Первосвятитель, учитель и покровитель града Казани

17 октября Русская Православная Церковь вспоминает в молитвах святителя Гурия, архиепископа Казанского и Свияжского.

Можно с полной уверенностью говорить, что с него началась святость Татарской земли. Его молитвенным заступничеством и трудами, Татарстан является сегодня одним из духовных православных центров. Имя святителя Гурия занимает подобающее его подвигу место в сонме Казанских святых.

Впервые житие святителя пересказал митрополит Гермоген, будущий священномученик, Патриарх Московский и всея Руси. По всей вероятности, он был знаком с архиепископом Гурием. Составляя жизнеописание, митрополит опирался на свидетельства тех, кто жил и общался со святителем.

С юности миром отверженный и мира отвергийся [1]

Григорий Григорьевич Руготин, будущий святитель, родился примерно в 1500 году. Местом его рождения считается город Радонеж, расположенный в 50 км от Москвы, став по рождению земляком преподобного Сергия, игумена Радонежского.

Несмотря на то, что Руготины принадлежали к дворянскому роду, они не были богаты. С юных лет Григорий служил у местного князя Пенькова. Юноша вел жизнь тихую, непорочную. Любимым его занятием была молитва в храме. За кротость, трудолюбие и другие добродетели, хозяин назначил Григория управляющим домом. Однако такие качества души совсем не по нраву врагу рода человеческого, и он настроил против Григория его сослуживцев. По зависти они начали лжесвидетельствовать против Григория, обвинив его в порочной связи с женой князя. Князь пришел в ярость и приказал убить его. Однако сын хозяина дома проявил мудрость, он был уверен, что святой невиновен и вступился за Григория.

Здесь следует сделать небольшое отступление. Автор жития указывает, что князя звали Иван Пеньков. Возможно, что это ошибка. Историк Зимин Александр Александрович провел ряд исследований, которые показали, что Иван Пеньков происходил из рода Мстислава Великого. В семье было пятеро детей. Иван, которого называют хозяином Григория, был супругом Марии Глинской, но детей у них не было. Скорее всего юный Григорий служил у Василия Пенькова. У него, как раз, был сын Иван [2]. Именно он и спас от смерти будущего святого перед обезумевшим отцом.

В темнице тойже  свет, даровавший тебе свободу, узревый

Князь согласился не казнить Григория, однако злоба переполняла его. Он решил посадить святого в яму, где тот провел долгих два года.

Ему кидали один раз в три дня пищу, которую невозможно было есть. Однако и в этом тяжелейшем положении, Григорий не унывал и молился Богу: «аще не бы Господь Бог попустил сему быти со мною, не бы постигла мя напасть сия; темже пою Ему: Аллилуия» [3]. Он благодарил Господа и утешал себя, вспоминая подвиги первых мучеников, радуясь, что темница помогает ему обрести вечность.

Примерно через полтора года Григория навестил его старый друг, который упросил сторожа пообщаться с заключенным. Ночью друг говорил с Григорием и предложил приносить ему нормальную пищу. Но святой отказался, пояснив, что его питает благодать Господа. Взамен он попросил принести ему бумагу и краски, чтобы он мог писать азбуку для детей. Деньги же от проданных учебников, Григорий просил раздавать нищим. Так и было сделано.

Господь, видя смирение и благодарное сердце раба Своего, не оставил его. В один из дней двухлетнего заточения, святой увидел свет от дверей, которые всегда были заперты. Григорий ужаснулся и сначала даже не поверил своим глазам. Он стал молиться, но свет становился все ярче. Тогда он понял, что Сам Господь открыл ему двери и освободил его.

Неусыпный Христов воине

Григорий незаметно покинул город и пришел в Иосифовский монастырь. Здесь он принял постриг с именем Гурий. Обитель Иосифа славилась строгостью своего устава, и монах Гурий преуспевал в его исполнении. Он строго относился к себе, был примером для других. Уже довольно скоро, в 1543 году, его избирают игуменом обители. Через 9 лет мудрого управления, он оставляет свой пост по состоянию здоровья.

Примерно в это время, будущий архипастырь знакомится с Иваном Грозным. Царь любил его, часто они обсуждали вопросы духовные и государственные. По его просьбе, Гурий стал игуменом Селижарова монастыря.

 А в 1552 году, царь Иоанн Васильевич с войском захватил Казань, бывшую столицей ханства Казанского. Это событие сопровождала грандиозная миссионерская деятельность. Строились храмы, монастыри. Большое количество мусульман приняли христианство. Важно, что делалось это ненасильственными методами. В 1555 году была учреждена новая Казанская епархия. 7 февраля того же года было принято решение о назначении Гурия ее архиепископом. 26 мая архиепископа Гурия торжественно проводили на новое место служения. Вместе с ним отбыли архимандриты Герман и Варсонофий. Путь к месту служения занял два месяца. В каждом городе пастырь служил молебны.

Для устроения новой епархии необходимо было обращение к христианству язычников и магометан. Важно было обучить духовенство. Не оставил архиепископ и своего желания, которое зародилось еще в княжеском заточении. Он хотел учить детей грамоте, а особенно Закону Божьему. Недалеко от Казани был заложен Зилантов монастырь. Братия обители занималась по благословению святителя Гурия обучением детей.

За время архиепископства Гурия, город Казань стал одним из крупнейших духовных центров России. Быстро строились храмы, и местные жители с радостью участвовали в этом благом начинании.

В конце своей жизни (1561 год) святитель сильно заболел. Два года его носили на руках в храм, где он, сидя или лежа, молился.

2 декабря 1563 года епископ Варсонофий совершил пострижение архиепископа Гурия в великую схиму. 5 декабря этого же года святитель отошел ко Господу.

Всей своей жизнью он показал пример величайшего смирения и любви.

Тропарь святителю Гурию, архиепископу Казанскому 

Пра́вило ве́ры и о́браз целому́дрия,/ учи́теля до́брых дел/ и наста́вника спасе́ния, даде́ тя Госпо́дь/ новопросвеще́нному гра́ду Каза́ни,/ в не́мже приобре́л еси́ но́выя от язы́к лю́ди,/ и приве́л еси́ я Христо́ви./ Сего́ ра́ди в па́мять твою́ ра́достно соше́дшеся,/ че́стне пра́зднуем свято́е твое́ успе́ние,/ ты же, о́тче наш, святи́телю Христо́в Гу́рие,// моли́ Христа́ Бо́га/ спасти́ся душа́м на́шим.

*   *   *

1. Акафист святителю Гурию, архиепископу Казанскому и Свияжскому чудотворцу.

2. Зимин А.А. Формирование боярской аристократии в России во второй половине XV – первой трети XVI вв. – М., 1988. – С. 192-193.

3. Акафист святителю Гурию, архиепископу Казанскому и Свияжскому чудотворцу.

Материал подготовила Елена Якушева


РУКА ДАЮЩЕГО НЕ ОСКУДЕВАЕТ!