6 октября – День Божией Матери. К пятнадцатилетию со дня явления чуда Гавайской мироточивой иконы Пресвятой Богородицы
Юлия Кулакова
Каждый день мы открываем церковный календарь. Каждый день читаем, какая святыня Церкви или какой святой особо вспоминается молитвенно в этот день. За строчками, названиями, именами – истории людей, их поступков, их веры. Рядом – святые чтимые образа, обретенные в разные века, от начала христианских лет до последнего года. И святые, из которых одни жили в первом веке от Рождества Христова, а других могли знать наши родители. Сначала кто-то хранил в памяти эти даты, и только потом они заносились на бумагу.
Однажды появится еще одна запись в календарной графе «6 октября». Еще один Богородичный праздник, посвященный любимому всеми верующими благодатному образу Иверскому. Однако это именно тот случай, когда историю нужно излагать по порядку, перелистнув календарь исторический на несколько десятков лет назад. Остановимся мы на дате 13 мая 1948 года, когда в чилийском городе Вальпараисо, в аристократической католической семье, принадлежащей к прославленному роду Кортесов, родился мальчик, нареченный именем Хосе.
В 12-летнем возрасте Хосе Муньос-Кортес шел в католический храм и чудом – иначе не скажешь – решил зайти в православную церковь. Потрясенный красотой богослужения, он остался. Через два года Хосе Муньос-Кортес с согласия матери принимает Православие и навсегда остается в лоне Православной Церкви. В Крещении он нарекается тем же именем, Иосиф, получая в небесные заступники святого Иосифа Обручника.
Уже взрослым он принимает решение учиться иконописи и переезжает в Канаду.
В 1982 году брат Иосиф приезжает на Афон. Здесь и происходит его Встреча – с Матерью Божией, в дивном Ее Иверском образе, написанном насельником одного из скитов. Потрясенный паломник не может уйти от этой Божественной красоты. Он, бедный до нищеты, предлагает найти любые деньги и отдать их за этот образ – но получает отказ. Каково же было изумление брата Иосифа, когда перед отъездом ему протянули ту самую икону со словами: «Матерь Божия хочет ехать с тобой!» Денег с него не взяли. И брат Иосиф дал обет, что никогда и ни при каких обстоятельствах образ не станет чьим-то средством для извлечения выгоды или наживы. Отныне все свое время он посвящал или труду, или молитвенному предстоянию Божией Матери. И однажды ночью проснулся от сильного благоухания. Греческий образ источал миро.
Икона была помещена в православный собор города Монреаль. Устремившиеся к ней верующие получали просимое, исцелялись. Мира хватало на всех, его везли в другие города и страны, отправляли почтой. Но верующие других краев и сами хотели бы прикоснуться к новообретенной святыне и поклониться ей. Ради того, чтобы везде могли восславить Матерь Божию, творящую чудеса, брат Иосиф принимает на себя подвиг: отныне он сопровождает дивный образ в любые города, где Ее ждут. Он оберегает святыню, постоянно находится при ней, забывая – будучи уже тяжело больным – про сон и пищу. Как Иосиф Обручник хранил Всепречистую – так брат Иосиф охраняет Ее образ, трепетно, полагая на это всю свою жизнь. В подвиге он провел 15 лет.
В 1997 году брат Иосиф отправляется в Грецию. Предположительно узнав, будто бы духовник зовет его в Афины, хранитель иконы, не поколебавшись, едет туда. Чистый и честный, брат Иосиф не допустил мысли, что вызов окажется ложным.
Он будет найден в номере гостиницы мертвым, со следами изуверских пыток на теле. Икона – исчезнет.
Многие люди со всего мира молятся еще не прославленному новомученику Иосифу (ныне утверждается, что он успел принять постриг с именем Амвросий, в честь его любимого святого Амвросия Оптинского), хранят копии Иверской Монреальской иконы Богородицы. Небесная история не заканчивается никогда…
…но в этом конкретном случае – не закончилась и земная.
В год 2007, когда русское православное Зарубежье проголосовало за воссоединение с Русской Православной Церковью Московского Патриархата, один гавайский полицейский, в Крещении Нектарий (выходец из католической семьи, принял Православие в 12 лет), с супругой, в Крещении Ией, читали свои домашние молитвенные правила перед простой софринской копией Монреальской иконы Божией Матери.
Спокойный будний день. Нектарий – дома, за работой. Дует в окно свежий ветер, посматривает на людей и бродит по углам дома любопытный кот. Но вот животное начинает принюхиваться и будто бы собирается запрыгнуть на полку с иконами, чего никогда не делало. Что с ним?
Хозяева подходят ближе – и ощущают аромат роз. Этот аромат с некоторых пор появлялся в комнате, источника найти никто не смог. Появился он однажды и в госпитале, куда попал Нектарий с ранением. Но сейчас аромат все сильнее, все гуще. Он явственно исходит от того самого софринского образа. Нектарий и Ия подняли икону – и на полку заструилось благоуханное миро. Крест, стоявший рядом с образом, тоже замироточил. На календаре – обычный день, 6 октября.
Семья передала святыни в храм, где верующие смогли поклониться им. В первые же дни было собрано большое количество свидетельств об исцелениях по молитвам к Божией Матери у новообретенного чудотворного образа. Особенно много состоялось чудесных примирений: Матерь Божия посылала людям чудеса воссоединения в дружбе и любви, восстановления родственных уз. Нектарий (ныне диакон) принял судьбоносное решение: стать хранителем образа и привозить его туда, где того жаждут православные люди.
Матерь Божия не мерой дает Свои милости. Бывают дни, когда миро выносят из храма ведрами – и тут же раздают горожанам. Многие инославные и иноверцы тоже бегут прикоснуться к святыне, просят спасти их и близких – и потом обретают не только здоровье или разрешение тяжелых жизненных ситуаций, но и истинную веру, принимают Крещение.
Несколько раз, по свидетельству отца Нектария (а о некоторых случаях были извещены свыше и другие люди высокой духовной жизни), ему являлась Сама Всепречистая, чтобы известить его о Божией воле. Были случаи (я и сама слышала это от очевидца), когда хранитель иконы говорил сопровождающим: «Нет, сначала мы посетим храм на этой улице, а затем уже поедем по нашему маршруту». «Здесь нет храма!» – отвечали ему. Но отец Нектарий направлялся туда, куда указывала ему Богородица – и во дворах, часто в комнатах светского здания, действительно, оказывался православный храм.
Верующие носят кусочки ваты, смоченные миром, с собой везде, делят их на части для ближних, посылают друг другу по почте. Вот только почтовые работники ругаются: ведь миро нередко приумножается и протекает! А как часто уже пустые пакетики из-под таких ваток начинали благоухать в домах самых простых людей!
Когда-то и я получила маленький картонный образ Гавайской иконы Богородицы, смоченный каплей мира. До сих пор нет-нет да ощутится аромат у иконной полки. Может – просто нужно почаще и подольше стоять у икон? Не мерой дает Божия Матерь Свои милости. Мне грешной стоит только вспомнить, как, начав постоянно молиться брату Иосифу и Пресвятой Богородице пред Иверским образом (нашими домашними святынями стали копии как Монреальского, так и Гавайского образов), через какую-то пару лет волей Божией мы переехали в город под названием Сан-Хосе, Святой Иосиф. А потом несколько лет жили в красивейшей доминиканской провинции Ля Альтаграсия. «Альтаграсия» – это «великая благодать» Матери Божией, та самая, о которой сказал, Благовествуя, Архангел Гавриил Богоизбранной Отроковице. О «совпадениях» я могла бы рассказывать долго. Но вот больной сын просит меня помазать его миром от чудотворной Гавайской иконы. Я беру маленький флакон, прекрасно зная, что миро давно роздано прихожанам, а флакончик внутри успел высохнуть. Я все равно переворачиваю его. И на ладони оказывается чистая капля благоуханного мира.
6 октября. Этот день всегда будет особенным днем для нашей семьи.
Пресвятая Богородице, моли Сына Своего о нас грешных!
Тропарь Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «Иверская Монреальская», глас 7
От святы́я ико́ны Твоея́, о, Влады́чице Богоро́дице, ми́ро благода́тное источи́ла еси́ оби́льно, ве́рныя Твоя́ во изгна́нии су́щия уте́шила еси́ и неве́рныя све́том Сы́на Твоего́ просвети́ла еси́. Те́мже и припа́даем к Тебе́, Госпоже́, со слеза́ми: ми́лостива на́м бу́ди в ча́с су́дный, да не́како толи́кую ми́лость Твою́ восприя́вше, я́ко презо́рливи нака́зани бу́дем, но пода́ждь на́м Твои́ми моли́твами пло́д духо́вный принести́ и спаси́ ду́ши на́ша.
РУКА ДАЮЩЕГО НЕ ОСКУДЕВАЕТ!