Вселенную утвердил молитвами твоими

Елена Якушева

30 января Церковь молитвенно совершает память преподобного Антония Великого (III‒IV вв.). Предлагаем нашим читателям обратиться к драгоценному опыту этого удивительного подвижника, который мог позволить себе сказать: «Я совсем не боюсь Бога, а просто люблю Его».

Наверное, каждый православный христианин находит однажды «своего» святого, чья жизнь и подвиги заставляют задуматься и вдохновляют на то, чтобы человек изменил свое привычное существование.

Для многих, притом не всегда стремящихся к монашеству, ярким примером такого подвижника является преподобный Антоний Великий.

Он родился около 250 года в Египте в богатой и благородной семье и был воспитан в христианстве. В 18 лет Антоний потерял родителей и остался один с сестрой, о которой должен был заботиться. Однажды, находясь в церкви, он услышал слова Евангелия: Если хочешь быть совершенным, иди, продай имение твое и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на Небе, и иди вслед за Мной (Мф. 19:21). Они глубоко его тронули, словно были обращены именно к нему. Юноша решил раздать наследство бедным, оставил сестру на попечение христианских девственниц и удалился от мира. Сначала он жил рядом с одним известным старцем, затем посещал других отшельников. Его духовные подвиги прославили его, и он стал известен как «друг Божий». Решив углубить свою аскезу, он на время уединился в пещере, а затем поселился в полном одиночестве в разрушенном укреплении вдали от людей.

Антоний переживал множество искушений: голод, жажду, холод и жару, вел жестокую внутреннюю борьбу с демонами, преодолевал тоску по миру. В моменты отчаяния он взывал к Богу и находил утешение в Его явлениях. Он получил наставление от Ангела, который научил его справляться с помыслами.

«Где ты был, благий Иисусе? Почему вначале не пришел прекратить мои страдания?» ‒ воззвал однажды Антоний, когда Господь, после одного тяжкого искушения, явился ему. «Я был здесь, сказал ему Спаситель, ‒ и ждал, пока не увижу твоего подвига».

В другой раз Антоний молил: «Господи, я хочу спастись, а помыслы не дают мне». После этого он увидел похожего на себя человека, который сидит и работает, потом встал и начал молиться, затем опять сел за работу. «Делай так, и спасешься», ‒ сказал ему ангел Господень.

Так Антоний провел в уединении 20 лет. Его подвижническая жизнь привлекала внимание и вдохновляла других, положив начало широкому монашескому движению в христианстве.

Через какое-то время к Антонию начали собираться последователи, и он принял на себя роль духовного наставника, основывая первые монашеские общины. Его учение основывалось на аскезе, смирении и любви к Богу. Преподобный Антоний подчеркивал важность внутреннего мира и единения с Богом, что стало основополагающим в монашеском идеале.

Преподобный Антоний Великий считается основателем монашества и одним из первых пустынников в христианской традиции. Его жизнь и учение оказали значительное влияние на развитие христианского богослужения и монашеской практики. Он отошел ко Господу в 356 году, оставив наследие, вдохновляющее многих на протяжении веков.

Перечитаем мудрые изречения преподобного.

Кто есть человек

«Люди обычно именуются умными по неправильному употреблению сего слова. Не те умны, которые изучили изречения и писания древних мудрецов, но те, у которых душа умна, которые могут рассудить, что добро и что зло: и злого и душевредного убегают, а о добром и душеполезном разумно радеют и делают то с великим к Богу благодарением. Эти одни, поистине, должны именоваться умными людьми.

Человеком дóлжно называть или того, кто умен (по первому пункту), или того, кто принялся исправлять себя. Неисправного не дóлжно называть человеком; потому что свойство это (т.е. неисправимость) нечеловеческое. От таких дóлжно бегать. Сживающиеся со злом никогда не будут в числе бессмертных (т.е. обладать блаженным бессмертием).

Только самим делом, качествующая/находящаяся в нас умность (по первому пункту), делает нас достойными называться людьми; не имея же такой умности, мы разнимся от бессловесных одним расположением членов и даром слова. Итак, да познает разумный человек, что он бессмертен; и да возненавидит всякую срамную похоть, которая бывает для людей причиною смерти».

Как обрести милосердие у Господа

«Некоторый брат спросил авву Антония, что делать мне, чтоб обрести милосердие у Бога? – Святой старец отвечал ему: “что скажу тебе, то сохраняй тщательно: где бы ты ни был, – имей Бога пред очами твоими; делай только то, на что имеешь свидетельство Писания; остерегись скоро оставлять место, в котором ты живешь, каково бы это место ни было”.

Из ответа преподобного Антония видно, что Священное Писание издревле признавалось основным руководством для монашества. Только те советы и те наставления старцев принимались за правило жизни, которые были согласны с Священным Писанием».

Как спастись

«Спросил некогда авва Памво авву Антония, как ему вести себя, чтоб наследовать спасение? – Блаженный старец отвечал: не доверяй своей праведности; искренно раскаивайся в преждесодеянных согрешениях; воздерживай язык, сердце и чрево».

Об отношениях с людьми

«Не обвини и не укори кого-либо необдуманно и поспешно: в этом – падение твоё.

Не оправдывай себя пред человеками, но в душе твоей будь мудр, кроток, великодушен, терпелив, тщалив[1], исполнен любви к человекам.

Не приклони слуха, чтоб услышать зло о ближнем; будь другом человеков, и стяжешь жизнь.

Не ропщи и не позволь себе оскорбить кого-либо.

Не считай себя мудрым: иначе гордостию вознесется душа твоя, и ты впадешь в руки врагов твоих.

Если кто заговорит о неполезном для души, будь подобен глухому, который не слышит, и немому, который не говорит.

Будь мудр: молчанием загради уста клевещущих на тебя.

Если увидишь, что брат впал в грех, то не соблазнись на него, не презирай и не осуждай его; иначе впадешь в руки врагов твоих (бесов)».

Как делать добрые дела

«О добром деле, которое желаешь сделать, не говори совсем – исполни его, не разгласив о нем заранее.

Будь спокоен и не опасайся ничего, когда ты что-нибудь делаешь сообразно с волей Божией, но опасайся преступить и малую заповедь Божию. Господь Иисус Христос даст тебе силу и Сам будет содействовать тебе в совершении добрых твоих дел».

О борьбе с грехами

«Будем стараться жить праведно и, размышляя о смертном часе, не грешить. Вставая от сна, не будем надеяться дожить до вечера, и, отходя ко сну, будем помнить, что, быть может, не доживем до утра; не будем забывать, что мера нашей жизни нам неизвестна, и что мы всецело во власти Божией. А проводя так каждый день, мы не будем ни грешить, ни обольщаться какими-либо пагубными пожеланиями, ни гневаться друг на друга, ни собирать себе земных богатств, но, как ежеминутно ожидающие смерти, пренебрежем всем тленным».

О борьбе с гневом

«Остерегись рассердиться на кого-либо, – прощай всем.

Ощутив гнев, тотчас отвергни его далеко от себя, чтоб радость твоя о Господе пребыла ненарушенною до конца. Умоляю, как юношей, так и старцев, чтоб они не дозволяли гневу обладать собою.

Удали от себя ненависть, охраняй себя от вожделений твоих, равно как и от скверных помышлений».

О призрачности земных благ и великой пользе добродетелей

« Особенно твердо мы должны помнить то, что если бы кто и не захотел расставаться со своими богатствами, все же смерть насильно разлучит его с ними. Если так, то почему же нам самим не сделать того же для добродетели? Почему ради Небесного Царства не отказаться добровольно от своего имущества, которое все равно потеряем в конце этой жизни? Пусть же христиане не заботятся о том, чего, умирая, не могут взять с собой. Будем, лучше, всеми силами души стремиться к приобретению того, что возводит нас по смерти на небо, как то: премудрости, целомудрия, справедливости, добродетельной жизни, рассудительности, нищелюбия, твердой веры в Христа, негневливости, странноприимства. Стремясь к этому, мы и на земле будем проводить жизнь беспечальную».

О том, как сопротивляться демонам

«Самим Богом указано нам с неослабным вниманием следить всегда за тем, что происходит у нас в душе, потому что у нас есть очень хитрые в борьбе враги, – разумею демонов, – и нам, по словам апостола (Ефес.6:11–12), предстоит непрестанная борьба с ними. Бесчисленное множество их носится в воздухе, целые полчища врагов окружают нас со всех сторон. Я не мог бы разъяснить вам все различия между ними; скажу лишь кратко о тех известных мне способах, какими они пытаются обольщать нас.

Прежде всего, мы должны твердо помнить то, что Бог не виновник зла, и что демоны сделались злыми не по Его воле: такая перемена в них произошла не по природе, а зависела от их собственной воли. Как созданные благим Богом, они первоначально были добрыми духами, но за самопревозношение были низринуты с неба на землю, где, коснея во зле, обольстили народы ложными мечтами и научили их идолопоклонству; нам же, христианам, они безмерно завидуют и непрестанно поднимают против нас всякое зло, опасаясь, что мы наследуем их прежнюю славу на небесах. Различны и разнообразны степени погружения их во зло: одни из них достигли крайнего ниспадения в бездну нечестия, другие кажутся менее злобными, но все они, по мере своих сил, борются разными способами против всякой добродетели. Поэтому нам нужны усиленные молитвы и подвиги воздержания для получения от Бога дара рассуждения, – чтобы постигать различия между злыми духами, чтобы узнавать в каждом отдельном случае их разного рода хитрости и обольщения и все отражать одним и тем же христианским знамением – Крестом Господним. Получив этот дар, святой апостол Павел внушал: чтобы не сделал нам ущерба сатана, ибо нам не безызвестны его умыслы (2 Кор. 2:11). Нужно, чтобы и мы подражали апостолу и предупреждали других о том, что потерпели сами, и вообще – наставляли взаимно друг друга. Со своей стороны я видел от демонов много коварных обольщений и говорю вам об этом, как детям, чтобы, имея предупреждение, вы могли сохранить себя среди таких же искушений. Велика злоба бесов против всех христиан, в особенности же – против иноков и девственниц Христовых: они всюду расставляют им в жизни соблазны, силятся развратить их сердца богопротивными и нечистыми помыслами. Но никто из вас пусть не приходит от этого в страх, так как горячими молитвами к Богу и постом бесы немедленно прогоняются. Впрочем, если они прекратят на некоторое время нападения, не думайте, что вы уже совершенно победили, ибо после поражения бесы обыкновенно нападают потом с еще большею силою. Хитро изменяя способы борьбы, они если не могут прельстить человека помыслами, то пытаются обольстить или запугать его призраками, принимая образ то женщины, то скорпиона, то превращаясь в какого-нибудь великана, высотою с храм, в целые полки воинов или в какие-либо другие призраки, которые все исчезают по первом же совершении крестного знамения. Если в этом узнают их обольщение, то они являются прорицателями и силятся, подобно пророкам, предсказывать о будущих событиях. Если и в этом случае они потерпят посрамление, то на помощь себе в борьбе призывают уже самого своего князя, корень и средоточие всяческого зла».

С днем памяти преподобного Антония Великого!

Тропарь:

Ревнителя Илию нравы подражая, Крестителю правыми стезями последуя, отче Антоние, пустыни был еси житель, и вселенную утвердил еси молитвами твоими. Темже моли Христа Бога спастися душам нашим.
__________________

[1] Тщателен в исполнении заповедей.

Использованная литература:

«Отечник» святителя Игнатия (Брянчанинова).
Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней святого Димитрия Ростовского.
Древний патерик в переводе святителя Феофана Затворника.


РУКА ДАЮЩЕГО НЕ ОСКУДЕВАЕТ!