14 марта: День памяти преподобномученицы Евдокии Илиопольской

Как узнать волю Бога в той или иной ситуации и попасть в Царствие Небесное? Согласитесь, для православного человека – это самое главное. Мы хотим во всем руководствоваться Его волей. Мы надеемся на милость Отца Небесного на частном суде в конце нашей жизни. И это правильно. Только как нам, людям мирским, узнать её, волю Божию?

Со своими вопросами мы спешим к священнику, старцам. И какого же бывает наше удивление, когда в ответ слышим: «Читай Священное Писание и молись». В этот момент, перед нами, кажется, встает какая-то непреодолимая преграда. Особенно, если человек еще не приучил себя к чтению слова Божия. Почему же так важно, но так сложно приступить к изучению главной книги жизни, и как с ее помощью можно узнать волю Господа?

Икона преподобномученицы Евдокии Илиопольской.

Первое, с чем мы сталкиваемся в начале чтения, это скука. Создается впечатление, что ум не хочет воспринимать написанное. Многие слова непонятны, зачастую, трудно определить страну, город, где происходят события. Человек, читающий Библию, сталкивается с необходимостью потрудиться в богопознании, исследовать толкования святых отцов. То и дело возникает соблазн открыть Интернет, чтобы найти более легкий для восприятия способ постичь истину, посмотреть фильм на библейскую тему или почитать журнальную статью. Это просто, быстро и не требует излишних усилий.

Конечно, выбор всегда остается за нами. Но давайте все же попробуем сделать Священное Писание настольной книгой, и тогда, возможно, мы полюбим его, поймем, что ответы на все вопросы содержатся именно здесь. Ведь неслучайно Библия занимает верхнюю строчку в рейтинге самых читаемых и издаваемых книг. Ежедневно в мире печатается почти 33 тысячи экземпляров Библии. Если провести некоторые математические расчеты, то станет очевидно, что каждый час в мире появляется одна книга Библии. Почему же люди, несмотря на трудности, все же с интересом читают её? Вот мы и подошли к ответу на вопрос о том, как узнать волю Бога.

В древние времена Господь Сам говорил с людьми. Адам и Ева могли слышать Его голос. Праотцы говорили с пророками и так узнавали волю Бога. Сейчас Он общается с нами через Своего Сына.

«Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил» (Евр. 1: 1-2)…

Всё Писание богодухновенно. Как говорил Апостол Петр: «Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым» (2 Пет.1: 21). А значит, и нас, изучающих Писание, по воле Господа, может коснуться благодать Святого Духа. Станет понятно, как действовать сейчас и как жить дальше. Известно большое количество примеров, когда, услышав слово Божие, человек менял всю свою жизнь. Великие грешники становились святыми. Примером служит для нас жизнь преподобномученицы Евдокии Илиопольской.

Самарянка по происхождению, святая Евдокия проживала в городе Илиополь во II веке. Господь даровал девушке красоту, но, к сожалению, образ жизни Евдокии был далек от благочестивого. Дурная слава о ней разнеслась далеко за пределы ее родного города. В Илиополь приезжали известные мужчины и даже представители власти, чтобы увидеть красавицу и провести с ней время.

Безжалостно увлекая в грех юношей и мужей, Евдокия приобрела огромное состояние. Но привязанность к деньгам всегда влечет за собой очерствение сердца. И от этого уже никто не мог исцелить девицу, кроме Самого Господа.

Но что-то ещё теплилось в сердце несчастной женщины. Она часто подавала милостыню нуждающимся, и любящий Господь, решил вернуть своему чаду былую чистоту.

Просвещшися зарею Божественною, прелестную оставила еси тму [1]

Однажды ночью, когда Евдокия находилась в доме одна, она услышала голос. Он раздавался из соседней комнаты. Это был инок по имени Герман, который возвращаясь в обитель, остановился переночевать у своего друга. По обыкновению монах читал Священное Писание. Евдокия услышала слова о Страшном Суде, участи праведников и грешников. По благодати Господа, они пронзили сердце грешницы, и она задумалась о своей жизни. Едва наступило утро, девушка попросила пригласить к себе человека, который читал ночью книгу. Познакомившись с иноком, Евдокия многое узнала от него и уверовала в Истинного Бога.

Свет Невечерний, озарив воистинну славную [1]

Блаженный Герман был мудрым иноком. Он сказал Евдокии, что она должна утвердиться в своих намерениях стать христианкой и что для этого ей необходимо переодеться в старые одежды и семь дней молиться.

Неделю провела девица в уединении и молитве. В одну из ночей к ней спустился Архангел Михаил. Он поднял ее на небеса, показал Царство Небесное. Евдокия была несказанно обрадована. Но вне райских пределов дьявол стал обвинять Господа, что Он очень быстро прощает грешников. На что Отец Небесный ответил, что это Его благоволение. После сего Архангел Михаил вернул девушку на землю. Он сказал, что для борьбы с грехом ей всегда теперь будет в помощь Божья благодать. Евдокия была переполнена радости и хотела скорее принять Крещение. Таинство совершил епископ города Илиополь Феодот. После Крещения Евдокия поручила священнику раздать имущество нуждающимся и таким образом освободилась от забот мира сего.

Теперь она была готова к тому, чтобы покинуть мир и последовать за Господом. Блаженный Герман отвел девицу в женскую обитель, которая располагалась недалеко от его монастыря.

Мертвым подаваеши воскресение к Богу [1]

Евдокия стала с усердием исполнять все, что могло помочь ей избавиться от прежних страстей. Она всегда носила тунику, в которой приняла Крещение, почти не вкушала пищи, наизусть знала Псалтырь и удивляла окружающих духовными подвигами. За такое усердие Господь даровал ей возможность чудотворения. Вскоре после смерти настоятельницы монастыря, Евдокия возглавила женскую обитель.

Но бывшие поклонники не хотели смиряться с тем, что красавица оставила греховное ремесло. Как-то в монастыре, где она подвизалась, ее навестил юноша по имени Филострат. Он проник в обитель под видом инока. Возможно, Господь хотел через него проверить, действительно ли Евдокия не сожалеет о прежней жизни.  Когда молодой человек стал домогаться ее любви, будущая святая призвала имя Господа и дунула в лицо соблазнителя. Тот пал замертво. Сестры монастыря, ставшие свидетельницами этого события, испугались, что люди узнают про случившееся и расценят поступок как убийство. Ночью Евдокию посетил Господь и сказал усердно молиться, чтобы умерший воскрес. Инокиня исполнила это благословение, и юноша ожил. Происшедшие с ним перемены привели к тому, что он стал монахом.

Через некоторое время на святую донесли Аврелиану, который в то время правил Илиополем. Ее обвинили, что все свое богатство она истратила на строительство жилья для христиан, которые настроены против власти. Правитель приказал схватить Евдокию, но сделать это ему не удалось. Господь Своей силой остановил 300 воинов. После трех дней поисков двери в монастырь, все воины, кроме троих, были умерщвлены. В ответ правитель города отправил в обитель своего сына. Но и его Отец Небесный не подпустил к Евдокии. Юноша умер, упав с лошади. Убитый горем Адриан обратился к святой, чтобы она умолила Бога воскресить его сына, но она ответила в письме, что не имеет такого дара. Однако к тому времени, когда Адриан получил это письмо, наследник престола ожил. Очевидцы происходившего прославили Господа, многие из них приняли Крещение. Сам же воскресший юноша впоследствии стал архиепископом.

Душу обложила еси красною одеждею безстрастия [1]

Когда к власти в городе Илиополь пришел Диоген, ревностный гонитель христиан, святой Евдокии вновь явился Господь и укрепил ее для предстоящих мучений. Вскоре по приказу правителя ее схватили и бросили на три дня в темницу. Преподобная взяла с собой частицу Причастия и спрятала на груди. На четвертый день Диоген стал судить ее. Суд сопровождался жестокими пытками и мучениями. Святую раздевали, били, подвешивали вниз головой на дереве.

Частичка Святых Христовых Таин выпала на землю. Мучители не знали, что делать и принесли Ее правителю. Когда наместник протянул руку, огонь вырвался из Причастия и опалил мучителя. Но он стал только ещё с большей злобой взывать к своим языческим богам, прося прощения, за то, что еще не убил святую. И в этот момент его поразила молния. Воин, который видел это, уверовал в Истинного Бога и стал просить о воскресении мучителей и Диогена. В это же время скончалась жена правителя. Преподобная Евдокия стала молиться Господу, и Он, услышав её молитвы, вернул к жизни правителя и его жену. Последним чудом, которое описано в житии святой было воскрешение отрока, укушенного змеей.

После обращения к христианской вере святая Евдокия прожила 56 лет. Она с радостью приняла мученическую смерть за Господа через усекновение головы.

Память преподобномученицы Евдокии Илиопольской совершается 14 марта.

В 2022 году этот день приходится на Великий пост. Это время, когда каждый христианин должен попытаться очистить свою душу от страстей, греховных дел и помыслов, подготовиться к встрече с Господом. Это сложная, но самая главная задача для каждого из нас. И, конечно, мы не сможем её выполнить в одиночку. Только обратившись к Отцу Небесному, по Его благодати, можно достигнуть желанной цели.

Во время Великого поста Церковь рекомендует к прочтению все  четыре книги Евангелия. В нем мы найдем ответы на главные вопросы. С ним мы сможем услышать то, что хочет от нас Господь и преобразиться по примеру святой Евдокии. Её жизнь показывает, что нет греха, который не был бы прощен и человека, которого бы не могла коснуться благодать Господа.

«Ибо щедрый Владыка принимает и последнего, как первого; успокаивает пришедшего в одиннадцатый час так же, как и работавшего с первого часа; и последнего милует, и о первом печется; и тому дает, и этому дарует; и дела принимает, и намерение приветствует; и деятельности отдает честь и расположение хвалит» [2]

Подготовила Елена Якушева

1. Канон святой преподобномученице Евдокии Илиопольской.

2. Святитель Иоанн Златоуст. Огласительные гомилии. Приложение «Слово огласительное на Святую Пасху иже во святых отца нашего святителя Иоанна Златоуста»/ И.В. Пролыгина, сост., введ, пер. с древнегреч., комм. и библиогр. – Тверь, 2006.


РУКА ДАЮЩЕГО НЕ ОСКУДЕВАЕТ!


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить