14 декабря: день памяти пророка Наума (VII век до Р.Х.)
14 декабря Русская Православная Церковь молитвенно вспоминает святого пророка Наума. Он жил в VII столетии до Рождества Христова и оставил нам пророческую книгу, в которой предвосхищал падение Ассирийского царства. Опьяненные своими многочисленными победами ассирийцы начали проявлять невероятную жесткость по отношению к покоренным народам. И за невинно пролитую кровь непобедимая дотоле Ниневия, столица Ассирии, была покорена, а после своего распада как бы совершенно исчезла с лица земли в точном соответствии с пророческими предсказаниями.
О самом пророке нам известно лишь то, что мы можем прочесть в Ветхом Завете. Так в своей книге пророчеств он называет себя Елкосеянином (см.: Наум. 1:1, по-еврейски «елгоши»). Вероятно, так звали его отца. По преданию род Наума происходил из селения, которое позже было названо в его честь (Капернаум – поселок Наума), находившегося на северном берегу Галилейского озера. После разорения Израильского царства ассирийцами в 722 году предки Наума переселились в Иудею, и здесь Наум проходил свое пророческое служение. Годы его жизни совпали с тем временем, когда израильский народ находился в вавилонском плену. Пророк Наум говорил, что уже совсем скоро могущественная ассиро-вавилонская империя рухнет и в мир придет Мессия.
Исторические факты. Ассирия
Возникшее в Междуречье во II веке до Рождества Христова государство-город Ашшур, вместе с его жителями-ассирийцами, довольно быстро выросло в могущественную державу. Уже в VIII веке под властью Ассирии находились множество государств. Среди них были часть Палестины, Урарту, Сирия, Вавилон и другие.
Интересно, что у ассирийцев был свой метод порабощения городов. Чтобы победить другой народ, они брали в плен знать и вывозили ее из страны, лишив государство управления. Для тех, кто пытался противостоять захватчикам, были уготованы жесточайшие пытки и казни. Сохранившиеся артефакты показывают, какая участь ждала тех несчастных, которые не подчинялись завоевателям. На каменных рельефах изображены множество голов, посаженные на колья люди, пленники с отрезанными частями тела. В своей книге пророк рассказывает о зверствах захватчиков: «Но и он переселен, пошел в плен; даже и младенцы его разбиты на перекрестках всех улиц, а о знатных его бросали жребий, и все вельможи его окованы цепями» (Наум. 3:10). Центром ассиро-вавилонского царства была Ниневия. Именно сюда стекалось награбленное богатство, сюда же приводили пленников. Логово львов и город крови – так стали называть Ниневию. Стоит ли говорить, в каком страхе жили люди и как надеялись, что придет Спаситель и их мучения прекратятся.
О чем пророчествовал святой пророк Наум
Книга пророка – это не призыв к покаянию. Призыв уже был. За 150 лет до Наума пророк Иона говорил о необходимости прекратить беззакония и покаяться. Тогда люди послушали Иону, и Господь не наказал их. Но они быстро забыли об этом. И теперь Наум уже говорит о неотвратимости наказания. Имя пророка переводится как «утешитель». Он пришел, чтобы поддержать, утешить народ Иудеи. Он пророчествует о том, что приговор уже вынесен и Ниневия будет уничтожена. Более того, пророк открывает события, которые приготовил Господь нераскаявшимся и творящим зло.
С самого начала книги мы чувствуем эмоциональную окраску пророчеств святого. Книга приводит читателя в трепет и страх, кажется, что такого не может быть. Как любящий Отец может так поступать? Разве не Он учит нас не мстить?
Но пророк показывает, что Господь приготовил наказание врагам. Он защищает созданный Им мир, наводя в нем порядок, как любящий Отец, воздающий по заслугам. Но Бог не забывает тех, кто надеется на Него.
Вторая часть книги Наума говорит о гибели Ниневии. Казалось бы, может ли такое случится? Сильнейшее государство, с могущественной армией… Кто может противостоять ему? Пророк отвечает на эти вопросы. Господь уничтожит беззаконнующих. Это должны услышать все! Никто, творящий зло другим, совершающий грех, не останется без наказания. О том, как это произойдет, Наум пророчествовал в заключительной части книги. Ниневию постигнет кара Господня. Среди главных причин он называл блуд, разврат, волшебство, жестокость. Описывая сами события, пророк указывает, что «отворятся ворота земли твоей, огонь пожрет запоры». В дальнейшем историки подтвердят, что пророчество сбылось в точности.
Ниневия была осаждена в 612 году до Р. Х., и в течение трех лет сдерживала противника. Однако река Тигр вышла из берегов и подмыла городские укрепления. Противник вошел в город и уничтожил его полностью. В царском дворце правитель Сарданапал приказал развести костер и сжег свои сокровища, себя и наложниц. Так сбылись пророчества Наума и Исаии: «Ибо Тофет давно уже устроен; он приготовлен и для царя, глубок и широк; в костре его много огня и дров; дуновение Господа, как поток серы, зажжет его» (Ис. 30:33). «Там пожрет тебя огонь, посечет тебя меч, поест тебя как гусеница, хотя бы ты умножился, как гусеница, умножился, как саранча» (Наум. 3:15).
Пророчество святого пророка Наума и современность
В течение Рождественского поста Церковь неоднократно вспоминает пророков Ветхого Завета. Это не случайно. В пророчествах выражаются надежды народа Израиля и чаяния всего человечества на пришествие Спасителя.
Господь через пророков открывает человечеству события, которые будут происходить с пришествием в мир Христа. Если мы проведем параллель между ожиданиями Мессии во времена пророков и сегодняшним днем, то заметим, что и сейчас нам необходимо, чтобы все наши мысли, дела, поступки были пронизаны ожиданием только одной встречи – нашей личной встречи со Христом. Только в свете этой встречи имеет смысл вообще вся жизнь человека, созданного по образу и подобию Божию. В противном случае он, ее смысл, рискует быть низведен до уровня бесполезной суеты биологического существа.
В ожидании светлого праздника Рождества Христова, постараемся подготовиться к этой самой главной встрече, помня и то, о чем пророчествовал Наум:
«Господь есть Бог ревнитель и мститель; мститель Господь и страшен в гневе: мстит Господь врагам Своим и не пощадит противников Своих.
Господь долготерпелив и велик могуществом, и не оставляет без наказания; в вихре и в буре шествие Господа, облако – пыль от ног Его.
Запретит Он морю, и оно высыхает, и все реки иссякают; вянет Васан и Кармил, и блекнет цвет на Ливане.
Горы трясутся пред Ним, и холмы тают, и земля колеблется пред лицом Его, и вселенная и все живущие в ней.
Пред негодованием Его кто устоит? И кто стерпит пламя гнева Его? Гнев Его разливается как огонь; скалы распадаются пред Ним.
Благ Господь – убежище в день скорби, и знает надеющихся на Него».
(Наум. 1: 2-7)
Материал подготовила Елена Якушева