Преподобный Нестор Летописец: что нужно знать об этом святом

Годы жизни и дни памяти

История не сохранила точных дат жизни преподобного, как не сохранила и почти никаких фактов о самой жизни, кроме, пожалуй, самых главных.

Время жизни святого определяется по косвенным признакам: кого он доподлинно застал и о каких событиях успел написать в своей легендарной «Повести временных лет». Поэтому принято считать, что родился преподобный Нестор Летописец около 1056 года, а умер не позже 1114 года.

Церковь установила днем памяти святого 27 октября по старому стилю и 9 ноября по новому. Также его память празднуется 11 октября по новому стилю в день Собора Киево-Печерских святых, почивающих в Ближних пещерах.

Он один из Киево-Печерских святых

То, что Нестор Летописец  автор древнейшей из дошедших до нас летописи на Руси, это величие, скорее, светское. Святым его сделало не это.

Собор Киево-Печерских святых – это вообще явление в истории всей Православной Церкви уникальное и не всегда нами до конца осознаваемое. Заключается оно в том, что в течение короткого, около века, периода Господь в одном-единственном монастыре дал миру такое количество святых, какое в иной период не набирается целыми странами за столетия.

В пещерах Киево-Печерской лавры хранятся нетленные мощи десятков святых, и это только те, о которых сохранилась память. Если прочитать Киево-Печерский патерик, то становится понятно: каждый из подвижников вел великую монашескую жизнь и был образцом православной аскетики и смирения.

Преподобный Нестор Летописец  один из них.

В монастыре жил с юных лет

Житие преподобного сообщает о том, что Нестор (до пострижения у него было другое имя, но оно нам неизвестно) пришел в Киево-Печерскую обитель, будучи 17-летним юношей, и смог застать основателей монастыря прпп. Антония и Феодосия Печерских. Преподобный Антоний прибыл в Киевскую Русь с Горы Афон, а преподобный Феодосий стал его учеником и верным помощником в организации жизни монастыря.

Отец Феодосий принимал самое непосредственное участие в воспитании молодого инока, который позже писал об этом времени так: «Все пребывали в любви: младшие покорялись старшим, не смея и говорить пред ними и изъявляя полную покорность и послушание; а старшие оказывали любовь к младшим, наставляли и утешали их, как отцы детей малых. Если какой-либо брат впадал в какое-либо прегрешение, утешали его и по великой любви делили епитимию одного на двух и на трех. Такова была любовь взаимная при строгом воздержании! Если брат выходил из монастыря, то все братия скорбели о том, посылали за ним и звали брата в монастырь, потом шли к игумену, кланялись и упрашивали принять брата и принимали с великой радостью».

Пострижен Нестор был уже после смерти преподобного Феодосия.

Имел послушание летописца

Судя по всему, преподобный Нестор был одним из самых образованных в обители  это при том, что преподобный Феодосий всем своим чадам заповедовал по возможности читать, поскольку считал время, проведенное с душеполезными книгами, средством в стяжании добродетелей.

Известно, что Нестор умел читать и писать не только по-славянски, но и по-гречески, что впоследствии помогло ему при составлении «Повести временных лет».

Мы можем только гадать, в чем конкретно заключалось послушание летописца в монастыре и что именно преподобный Нестор обязан был фиксировать, но после него осталось главное: жития некоторых святых, которых он застал в обители, и пространное житие основателей монастыря преподобных Антония и Феодосия. Все они составили первую часть «Киево-Печерского патерика». Также сохранился его текст о благоверных князьях-мучениках Борисе и Глебе.

Обладал даром чудотворения

Никто из Киево-Печерских святых, конечно же, не искал чудес. А чудеса, если и происходили, то отношение к ним братия старалась иметь в высшей степени бесстрастное. Именно поэтому и сам «Киево-Печерский патерик», и житие преподобного Нестора Летописца не являются собранием историй про исцеления и сверхъестественные явления (хотя и об этом там тоже рассказано), а, в первую очередь, это жития святых мужей, которые прожили жизнь в Боге и стяжали невероятное смирение.

Тем не менее известен один случай, который показывает невероятную силу молитвы преподобного, потому что однажды он исцелил даже не тело, а умонастроение человека. Речь идет о «прельщенном Никите», одном из постриженников Лавры. Молодой ревностный инок ушел в затвор, но не справился с нападками бесов и впал в прелесть: в частности, отказался читать книги Нового Завета (полностью при этом изучив книги Ветхого).

Житие сообщает, что монах был исцелен после того, как к нему пришли и за него молились игумен Никон и будущий преподобный Нестор.

После этого, согласно Патерику, Никита «предался воздержанию, и послушанию, и чистому и смиренному житию, так что всех превзошел в добродетели», а позже стал епископом Новгородским и был прославлен Церковью как святитель.

Написал «Повесть временных лет»

И, конечно же, всем (и не только людям воцерковленным) преподобный Нестор известен как автор «Повести временных лет»  самой древней летописи на славянском языке, что дошла до нас.

Это не научный труд в том смысле, в котором это понимают наши современники, но ведь и представления о науке тогда были иными. Например, для преподобного было немыслимо отделять историю от религии или нравственных уроков, поэтому, кроме непосредственного рассказа о событиях на Руси, в Повести есть и пересказ отрывков из Библии, а также нравственные размышления.

При этом, с исследовательской точки зрения, преподобный сделал все, что на своем месте мог и что в то время было возможно. В работе он пользовался греческими и болгарскими источниками, а также опросил большое количество как печерских иноков, которые помнили Крещение Руси и многое видели своими глазами, так и князей, и вельмож. Что-то он видел сам.

Всеми устными рассказами святой старался пользоваться осторожно, понимая, как много играет в пересказе роль самого рассказчика.

Надо сказать, что самой рукописи книги не сохранилось  имеются только списки, сделанные, примерно, в то же время. При этом в конце они начинают отличаться друг от друга, что говорит о том, что книга дописывалась переписчиками, а перу преподобного принадлежит все то, что описывает события до 11111113 годов.

 

Историк Василий Ключевский о летописном деле в Древней Руси

«Летописание было любимым занятием наших древних книжников. Начав послушным подражанием внешним приемам византийской хронографии, они скоро усвоили ее дух и понятия, с течением времени выработали некоторые особенности летописного изложения, свой стиль, твердое и цельное историческое миросозерцание с однообразной оценкой исторических событий и иногда достигали замечательного искусства в своем деле. Летописание считалось богоугодным, душеполезным делом. Потому не только частные лица записывали для себя на память, иногда в виде отрывочных заметок на рукописях, отдельные события, совершавшиеся в отечестве, но и при отдельных учреждениях, церквах и особенно монастырях велись на общую пользу погодные записи достопамятных происшествий».

(В.О. Ключевский. «Курс русской истории». Лекция V)

Мощи святого расположены в Ближних пещерах

Как дар Божий нам  возможность поклониться мощам Печерских святых. Все они хранятся в Киево-Печерском монастыре в двух больших подземных городах, которые именуются Ближними и Дальними пещерами.

Мощи преподобного Нестора хранятся в Ближних. Для тех, кто отправится в Киев, доступ к святым мощам открыт ежедневно с утра и до самого вечера. 

***

Тропарь преподобного Нестора Летописца, Печерского, в Ближних пещерах

глас 4

Великих князей русских деяния

и преподобных отец Печерских жития и чудеса написавый,

свое же, богомудре Несторе, многих ти ради добродетелей имя

написано на небеси стяжавый,

моли и нам написатися в Книги Животныя.

Кондак преподобного Нестора Летописца, Печерского, в Ближних пещерах

глас 2

Яко сый Ббгоноснаго Феодосия ученик

и истинный жития того подражатель,

первый честных его мощей самовидец быти сподобился еси,

яже с прочиими святолепно пренес,

наследил еси с темиже Царство Небесное,

еже получити и нам, чтущим тя, Господеви молися.


 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить