24 марта: Перенесение мощей святого мученика Епимаха Нового, Александрийского

Вы никогда не задумывались над вопросом: должны ли мы, современные христиане, стремиться к мученичеству за Христа? Попробуем разобраться в этом. В русской традиции под мученичеством понимают страдания и смерть за веру. А вот в переводе с греческого слово «мученик» (μάρτυς) означает «свидетель». Его употребляют и в современном языке, не связывая со страданиями. Свидетель происшествия, свидетель какого-то события. Однако несмотря на разные переводы, смысл слова не теряется. Мученик в христианстве, свидетельствуя о своей вере в истинного Бога, готов пойти на смерть.

Святой Иустин Философ так описывал основной принцип мученичества: если нас спросят, веруем ли мы в Христа, то мы готовы пойти на смерть, но не нарушить заповедь „не лжесвидетельствуй“, — что и сделал впоследствии сам философ.

Новозаветные мученики своим подвигом свидетельствовали о новой, истинной вере. Первые христиане терпели страшные пытки, при которых Господь являл Свою силу. Звери не трогали мучеников. Предназначенные для их казней костры затухали, горы раздвигались и прятали любимых чад Божьих. Таким образом мы можем видеть в мученичестве Промысл Господа о человеке и его будущей жизни.

Мученики являются тогда, когда необходимы доказательства победы Христа над смертью. Они подают пример другим христианам, укрепляя их веру.

Мученичеством ради Христа стала жизнь святого Епимаха Нового, Александрийского. Его имя упоминается во многих источниках. Греческие, арабские, коптские, грузинские Мученичества рассказывают о подвиге святого.

Епимах родился в христианской семье. Его родным городом был древнеегипетский Пелусий (современный Телль-эль-Фарама). Если верить арабским и коптским сведениям, то к моменту мученичества молодому человеку исполнилось 27 лет. События происходили при гонениях на христиан, устроенных императором Децием, примерно в 250-м году. Соответственно датой рождения Епимаха можно считать 223-й год.

Мальчик рос в благочестивой семье и с детства так полюбил Господа, что захотел служить Ему.

Славу презрев привременную и к подвигом совлекся [1]

В какой-то момент юношу коснулась благодать Святого Духа, и он, подражая Пророку Предтече и Крестителю Господню Иоанну, отправился в пустыню на Пелусийскую гору.

Долгое время Епимах прожил пустынником, пока не узнал, что в Александрии правитель Апеллиан (в арабско-коптских источниках это был Полемий) подвергает христиан жестоким гонениям.

У святого Епимаха не было духовного руководителя, но Дух Святой направлял его на пути к Богу. Поддерживаемый Им и любовью ко Господу, Епимах отправился в город.

Упраздни идолов лесть Епимах и славы сподобися истинныя [1]

В Александрии подвижник вошел в языческий алтарь, где христиан подвергали издевательствам, заставляли отречься от Господа и принести жертву идолам. Епимах бесстрашно разрушил капище. Он хотел погубить и Апеллиана, который находился там, но окружающие не позволили этого сделать. Святого схватили и посадили в темницу. Епимах и в заключении продолжил свидетельствовать о Боге и укреплять веру в арестантах. Проповедь его была такой, что ни один из заключенных не испугался мучений и все с радостью пошли на смерть за Христа.

Правитель надеялся, что, увидев пытки и смерть христиан, Епимах испугается и отречется от Господа. Но святой не только не сделал этого, а просил еще больших мук, таких, какие терпел Сам Спаситель.

Мученика подвесили на дерево, терзали железными когтями, бросали в него камни с такой силой, чтобы сломать кости. Многие из очевидцев уверовали тогда в Христа. Среди них была женщина с тяжелой болезнью глаза. Капля крови Епимаха попала ей на веко, глаз стал здоровым, и она прославила Господа. Мученику же отсекли голову

Исцеление больной стало свидетельством того, Епимах претерпел страдания не по своей воле, но действовал по вдохновению Духа Божия. В иных случаях подвижники уходили от страданий.

Память мученика Епимаха совершается 24 марта.

Теперь вернемся к вопросу о том, нужно ли современному христианину самому искать мученичества? Ведь иногда люди ищут способа пострадать, как им кажется, по примеру Иисуса Христа и Его последователей. Однако Господь призывает не напрашиваться на мученичество, но и не бояться постоять за веру.

Подчас, желая следовать за Спасителем, православные берут на себя подвиги, к которым абсолютно не готовы. Происходит это от гордыни или от своеволия.

Не посоветовавшись со священником, нельзя избирать себе меру аскезы. Эти правила изложил священномученик Петр Александрийский, и они стали каноническими [2].

В Евангелие сказано: Остерегайтесь же людей: ибо они будут отдавать вас в судилища и в синагогах своих будут бить вас, и поведут вас к правителям и царям за Меня, для свидетельства перед ними и язычниками (Мф.10:17-18).

Что же мы по примеру святого Епимаха можем сделать в дни Великого поста, в дни, когда на Украине идет братоубийственная война, когда дьявол пытается запугать православных?

На это дает ответ преподобный Ефрем Сирин: Тебя, Господи, вознесли некогда на древо, теперь каждый должен возносить себя самого на крест любви и вместо гвоздей употребить пост, вместо терний — заповеди [3].

Мы не можем прекратить насилия. Для решения таких вопросов есть политики. Но мы можем не поддерживать агрессии, перестать враждовать с близкими и родными, объединиться в молитве и через это стать свидетелями (martis — греч.) Господа нашего Иисуса Христа.

Источники:

  1. Канон святому мученику Епимаху Новому, Александрийскому.
  2. Священномученик Петр Александрийский. Канонические правила Православной Церкви с толкованиями. Правила святых отцов — Правила святого Петра Александрийскаго 304 г. Правило 9.
  3. Преподобный Ефрем Сирин. Творения. Т. 3, М., 2017. С. 434.

Подготовила Елена Якушева


РУКА ДАЮЩЕГО НЕ ОСКУДЕВАЕТ!