«Через послушание Господь дает благодать»

Братия Данилова монастыря

Мы попросили некоторых насельников из числа старшей братии Даниловой обители, которые на протяжении многих лет вносят свою лепту в непрекращающийся созидательный процесс монастырской жизни, рассказать о своих послушаниях.

«Важно, чтобы никто не ушел от нас неутешенным»

Игумен Иоасаф (Полуянов)

Игумен Иоасаф (Полуянов).

Эти слова, произнесенные в начале 90‑х годов прошлого века наместником нашей обители – в ту пору еще архимандритом Алексием, стали для меня руководством в моей дальнейшей жизни. Отец Алексий вызвал меня, совсем молодого насельника монастыря, несущего послушание уставщика и преподавателя воскресной школы, и поручил заняться созданием молодежного центра. Сегодня Патриарший центр духовного развития детей и молодежи, которым я по послушанию руковожу с самого начала, 26‑й год, известен разными направлениями своей деятельности и десятками развивающихся проектов. А тогда многие из них только зарождались… Духовная жажда у людей была огромной! В православный лекторий на беседы с братией монастыря приходили все: от домохозяйки до профессора, от школьников до слушателей из Военного университета, один из которых потом стал священником… Интерес был просто колоссальный, поэтому трехмесячные курсы в итоге стали годичными. Теперь время диктует свои правила, и, скажем, «православный ликбез» мы продолжаем вести в Интернете. Набор всегда очень большой – более 300-400 человек из разных стран записываются на курс. К сожалению, не все его оканчивают, поскольку наша программа достаточно сложная. Мы о многом стараемся рассказать, но в свою очередь, чтобы люди не ленились, выдвигаем к ним требования – и самостоятельно читать литературу, которую мы рекомендуем. На чем некоторые наши слушатели «ломаются»? На зачетах. Заканчивает курс человек 90. Но благодарят все. Говорят: «Пусть мы прошли только половину пути, всё равно нам был дан огромный объем душеполезной литературы и информации».

А альма-матер нашего Центра – это воскресная школа, открывшаяся при монастыре сразу после празднования 1000‑летия Крещения Руси. Сюда со всех концов Москвы родители приводили своих деток, а сейчас, спустя годы, у нас действует очень много разных направлений – и детских, и, что особенно важно, – подростковых, так как подростковый возраст самый сложный. И именно эти проекты помогают подросткам оставаться в Церкви –например, проект «Пилигримия». Зарождалась эта программа как паломническая – ездили по святым местам. Но сейчас мы больше внимания уделяем внутреннему паломничеству – проект стал в большей степени психологопедагогическим, духовноразвивающим. Вместе с подростками пытаемся задавать вопросы, которые их особенно волнуют, и порой это очень сложные вопросы, касающиеся веры в Бога, отношений в семье, отношений мужчины и женщины. Другой проект – «99 овец». Он для творческой молодежи, потому что в основе его деятельности два театра: театр в классическом понимании и кукольный – «Балаганчик сказок», тоже пользующийся огромной популярностью. Через театр (отвечающий определению «социальный») ребята стараются служить людям и идут со своими спектаклями в больницы, детские дома, социальные центры и т.  д. А тех, у кого есть техническая жилка, объединяет подростковый клуб технического творчества «Самоделкин».

Патриарший центр духовного развития детей и молодежи.

Конечно, обо всем не расскажешь, но в контексте темы «Послушание монаха в монастыре» я хотел бы обратить внимание на самое главное для монашествующих: монастырь не подавляет личность, а напротив, развивает ее. Получается, что основное свое послушание я несу вне стен монастыря (являясь еще настоятелем нескольких приписных храмов), и, наверное, если бы не было духовной братской поддержки, оно выхолостилось бы. А так и я, и сотрудники Центра, и его подопечные чувствуем, что мы находимся под покровом святого благоверного князя Даниила Московского, наместника и братии Данилова монастыря. И это нас окрыляет.

«Прежде всего мастерские создавались для обеспечения внутренних нужд обители»

Иеромонах Алексий (Завидонский)

Иеромонах Алексий (Завидонский).

Мое главное послушание – помощник эконома монастыря. И как дополнение – руководитель Художественно-реставрационных мастерских обители. Прежде всего мастерские создавались для обеспечения внутренних нужд обители. В переплетной мастера своего дела занимаются реставрацией Евангелия, Апостола, Требника, Канонника и других богослужебных книг, чинят уже рассыпающиеся книги. Сотрудники реставрационной мастерской поновляют живопись в храмах, а раз в 15 лет мы ставим леса, всё промываем, устраняем естественные загрязнения. Когда нам нужны богослужебные сосуды, их изготавливают в нашей ювелирной мастерской. Сегодня у обители четыре скита, и в них тоже нуждаются как в церковной утвари и различных предметах, связанных с церковным обиходом, так и в новых иконах. Есть у нас столярная и багетная мастерские. Также осуществляется реставрация икон и мебели. Словом, что-то создаем заново, что-то ремонтируем. Помимо внутренних потребностей самого монастыря и его скитов, мы также покрываем нужды приписных храмов, где служит братия, насельники обители. И всё это дает монастырю автономность, позволяет не зависеть от разных фирм и учреждений.

Художественно-реставрационные мастерские Данилова монастыря.

В тех случаях, когда к нам обращаются из других обителей и храмов с какими-то заказами и если это не в ущерб интересам нашего монастыря, мы беремся за них. Так, нашей иконописной мастерской был выполнен архитектурный проект цветного трехъярусного иконостаса в Казанском приделе главного собора в честь Рождества Богородицы Зачатьевского ставропигиального женского монастыря Москвы. Еще на счету наших мастеров – работы для другого ставропигиального монастыря столицы – Марфо-­Мариинской обители милосердия: икона святой преподобномученицы Елисаветы Феодоровны, ковчежец для частицы мощей святого преподобноисповедника архимандрита Сергия (в миру Митрофана Сребрянского) – первого духовника обители. За границей тоже о нас знают, например, по иконостасам в переданных Московскому Патриархату храме в честь Преображения Господня и преподобного Антония Великого в старинном итальянском городе Тарквиния и в храме Святой Марии Блаженного Успения в Неаполе. Еще настоятельница монастыря святой равноапостольной Феклы в Маалюле (Сирия) матушка Пелагея (Сайаф) заказала даниловским мастерам икону Пресвятой Богородицы и святой первомученицы Феклы, и этот заказ был выполнен. На данный момент мы делаем большую работу для челябинского храма святого благоверного князя Александра Невского, освященного в 1911 году в честь Небесного покровителя императора Александра II. Реставрационные работы там заканчиваются, мы же изготавливаем три иконостаса, церковную утварь и всё внутреннее наполнение.

Художественно-реставрационные мастерские Данилова монастыря.

«Поддержка владыки наместника для меня совершенно неоценима»

Игумен Иона (Займовский)

Игумен Иона (Займовский).

Насельником Даниловой обители я являюсь уже более 30 лет и естественным путем перешел в старшую братию монастыря. Сегодня уже просто не могу себя представить где-то в другом месте… Хотя было время, когда я хотел стать монахом Троице-Сергиевой лавры. Я работал чтецом и сторожем в одном церковном приходе и в какой-то момент понял, что наступает переломный момент в моей жизни: либо я остаюсь в этом приходе и строю свою семейную жизнь, либо ухожу в монахи. Тогда я поехал в Лавру за советом к своему духовному отцу – архимандриту Кириллу (Павлову). Он меня выслушал, обстоятельно расспросил, чем я интересуюсь, что мне близко. А поскольку все мои мысли были вокруг храма, молитвы и церковной жизни, то отец Кирилл сказал, что мне нужна жизнь монашеская. Я даже прошение в Троице-Сергиеву лавру написал, хотел быть поближе к батюшке, но он посоветовал мне идти в Данилов монастырь. И буквально через год после моего прихода в московскую обитель ее возглавил насельник Троице-Сергиевой лавры игумен Алексий (Поликарпов), ныне – епископ Солнечногорский, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

Без поддержки наместника у нас бы не получилось создать группы помощи анонимным алкоголикам и наркоманам. Конечно, все эти программы – «Метанойя», «12 шагов» и другие – они православные, но у Церкви к известной системе «12 шагов» отношение неоднозначное. Случалось, что некоторые миряне, да и архиереи тоже, высказывали свое возмущение владыке Алексию, говоря, мол, у вас в обители появилось гнездо американского разврата. На что он всегда кротко и кратко отвечал: благодаря этим программам люди перестают пить, выздоравливают и воцерковляются. Действительно, очень много людей обращается к нам за советом и помощью. Нередко обращаются их близкие. Химическая зависимость (алкоголизм и наркомания) а также игромания – это тяжелые состояния и очень сложная проблема. Владыка не раз говорил, что он знает людей, очень хороших людей, которые умерли от алкоголизма, потому что это очень страшная и коварная болезнь, совершенно безразличная к социальному статусу. И потому поддержка владыки наместника для меня совершенно неоценима. Для меня он – невероятно духовный человек, большой авторитет и пример настоящего монашеского служения. Это наш флагман. И среди братии, несущей самые разные послушания, немало людей, которые являются для меня примером. Если их называть, получится большой список.

«Через послушание Господь дает благодать»

Иеродиакон Варнава (Шевцов)

Иеродиакон Варнава (Шевцов).

Воцерковляться я начал у себя дома, в Новороссийске, и тогда у меня появилось большое желание уйти в монастырь… Подумывал я о Псково-Печерской обители или о монастыре в уединении (как многие новоначальные, начитавшись аскетической литературы). О Даниловом в ту пору и мыслей не было, потому что был уверен: в столичном монастыре я не встречу духовника. Но встретил! И ради него пришел сюда. Когда я познакомился с тогда еще архимандритом Алексием (Поликарповым), начал с ним общаться, то поразился его проницательности и внимательному отношению к каждому человеку. Свой путь на новой стезе я начал в монастырском скиту преподобного Сергия Радонежского Рязанской области, где сначала был послушником, затем иноком, потом отец Алексий постриг меня в монахи. Как-то он приехал в скит с экономом обители, и они сказали, что мне надо поехать в Грецию. Зачем? Научиться делать ладан, чтобы в монастыре был свой ладан. Благодаря монахам маленького монастыря Воскресения Христова, недалеко от Афин (там подвизались всего три монаха), а еще переводчику я научился делать ладан и затем на Афоне постарался закрепить полученные знания и приобретенные навыки. После моего обучения начались поиски ингредиентов для ладана: что-то растет в Африке, что-то есть во Франции, так что мне пришлось поездить в заграничные командировки…

Теперь перейду к своему сегодняшнему послушанию, которое я несу с 2012 года. То есть, с того самого момента, когда отец наместник сказал, что мне надо переехать из скита в обитель и руководить здесь церковными лавками. Я человек некоммерческого устроения (в миру у меня была морская профессия), поэтому всё для меня было ново. Но раз благословили, значит, надо делать. Нахожусь я в непосредственном подчинении отца эконома, игумена Иннокентия (Ольхового), и слава Богу, что у нас такой талантливый духовник, владыка Алексий, и такой талантливый руководитель экономской службы! Отец Иннокентий четко и ясно мне рассказал, как нужно работать с коллективом (где в основном трудятся женщины), как развивать церковные лавки. Еще он порекомендовал мне ездить по музеям – развивать свой вкус, что я с тех пор и делаю. С благословения владыки и под руководством отца эконома мы организовали собственное производство икон с применением ультрафиолетовой печати. Потихоньку наши лавочки начали преображаться. Конечно, вся заслуга в этом – отца эконома, а поскольку у нас хозяйство большое, он ставит на каждом направлении исполнителей. Лично я как исполнитель не раз замечал: советуюсь с отцом Иннокентием – всё получается, начинаю по своей увлеченности что-то сам предпринимать – не получается. Вот, пожалуйста, наглядный пример того, как работает закон послушания! Через послушание Господь дает благодать. А благодать развивает человека быстрее, чем любой профессор в академии. Но это мое частное мнение. Естественно, нужно и самообразовываться под руководством старших товарищей, тогда получится гармония.

«Очень разнообразными делами приходится заниматься!»

Иеромонах Андроник (Фалейчик), ризничий

Иеромонах Андроник (Фалейчик), ризничий.

Ризница – это материальное хозяйство с достаточно большим количеством предметов самого разного размера и качества. В большинстве своем они являются произведениями церковного искусства, имеют свою индивидуальность, и относиться к ним нужно соответственно. Это касается изготовления новых вещей и заботы об имеющихся. Приобретение опыта на данном послушании прежде всего заключается в следующем: как организовать хранение и учет всего этого хозяйства. Мне помогло то, что я в прошлом программист, с компьютером знаком с 1989 года. Поэтому не в тетрадь формата А4 всё записываю, а составил электронную таблицу с указанием, что за вещь, в каком она состоянии и где хранится. То есть найти ее можно быстро. У нас в монастыре ризничий отвечает за всё, что есть внутри храма. Отошла рамка на настенном киоте для иконы – нужно оперативно решать вопрос с ремонтом. Протирал кто-то к празднику красивую фарфоровую лампаду с росписью и нечаянно уронил, ушко отбилось – вопрос требовал безотлагательного решения. И это типичные повседневные задачи. Из масштабных упомяну замену обветшавших ковров в алтаре Троицкого собора. Ковры – это определенная профессиональная область, где надо знать много тонкостей, а тем более ковры предназначались для алтаря и следовало учесть архитектурное оформление собора. Очень разнообразными делами приходится заниматься!

В ризнице Данилова монастыря.

Помимо ответственности за материальное богатство ризницы, я чувствую ответственность и за работу людей, которые находятся у меня в подчинении. У братии послушаний хватает, поэтому дежурные по храму – это всё наемные работники. За время моего служения мне пришлось наладить систему учета их работы. Прежде это было заботой бригадира, однако по человеческой слабости допускались разные перекосы в том плане, что одному, допустим, больше заплатили, другому меньше. Чтобы оплата соответствовала тому времени, которое человек отработал, и ни у кого не возникали обиды, я сел за компьютер и разработал систему учета, полностью себя оправдавшую. Еще у нас швеи в ризнице работают. Вспоминается тот период, когда накопилось много старого облачения с большой степенью износа, и руководство обители сказало: будем менять на новое. И вот своими силами две швеи сшили новые комплекты облачений всех богослужебных цветов, какие приняты в Русской Православной Церкви. Я сам ездил и подбирал ткани, сам рассчитывал, сколько чего нужно. Тоже совершенно новая для меня область, которую пришлось с нуля осваивать. И третья категория сотрудников– цветочницы. Об их замечательной работе в двух словах не скажешь, поэтому ограничусь сообщением, что огромная заслуга в том, что оформительская работа у нас налажена, принадлежит духовной дочери моего предшественника на этом послушании – покойного отца Зосимы (Давыдова), последние годы своей жизни возглавлявшего Якутскую кафедру. Он был талантливым духовником, у него было много духовных чад, и Нина Михайловна, художник, иконописец, дизайнер по флористике – одна из них.

«Свой монашеский путь я хотел проходить под началом духовного отца»

Иеродиакон Роман (Огрызков)

Иеродиакон Роман (Огрызков).

Мои основные послушания – старший звонарь обители и руководитель Даниловского колокольного центра, созданного по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в феврале 2016 года. Сразу же довольно четко определились три основные направления деятельности Центра, три его составляющие. Это, во‑первых, научная программа, включающая кампанологические исследования. (Некоторые из них проводятся именно для того, чтобы можно было оказывать квалифицированную помощь людям, интересующимся историческими русскими колоколами). Во-вторых, культурно-просветительская программа – ее целью является популяризация традиций русских звонов. И в‑третьих, – прикладная программа. Причем в нее, помимо литья колоколов, воссоздания утраченных колоколов и дополнения существующих ансамблей, входит также их монтаж и создание систем управления звоном, расчетное обоснование динамики и прочности колоколонесущих конструкций, экспертная оценка состояния колоколен и колоколов. В нашем Центре трудятся дизайнеры, расчетчики, специалисты по динамике и люди других специальностей. А литейное производство колоколов мы открыли на монастырском подворье в селе Долматово, что недалеко от Москвы.

Обложка Монастырского вестника 2025. №2 (63)

«Монастырский вестник». 2025. №2 (63)

Должен сказать, что еще раньше, до открытия Центра, при Даниловом монастыре были организованы курсы звонарского мастерства, где базовый курс обучения составляет 3 месяца, полный цикл – 4,5 месяца. В практических занятиях акцент делается на изучении исторических русских звонов. Все учащиеся курсов принимают участие в праздничных монастырских звонах на исторических Даниловских колоколах, возвращенных в 2008 году из Гарвардского университета (США), где они находились на протяжении 77 лет и во многом благодаря преподавателям заокеанского университета были возвращены в родную обитель. Но продолжу: по окончании обучения нашим выпускникам выдается Свидетельство или справка об окончании курсов. Обучаются на курсах как мужчины, так и женщины. Берем также молодежь, начиная с 14 лет.

Традиционным для обители стало проведение на ее площадке фестиваля звонов «Даниловские колокола». Так, осенью прошлого года состоялся уже XV фестиваль, в нем приняли участие 35 звонарей из полутора десятков городов России и Белоруссии.

…Интерес к колокольному звону возник у меня лет в 15, когда я стал ходить на богослужения в храм Живоначальной Троицы в Люберцах и обучался азам звона у церковных пономарей. О своем приходе в Данилов монастырь скажу следующее: пришел я сюда из-за отца наместника архимандрита Алексия (Поликарпова), ныне епископа Солнечногорского. Еще когда он был в Троице­Сергиевой лавре помощником духовника Лавры старца Кирилла (Павлова), мои родители к нему ездили и меня с собой брали. После выбора мною монашеского пути вопрос, в какой монастырь идти, передо мной не стоял, потому что свой монашеский путь я хотел проходить под началом своего духовного отца, ставшего в 1992 году наместником Данилова монастыря.

Материал подготовила Нина Ставицкая
Фото: Владимир Ходаков
В материале также представлены снимки
из фототеки Данилова монастыря


РУКА ДАЮЩЕГО НЕ ОСКУДЕВАЕТ!