«Для каждого из нас распространение веры Христовой должно быть делом родным, близким и дорогим»

9 октября Русская Православная Церковь молитвенно вспоминает день прославления святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси (1865–1925). Годы жизни Святейшего Патриарха пришлись на сложный исторический период, итогом которого стали большевистский переворот и приход к власти воинствующих безбожников.

Святитель Тихон открыто выступал с защитой Русской Православной Церкви, обличал преступления режима красного террора и расстрел Государя императора с семьей. Когда власти использовали голод в стране как предлог для уничтожения Церкви, Патриарх Тихон призвал к жертвованию церковных ценностей, но твердо противостоял при этом разграблению святынь и священных предметов. Всё это привело к аресту святителя. Он был в заключении с 16 мая 1922 по июнь 1923 года.

Святитель Тихон, Патриарх Московский и всея Руси (1865–1925).

23 марта 1925 года, отслужив свою прощальную Литургию, в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы святитель Тихон отошел ко Господу. К лику святых он был причислен на Архиерейском Соборе в 1989 году, в день памяти апостола Иоанна Богослова.

Святейший Патриарх Тихон оставил для нас драгоценное наследие – собрание своих проповедей и поучений. Сегодня мы предлагаем вам приобщиться духовной мудрости Предстоятеля Церкви и исповедника веры, прочитав его ответы на важные и не устаревающие вопросы.

Зачем читать Евангелие ежедневно?

«Для возгревания в себе благодати Божией упражняйся еще и в чтении Слова Божия. Слово Божие есть молот, разбивающий и смягчающий наши каменные сердца; есть огонь, пожигающий нечистоту греховную и согревающий наши холодные сердца (Иер. 23:29). Оно “полезно есть к учению, к обличению, к исправлению и наказанию… да совершен будет человек Божий, на всякое дело благое уготован” (2 Тим. 3:16–17). Посему “поучайся в законе Господни день и нощь” (Псал. 1:2). Поставь себе за правило читать слово Божие ежедневно, и читай его с благоговейным вниманием, и тогда то, что казалось тебе в нем давно известным, что раньше не производило на тебя сильного впечатления, то получит для тебя вдруг новый великий смысл и значение, как будто в первый раз услышишь это, произведет трепет в душе твоей и в сердце твое снизойдут мир, отрада и умиление» [1].

Для чего нужно ходить в храм?

«Как тело наше нуждается по временам в месте для отдохновения, и жалким, несчастным кажется человек бездольный, бесприютный, которому негде и главы своей преклонить, – так и не менее и для души нашей нужно место, где бы мы могли излить свою радость, выплакать свое горе, вознести благодарение Господу и испросить у Него помощи в наших нуждах и скорбях. Таким местом для души христианской и является храм Божий, столь милый сердцу русского православного человека, – и тоскливо бывает на душе нашей без него и без службы Божией.

…Храм есть дом Божий, преимущественное жилище Божие на земле. Здесь христианин поучается в законе Господнем, просвещается светом веры Христовой; здесь он освящается таинствами, и на него обильно изливается благодать Святого Духа, врачующая его немощи душевные и телесные; здесь его моления усугубляются молитвами множества верующих пастырей и самих Сил Небесных, с нами невидимо служащих. После сего едва ли есть нужда располагать вас многими словами к тому, чтобы вы как можно чаще притекали в храм свой; подражайте в этом ветхозаветному праведнику, который веселился, когда его звали в храм, душа которого стремилась сюда, как елень на источники, и который одного просил у Господа, чтобы жить в дому Божием, и зреть красоту Господню, и посещать храм святый Его (см. Пс. 26:4; 41:2; 83:2 и др.)»

Почему необходимо жертвовать на храм?

«Каждый хороший хозяин заботится о благолепии своего дома. Ужели же целая христианская община не может позаботиться о благолепии дома Божия у себя? Ужели она обеднеет от этого? Господь любит любящих благолепие дома Его и не оставит их Своими великими милостями и богатыми щедротами. Вероятно, вы и от родителей своих слышали, и на себе не раз видели, что когда вы усердны к своему храму и жертвуете на его украшение, то и Господь посылает вам “заработки” и “промыслы”, которыми легко можете удовлетворить все свои насущные потребности. А уделяя от своих щедрот на храм Божий, вы еще уготовляете себе и сокровище на небе, где ни моль не истребляет, ни воры не подкапывают (см. Мф. 6:20)».

Что нам дает Таинство Венчания?

«Затем, брак, чтобы быть угодным в очах Божиих, должен еще заключаться о Господе (см. 1 Кор.7:39), на него должно быть призвано благословение Церкви, чрез что он становится таинством, в котором брачующимся подается Божественная благодать, освящающая и возвышающая их союз, во образ союза Христа с Церковью (см. Еф. 5:23–32), и содействующая им в исполнении ими взаимных обязанностей. Иногда, как например, у некоторых в стране сей, церковное венчание почитается лишним. Но если мы без помощи Божией не можем творить полного и истинного добра (см. Ин. 15:5), если все довольство наше от Бога (2 Кор. 3:5), если Бог производит в нас добрые хотения и действия (см. Флп. 2:13), то неужели не нужна благодать Божия супругам, чтобы свято выполнить высокие обязанности? Нет, истинный православный христианин не может удовольствоваться одним гражданским браком без церковного венчания. Такой брак останется без высшего христианского освящения, так как только к браку, благословенному Церковью, этой сокровищницей благодати, привлекается благодать Божия».

Для чего православные христиане должны проповедовать свою веру?

