«О, Всепетая Мати и Мати всем христианом…»

Владимир Карагодин

5 июля 2024 года – Курская-Коренная икона Божией Матери «Знамение» (переходящие празднования в 9-ю пятницу по Пасхе)

Сегодня мало кто помнит, что город Курск, возникший на заре Киевской Руси и бывший в то время юго-восточной окраиной Древнерусского государства, своим современным процветанием обязан чудотворной иконе Богородицы. Одна из величайших святынь православного мира, икона «Знамение» Курская-Коренная, была явлена народу в тяжелые времена татаро-монгольского нашествия. Среди слез и пожаров лихолетья она своими чудесами и удивительными знамениями утешала православный народ, поддерживая веру в милость Божию и заступничество Царицы Небесной. Явилась же чудотворная икона при корнях дерева на берегу реки Кура, на которой раскинулся древний Курск – отсюда происходит и название этого Богородичного образа.

Слава о чудесах, происходивших по молитвам перед иконой «Знамение» Курская-Коренная, получила широкую огласку среди православного люда и в начале XVI века дошла до царского престола.  Именно благочестивый царь Феодор Иоаннович и издал указ, чтобы отстроить город Курск в его исторических границах, поскольку в то время от славного древнерусского города, который несколько раз до тла сжигался вражескими ордами, осталось лишь несколько домов на берегу реки Кура.

Знаменский мужской монастырь

В центре отстроенного города возвышалась каменная крепость, стены которой надежно защищал Знаменский мужской монастырь с его главной святыней – чудотворной иконой Богородицы «Знамение» Курская-Коренная. Вокруг крепости находились поселения трудового люда – купцов и ремесленников. Эти поселения назывались «слободами» и объединялись вокруг приходских храмов, от которых большей частью и получали свои названия: Покровская Слобода, Никольская Слобода, Ильинская Слобода...

В средневековом Курске была еще и Казацкая Слобода, где обитал военный люд – казаки, защитники православного народа от врагов и разбойников.

* * *

В Ильинской Слободе Курска, на приходе храма Илии Пророка 1 августа 1754 года в семье купца Машнина  родился будущий светильник Русской Православной Церкви – преподобный Серафим. При Крещении мальчику дали имя Прохор в честь апостола, который был избран из диаконов Иерусалимской Церкви для раздачи милостыни нуждающимся.

Родители Прохора, Сидор и Агафья, были людьми глубоко верующими и благочестивыми. Они видели смысл своей жизни в исполнении заповедей Господних, в служении Богу и людям. Купец Сидор Машнин, владелец кирпичных заводов и строительной артели имел особую ревность к Дому Божиему, так что мог с пророком Давидом сказать: «Ревность по Доме Твоем снедает Меня» (Пс. 68, 10). Все средства, которые он получал от своего дела, благоразумный купец жертвовал на монастыри и храмы, богатея у Бога и ища прежде всего Царства Небесного и правды его.

Когда в Курске до тла сгорел деревянный храм преподобного Сергия Радонежского, то именно Сидор Машнин взялся за строительство новой каменной церкви.  А поскольку на пепелище сгоревшего храма нашли икону Казанской Божией Матери, которую удивительным образом совсем не повредил пожар, то церковная община приняла решение о строительстве Сергиево-Казанского собора: с нижним храмом в честь преподобного Сергия и верхним с – престолом в честь Казанской иконы Божией Матери.

Проект для будущего собора выполнил знаменитый Растрелли, придворный зодчий Елизаветы І, чье имя стало архитектурным символом целой исторической эпохи. На то время это был самый прекрасный храм во всей Белгородской епархии, в состав которой входило Курское благочиние.

Первый камень в основание Сергиево-Казанского собора заложил святитель Иоасаф, чудотворец Белгородский, который и благословил Сидора Машнина на строительство этого величественного храма.

Когда маленькому Прохору исполнилось всего три годика, его отец отошел в вечность, завещав завершить строительство собора своей благочестивой жене. Овдовев достаточно молодой женщиной, Агафья всю свою жизнь посвятила воспитанию детей и делам милосердия. Кроме самого младшего Прохора, у Машниных было еще двое деток: Алексей, он был старше Прохора на шесть лет, и сестричка Параскева, которой только что исполнилось одиннадцать.

Агафья с ревностью взялась за исполнение завещания своего мужа. Она сама руководила строительством храма, вникая во все детали и подробности этого семейного дела. И везде за своей матерью неотступно следовал ее самый младший сынишка – от стройки до бедных жилищ сирот и вдовиц, о которых заботилась милосердная Агафья.

Когда Прохору исполнилось семь лет, как раз завершилось строительство соборной колокольни. Чтобы осмотреть выполненные работы, Агафья лично поднялась на самый верх колокольни, взяв, как обычно, с собой и Прохора. Но резвый и энергичный мальчик, играя возле матери, сорвался с лесов и полетел вниз. С большим страхом и слезами сбежала женщина с колокольни, не ожидая застать своего любимого сыночка в живых. И когда она увидела, что Прохор стоит на ногах, без единой царапины, то поняла, что это благодать Божия бережет его как особого избранника.

Сегодня на месте падения Преподобного возле Сергиево-Казанского собора стоит памятный знак. А на житийных иконах Саровского чудотворца можно найти следующее изображение: как Ангелы Господни сносят маленького Прохора с колокольни.

