелесть и яко теплый предстатель к Богу всем подает прегрешений прощение.