3 февраля: День памяти святой мученицы Агнии девы (ок. 305)
3 февраля Русская Православная Церковь вспоминает святую мученицу Агнию (Анну) Римскую. Образ этой святой настолько притягателен, что в ее честь написаны стихи, ее изображение можно встретить на картинах известных художников. Вспомним известнейшее полотно Хосе де Риберы «Святая Инесса и Ангел, укрывающий ее покрывалом», 1641 г. Еще один яркий образ, передающий подвиг святой, принадлежит кисти художника Марко Бенефиала – картина «Мученичество святой Агнессы», 1750 г.[1]
Житие святой складывалось веками. Самые первые упоминания о ней мы встречаем уже во второй половине IV века. Святитель Амвросий Медиоланский начал восхвалять девство с подвига мученицы Агнии и многое рассказал о ней.
Сведения о святой также можно почерпнуть из надписи, которая высечена на мраморе в церкви Сант-Аньезе-фуори-ле-Мура. Она сообщает о первом погребальном комплексе мученицы Агнии. Он был основан дочкой Константина Великого, по имени Константина. Императорская дочь была больна проказой и исцелилась от мощей мученицы, проведя рядом с ними ночь.
Многое о подвиге святой Агнии могут рассказать стихи христианского поэта Пруденция (348 – после 405), которые он написал о святой.
Тайна имени
Имя мученицы на разных языках звучит по-разному: Инесса, Агнесса, Агния… Кто-то даже может подумать, что речь идет о разных людях, или что доподлинно неизвестно, как звали святую. Но это не так. По-гречески Ἁγνή (хагне, агни) означает «невинная, непорочная», а Инесса, Агнесса, Агния – это лишь формы произношения одного и того же имени в разных языках.
Кто-то ошибочно считает, что имя Агния происходит от латинского слова agnus – «агнец, ягненок». Эти слова действительно похожи по звучанию. Возможно, поэтому в Западной традиции святая Инесса часто изображается с ягненком в руках».
И пусть дивятся мужи, не отчаиваются отроки, изумляются жены и подражают ей девы [2]
Мы почитаем святую Агнию как мученицу. Именно так мы будем ее называть в дальнейшем повествовании. Святая Агния родилась примерно в 291 году в знатной римской семье. Ее родители были христианами, и девочка впитала веру в Господа с молоком матери. Уже в юном возрасте она решила всецело посвятить себя Богу и приняла обет безбрачия. Кроме Иисуса Христа она никого не желала видеть своим избранником. Благочестивую и красивую девушку, которой исполнилось примерно 12 лет, заметил сын префекта Симфрония. Он воспылал к ней страстью, а когда Агния отвергла Сопрония, так звали юношу, отказалась принимать его подарки, он сильно заболел.
Отец жениха, узнав причину его недуга, послал за девицей, чтобы скорее обручить с ней сына. Однако святая, как и прежде, сказала, что не выйдет замуж за Сопрония, потому что никогда не изменит любимому и единственному Жениху.
Отец юноши был обозлен отказом. Он не мог поверить, что его знатный сын не достоин стать мужем этой девицы. Тогда свидетели разговора объяснили Симфронию, что Агния – христианка и Женихом называет Иисуса Христа.
Правитель обрадовался этому, потому что теперь он мог казнить девушку по закону императора Диоклетиана, который правил в это время в Риме.
Префект в последний раз предложил девице вступить в брак с его сыном или поклониться языческим богам. Но Агния вновь ответила решительным отказом. Тогда Симфроний заставил раздеть ее и обнаженной провести по городу до публичного дома. При этом тот, кто вел девушку, должен был кричать, что идет блудница, которая презрела богов. Совсем юная девушка не испугалась позора, и Господь не допустил этому свершиться. Как только святую раздели, ее прекрасные волосы отросли и покрыли тело подобно платью. Ещё одно чудо совершилось, когда Агнию привели в притон. Ангел Господень явился к ней на помощь и даровал ее телу такой сияющий свет, что все, кто смотрел в сторону девушки, не могли видеть ничего кроме этого сияния.
Агния начала молиться. В ответ на ее молитвы Ангел соткал ей белое платье. Она надела одежду и возблагодарила Господа. С этой минуты дом греха стал домом молитвы. В нем молились святая Агния и охранявший ее Ангел. Люди, заходившие туда, видели силу Господа, которая проявлялась на святой, кланялись ей и уходили.
Однажды в дом вошел и Сопроний со своими друзьями. Юноша хотел изнасиловать Агнию, но как только он попытался прикоснуться к ней, в него вселился бес. Он бросил насильника на землю и задушил.
Вскоре о случившемся узнал отец юноши. Он обвинил Агнию в волшебстве, которое она якобы использовала, чтобы погубить Сопрония. Но святая объяснила, что это сделал бес. Тогда отец сказал, что он поверит этому только, если Ангел воскресит его сына.
Святая согласилась молиться об этом, чтобы показать силу и могущество Господа. Через некоторое время Ангел поднял с земли ожившего Сопрония, который прославил Господа Иисуса Христа. Многие люди стали свидетелями этому чуду, около 160 человек приняли христианство. В дальнейшем язычники казнили их всех.
Языческие жрецы поняли, что их власть сильно подорвана, и стали просить Симфрония казнить «чародейку». Но он не смог этого сделать, более того, в последующие дни своей жизни сожалел, что не отпустил Агнию, испугавшись гнева жрецов.
«Она стоит, выпрямившись, молится, склоняет голову. Судья дрожит, как будто осужден он сам» [2]
Преемником Симфрония стал человек по имени Аспазий. Новый правитель, опасаясь недовольства, приказал развести костер в центре города и сжечь святую мученицу Агнию. Девушка начала молиться, и пламя не тронуло её, огонь погас. Но Аспазий не успокоился и приказал, чтобы палач вонзил меч в горло мученице. Святая сама просила поскорее сделать это, чтобы соединиться со своим Небесным Женихом.
Родители похоронили Агнию недалеко от Рима. Мощи мученицы находятся в построенном в её честь храме.
В сонме святых мучениц есть удивительные, бесстрашные девы, но в жизнеописании святой Агнии более всего читателей поражает ее юный возраст. Ребенком, она добровольно принимает пытки, на которые способен решиться далеко не каждый взрослый. 12-ти лет от роду она словно наделена мудростью старицы. «Итак, пусть никто не дивится тому, что сочетавающиеся с Господом ангелов, приравниваются к ангелам».[2]
[1] И.И.Тушева. Святая Инесса. Мученица Агния. М., 2019
[2] Свт. Амвросий Медиоланский. Творения. О девстве и браке.
Материал подготовила: Елена Якушева
РУКА ДАЮЩЕГО НЕ ОСКУДЕВАЕТ!