«Своим духовным богатством, истиною, светом и радостью мы должны поделиться с другими, не имущими этих благ. И долг сей лежит не только на пастырях и миссионерах, но и на мирянах, ибо Церковь Христова, по мудрому сравнению святого апостола Павла, есть Тело, а в жизни тела принимает участие каждый член; при посредстве всяких взаимноскрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, великое Тело церковное получает приращение для созидания себя (см. Еф. 4:16). В первые века за веру Христову были мучимы не одни только пастыри, а и миряне – мужчины, женщины и даже дети; просвещали язычников и с ересями боролись и мирские люди. Так и для каждого из нас распространение веры Христовой должно быть делом родным, близким и дорогим; в нем всякий член Церкви должен принимать живое участие, кто личным подвигом благовестничества, кто вещественными пожертвованиями и служением «нуждам святых», а кто нарочитою молитвою ко Господу, чтобы Он “Церковь Свою утвердил и умножил” и не ведающих Христа “огласил словом истины, открыл им Евангелие правды, соединил их святой соборной и апостольской Церкви”».

Почему некоторые русские, приезжая жить в другую страну, начинают плохо говорить про Россию и православную веру?

«Русские люди издавна слывут за набожных и за любителей святых Божиих церквей: храмами стоит и красуется святая Русь. К сожалению, иные русские, попав за границу, по малодушию стыдятся сохранять здесь добрые обычаи своей родной веры и отречением от оных думают снискать себе уважение иностранцев. Горькое и печальное заблуждение: отступников никто не уважает! Не говоря уже о том, что Господь наш изрек о таковых: кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет во славе Отца Своего со святыми Ангелами (Мк. 8:38). Вы же не тако: в православной вере стойте, родные предания держите и храм Божий любите. Объединяясь около храма, вы и из самих себя созидайте храм духовен (см. 1 Пет. 2:5), чтобы самих себя, свою душу, свою жизнь посвящать на служение Богу. Не забывайте, что как храм ваш, так и вся ваша церковная община имеет миссионерское значение; вы род избранный, люди, взятые в удел, дабы возвещать окружающим вас инославным чудный свет Православия (см. 1 Пет. 2:9)».

Как привлечь благодать Господа?

«Как тело наше не может жить без воздуха, так и душа наша – без дыхания Вседержителева, – без благодати Божией, а благодать паче всего привлекается к человеку чрез усердную и пламенную молитву его к Богу».

Достаточно ли для спасения быть вегетарианцем?

«Какую обольстительную картину рисуют вегетарианцы, и как легко всего этого достигнуть: стоит не есть мяса и на земле водворится настоящий рай, жизнь безмятежная и беспечальная.

Позволительно, однако, более чем усомниться в осуществимости всех радужных мечтаний вегетарианцев. Хотя они и заявляют, что “их система поражает самый корень зла и обещает выгоды не утопические”, однако от того, что люди перестанут есть мясо, едва ли водворится на земле рай, Царство Божие, ибо Царствие Божие, – по премудрому слову Апостола Павла, – не пища и питие, но праведность, и мир и радость в Святом Духе (Рим. 14:17).

…Значит, пост телесный служит только средством и пособием для приобретения добродетелей – чистоты и целомудрия и должен необходимо соединяться с постом духовным – с воздержанием от страстей и пороков, с удалением от худых помыслов и злых дел. А без этого сам по себе он не достаточен для спасения. Не делаем выписок о сем из творений святых отцов, так как трудно “вместити пишемых”: все отцы и подвижники согласно учат, что истинный пост бывает тогда, когда человек воздерживается от зла. Взамен всего приведем характерный рассказ о св. Макарии Великом. Ему однажды сам искуситель сказал: “Я не силен против тебя, Макарий. Все, что ты делаешь, и я делаю. Ты постишься, а я совсем не ем. Ты бодрствуешь, а я совсем не сплю. Одним только ты побеждаешь меня”. – “Чем же?” – спросил Макарий. “Смирением, – ответил диавол. – Вот почему я не силен против тебя”. Отсюда видно, что нельзя еще возлагать все надежды на один телесный пост» [2].

Благословение святителя Тихона нам, ныне живущим

«История разных народов красноречиво свидетельствует о том, что только тот народ является великим, сильным и славным, в котором живет твердая вера в Бога и крепкая надежда на Него. Верою побеждает он царства, укрепляется от немощи, силен на войне (см. Евр. 11:33–34); если он и грешит пред Господом, то пред Ним же и кается, и в своих бедах обращается за помощью не к богам чужим, а только к Единому Истинному Богу, от Него же и получает помощь и спасение... Плачьте же, дорогие братья и чада, оставшиеся верными Церкви и Родине, плачьте о великих грехах нашего Отечества, пока оно не погибло до конца… мы молимся Господу, чтобы Он послал стране сей “изобилие плодов земных, благорастворение воздухов, дожди и ветры благовременны” и сохранил ее “от труса, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменников и междоусобные брани”. Да будут же благословенны – страна сия, и град сей, и храм, и на всех вас да почиет благословение Господне благодатию и человеколюбием всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.»


[1] Здесь и далее цитаты приведены по: Проповеди и поучения святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси, просветителя Северной Америки: Миссионерское служение: Исторический очерк / Авт.-сост. о. Сергий Широков – М.: Сретенский монастырь, 2001.

[2] См.: Вегетарианство и его отличие от христианского поста / Святитель Тихон (Белавин) – М.: Новая книга, 1996.

Материал подготовила Елена Якушева


РУКА ДАЮЩЕГО НЕ ОСКУДЕВАЕТ!