* * *

Когда Прохору исполнилось десять лет, он тяжело заболел. Все усилия лучших врачей не приносили ребенку облегчения, так что родные даже потеряли надежду на его выздоровление. Именно в этот критический момент отроку в сонном видении явилась Сама Царица Небесная и пообещала посетить больного и исцелить его.

10 декабря 1764 года по древней традиции Курск праздновал свой храмовый праздник – иконы Божией Матери «Знамение». Торжественная процессия во главе с духовенством города шла с чудотворной иконой Богородицы Курская-Коренная от Знаменской обители, которая находилась за стенами крепости в самом центре города, к Коренной Пустыни, где на месте явления иконы нес свои благодатные воды в реку Кура целебный источник.

Крестный ход

Неожиданно в этот зимний день пошел сильный дождь. Чтобы сократить дорогу, крестный ход с чудотворной иконой изменил свой маршрут и проходил мимо двора Машниных. Именно поэтому благочестивая вдова Агафья и смогла вынести своего тяжело больного сыночка, чтобы приложить его к святыне.

С того времени в болезни Прохора произошел перелом, и он вскоре полностью выздоровел. Так сбылись слова Богородицы, которые Она сказала святому отроку в сонном видении – Царица Небесная Сама навестила Преподобного и исцелила его от неизлечимой болезни через свою чудотворную икону «Знамение» Курская-Коренная.

* * *

Преподобный Серафим Саровский.
Преподобный Серафим Саровский

На протяжении жизни батюшки Серафима Пресвятая Богородица двенадцать раз являлась Преподобному в тонком сне и наяву, даруя исцеление в тяжелых недугах и призывая святого к новым подвигам, чтобы прославилось через него Имя Господне. Царица Небесная избрала смиренного подвижника как орудие Своей всесвятой воли, чтобы возвести на земле Свой четвертый удел – Дивное Дивеево. Она же, Владычица мира, вывела благодатного старца из его затвора и явила Саровского подвижника всему миру, всей полноте Церкви как великого молитвенника и чудотворца.

Батюшка Серафим и душу свою отдал в руки Божией Матери, представившись на молитве перед Ее святым образом «Умиление», или же (как называл эту икону сам святой) «Радость всех радостей», то есть, самая большая радость, которая только может быть на земле. На этой келейной иконе Богородица изображена в тот священный момент, когда Дух Святой осенил Приснодеву после явления Архангела Гавриила и Ее пречистый лик озарила неземная радость, о которой сегодня нам и говорят слова молитвы: «Радуйся, Благодатная – Господь с Тобою!»

Но в келье батюшки Серафима в святом углу, кроме иконы «Умиление», были еще два Богородичных образа, которые сопровождали Преподобного на протяжении всей его земной жизни. Это Казанская икона Богородицы и «Знамение» Курская-Коренная, точная копия той чудотворной иконы, от которой получил исцеление маленький Прохор во время крестного хода.

* * *

Икона «Знамение» – одно из древнейших изображений Богородицы, любимый образ православных русичей в эпоху Киевской Руси, получивший распространение от торгового Новгорода до столичного Киева.  Однако Курская-Коренная икона от других образов «Знамения» отличается тем, что Богоматерь на иконе окружают ветхозаветные пророки, а вверху чудотворной иконы изображены Господь Саваоф (в переводе означает Господь Сил) и Дух Святой в виде голубя, Который сходит на Богородицу с Божественным Младенцем. Такая иконописная традиция этого образа берет свое начало от благочестивого царя Феодора Иоанновича, по просьбе которого чудотворная икона и прибыла в столицу для поклонения.

Икона «Знамение» Курская-Коренная
Источник фото: сайт Курской митрополии

Увидев, что икона «Знамение» Курская-Коренная небольшая по размеру, Феодор Иоаннович украсил ее серебряной ризой с изображением пророков и Господа Сил. С тех пор, то есть, от XVI столетия, этот царский дар стал неотъемлемым элементом иконы «Знамение» Курская-Коренная как благодарность и благодатная память православного люда перед теми дивными чудесами и знамениями, которые явила и являет Божия Матерь через этот святой образ.

На иконе Богородица подняла молитвенно Свои пречистые руки вверх, словно защищая верующий люд от врагов видимых и невидимых. Начиная с 1676 года, когда по царскому указу икона «Знамение» Курская-Коренная прибыла на Дон для благословения казацкого войска. Этот чудотворный образ сопровождал донских казаков во всех их освободительных походах против Османской империи. В одной из древних молитв, которые читали донские казаки перед иконой «Знамение» Курской-Коренной, можно найти следующие удивительные слова, которые перекликаются с ветхозаветными образами и пророчествами: «Радуйся, Царица Небесная, государства Русского непобедимая Колесница и Конница!»

* * *

В православном же народе эта чудотворная икона почитается особо как благодатная Помощница и Заступница скорая от поветрия или мора, то есть от эпидемий, которые в древности уносили тысячи жизней, а также междоусобной брани, то есть братоубийственных внутренних воинских сражений, которые издревле сотрясали Землю Русскую:

О, Всепетая Мати и Мати всем христианом,
Сына Твоего и Бога любовию подражающи,
Вопияши к нам милостивно:
«Не бойся, малое стадо,
Аз есмь с вами и никтоже на вы!»
Тем же Ти любовию припадающе
И со слезами благодаряще,
Великогласно зовем: Аллилуия!

Акафист Курской Коренной иконе Божией Матери, 13 кондак

В материале использованы фотографии сайта «Монастрырский вестник» 


РУКА ДАЮЩЕГО НЕ ОСКУДЕВАЕТ!