Александр Невский: воин, стратег, защитник веры…

12 сентября Русская Православная Церковь вспоминает святого благоверного князя Александра Невского. 290 лет назад его мощи были перенесены из Владимира-на-Клязьме в Санкт-Петербург, в Александро-Невский монастырь – будущую Александро-Невскую лавру.

…В детстве я, как и многие мальчишки, коллекционировал марки. Некоторые были весьма любимы: парусники, персонажи русских детских сказок. Но даже среди любимых выделялась одна, которой я особенно гордился. Шестикопеечная марка, на которой была изображена часть знаменитого триптиха Павла Корина «Александр Невский», написанная художником в 1942 году, в самый разгар Великой Отечественной войны. На картине и, соответственно, на марке был изображен высокий суровый воин с мечом, в плаще и доспехах. К его описанию хорошо подходят строчки из знаменитой английской баллады: «Он предстал перед ним, опираясь на меч, весь в доспехах от шеи до пят»… И мне, ребенку, Александр Невский представлялся этаким закаленным воином, за плечами которого много десятков лет жизни и суровых битв…

На самом деле Господь отвел великому полководцу, гениальному стратегу и государственному деятелю всего сорок с небольшим лет. И две главные битвы – со шведами на Неве и с немцами на Чудском озере – Александр выиграл, когда ему было всего двадцать! Точь-в-точь как Александр Македонский, который в двадцать лет вступил на царский престол и начал одерживать одну победу за другой. Как полководцев их отличает лишь одно: Александр Македонский не зря получил прозвище Завоеватель – он жаждал расширить границы своей империи. Великий же князь Александр Невский не стремился покорять чужие земли, а защищал от врага родные рубежи. Недаром он первым в тогдашней средневековой Европе выдвинул идею нерушимости границ: «Жити не преетупающе в чужую часть».

В двенадцати сражениях вел за собой русскую рать князь Александр и ни в одном не потерпел поражения, хотя из этих двенадцати традиционно выделяют два самых главных.

Первое великое сражение случилось в 1240 году, когда шведы, решив захватить часть новгородских земель близ Ладоги, на кораблях приплыли в устье реки Невы. Едва лишь узнав о высадке шведских войск, двадцатилетний Александр не стал посылать за помощью к своему отцу Ярославу, а за один день собрал свою дружину и новгородское ополчение и стремительно выступил навстречу врагу. Перед началом похода новгородская рать собралась возле собора Святой Софии, где воинов благословил архиепископ Спиридон. До нас также дошли знаменитые слова юного князя, с которыми он обратился к своим воинам: «Братья! Не в силе Бог, а в правде! Вспомним слова псалмопевца: сии в колеснице, и сии на конех, мы же во имя Господа Бога нашего призовем... Не убоимся множества ратных, яко с нами Бог».

Форсированным маршем войска Александра в два дня преодолели 150 километров до устья Невы и практически сходу атаковали шведов, не ожидавших такого внезапного появления противника. В этой битве новгородцы продемонстрировали великое упорство, решимость и отвагу. Невское сражение продолжалось с полудня до позднего вечера… Под покровом ночи шведы, погрузив на корабли большое количество убитых и раненых, в спешке отплыли восвояси. А молодой Александр в этой битве не только показал себя прекрасным полководцем, но и проявил личную отвагу, за что и получил от новгородцев почетное дополнение к имени – Невский.

Невское сражение до такой степени напугало шведов, что почти на 15 лет, до 1256 года, они не решались вновь войти в русские пределы.

Второе грандиозное сражение случилось два года спустя. Тогда немцы Ливонского ордена, подстрекаемые папой римским Григорием IX, вторглись в русские земли, захватили Изборск, осадили и взяли Псков. И вот когда крестоносцы подходили к Новгороду (от города их отделяло всего 30 верст), жители послали к князю Ярославу прошение, дабы он прислал им своего сына князя Александра для защиты. Любопытный факт: поначалу князь Ярослав послал новгородцам другого сына – Андрея. Но жители Новгорода Андрея не приняли и упросили Ярослава прислать им именно Александра – лишь в его полководческий гений верили они.

И Александр Невский не обманул их ожиданий: он отбросил немецких рыцарей от Новгорода, а затем освободил и Псков. Но понимая, что крестоносцы не успокоятся, если их окончательно не разбить, он начал их преследовать: вторгся в Ливонские земли и подошел с войсками к Дерптскому епископству, где находились рыцари ордена. Вот тогда-то на льду замерзшего Чудского озера и произошла та знаменитая битва, получившая в истории название Ледовое побоище.

Многие помнят знаменитый фильм Сергея Эйзенштейна «Александр Невский», где центральное место отведено грандиозному сражению. Правда, Николаю Черкасову, исполнявшему роль Александра Невского, на вид лет сорок, тогда, как мы знаем, на самом деле новгородскую рать в бой с рыцарями-крестоносцами повел двадцатидвухлетний Александр.

Да и, конечно, не проваливались немцы под лед от тяжести своих доспехов. Все это литературные придумки, не имеющие под собой никакого исторического обоснования. Все было проще и потому значительно страшнее. Как описывается в житии князя Александра Невского, «и бысть сеча зла, и труск от копий ломления, и звук от сечения мечнаго, яко же и езеру промерзъшу двигнутися. И не бе видети леду, покры бо ся кровию».

В этом сражении молодой князь Александр в очередной раз проявил свой полководческий гений. Когда войска Ливонского ордена вышли навстречу русской рати, русские воины по приказу князя стали медленно, как бы в страхе, отступать и постепенно вывели немцев на лед. Крестоносцы традиционно шли мощным клином («свиньей») и сходу врубились в передовые русские шеренги. Тогда-то, как и задумал князь Александр, русским витязям удалось взять немцев в кольцо. В итоге многих крестоносцев порубили, а иных взяли в плен.

Но одно дело сражаться с врагом мечом и копьем – и совсем другое вести сражения на дипломатическом поприще. И здесь князь Александр Невский сделал для Руси, для всех ее жителей не меньше, а возможно и больше, чем когда одержал победу в 12 сражениях.

Не по годам мудрый государственный деятель, он понимал, что победить татаро-монгольские орды на тот момент не поможет никакая храбрость. Если силой оружия и мужеством еще можно сдержать литовцев, ливонских рыцарей и шведов, то как противостоять бесчисленным ордам степных завоевателей! И будучи дальновидным стратегом, он принял мудрое решение: раз победить нельзя, значит надо сотрудничать, договариваться – с единственной целью оградить Русь от разграбления и уничтожения.

…Но, кстати, не только по этой причине князь Александр Невский старался поддерживать отношения с Золотой Ордой, а шедших завоевателей с Запада встречал мечом и копьем. Мудрый правитель и защитник Православной веры, он видел, что любой контакт с Западом может вылиться в принудительное католичество для русского народа. Тогда как монгольские завоеватели-мусульмане не только проявляли на Руси немалую веротерпимость, но и активно поддерживали Православие, освободили духовенство от уплаты дани, а хан Берке даже разрешил создать на территории Золотой Орды православную Сарайскую епархию.

Поначалу, как мы помним из истории, папа римский пытался покорить русские земли силой, чтобы мечом и копьем привести православных христиан в католическую веру. Потому и посылал на русские земли то шведов, то немецких крестоносцев. А когда эти планы потерпели фиаско, римская церковь решила действовать хитрее.

И тогда папа Иннокентий IV послал к Александру Невскому двух своих кардиналов с буллою, дабы они уговорили русского князя принять католичество. Князь Александр выслушал посланцев папы римского, а в ответ изложил им Священную историю и добавил знаменитые слова: «Си вся съведаем добре, а от вас учения не приимаем». Так ни с чем и уехали римские кардиналы.

Недаром мудрый князь Александр Невский говорил своим соплеменникам, что надо «крепить оборону на Западе, а друзей искать на Востоке»… Потому он каждый раз с дружиной и ополчением выступал на защиту своих западных границ. И по той же причине с богатыми дарами отправлялся в Золотую Орду.

…Пять раз вынужден был ездить в Орду князь Александр, проведя там суммарно четыре с половиной года своей жизни. При этом он каждый раз осознавал, чем чреваты эти поездки «в гости» к монгольским владыкам. Стоит лишь вспомнить, что его отец, князь Ярослав, вызванный в главную ставку в Монголию, был отравлен. Но Александр Невский проявлял чудеса дипломатии, уверенно договариваясь с хозяевами Орды. Уже во время первой своей поездка в Каракорум – главную ставку монгольских правителей – князь Александр Невский получил ярлык на великое Киевское княжение и владение всей русской землей. И в последующие поездки князю Александру Невскому удавалось сделать многое: то удержать монголов от похода на русские города, то добиться выдачи пленных русских воинов, то получить прощение для своего младшего брата Андрея, князя храброго, но безрассудного, которому казалось, что можно одним лишь мечом справиться с Ордой.

В последнюю, четвертую свою поездку князю Александру предстояла трудная задача – уберечь русских воинов, которых хан Берке планировал использовать как рекрутов в предстоящей войне с Ираном. Была такая печальная повинность у русских городов – отдавать своих воинов для участия в монгольских войнах. Для набора солдат на Русь прибыл даже специальный полк из Золотой Орды. Вот тогда мудрый Александр Невский и решил поехать напрямую к хану Берке, «дабы отмолить люди от бед». И ему это в очередной раз удалось: благодаря щедрым дарам и искусной дипломатии князя монгольский хан согласился не брать русских витязей в свою армию.

Правда, на переговоры и убеждения Александр Невский потратил почти все свои силы и значительно подорвал здоровье в степных ордынских кочевьях. Уже будучи совсем больным, князь Александр Невский выехал на Русь, но вскоре понял, что до Владимира ему не доехать. Днем 14 ноября 1263 года, находясь в Городце на Волге, он постригся в монахи, а к вечеру скончался.

Узнав о кончине князя, митрополит Кирилл, находясь в это время во Владимире, вышел к народу и возвестил: «Чада мои милые, слушайте! Зашло солнце земли Русской. Умер князь Александр». И весь народ с плачем воскликнул: «Уже погибаем»

В заключение хочется привести слова из «Истории государства Российского» Николая Карамзина: «Тело Великого князя уже везли в столицу: несмотря на жестокий зимний холод, митрополит, князья, все жители Владимира шли навстречу ко гробу до Боголюбова; не было человека, который бы не плакал и не рыдал; всякому хотелось облобызать мертвого и сказать ему, как живому, чего Россия в нем лишилась. Что может прибавить суд историка в похвалу Александру, к сему простому описанию народной горести, основанному на известиях очевидцев? Добрые россияне включили Невского в лик своих Ангелов-хранителей и в течение веков приписывали ему, как новому небесному заступнику отечества, разные благоприятные для России случаи: столь потомство верило мнению и чувству современников в рассуждении сего князя! Имя святого, ему данное, гораздо выразительнее Великого: ибо великими называют обыкновенно счастливых; Александр же мог добродетелями своими только облегчать жестокую судьбу России, и подданные, ревностно славя его память, доказали, что народ иногда справедливо ценит достоинства государей и не всегда полагает их во внешнем блеске государства».

 

Петр Селинов

 


 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить