Святой Иоанн Воин, защитник обиженных и угнетенных

Этого святого на иконах мы всегда видим в воинских доспехах и наброшенном поверх них воинском плаще. В одной руке он обычно держит крест – символ христианской веры, в другой – копье, меч или щит, чтобы подчеркнуть свое воинское звание и главную миссию –  защищать. Он был солдатом по профессии, а стал защитником веры Христовой по велению сердца. 12 августа (по новому стилю) Русская Православная Церковь вспоминает святого мученика Иоанна Воина. «Прихожанин» решил рассказать о некоторых моментах дошедшего до нас жития святого.

…Но прежде короткое воспоминание из моего далекого детства. Несколько раз в году, чаще всего на Пасху, моя бабушка просила меня съездить с ней в церковь на Якиманку (тогда эта улица носила имя болгарского революционера Димитрова), чтобы помочь ей освятить пасху, кулич и яйца.

Помню, как утром в Великую субботу мы выходим с бабушкой из метро «Октябрьская» и сразу же попадаем в кордоны милиционеров и комсомольцев-дружинников с красными повязками. «Вы куда, бабуля, ведете мальчика, – строго спрашивают комсомольцы, загораживая нам путь. – Наверное, в храм?». «Конечно, в храм, – смело отвечает моя бабушка. – Пасха же приближается». «Да как вы можете! – продолжают возмущаться комсомольцы. – Он же, наверное, пионер. Скоро станет комсомольцем. А вы его в храм тянете. Нельзя!». Милиционеры приближаются к нам, но не вмешиваются, видя, что комсомольцев достаточно, чтобы взять нас на испуг. Но моя старенькая и больная бабушка была не робкого десятка, хотя и ходила тогда уже с трудом. «Отойдите с дороги. Мы идем святить куличи, и вы мне не мешайте. И внук пойдет со мной. Мне нужна его помощь», – с этими словами бабушка раздвигает ряды комсомольцев. Те, опешив от ее твердости, уступают ей и пропускают нас. Я иду рядом с бабушкой и несу две ее большие сумки с куличами на всех родных, крашенными яйцами и творожной пасхой. И втайне горжусь своей бабушкой, всегда такой ласковой и доброй, а сейчас показавшей себя смелой и настойчивой. Настоящей воительницей.

Уже не первый раз мы с бабушкой едем из ее квартиры на «Новых Черемушках» на улицу Димитрова в церковь, на фасаде которой изображен воин с копьем в руках и мечом у пояса. «Это святой?» – спрашиваю я бабушку. «Конечно, святой, – отвечает она. – Наш христианский святой». Мне нравится рассматривать ярко-красные стены храма, кованую ограду и особенно лик самого Иоанна Воина в рыцарских доспехах и с копьем. Я как раз недавно стал читать Вальтера Скотта, и образ святого кажется мне сошедшим со страниц этих рыцарских романов. «Но если он просто святой, – продолжаю бомбардировать бабулю своими вопросами, – то почему он нарисован с копьем и мечом?». «Потому что он не только святой, но и воин, солдат, защитник всех обиженных. Был солдатом, а потом стал святым, – не совсем для меня доходчиво поясняет бабушка и добавляет: – Нам уже надо торопиться: сейчас священник придет окроплять святой водой, а мы еще даже не достали куличи и яйца».

…И вот сейчас, спустя много лет, я думаю, что в этих словах моей бабушки «был солдатом, а потом стал святым» по сути всё, что мы знаем об этом святом мученике. И в то же время это, наверное, самое главное, что нам надо о нем знать.

Итак, Иоанн Воин, святой и мученик за веру, что нам о нем известно? Крайне мало. Настоящего имени мы его не знаем, – в христианской истории он известен как Иоанн Воин. Не знаем ни даты рождения, ни даты смерти, не знаем, кто его родители и где он появился на свет. Знаем, что он был славянином по происхождению и христианином по вере, что жил в IV веке, во времена римского императора Юлиана Отступника, от которого много и пострадал.

Странный был этот римский император. Казалось бы, потомок императора Константина Великого, он должен был продолжать деяния своего знаменитого предка, сделавшего христианство государственной религией. Но нет. С детства Юлиан был последователем древнеримских традиций и ярым поклонником язычества, – он верил в культ Солнца, хотя до поры до времени веру скрывал, боясь гнева своего отца Констанция. Став императором, Юлиан одной рукой стал возрождать языческие культы, а другой – повел яростную борьбу с христианством.

До нас дошла знаменитая сцена, описанная церковным историком Созоменом: однажды, когда Юлиан совершал очередное жертвоприношение Солнцу, к нему подошел слепой старик, которого вел ребенок. Приблизившись к императору, старик гневно назвал его безбожником, отступником, человеком без веры. Юлиан грозно произнес: «Ты слеп, старик, и твой галилейский Бог не возвратит  тебе зрение». «Я благодарю Бога, – отвечал старик, –  за то, что Он лишил меня зрения, и я не могу видеть твоего безбожия».

Поначалу император пытался деньгами, должностями и другими посулами подкупить христиан и уговорить их отказаться от христианской веры, но когда это ему не удалось, Юлиан Отступник начал против христиан государственный террор. По свидетельству историков, мученическую смерть по приказу императора Юлиана приняли такие известные христиане, как епископ Иерусалимский Кириак, Порфирий Эфесский, Василий Анкирский, исповедница Поплин Антиохийская, Иоанн Врач, исповедники Евгений и Макарий и многие другие. Солдаты императора разыскивали христиан, бросали их в тюрьмы, подвергали жестоким пыткам, казнили.

…Иоанн Воин служил в армии императора. Начав с простого солдата, благодаря своей доблести, он быстро сделал воинскую карьеру и занял в армии высокий пост. Сам император отличал его и лично отдавал ему приказы. Пока речь шла о внешних врагах, Иоанн проявлял мужество и самоотверженность, защищая империю. Но как только начались страшные гонения на христиан, Иоанну пришлось вести двойную жизнь.

Он не мог напрямую восстать против императора: как воин Иоанн присягал на верность. И в то же время он не мог спокойно наблюдать за тем, как убивают ни в чем не повинных христиан. И тем более не мог в этом участвовать. Поэтому, зная о готовящихся карательных рейдах императорской гвардии, он спешил предупредить христиан, чтобы они успели скрыться.

Святой мученик Иоанн помогал всем, кто нуждался в его помощи: схваченным христианам он помогал тайно сбежать из тюрьмы, больным – помогал с лечением, бедным – приносил пищу, доставал одежду и давал деньги. Известно также, что помогал он не только христианам, но и язычникам, если видел, что они испытывают острую нужду. Всем своим примером и поступками святой Иоанн проповедовал учение Христа.

Понятное дело, что подобная ситуация не могла сохраняться долго. Когда императору донесли, что один из его военачальников не только оказался тайным христианином, но и нарушает прямые приказы, спасая собратьев по вере от смерти, он пришел в неистовство. Юлиан повелел схватить Иоанна, заковать в цепи, посадить в глубокую темницу и не давать ему пищи. При этом император еще не решил, как собирается казнить своего бывшего военачальника, он хотел подобрать святому  Иоанну смерть лютую – в пример другим христианам. А тем временем сам император должен был спешить на войну – в Персию, сражаться с армией шахиншаха Шапура II.

В тяжком заключении в подземелье томился святой Иоанн. Его житие рассказывает нам, что, помимо мук физических от голода и жажды, он испытывал и муки душевные: правильно ли он поступил, думал Иоанн, что отказался от спокойной и богатой жизни, воинской славы и почестей и обрек себя на тяжкие испытания, медленную голодную смерть, пытки и страшную казнь? Не пасть духом и выдержать в темнице все испытания святому мученику Иоанну помогла постоянная горячая молитва, обращенная ко Христу.

И Господь услышал его молитвы. Император из военного похода в Персию так и не вернулся: 26 июня 363 года в битве при Маранге Юлиан Отступник получил три ранения и в тот же день скончался. Когда весть достигла Константинополя, святого Иоанна тотчас освободили из темницы.

Выйдя на свободу, святой всю свою дальнейшую жизнь посвятил Господу и людям. Он дожил до глубокой старости, в почёте, любви и уважении, по-прежнему помогая всем нуждающимся. А когда святой Иоанн отошел ко Господу, проститься с ним пришли все константинопольские бедняки.

Впрочем, людям свойственно быстро забывать тех, кто им помогал. Забыли современники и святого Иоанна, затерялось даже место его погребения.

Но однажды благочестивой христианке во сне явился рыцарь в сверкающих доспехах – святой Иоанн Воин. Он напомнил ей о себе и указал место своего захоронения. Христианка поспешила рассказать о своем сне священникам в храме, мощи святого Иоанна Воина были найдены и выставлены в церкви апостола Иоанна Богослова в Константинополе. Множество чудес происходило, когда люди с молитвами приходили поклониться этой святыне: святой Иоанн Воин помогал нуждающимся при жизни, не оставлял он их и после смерти.

Сегодня с молитвами к святому мученику Иоанну Воину христиане обращаются во время разных скорбей, но, говорят, особое покровительство святой оказывает тем, чья профессия связана с опасностью: военным, пожарникам, морякам. Молятся святому и когда потерялась дорогая вещь или пропали родные, молятся о защите от обидчиков и восстановлении справедливости, молятся в моменты тоски, уныния и при любых иных житейских трудностях.

В завершение нашего рассказа несколько слов о церкви святого мученика Иоанна Воина, куда мы с бабушкой ходили в дни моего далекого детства. Этой церкви почти 400 лет (!), только во времена императора Петра I она стояла на другом месте, ближе к Москве-реке, там, где сейчас находится Западное крыло Новой Третьяковки, была деревянной и  носила название Церковь Иоанна Воинственника «что у Крымского двора на берегу». Когда-то, еще во времена Ивана Грозного в этих местах поселились стрельцы, и уже при Петре Великом этот деревянный храм служил им приходской церковью.

В те времена Москва-река порой сильно разливалась, затопляя всё вокруг. Тогда и приходская церковь в честь Иоанна Воина оказывалась окруженной водой, и прихожанам приходилось плыть к ней на лодках. Говорят, однажды эту картину – маленькую полузатопленную церковь и плывущих к ней в лодках прихожан, – увидел царь Петр. Увидел и повелел перенести ее повыше, куда не доходили воды Москвы-реки. Он также приказал выделить из казны на строительство нового храма 300 рублей – большие деньги по тем временам. Существует даже предание, что проект будущей каменной церкви набросал сам царь Петр Великий. Правда это или нет, мы уже не узнаем, но вскоре, в 1713 году, как предполагается, по проекту самого архитектора Ивана Зарубного, был возведен и освящен этот храм-шедевр, сочетавший в себе смесь нескольких стилей – от московского барокко до европейских стилей, столь любимых царем Петром.

В революционные годы (с 1906 по 1922 гг.) настоятелем церкви святого мученика Иоанна Воина был всеми почитаемый протоиерей Христофор Надеждин. Но когда власть в стране захватили большевики, протоиерея Христофора обвинили в том, что он «противодействует изъятию церковных ценностей» и вместе со многими другими священниками расстреляли.

Во времена насаждаемого коммунистами воинствующего безверия в эту церковь свозили святыни из других храмов, которые коммунисты ломали или превращали в сараи и склады. По какой-то необъяснимой прихоти советской власти, церковь святого мученика Иоанна Воина никогда, даже в самые страшные времена, не закрывалась. И все эти годы именно под защиту святого Иоанна шли верующие, как когда-то и мы с бабушкой. «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф. 11, 28),  – говорил Спаситель, и его верный воин Иоанн, как и много веков назад, был готов потрудиться во славу Христа и встать на защиту всех, кому была нужна его помощь.

Петр Селинов


РУКА ДАЮЩЕГО НЕ ОСКУДЕВАЕТ!