Преставление Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова
Евангелиста Иоанна называют «апостолом любви» — и действительно, в оставленных им писаниях на первый план выступает именно любовь — любовь человека к Богу и Бога к человеку. Он постоянно учил, что без любви человек не может приблизиться к Богу и угодить Ему. В трех своих Посланиях апостол Иоанн проповедует любовь к Богу и ближним, сам являясь для окружающих примером любви. Он заповедал всем христианам любить Господа и друг друга и этим исполнить закон Христов.
Святой апостол и евангелист Иоанна Богослов был сыном Зеведея и Саломии, дочери святого Обручника Иосифа. Одновременно со своим старшим братом Иаковом он был призван на Генисаретском озере Иисусом Христом в число Своих учеников. Братья Иаков и Иоанн в Евангелии именуются сыновьями Зеведеевыми по имени их отца. Сам Господь, очевидно, за порывистый характер дал Своему любимому ученику и его брату апостолу Иакову наименование Воанергес, что значит «сыны Громовы» (Мк. 3:17), а Церковь назвала его «Богословом» за глубину возвещенных им миру Божественных откровений.
Иоанн был самым младшим среди 12 апостолов. Господь любил его за совершенное незлобие, непосредственность и девственную чистоту. После своего призвания Иоанн не расставался с Господом, он был одним из трех учеников, которых Господь особенно приблизил к Себе: он присутствовал при воскрешении дочери Иаира и при Преображении Господа на Фаворе. Во время Тайной Вечери он возлежал рядом с Господом и по знаку апостола Петра склонился на грудь Спасителя и спросил Его об имени предателя. Апостол Иоанн следовал за Господом, когда Его, связанного, вели из сада Гефсиманского на суд, он же находился во дворе архиерейском при допросах своего Божественного Учителя и неотступно следовал за Ним по Крестному пути.
У подножия Креста он плакал вместе с Божией Матерью и услышал обращенные к Ней с высоты Креста слова Распятого Господа: Жено! се сын Твой — и к нему: Се, Матерь твоя! (Ин. 19:26–27). С этого времени Иоанн, как любящий сын, заботился о Пресвятой Деве Марии и служил Ей вплоть до Ее Успения, никуда не отлучаясь из Иерусалима.
После Успения Матери Божией апостол Иоанн, по выпавшему ему жребию, направился в Ефес другие Малоазийские города для проповеди Евангелия, взяв с собой своего ученика Прохора. Во время путешествия поднялась сильная буря, и корабль потонул. Несмотря на то, что он провел четырнадцать дней в морской пучине, Господь сохранил его живым. Находясь в Ефесе, апостол Иоанн непрестанно проповедовал язычникам о Христе. Проповедь его сопровождалась многочисленными чудесами, поэтому число уверовавших увеличивалось с каждым днем.
В это время император Нерон начал гонения на христиан. Апостол Иоанн был отведен в узах на суд в Рим. За исповедание пламенной веры в Иисуса Христа апостол был приговорен к смерти. Однако, выпив предложенную ему чашу со смертельным ядом, он остался живым. Также он вышел невредимым и из котла с кипящим маслом. После этого апостол был сослан в заточение на остров Патмос, где прожил много лет.
По пути к месту ссылки апостол Иоанн совершил много чудес, и когда он прибыл на остров Патмос, его проповедь, сопровождавшаяся чудесами, привлекла всех жителей острова. Апостол просветил светом Евангелия большую часть жителей, изгнал многочисленных бесов, находившихся в идольских капищах, исцелил великое множество больных.
На острове Патмос апостол Иоанн удалился со своим учеником Прохором на пустынную гору, где в молении совершил трехдневный пост, после чего гора, где они жили, заколебалась и загремел гром. Прохор в страхе упал на землю. Апостол поднял его и приказал записывать слова, которые он будет произносить. Аз есмь Альфа и Омега, начаток и конец, глаголет Господь, Сый и Иже бе, и Грядый, Вседержитель (Откр. 1:8), — возвещал Дух Божий через святого апостола. Так было начато написание Книги Откровения (Апокалипсиса) святого апостола Иоанна Богослова. В этой Книге раскрыты тайны судеб Церкви и конца мира.
После длительной ссылки апостол Иоанн получил свободу и вернулся в Ефес, где продолжил свою деятельность, поучая христиан остерегаться возникающих ересей. Около 95 г. апостол Иоанн написал в Ефесе Евангелие. Оно значительно отличается от трех остальных Евангелий, называемых «синоптическими» (то есть похожими). Апостол Иоанн делает акцент на духовной стороне учения Спасителя, а сутью его учения он считает именно божественную любовь.
Апостол Иоанн умер в глубокой старости, прожив на земле более ста лет, оставшись единственным живым человеком, видевшим Иисуса Христа во время Его земной жизни. Вся христианская Церковь глубоко чтила апостола Иоанна как тайнозрителя судеб Божиих.
Когда настало время отшествия апостола Иоанна в загробный мир, он удалился за пределы Ефеса со своими учениками и после молитвы спустился в выкопанную могилу, которую велел засыпать землей. Ученики не решились ослушаться и исполнили его повеление. Но когда через некоторое время остальные ученики пришли к месту его погребения, раскопав могилу, ничего в ней не нашли. Гробница Иоанна Богослова находится в городе Сельчук в 2,5 километрах от Ефеса (нынешнего Эфеса).
В древности каждый год из могилы святого апостола Иоанна 8 мая выступал тонкий прах, который верующие собирали и исцелялись от болезней душевных и телесных. Поэтому Церковь празднует память святого апостола Иоанна Богослова еще 8 мая.
На иконах святой апостол чаще всего изображается с Ангелом, передающим ему Божественное слово, с чернильницей, пером и книгой в руках, иногда с орлом — символом высокого парения его богословской мысли. На парусах православного храма апостол Иоанн также изображается с орлом.
Чудотворный образ апостола и евангелиста Иоанна Богослова (конец XVI — начало XVII вв.) находится на северной стене храма Святых Отцов Семи Вселенских Соборов. Апостол Иоанн, любимый ученик Господа Иисуса Христа, изображен на иконе с открытой книгой в руках, пишущим слово Божие. На листах книги начертаны первые слова Евангелия от Иоанна: В начале бе Слово и Слово бе к Богу и Бог бе Слово... (Ин. 1:1), а также начальные слова Книги Бытия пророка Моисея: сотвори Бог небо и землю... (Быт. 1:1–2).
За правым плечом Апостола иконописец поместил Ангела Господня с восьмиконечным нимбом. Ангел благословляет книгу, которую пишет святой Иоанн, и олицетворяет собой Премудрость Божию. Это символическое изображение означает богодухновенность апостольских благовествований, извещающих «Божия Премудрости сокровенное слово».
Тропарь апостола Иоанна, глас 2-й
Апостоле, Христу Богу возлюбенне, ускори избавити люди безответны: приемлет тя припадающа. Иже падша на перси Приемый, Егоже моли, Богослове, и належащую мглу языков разгнати, прося нам мира и велия милости.
Кондак апостола Иоанна, глас 2-й
Величия твоя, девственниче, кто повесть? Точиши бо чудеса, и изливаеши исцеления, и молишися о душах наших, яко Богослов и друг Христов.
РУКА ДАЮЩЕГО НЕ ОСКУДЕВАЕТ!