Диалог Церкви и психиатрического сообщества: новый уровень понимания

26 и 27 ноября 2021 года в Москве, в Отделе внешних церковных связей Московского Патриархата прошла третья международная конференция «Попечение Церкви о душевнобольных». В конференции приняли участие  известные российские и зарубежные эксперты.  Заседания проходили в онлайн- и офлайн-формате.

В первый день работы конференции обсуждались темы религиозной веры и психического здоровья, аксиологических аспектов психического здоровья, а также духовный опыт в различных религиозных традициях.

Конференции по вопросам пастырского окормления  душевнобольных людей в последние годы стали частью широкой программы, которая инициирована Комиссией по церковному просвещению и диаконии Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви в сотрудничестве с Отделом внешних церковных связей Московского Патриархата, Воронежской митрополией, Секцией по клинической психиатрии, религиозности и духовности Российского общества психиатров, Православным Свято-Тихоновским гуманитарным университетом и федеральным Научным центром психического здоровья.

  • Международная конференция «Попечение Церкви о душевнобольных».

«Церковь Христова глубоко обеспокоена быстрым распространением психических заболеваний и предпринимает действия для помощи тем, кто страдает душевными расстройствами», – этими словами, объясняющими суть  активной церковной работы в данном направлении, начал свое выступление на конференции ее председатель, митрополит Воронежский и Лискинский Сергий. Владыка Сергий уже много лет занимается вопросами пастырского душепопечения, в начале 1990-х годов он возглавил только образованный тогда Отдел по церковной благотворительности и социальному служению, в Комиссии Межсоборного присутствия руководит одноименной экспертной группой, подготовившей в 2020 году документ «Пастырское попечение в Русской Православной Церкви о психически больных».

Статистические данные, которые привел Его Высокопреосвященство в своем докладе, говорят о правомерности тревоги: эксперты Всемирной организации здравоохранения указывают, что около 15% взрослых в возрасте старше 60 лет страдают психическими нарушениями, и при этом половина всех нарушений психического здоровья возникает до наступления 14 лет. Около 20% подростков во всем мире имеют нарушения психического здоровья, которые не диагностируются должным образом и не получают надлежащего лечения. По данным специалистов Всемирной психиатрической ассоциации, терапию психических заболеваний получали менее 50% людей, нуждающихся в таком лечении. Среди переживших войну или иные глобальные конфликты, более 20% страдают от депрессии, тревожного расстройства, посттравматического стресса, биполярного расстройства или шизофрении...

Как сказал владыка Сергий, души людей, раненные последствиями первородного греха, ослаблены и уязвимы. Неоспоримо, что ныне атаки на душу человека становятся всё агрессивнее, размываются критерии в сфере нравственности, действия политиков не способствует чувству защищенности и спокойствия. Особенно ситуация последних двух лет – нестабильность, ощущение постоянного риска и угроз здоровью и привычному порядку жизни – в небывалых масштабах провоцирует стрессы и болезненные психические реакции.

К кому взывают люди в своем душевном неблагополучии? Даже в сегодняшнем, предельно секуляризованном обществе очень многим память сердца подсказывает, что подлинный источник исцеления – это отношения человека с Творцом, что Господь как никто может и укреплять, и утешать, и сострадать нам в болезни. Неслучайно и в случае утраты психического здоровья первым, к кому обращаются сами пациенты и родственники больного, часто оказывается священник.

Именно здесь возникает целый комплекс проблем, которые в наше время настоятельно требуют решения. От духовенства ожидают грамотного совета и наставления в том, как обрести душевный мир и те, кто ранен грехом, и зачастую действительно психически нездоровые люди. Чтобы не совершить ошибки и не усугубить ситуацию, священнослужителю необходимо не только знать принципы нравственного богословия, но и разбираться в медицинских проблемах, имеющих отношение к практике применения этих принципов. Он должен быть готов встретиться с такими неизбежными вопросами, как:

– связаны ли переживания и поведение человека с особенностями его нравственного устроения или с его болезнью;

– какова степень нравственной ответственности человека при различных психиатрических заболеваниях;

– можно ли различить в человеке проявления страстей и психических болезней.

Есть и другая сторона: психиатры, работающие с душевнобольными. К сожалению, в большинстве своем они религиозно не просвещены, поэтому им зачастую трудно или вовсе невозможно понять, насколько значима для их пациентов религиозная жизнь, правильно или искажено отношение этих людей к духовным проблемам. Знания, которые могли бы существенно помочь врачам в проведении лечения, не преподаются ни в медицинских учебных заведениях, ни на курсах повышения квалификации.

Духовные вопросы затрагивают самые глубины человеческой личности. Несведущий в этой области врач, тем более имеющий атеистическую позицию, рискует так и не найти ключа к истинным проблемам тех, в чьем  болезненном состоянии эти вопросы нераздельно переплетены с их недугом. Секулярное мировоззрение и культура, в контексте которых психическое здоровье до сих пор понимается исключительно через призму научного знания, не принимает также во внимание вековой опыт врачевания душевного неблагополучия, накопленный Церковью.

Диалог Церкви и психиатрического сообщества, который, конечно, ведется уже давно, неизбежно должен был выйти на новый уровень в постсоветское время. До этого десятилетиями психиатрия строилась на атеистической платформе и исключала всякое влияние религиозности. Категорически не допускалось, чтобы в профессию приходили верующие люди, и таковым нельзя было обнаруживать свое мировоззрение в общении с пациентами. Митрополиту Сергию с единомышленниками вполне довелось почувствовать последствия этого, когда они начинали свою работу. Как положительную тенденцию владыка отмечает сейчас то, что причастные к проблеме люди научились слушать и слышать друг друга, начинают понимать важность сотрудничества, перенимают опыт. Растет число научных исследований, демонстрирующих пользу для душевного здоровья молитвы, религиозного покаяния, участия в церковной жизни, культивирования в себе таких христианских добродетелей как смирением и прощение. Современная медицина заново открывает, что существует глубокая связь между верой и состоянием души.

Необходим комплексный непредвзятый взгляд на проблемы психического здоровья

Рассмотрению вопросов связи веры и душевного состояния было посвящено выступление профессора Василия Глебовича Каледы, заместителя директора Научного центра психического здоровья по развитию и инновационной деятельности, руководителя отдела юношеской психиатрии. Название его доклада «Клиническая психиатрия, религиозность и духовность»  – это точное воспроизведение названия секции Российского общества психиатров, сформированной совсем недавно, в начале 2021 года, для решения задач помощи пациентам психиатрического профиля с религиозным мировоззрением.

Известно, что в России, как в большинстве стран Западной Европы и многих стран мира, доля верующих среди пациентов психиатрических клиник больше, чем доля таких людей в обществе в целом. Парадоксально, что при этом число верующих психиатров меньше, чем число верующих врачей других специальностей. Это, несомненно, одно из препятствий для привнесения в психиатрическое сообщество христианской истины, и пока, сказал В.Г. Каледа, можно делать в данном направлении лишь постепенные «маленькие шажки».

В работе секции «Клиническая психиатрия, религиозность и духовность» докладчик выделил основные задачи, каждая из которых осложнена и специфическими трудностями. Так проведение научных исследований особенностей психических расстройств с религиозным переживанием сталкивается со сложностью диагностики психических патологий у верующих людей. Бывают состояния, которые врач, не имеющий представления о религии, неправильно квалифицирует. В свою очередь священник не всегда может распознать тонкую грань, например, между покаянным чувством человека и болезненным бредом греховности.

Повышение информированности психиатрического сообщества об особенностях религиозной жизни у психически больных требует подчас от врачей серьезной перестройки внутренних установок. Психиатр, независимо от исповедуемого им самим мировоззрения, должен с глубоким уважением относиться к мировоззрению своих пациентов. Он обязан знать традиции основных религий, которые есть в его регионе. Должен разбираться в том, кто такой духовный отец, что происходит на литургии, Причастии, Исповеди. Должен понимать, какое значение это имеет для его пациента. Только опираясь на духовные ценности пациента, он может помочь человеку пережить симптомы болезни и обрести в дальнейшем полноценную жизнь, – подчеркнул Василий Глебович.

Не секрет, что в обществе существует направление «анти-психиатрии». Огромное количество людей не понимает, что психические болезни – это реальность, что есть, например, состояния депрессии – юношеской, послеродовой и т. п., есть навязчивые представления, фобии…  От них нельзя просто отмахнуться, бесполезно в этом случае прибегать к обвинениям, призывам к дисциплине или покаянию, наказаниям.

Организация психообразовательной работы среди представителей религиозных конфессий с целью сотрудничества в выявлении психических патологий тоже нередко наталкивается на негативные стереотипы и предубеждение. Тем не менее, положительные сдвиги происходят. Во многих духовных школах Русской Православной Церкви, а также на образовательных курсах для действующего  священства введен предмет «Основы пастырской психиатрии», появились учебник и руководства. Ныне стоит задача распространить это начинание во всех епархиях Русской Православной Церкви, во всех духовных учебных заведениях различных конфессий. Всем – священнослужителям, философам и богословам, специалистам служб психического здоровья, независимо от их мировоззренческих позиций, необходим комплексный непредвзятый взгляд на проблемы психического здоровья и желание сделать все от них зависящее, чтобы помочь психически больным. В этом случае особенно уместно вспомнить известное в истории христианской мысли выражение: «В главном единство, во второстепенном свобода, во всем – любовь».

Обращение к сфере духа – ресурс в лечении болезни

В.Г. Каледа напомнил удивительно простое и глубокое определение психического здоровья, которое дал профессор Д.Е. Мелехов (1900–1979): «Когда три сферы человеческой личности – дух, душа и тело находятся в согласии, в гармонии друг с другом, что достигается только при условии преобладающего влияния сферы духа, можно говорить о здоровье».  «Без преобладания духовных потребностей ни о каком психическом здоровье говорить невозможно», вторит своему коллеге лидер отечественной психиатрии академик А.Б. Смулевич.

  • Международная конференция «Попечение Церкви о душевнобольных».

Максимально высокий критерий духовности утверждают те избранные личности, на ком истинно почил Святой Дух, кто говорит и действует под Его влиянием. Однако в наше время смысловые контексты, в которых используется понятие «духовность», претерпели значительные изменения, так же, как, к сожалению, для многих представляются оставшимися в прошлом простые нравственные истины – совесть, справедливость, служение – базировавшиеся на религиозном мировоззрении. И тем не менее, «работая с больными, мы должны ориентироваться на эти ценности: совесть, нравственность. Духовность – это высшая форма человеческого сознания, характеризующаяся осмысленностью жизни, стремлением к саморазвитию и служению обществу», – отметил В.Г. Каледа.

Религиозность и духовность обладают высоким значением для людей с психическими расстройствами в том, что касается формирования у них духовных устремлений и обретения смысла жизни. На практике доказано, что люди, не использующие религиозные ресурсы, больше подвержены риску формирования патологических реакций, заканчивающихся депрессивным расстройством. В последнее время в психиатрии разработаны и применяются эффективные виды конфессионально-ориентированных стратегий для больных шизофренией. Особую значимость религиозные стратегии приобретают при лечении людей с тревожными расстройствами и реакциями горя в старческом возрасте. Количественные исследования, отечественные и зарубежные, демонстрируют, что религия и духовность могут быть важнейшим источником выздоровления. Вера смягчает болезнь. Как сказал выдающийся австрийский психиатр, психолог и философ Виктор Франкл, «Религия дает человеку духовный якорь спасения с таким чувством уверенности, которое он не может найти нигде больше».

Но здесь снова на первый план выступает необходимость достаточно глубокого понимания сути религиозного мировоззрения психиатрами и основ психиатрии теми, кто призван пастырски окормлять верующих.

Дело в том, что сейчас, даже в случаях со здоровыми людьми, сложно бывает понять, является человек верующим или неверующим.  В советское время слова «я верующий» означали действительное исповедание веры в совокупности с соответствующими мировоззрением и образом жизни. Сейчас эти же слова часто не значат ничего.

Нормальная религиозность подразумевает сосредоточение внимания на Боге, благоговение и любовь, теплые межличностные отношения, сознание своего несовершенства. При этом важна именно внутренняя религиозность, характеризующаяся внутренними духовными потребностями, неафишируемым желанием строить жизнь в соответствии с заповедями, способностью к мистическим переживаниям. Плодом веры является любовь. При отсутствии такового плода говорить о нормальной религиозности не приходится.

Соответственно есть и патологическая религиозность, которая характеризуется в первую очередь вытеснением стремления к полноценной духовной жизни утрированным исполнением ритуалов, искаженным толкованием догматов, нарушением критического отношения к собственной личности. И во многих случаях психиатры сталкиваются именно с такой патологической псевдорелигиозностью – этой проблеме во второй день работы конференции был посвящен доклад ведущего научного сотрудника Центра психического здоровья О.А. Борисовой. Христианство – радостная полнота жизни во Христе. Больные же часто воспринимают христианство в депрессивно-пессимистических тонах.

Очень важно, чтобы священник был в состоянии различить, где болезнь, и где подлинный мистический опыт – заметил в свое время митрополит Сурожский Антоний, бывший, как известно, долгое время практикующим врачом. Но этим умением должен обладать и лечащий психиатр. Психическое здоровье – зона совместной ответственности врачей-специалистов и Церкви.

Единство в главном

В первый день участникам конференции были предложены также следующие выступления, с широких позиций охватывающие проблематику психического здоровья в связи с религиозным мировоззрением – и в то же время демонстрирующие ответственность и глубокую заинтересованность их авторов в достижении главной цели: взаимопонимания и сотрудничества между священнослужителями и врачами.

  • Международная конференция «Попечение Церкви о душевнобольных».

Венсеслао Доминго Виал Мена, профессор Университета Святого Креста (Италия, Рим), раскрывая тему «Зачем нужна духовность для психического здоровья?» подчеркнул, что поиск смысла жизни – глубокая потребность души. Верная духовная ориентированность порождает здоровые привязанности, здоровый ум, чувство радости, любовь. Врач обязательно должен учитывать духовные аспекты состояния своих пациентов.

Протоиерей Алексий Бабурин, клирик больничного храма в честь иконы Божией Матери «Целительница» при Научном центре психического здоровья в докладе  «Вера как требование предельно развитого разума»  на многих примерах святоотеческой мудрости, умозаключений философов и видных врачей размышлял над вопросом влияния веры на здоровье человека, делая вывод, что подлинное душепопечение невозможно без сильной развитой веры, и именно вера создает для психики человека опору и защиту в жизненных испытаниях.

Декан факультета психологии Университета Абат Олиба СЕУ Мартин Федерико Эчаваррия Анавитарте (Барселона, Испания)  познакомил аудиторию со взглядами святого Фомы Аквинского на психическое здоровье, убедительно показав, что  наблюдения средневекового богослова  над причинами душевных недугов представляют актуальный интерес, и, в целом, поиск ответов в религиозных источниках может облегчить специалисту задачу постановки правильного диагноза.

С 1990-х годов несущий служение в России священник, преподаватель Католической Высшей семинарии «Мария – Царица Апостолов», лиценциат теологии и философии (Папский Григорианский Университет, Рим) отец Хосе Мария Вегас в своем эмоциональном, сделанном на русском языке, докладе «Отцовство и его роль в зрелых межличностных отношениях и в формировании религиозного сознания» с позиций христианского богословия говорил о фундаменте религиозного опыта, о том, что основной запас веры как доверия Богу человек получает в детстве, в семье – в развитых отношениях любви и благодарности, ответственности и свободы.

О религии как возможности обрести ресурс деятельности говорилось в докладе «Бог как ментальный ресурс личности» кандидата психологических наук, доцента департамента психологии факультета социальных наук НИУ «Высшая школа экономики» А.М. Двойнина.

Доклады на основе актуальных психолого-социальных исследований представили молодые участники конференции: Ф.М. Шаньков, научный сотрудник лаборатории консультативной психологии и психотерапии ФГБНУ «Психологический институт РАО» – «Многообразие и единство духовных ресурсов совладания с критическими ситуациями, на материале скрининга населения в начале пандемии COVID-19»;  А.А. Лебедева,  кандидат психологических наук, доцент департамента психологии, факультета социальных наук и Ю.С. Витко, стажер Международной лаборатории позитивной психологии личности и мотивации НИУ «Высшая школа экономики» – «Роль и место религиозного опыта в переживании духовного кризиса».

В выступлении «Особенности ценностно-смысловой сферы личности психически больных и религиозных копинг-стратегий» Т.В. Владимировой, кандидата медицинских наук, старшего научного сотрудника отдела юношеской психиатрии  НЦПЗ РАН был сделан важный вывод о том, что «психическая болезнь фактически не разрушает основу структуры иерархии ценностей у пациентов с религиозным мировоззрением», в то время как у неверующих больных «отсутствие здоровья влечет за собой потерю базовых ценностей и утрату смысла жизни».

А.В. Немцев, кандидат психологических наук, заведующий кафедрой общепрофессиональных дисциплин ОГБПОУ «Томский Государственный Педагогический Колледж», доцент Томской духовной семинарии представил доклад «Духовные смыслы и ценности: постнеоклассическое понимание», где наряду с кратким экскурсом в поэтапную историю  развития психологии как науки в аспекте понимания ею религиозных переживаний поделился конкретными примерами своего опыта взаимодействия с людьми, страдающими расстройствами психики, и помощи им в обретении духовного смысла жизни.

На конференциях, обсуждающих вопросы пастырского окормления душевнобольных людей, стало традицией посвящать часть заседаний докладам о духовном опыте в различных религиозных традициях. На этот раз в данном разделе выступили  два зарубежных гостя: генеральный секретарь Международного центра исследований святой Терезы Авильской и святого Хуана де ла Крус Ежи Войцех Навоевский – «Мистика и здоровье святой Терезы Авильской» и профессор Папского университета Саламанки Франсиско Гарсия Мартинес – «“Ранами Его мы исцелились” (Ис. 53:5). Исцеляющая сила немощи». В рамках этой же секции участники конференции услышали два доклада отечественных специалистов о феномене юродства.

В.М. Кириллин, профессор, заведующий кафедрой филологии Московской духовной академии широко рассмотрел эту тему как «Юродство в духовном, культурном и в историческом аспектах». Докладчика интересовал подвиг юродства в церковном понимании, в рамках христианской аскетической традиции и в конкретной его реализации русскими подвижниками, так как именно в России добровольно принятое на себя безумие во имя Христа было особенно широко распространено. В.М. Кириллин затронул также такую непростую проблему, как отнесение юродства к области психиатрической медицины, отметив, что для ее решения требуется «хорошее знание церковного опыта и способность видеть тот или иной случай юродства одновременно в духовном, культурном, историческом, социальном аспектах...». «В глазах верующего христианина юродивый может быть совершенно здоров психически, а его поступки могут быть мотивированы не медицинскими, а духовными причинами», отметил автор. Несомненно, благодаря этому подвиг юродства был распространен даже в советское время. Последний вопрос, поднятый Кириллиным, был о критериях отличия истинного юродства от ложного. Автор доклада предложил учитывать целеполагание (настоящий юродивый возвещает правду Божию, а не человеческую), отсутствие корысти и расчета; глубокую, с очевидностью проявляемую веру в сочетании со смирением.

Доклад  Т.Г. Дробашенко, заведующей отделением по изучению особых форм психической патологии НЦПЗ «Юродство: “безумные” Христа ради (патографический анализ личности Иоанна Яковлевича Корейши)» был посвящен скрупулезному исследованию личности широко известного в XIX веке и почитаемого до нынешнего времени московского блаженного на основании материалов, собранных профессором В.И. Мельником, и жизнеописания, составленного А.Ф. Киреевым – современником Корейши, близко его знавшим. Данные о психическом состоянии блаженного, проведшего 43 года в психиатрической лечебнице, конечно, неполны в глазах сегодняшнего специалиста, тем не менее позволяют сделать некоторые интересные выводы. Важным в контексте тематики конференции оказалось сопоставление фактов медицинского характера с особыми проявлениями религиозности Ивана Яковлевича, в которой, в отличие от его бытового поведения, не наблюдалось патологии и которая, по-видимому, могла обеспечивать стабильность его психического состояния.

Завершился первый день конференции выступлением протоиерея Владимира Шмалия, доцента НИЯУ МИФИ, доцента ОЦАД – «Практики осознанности и христианская жизнь», изложившего свой взгляд на ставшую достаточно популярной в психотерапевтической практике «медитацию осознанности» и озвучившего в качестве вопроса  мысль о возможности использования христианами этого метода как некоего духовного подспорья.

  • Международная конференция «Попечение Церкви о душевнобольных».
  • Международная конференция «Попечение Церкви о душевнобольных».
  • Международная конференция «Попечение Церкви о душевнобольных».
  • Международная конференция «Попечение Церкви о душевнобольных».
  • Международная конференция «Попечение Церкви о душевнобольных».

Елена Володина

Источник фото: Официальный сайт Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить