Традиции Рождества

Как известно, Рождество Христово празднуют в ночь с 6 на 7 января. Празднование Рождества 25 декабря (по старому стилю) впервые было установлено в Риме, по мнению одних исследователей папой Либерием в 353 году, другие же утверждают, что уже в 336 году Римская Церковь отмечала праздник Рождества Христова. Есть и те, кто полагает, что с начала III века 25 декабря было известно как день праздника.

Христианская Церковь I века состояла в основном из представителей диаспоры иудеев рассеяния, добровольно или насильственно покинувших родину задолго до Рождества Христова. Следуя традиции своих благочестивых предков, потомки ветхозаветных иудеев не праздновали дней рождения в отличие от язычников. Днем рождения они называли день кончины своих мучеников. Так продолжалось на протяжении первых двух веков. Но уже к началу III века обстановка, в которой протекала христианская проповедь, изменилась. К этому времени значительную часть членов Церкви составляли люди, родившиеся в христианстве. Христианство широко распространилось среди язычников. Для этой части последователей Христа негативный взгляд на день рождения был непонятен.

В церковной традиции празднику Рождества предшествует сочельник или навечерие. Во все седмичные дни, кроме субботы и воскресения, служба навечерия Богоявления состоит из великих (царских часов), изобразительных и вечерни, соединяющейся с Литургией святителя Василия Великого. Если сочельник бывает в субботу или воскресенье великие часы совершаются в пятницу вместо Литургии. В день сочельника служится Литургия святителя Иоанна Златоуста, а в сам день праздника совершается Литургия святителя Василия Великого.

Сочельник – это особый день предпразднества, когда мы духовно и телесно готовим себя к важному церковному событию, особым постом очищаем свою душу и ждем праздника. На Руси в этот день ели сочиво – вареные зерна пшеницы или других злаков с сухофруктами, орехами и мёдом. Вкушать масло не разрешается. Варили взвар – особый напиток вроде современного компота из сухофруктов, только очень концентрированный. Всё это стояло на постном предпраздничном столе в сочельник. После ночной литургии праздника начиналось розговенье.

Праздник для верующего человека – это прежде всего торжество духовное. Это переживание событий, связанных с жизнью Спасителя, Божией Матери или святых угодников. А потому праздник для православных христиан немыслим без храма. Праздничное богослужение – это участие в таинствах Церкви, соединение с Господом, молитвенное общение с верующими людьми. Но главным, конечно же, должно быть соединение со Христом в таинстве Святого Причащения. Таков духовный смысл праздника.

С праздника Рождества начинаются Святки, которые продолжаются до Крещения господня. В это время Церковь вспоминает первые дни земной жизни Спасителя и Его Крещение в реке Иордан. От Рождества до Крещенского сочельника отменяется пост в среду и пятницу.  Святки – это дни розговенья, дни сугубой благодати, когда нет поста, в храме идут особые праздничные службы и весь православный люд славит Христа. Недаром эти дни называют Святыми. Христианам, которые соблюдали Рождественский пост, причащаться в дни Святок разрешается без поста.

Первые миссионеры стремились наполнить христианским содержанием многие языческие традиции, укорененные в памяти просвещаемых народов. Рождество Христово по времени совпадало с языческой Каледой – праздником, посвященным зимнему солнцевороту. В словаре «Русский образ жизни» читаем: Коляда – от «коло», божество солнце-младенец, в древнерусской языческой мифологии воплощение смены годового цикла, зимнего солнцеворота, по древним поверьям совпадало с разгулом нечистой силы. Древние славяне пытались в этот день «заклясть злых духов», чтобы таким образом избавить себя от приносимого ими вреда. Для этого в день праздника они пели колядки определенного содержания, которые должны были производить некое воздействие на силы зла. Это языческое действо совершалось на Руси еще некоторое время после Крещения ее народа, а потом было вытеснено церковным обрядом «славления» новорожденного Христа.

В XVII веке в государевой грамоте царя Алексея Михайловича можно прочесть: «…да в Москве же чинится бесчинство: многие люди поют бесовския сквернословныя песни… да на Рождество Христово и до Богоявленьева дня собираются на игрища сборища бесовския… игрецы-скоморохи с домбрами и с дудами, и с медведями ходят, и дару Божию хлебу поругаются. И мы указали о том учинить на Москве и в городех, и в уездех наказ крепкий, чтобы ныне и впредь никаких людей по улицам в навечере праздников Калед и Плуг и Усеней не кликали и песней бесовских не пели…». Постепенно к традиции славления Христа, поддерживаемой русскими царями, приобщились все русские люди – от простых крестьян до государя-императора. В дни Святок Патриарх, сопровождаемый духовенством, приходил в царские палаты славить Христа и поздравлять государя. Известно, что и Петр Великий ходил славить Христа к своим боярам. В расходной книге Чудова монастыря за 1645 год есть сведения о том, что «в праздник много роздано денег славильщикам, придворным певчим и крестьянским девкам».

И в наши дни православные люди продолжают традицию славления Родившегося Господа. В дни Святок верующие устраивают рождественские крестные ходы со звездой. В некоторых городах и селах члены молодежных церковных общин ходят по домам с хоругвью в виде вифлеемской звезды или вертепом и совершают небольшие молебны с пением тропаря Рождества Христова.

Замечательные традиции Святых дней включают в себя и встречи с друзьями, и праздничные концерты, и вручение подарков близким, и, конечно же, добрые дела – помощь тем, кому трудно, и кто одинок. Часто православные христиане посвящают «Святые дни» благотворительности, посещая больных или одиноких людей.  Благочестивые разговоры, духовное пение – всё это наполняет души людей радостью, и этой радостью они стремятся поделиться друг с другом.

Неотъемлемым атрибутом праздника Рождества Христова стала украшенная яркими игрушками и гирляндами елка. Впервые в 1419 году во Фрейбурге пекари нарядили дерево вкусными украшениями, которые дети могли снимать и есть в Рождественскую ночь. В России традиция украшать елку появилась в XVIII веке, когда император Петр Великий распорядился украшать елями или их ветками дома и общественные места в дни рождественских праздников.

Но уже задолго до этого, еще в дохристианский период вечнозеленая ель была символом вечной жизни у германских племен. Ею украшали дома, чтобы привлечь к ним жизненную силу и удачу.

Существует и такое описание начала особого отношения к вечнозеленой елочке, ставшей символом Рождества. В VIII веке святой Бонифаций говорил проповедь о Рождестве язычникам. Чтобы убедить идолопоклонников, что почитаемый ими священным дуб не является неприкосновенным деревом, святой срубил один из дубов священной рощи. Когда срубленный дуб падал, он повалил на своем пути все деревья, кроме молодой ели. Святой Бонифаций воспринял выживание ели как чудо и воскликнул: «Да будет это дерево деревом Христа!»

Примечательно, что традиция украшать рождественскую елку далеко не сразу прижилась во всех христианских странах.  Например, у южных славян, сербов, хорватов и болгар долгое время было принято украшать так называемый бадняк, своего рода букет из дубовых веточек, на которых сохранились листья. Сочельник Рождества Христова и по сей день именуется в Сербии не иначе как Баднидан, напоминая о традиции, связанной с именно с бадняком. По обычаю утром накануне Рождества глава семьи  отправлялся в лес, чтобы тремя ударами топора срубить молодой дуб. Причем последний удар надо было нанести так, чтобы дерево упало на восток.

Вечером домочадцы собирались вместе, и под пение рождественских песен хозяин торжественно вносил в дом украшенный лентами и соломой бадняк. Затем все садились за праздничный стол.

Фото: pbs.twimg.com

Утром в сам день Рождества Христова бадняк сжигали в очаге, а на углях готовили завтрак. Когда огонь полностью догорал, начиналось праздничное веселье Баднидана. Обряд сожжения бадняка сохранился в Сербии и в наши дни. Даже во дворах сербских храмов можно увидеть, как в рождественский огонь бросают полено, которое по одной из версий символизирует желание согреть Христа Младенца в холодной пещере, как, согласно преданию, это сделали в Рождественскую ночь пастухи в Вифлееме, принеся в пещеру полено для костра, а по другой – очищение от зла, поскольку напоминает о древе, корни которого охранял змей.

В разных странах, разных христианских общинах за две тысячи лет сформировалось немало добрых традиций и обычаев, связанных с празднованием Рождества Христова.

В Даниловом монастыре такой традицией стало ежегодное поздравление наместника обители сотрудниками и прихожанами монастыря. До периода ограничительных мер, связанных с распространением коронавирусной инфекции, в один из дней святочного периода сотрудники всех подразделений монастыря собирались в Доме наместника, чтобы поздравить владыку Алексия, епископа Солнечногорского со светлым праздником Рождества Христова, вместе пропеть рождественские песнопения, пожелать друг другу всего самого доброго в наступившем году, а главное, прославить воплотившегося на земле Богомладенца и Спасителя мира.

Теперь эта традиция продолжается Рождественским молебном в Троицком соборе Данилова монастыря, куда 10 января могут прийти все желающие, чтобы вместе помолиться и порадоваться родившемуся Христу.

Начало молебна в 13:30.

Подготовила Екатерина Орлова

Фото: Владимир Ходаков, Олег Григоров


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить