Страсть врачуется Божией милостью

Протоиерей Андрей Овчинников

Мы предлагаем вашему вниманию очередной отрывок из книги протоиерея Андрея Овчинникова «Основной инстинкт или блудная страсть?», опубликованной в издательстве «Даниловский благовестник». На этот раз автор анализирует рассказ преподобного Моисея Мурина (память 28 августа/10 сентября) и на его основе делает очень важный вывод о том, что плотские страсти врачуются не столько старанием человеческим, сколько Божией милостью.

В начале IV века в «странах египетских» гремела дурная слава атамана разбойников, эфиопа по имени Моисей. Его жестокое грубое сердце не знало пощады. Страх Божий, казалось, был также ему неведом. Но воистину милосердный Господь не праведников, но грешных призывает к покаянию (см.: Мф. 9; 13). Однажды, опомнившись и ужаснувшись своей греховной жизни, Моисей пришел в пустынный монастырь. Всецело предав себя Богу и отдав себя в повиновение братии, он бесконечно оплакивал совершенные злодеяния и вскоре заслужил уважение своим смирением и трудами.

Спустя некоторое время он уединился от всех и начал подвиг отшельничества. Но диавол не желал признать потерю того, кто так долго ему угождал: житие подвижника повествует о многих тяжких испытаниях, которые претерпевал Моисей, о долго мучившей его блудной страсти. Все это совершалось по попущению Божию, так как Господь хотел видеть его Своим совершенным, закаленным воином, которому не страшны ни телесные страдания, ни духовные обольщения.

За свои подвиги преподобный Моисей впоследствии удостоился душевного мира и обрел великую власть над бесами. Вплоть до мученической кончины авва Моисей уклонялся от всякой славы и почестей, и в то же время всюду был известен радушием и любовью к странникам. Пребывая в сане пресвитера, окруженный множеством учеников, преподобный сам предсказал свою смерть от руки варваров, не сделав попытки ее избежать. Земная жизнь святого закончилась около 400 года. Его ученик, спасшийся от смерти, видел в момент славной кончины преподобного отверстое небо и нисходящий на него светлый венец.

Страсть врачуется Божией милостью. О разумных и неразумных советниках

Авва Кассиан говорил: «Вот что сказал нам авва Моисей: “Хорошо не утаивать своих помыслов, но открывать их старцам духовным и рассудительным, а не таким, которые состарились от одного только времени. Ибо многие, смотря на старческий возраст и открывая свои помышления, – вместо уврачевания, по неопытности выслушивающего, впадали в отчаяние…”».

Далее нам рассказывается назидательная история. Некий юноша (как сказано – брат из числа самых ревностных) был искушаем от блудной страсти. И вот он решился открыться некоему старцу. А как говорит авва Кассиан, ссылаясь на наставление аввы Моисея, не всегда старец по годам может быть духовно опытным наставником.

Этот юноша, видимо, не усвоил данный закон и открылся неопытному духовнику в том, что его борют плотские помыслы. И услышал страшные слова: старец его жестоко обличил, сказав, что он недостоин монашеского образа. От таких мыслей юноша впал в отчаяние и решил оставить монастырь и пойти в мир.

 
«Основной инстинкт»
или блудная страсть

Протоиерей Андрей Овчинников

Скачать книгу: ePub

Какие страшные последствия, и как быстро все развивается! Юноша ведь был ревностным, усердным, и искушаем был явно «по зависти демонов». Но вот открылся неопытному духовнику, и тот, вместо того чтобы облегчить его брань, вверг в еще большее отчаяние. Заметьте, в V веке духовная крепость послушников была не такова, как сейчас. Есть масса свидетельств того, как эти молодые люди трудились, как их смиряли, закаляли, чтобы они были искусными духовными бойцами… И даже такой человек впал в отчаяние.

Но, по милости Своей, Господь, не хотящий никому смерти, посылает некоего авву Аполлоса, мужа святой, праведной жизни. Этот старец увидел печального юношу, который шел по направлению к селению, и спросил:

– Куда ты идешь? Почему ты так печален?

Юноша же испытывал такой стыд, что даже не сразу ему признался. Узнав же, наконец, все, авва Аполлос говорит:

– Не поддавайся этим мыслям, это тебя борют демонские искушения. Посмотри на меня! Я уже седой – и то сильно возмущаюсь подобными помыслами. Прошу тебя: вернись в свою келлию.

Дальше сказано очень важное наставление: не теряй духа при разжжении плоти, которое врачуется не столько старанием человеческим, сколько Божией милостию.

Тут важно каждое слово. Многие пытаются разобраться: почему их постоянно борют нечистые желания? Иногда человек на себя возлагает духовные труды – пост или поклоны, но ничего не помогает. А дело в том, что неправильно понято самое главное: любое искушение, любая немощь, любая страсть врачуются не столько нашими стараниями, сколько милостью и помощью Божией. Поэтому в борьбе с блудными искушениями самое главное настроение – это смирение.

Что такое смирение в данном случае? Когда человек побеждается плотскими желаниями, нужно себя повергнуть пред Богом или пред Матерью Божией и сказать: «Вот я постоянно соблазняюсь… и ничего не могу с этим поделать. Ты Сам, Господи, устрой мое спасение, помоги мне победить эту немощь!»

Но здесь надо добавить очень важное назидание: что, конечно, под лежачий камень вода не течет. Трудиться надо, но неся труды, ревностные и постоянные, никогда не будем забывать, что весь успех необходимо предать Богу. Об этом апостол Павел говорит в Первом послании к Коринфянам: Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог; посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а все Бог возращающий (1 Кор. 3; 6–7).

Интересно развивается эта история.

Авва Аполлос, желая вразумить неразумного старца, помолился Богу, чтобы Господь обратил на горе-духовника ту самую борьбу, которая мучила юношу. И ему открылось видение, как демон в виде эфиопа стал стрелять в старца некими особыми стрелами. Не прошло и малого времени, как тот забеспокоился, выбежал из келлии и направился в сторону селения. Тут авва Аполлос ему и говорит:

– Куда же ты идешь? Что это тебя смущает?

Только тогда тот понял, что поступил неправильно, что вместо того, чтобы оказать долг любви, поддержать брата в борьбе, он нанес ему еще большую рану.

А авва Аполлос продолжил:

– Познай свою немощь и считай себя до этого времени или не узнанным от диавола… (то есть, – ты еще не вступал в настоящую борьбу, диавол в тебе не узнал достойного противника, ты для диавола не интересен, поэтому он тебя не искушает…), или даже презренным, когда ты не удостоен борьбы с ним, посылаемым на ревностных иноков.

Для христианина заповедано пребывать в борьбе, которая происходит от зависти бесовской. Ведь падшие духи, видя, что мы стремимся спастись и приобретаем что-то духовно, искушают нас. В такой борьбе пребывать почетно. Хуже, если причина падений – только наше нерадение, глупость, самолюбие.

Далее авва Аполлос говорит:

– Ты даже один день искушения не мог перенести. Один день, а юноша этот боролся и старался…

В конце этого поучения еще раз повторено: никто не может переносить козни врага и не может угасить разжжение плоти, если благодать Божия не охранит человеческой немощи.

Молитва Моисею Мурину

 


 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить