Преподобный Нестор Летописец: что нужно знать об этом святом
Годы жизни и дни памяти
История не сохранила точных дат жизни преподобного, как не сохранила и почти никаких фактов о самой жизни, кроме, пожалуй, самых главных.
Время жизни святого определяется по косвенным признакам: кого он доподлинно застал и о каких событиях успел написать в своей легендарной «Повести временных лет». Поэтому принято считать, что родился преподобный Нестор Летописец около 1056 года, а умер не позже 1114 года.
Церковь установила днем памяти святого 27 октября по старому стилю и 9 ноября по новому. Также его память празднуется 11 октября по новому стилю в день Собора Киево-Печерских святых, почивающих в Ближних пещерах.
Он один из Киево-Печерских святых
То, что Нестор Летописец – автор древнейшей из дошедших до нас летописи на Руси, это величие, скорее, светское. Святым его сделало не это.
Собор Киево-Печерских святых – это вообще явление в истории всей Православной Церкви уникальное и не всегда нами до конца осознаваемое. Заключается оно в том, что в течение короткого, около века, периода Господь в одном-единственном монастыре дал миру такое количество святых, какое в иной период не набирается целыми странами за столетия.
В пещерах Киево-Печерской лавры хранятся нетленные мощи десятков святых, и это только те, о которых сохранилась память. Если прочитать Киево-Печерский патерик, то становится понятно: каждый из подвижников вел великую монашескую жизнь и был образцом православной аскетики и смирения.
Преподобный Нестор Летописец – один из них.
В монастыре жил с юных лет
Житие преподобного сообщает о том, что Нестор (до пострижения у него было другое имя, но оно нам неизвестно) пришел в Киево-Печерскую обитель, будучи 17-летним юношей, и смог застать основателей монастыря прпп. Антония и Феодосия Печерских. Преподобный Антоний прибыл в Киевскую Русь с Горы Афон, а преподобный Феодосий стал его учеником и верным помощником в организации жизни монастыря.
Отец Феодосий принимал самое непосредственное участие в воспитании молодого инока, который позже писал об этом времени так: «Все пребывали в любви: младшие покорялись старшим, не смея и говорить пред ними и изъявляя полную покорность и послушание; а старшие оказывали любовь к младшим, наставляли и утешали их, как отцы детей малых. Если какой-либо брат впадал в какое-либо прегрешение, утешали его и по великой любви делили епитимию одного на двух и на трех. Такова была любовь взаимная при строгом воздержании! Если брат выходил из монастыря, то все братия скорбели о том, посылали за ним и звали брата в монастырь, потом шли к игумену, кланялись и упрашивали принять брата и принимали с великой радостью».
Пострижен Нестор был уже после смерти преподобного Феодосия.
Имел послушание летописца
Судя по всему, преподобный Нестор был одним из самых образованных в обители – это при том, что преподобный Феодосий всем своим чадам заповедовал по возможности читать, поскольку считал время, проведенное с душеполезными книгами, средством в стяжании добродетелей.
Известно, что Нестор умел читать и писать не только по-славянски, но и по-гречески, что впоследствии помогло ему при составлении «Повести временных лет».
Мы можем только гадать, в чем конкретно заключалось послушание летописца в монастыре и что именно преподобный Нестор обязан был фиксировать, но после него осталось главное: жития некоторых святых, которых он застал в обители, и пространное житие основателей монастыря преподобных Антония и Феодосия. Все они составили первую часть «Киево-Печерского патерика». Также сохранился его текст о благоверных князьях-мучениках Борисе и Глебе.
Обладал даром чудотворения
Никто из Киево-Печерских святых, конечно же, не искал чудес. А чудеса, если и происходили, то отношение к ним братия старалась иметь в высшей степени бесстрастное. Именно поэтому и сам «Киево-Печерский патерик», и житие преподобного Нестора Летописца не являются собранием историй про исцеления и сверхъестественные явления (хотя и об этом там тоже рассказано), а, в первую очередь, это жития святых мужей, которые прожили жизнь в Боге и стяжали невероятное смирение.
Тем не менее известен один случай, который показывает невероятную силу молитвы преподобного, потому что однажды он исцелил даже не тело, а умонастроение человека. Речь идет о «прельщенном Никите», одном из постриженников Лавры. Молодой ревностный инок ушел в затвор, но не справился с нападками бесов и впал в прелесть: в частности, отказался читать книги Нового Завета (полностью при этом изучив книги Ветхого).
Житие сообщает, что монах был исцелен после того, как к нему пришли и за него молились игумен Никон и будущий преподобный Нестор.
После этого, согласно Патерику, Никита «предался воздержанию, и послушанию, и чистому и смиренному житию, так что всех превзошел в добродетели», а позже стал епископом Новгородским и был прославлен Церковью как святитель.
Написал «Повесть временных лет»
И, конечно же, всем (и не только людям воцерковленным) преподобный Нестор известен как автор «Повести временных лет» – самой древней летописи на славянском языке, что дошла до нас.
Это не научный труд в том смысле, в котором это понимают наши современники, но ведь и представления о науке тогда были иными. Например, для преподобного было немыслимо отделять историю от религии или нравственных уроков, поэтому, кроме непосредственного рассказа о событиях на Руси, в Повести есть и пересказ отрывков из Библии, а также нравственные размышления.
При этом, с исследовательской точки зрения, преподобный сделал все, что на своем месте мог и что в то время было возможно. В работе он пользовался греческими и болгарскими источниками, а также опросил большое количество как печерских иноков, которые помнили Крещение Руси и многое видели своими глазами, так и князей, и вельмож. Что-то он видел сам.
Всеми устными рассказами святой старался пользоваться осторожно, понимая, как много играет в пересказе роль самого рассказчика.
Надо сказать, что самой рукописи книги не сохранилось – имеются только списки, сделанные, примерно, в то же время. При этом в конце они начинают отличаться друг от друга, что говорит о том, что книга дописывалась переписчиками, а перу преподобного принадлежит все то, что описывает события до 1111–1113 годов.
Историк Василий Ключевский о летописном деле в Древней Руси
«Летописание было любимым занятием наших древних книжников. Начав послушным подражанием внешним приемам византийской хронографии, они скоро усвоили ее дух и понятия, с течением времени выработали некоторые особенности летописного изложения, свой стиль, твердое и цельное историческое миросозерцание с однообразной оценкой исторических событий и иногда достигали замечательного искусства в своем деле. Летописание считалось богоугодным, душеполезным делом. Потому не только частные лица записывали для себя на память, иногда в виде отрывочных заметок на рукописях, отдельные события, совершавшиеся в отечестве, но и при отдельных учреждениях, церквах и особенно монастырях велись на общую пользу погодные записи достопамятных происшествий».
(В.О. Ключевский. «Курс русской истории». Лекция V)
Мощи святого расположены в Ближних пещерах
К сожалению, из-за последних политических событий возможности поклониться мощам Печерских святых в настоящее время у нас нет. Мощи преподобного Нестора хранятся в Ближних пещерах Киево-Печерской лавры. Но как прежде, так и теперь, мы верим, святые не оставляют нас своей молитвенной помощью. Будем же и мы обращаться к ним с просьбой о даровании единства Русской Православной Церкви и победе на поле битвы.
***
Тропарь преподобному Нестору Летописцу, Печерскому, в Ближних пещерах
глас 4
Великих князей русских деяния
и преподобных отец Печерских жития и чудеса написавый,
свое же, богомудре Несторе, многих ти ради добродетелей имя
написано на небеси стяжавый,
моли и нам написатися в Книги Животныя.
Кондак преподобному Нестору Летописцу, Печерскому, в Ближних пещерах
глас 2
Яко сый Богоноснаго Феодосия ученик
и истинный жития того подражатель,
первый честных его мощей самовидец быти сподобился еси,
яже с прочиими святолепно пренес,
наследил еси с темиже Царство Небесное,
еже получити и нам, чтущим тя, Господеви молися.
РУКА ДАЮЩЕГО НЕ ОСКУДЕВАЕТ!