«Бог везде и в любом месте есть, и всегда двери к Нему открыты…»

26 августа Православная Церковь совершает память святителя Тихона Задонского, епископа Воронежского (1724–1783) – богослова, духовного писателя и просветителя XVIII столетия, почитаемого верующими прозорливца и чудотворца.

Вышедший из беднейшего круга духовного сословия, святитель Тихон достиг высот церковной иерархии, но движим был всю жизнь отнюдь не стремлением к этим высотам, а лишь горячим желанием служить Богу. Для этого он не оставлял упорного труда, развивая дарованные Господом многочисленные таланты. В сане епископа не жалел сил, неся проповедь веры в самые глухие углы вверенной ему епархии, открывал школы, заботился об образовании священнослужителей и семинарской молодежи. Уйдя на покой в Задонском монастыре, святитель до своей кончины вел смиренную жизнь простого инока, не отказывая никому в помощи и мудром совете.

Многочисленные творения, которые оставил нам «российский Златоуст», были и остаются на все века настоящим духовным сокровищем христиан.

Ко дню памяти святителя Тихона Задонского мы провели опрос читателей, и
сегодня обратимся к духовным трудам святого, чтобы найти в них ответы на ваши вопросы.

Как бороться с унынием?

Из письма твоего я вижу, что на тебя напало уныние. Люта эта страсть, с которой христианам, хотящим спастись, надо много бороться. Она и тех людей борет, которые имеют хлеб и все готовое, а особенно тех, которые живут в уединении. Советую тебе следующее: убеждай себя и принуждай к молитве и ко всякому доброму делу, хотя и не хочется. Как ленивую лошадь люди гонят плетью, чтобы она шла или бежала, так нам нужно принуждать себя ко всякому делу, а особенно к молитве. Видя такой труд и старание, Господь подаст охоту и усердие. Вызывает желание молитвы и как бы влечет к ней и ко всякому доброму делу и привычка. Приучайся и привыкать, и сама привычка повлечет тебя к молитве и всякому добру. Усердию помогает и перемена занятий, то есть когда то и другое делаешь попеременно. Делай и ты так: то молись, то руками что-нибудь делай, то книгу почитай, то рассуждай о душе твоей и о вечном спасении и о прочем, то есть молись, читай книгу, занимайся рукоделием, и опять молись, и опять другое делай. И когда нападет сильное уныние, выйди из комнаты и, прогуливаясь, рассуждай о Христе и прочем, и, рассуждая, вознеси ум к Богу и молись. Ты прогонишь уныние. Память о смерти, приходящая нечаянно, память о суде Христовом и память о вечной муке и вечном блаженстве отгоняет уныние. Рассуждай о них. Молись и взывай ко Господу, чтобы Сам Он подал тебе усердие и охоту; без Него мы ни к какому делу не пригодны. Когда будешь так поступать, верь мне, что мало-помалу приобретешь охоту и усердие. Бог от нас требует труда и подвига и трудящимся обещал помогать. Трудись же, да поможет тебе Господь. Помогает Он трудящимся, а не лежащим и дремлющим.

Как утешить человека в скорби?

Бывает, что мать, видя свое дитя скорбящее и плачущее, утешает его, говорит ему: не бойся, я с тобою. Тако милосердый и человеколюбивый Бог, Иже есть Создатель и Отец щедрот и Бог всякия утехи, верной душе, находящейся во искушениях и напастях, скорбящей и сетующей и боящейся, глаголет: не бойся, Я с тобою. Я твой Создатель, Я твой Искупитель, Я твой Спаситель, Я твой Помощник и Заступник; Я, Который в руце Своей все содержу и Которому вся повинуются, Я Той с тобою. Рече же Сион: остави мя Господь, и Бог забы мя. Егда забудет жена отроча свое, еже не помиловати исчадия чрева своего? аще же и забудет сих жена, но Аз не забуду тебе, глаголет Господь (Ис. 49:14, 15). Аще преходиши сквозе воду, с тобою есмь, и реки не покрыют тебе: и аще сквозе огнь пройдеши, не сожжешися, и пламень не опалит тебе, яко Аз Господь Бог твой, Святый Израилев, спасаяй тя (Ис. 43:2, 3).

Почему жить в роскоши плохо?

Роскоши как смертельной язвы берегись: она очень расслабляет христианскую душу; чужое похищать, людей обижать и от подаяния милостыни, что требуется от христианина, руку удерживать учит. Роскошь, как ненасытное чрево, как бездна все добро пожирает: ей все мало и все большего хочется. Не хорош, якобы, у меня дом, надо мне новый построить; плохая у меня одежда, надо лучшую пошить; стыдно мне на простой коляске выехать, надо мне английскую карету купить; кушанье мне это надоело, надо лучшее варить; я простого вина пить не могу, надо мне дорогой водки купить; слугам моим в таком-то платье служить мне непристойно, надо мне их лучше одеть, и проч. Так роскошь все пожирает и ум ослабляет, берегись же роскоши. Естество малым довольствуется: похоть и роскошь многого требуют.

Тела своего одеждою щегольской не украшай, как некоторые, но званию твоему соответствующее облачение должно быть на тебе. Христианское облачение есть душевное облачение: оно должно душу украшать, а не тело. Красота души есть образ Божий, по которому созданы мы; к такой красоте стремись и заботься о ней.

Как нужно воспитывать детей?

Обязанности состоят в следующем:

I. Сам Бог родителям приказывает иметь всякое старание о добром воспитании детей. Читай Второзаконие: «И да будут слова эти, которые Я заповедаю тебе ныне, в сердце твоем и в душе твоей, и да наставишь ими сынов твоих, и да скажешь их сынам твоим, и да будешь говорить о них, сидя в доме... и идя путем, и лежа, и вставая» (Втор. 6:6–7). И еще смотри там же, в главе четвертой, одиннадцатой и сорок второй и еще в псалме семьдесят седьмом.

II. Должно детям малым, прежде всего всеивать семя правой веры и христианского благочестия, дабы они не были заражены каким-либо противным и душевредным учением.

Посему плохо делают родители, которые, детей своих малых не научив хорошо христианскому благочестию и правой вере, отдают их в обучение иностранным языкам таким учителям, которые напоены еретическим учением. Потому что они, уча малых детей языку своему, удобно могут научить их и закону своему, и так ересью, которой сами заражены, и их заразить, ибо молодой и неученый человек способен принять всякое учение, правое или неправое.

III. Наставление в благочестии и в страхе Господнем должно быть с самого младенчества, как только дети начинают хотя бы немного что-то понимать. Посему плохо поступают родители:

1) которые отдают детей своих в обучение танцам и прочим играм, так как эти танцы и прочие игры христианству неприличны, потому что дети сими танцами могут развратиться, особенно когда отроки с женским полом будут танцевать;

2) которые детей своих без научения и без наказания оставляют в детстве, потому что человек, склонный ко злу с юности своей, как Писание говорит (Быт. 6:5–6), удобно может развратиться без надлежащего наставления и наказания, а родители за это Богом строго спрошены будут, как небрежные и душегубцы.

IV. Наставление это в таком порядке может быть:

1) обучать их тому, что Бог есть и Он Един;

2) тому, что Христос в мир пришел и для чего пришел;

3) всегда поучать хранить заповеди Божии и говорить точно, чтобы не делали другим того, чего себе не хотят, ибо в этом и сила закона состоит;

4) в храм Божий почаще на молитву ходить, а особенно в дни праздничные к святой Литургии;

5) вечером, ложась спать, и утром, встав от сна, Богу молиться и благодарить Его за все Его благодеяния;

6) напоминать о том, что при Крещении обещали Господу Богу, о чем вкратце изъяснено на листе, изданном в трех пунктах;

7) напоминать часто, что жизнь эта коротка, и всякому придется умереть, а когда неизвестно;

8) после смерти всем будет Страшный Суд Христов, на котором и слово, и дело, и помышление злое будут судиться;

9) после того Суда добрым – вечная радость на небесах со Христом и со всеми святыми, злым – вечная мука в аду с диаволом и ангелами его злыми.

Как простить обиды?

Если кто тебя обидит, не держи на него гнева, но прости ему тотчас и молись о нем Богу, чтобы и Бог ему простил. И хотя сердце твое не хочет этого, ты его преклоняй и убеждай и молись Господу, чтобы Он помогал тебе самого себя победить, а плотское мудрование умертвить. Трудно это, но требуется от христианина, а тем более от монаха. Надо простить ближнему, если сам хочешь получить прощение от Бога. Прости – и тебе простится, если ты не простишь, то и тебе не простится. Страшно это, но истинно, ибо святое Евангелие так учит.

Совесть и Закон Божий. Как они согласуются?

Что совесть запрещает тебе делать, не делай того, так как что совесть непогрешимая запрещает, то запрещает и Закон Божий. Совесть добрая в согласии с Законом Божиим. Закон Божий гласит: не убивай, не воруй и прочее; то же самое слышишь и в совести твоей, и она то же самое тебе говорит. Берегись поэтому делать то, что совесть запрещает, потому что, ранив совесть, ранишь душу твою.

Как правильно молиться?

Молитва не в том только состоит, чтобы стоять и кланяться телом пред Богом и написанные молитвы читать, – можно и без этого в любое время и в любом месте умом и духом молиться. Можешь на ходу, во время еды, лежа, в пути, за трапезой сидя, дело делая, при людях и в уединении к Богу ум и сердце обращать и так милости и помощи у Него просить. Бог везде и в любом месте есть, и всегда двери к Нему открыты и подход к Нему прост, не так как к человеку; и везде и всегда по Своему человеколюбию Он готов нас слушать и нам помогать. Везде же и всегда, и во всякое время, во всякой нужде и случае можем к нему с верою и молитвой приступать, можем везде умом говорить Ему: «Господи помилуй, Господи помоги!» и прочее.

Почему вспоминать Бога в суде грешно?

Вошла в обычай божба, крайне неприличная христианам, а именно: ей Богу, ради Бога, Бог свидетель, видит Бог, ради Христа и прочее, и поминается она людьми часто и почти во всех случаях. Такая божба не что иное, как сатанинское изобретение для бесчестия имени Божиего и человеческой погибели. Остерегайся таким или подобным образом божиться.

Когда надо будет тебе утвердить истину, поможет тебе слово Христово: «да, да; нет, нет» (Мф. 5:37). Остальное все от злого духа .

Дорогие братья и сестры! Надеемся, что вы нашли ответы на многие свои духовные вопросы.

Тропарь святителю Тихону, епископу Воронежскому, Задонскому Чудотворцу

Православия наставниче, благочестия учителю, / покаяния проповедниче, Златоустаго ревнителю, / пастырю предобрый, / новый России светильниче и чудотворче, / паству твою добре упасл еси / и писаньми твоими вся ны наставил еси, / темже венцем нетления / украшен от Пастыреначальника, // моли Его спастися душам нашим.

Использованная литература:

1. Наставления, писанные для монашествующих, из остальных сочинений Преосвященного Тихона, бывшего епископа Воронежского. – Киев: В тип. Киево-Печер. Лавры, 1854.

2. Избранные места из творений иже во святых отца нашего Тихона, епископа Воронежского. – Москва: Синод. Тип., 1892.

3. Наставления о личных обязанностях каждого христианина / Свт. Тихон Задонский. – М.: Типография № 6., 1998.

4. Собрание творений : в 5 томах / Святитель Тихон Задонский. – Москва: Изд-во Сестричества во имя свт. Игнатия Ставропольского, 2003. (Святоотеческое наследие). / Т. 1. Житие, слова. Наставления пастве, родителям и детям, священникам. «Плоть и дух». Т. 5. Письма. Наставления. Размышления. Молитвы.

Подготовила Елена Якушева


РУКА ДАЮЩЕГО НЕ ОСКУДЕВАЕТ!


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить