Святыни Данилова монастыря

Часто верующие, приходя в незнакомый храм, ставят свечки только у тех икон, которые им хорошо известны: Спасителю, Пресвятой Богородице, святителю Николаю Чудотворцу. И даже не подозревают, что в этом храме или монастыре есть другие, не менее ценные святыни.

«Прихожанин» решил устроить для своих читателей своего рода небольшую «экскурсию» по святыням Данилова монастыря. Рассказать о некоторых из них самых  известных и, напротив, весьма редких – мы попросили заместителя главного редактора издательства Данилова ставропигиального мужского монастыря Наталию Сергеевну Шапошникову.

– Вы просите рассказать о святынях Даниловской обители? Но их так много! Хотя чтo вы сами подразумеваете под словом «святыня»? Какую-нибудь особо почитаемую икону? Но, мне кажется,  любая икона – святыня! И человеку, который искренне верит, может помочь как древняя чудотворная икона XIII века, так и картинка со Спасителем, вырезанная из журнала. Это всё вопрос веры. В советские времена, когда храмы были повсеместно закрыты, люди вырезали из журнала «Огонёк» икону «Троицы» Андрея Рублева, вешали ее на стенку и молились. И получали просимое. Недаром Спаситель сказал: по вере вашей да будет  вам (Мф. 9:29).

Конечно, в первую очередь святыней является само место, где расположен храм. Ведь люди далеко не случайно выбирали для церквей и монастырей особые места: излучину реки, лесистый пригорок, берег красивого озера. Взять, к примеру, церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Нерли во Владимирской области. И сам храм, и выбранное для него место – это что-то необыкновенное.

...Территория, где расположен Данилов монастырь, – это удивительное «место силы». Тем, кто ищет подобные места, не надо ехать куда-то далеко  – достаточно прийти в Данилову обитель, и вы сами это почувствуете.

На землях, где безымянный ручей (позже названный речкой  Даниловкой) впадал в Москву-реку и где сегодня находится наша обитель, на протяжении многих столетий шла активная жизнь. Комплексный анализ раскопок 1980-х годов и археологических изысканий последних лет позволяют делать вывод о наличии в данном месте самого большого московского поселения. По сравнению со всеми остальными городищами и селищами Москвы Даниловское не только самое большое, но и самое древнее. Вокруг него сосредоточено большинство кладов восточных дирхемов – международной валюты конца первого тысячелетия. Здесь жили люди задолго до того, как был заселен Боровицкий холм. Видимо, именно поэтому семь столетий лет назад, в 1282 году, князь Даниил Александрович, младший сын Александра Невского, основал на этом месте «первый на Москве» монастырь.

После смерти князя основанной им обители пришлось немало «попутешествовать»: в 1330 году по приказу Великого  князя  Ивана Калиты (сына князя Даниила) даниловскую братию перевели в Кремль – в храм Спаса-на-Бору.  Во второй половине XV века Великий  князь Иван III, пригласив в Москву итальянских мастеров для нового строительства в Кремле, перевел монастырь на Крутицкий холм, где он существует и поныне с именем Новоспасский. И лишь во времена царя Ивана Грозного началось возрождение Даниловского монастыря в прежних границах: на монастырском кладбище близ могилы святого князя Даниила началось возведение храма, получившего название Святых Отцов Cеми Вселенских Соборов.

Когда в XVII веке  были обретены мощи святого князя Даниила, начались многочисленные чудеса,  продолжающиеся и сегодня. В издательстве находятся несколько папок с письмами и записками верующих, которые  рассказывают о чудесах, совершенных святым князем Даниилом по их молитвам. Кому-то он помог в решении квартирных вопросов, кому-то – с учебой, здоровьем, в семейных делах, и письма эти приходят регулярно…

– Но я слышал, что мощи святого князя Даниила были утрачены… Это правда?

– Правда, но давайте по порядку. Мощи князя Даниила были обретены в 1652 году и, по повелению царя Алексея Михайловича, помещены в храме Святых Отцов Cеми Вселенских Соборов. Долгие годы рака находилась в  арке у  левого клироса, между центральной частью храма и северным приделом (приделом святого князя Даниила). У жителей Даниловской слободки, расположенной рядом с монастырем, была традиция, прежде чем начинать какое-либо дело, обязательно прийти поклониться святым мощам князя Даниила и испросить у него благословения. В 1917 году  мощи святого князя были перенесены в Троицкий собор. В 1929 году рака со святыми мощами была возвращена в храм Святых Отцов Семи Вселенских Соборов. В 1930 году, когда большевики решили закрыть Даниловский монастырь, святые мощи  перенесли в храм Воскресения Словущего за южной стеной обители. В 1932 году мощи князя Даниила бесследно исчезли. Некоторые считали, что их увезли большевики. Но большевикам для этого не надо было ждать ночи – свои беззакония они творили днем, ничего и никого не опасаясь. Поэтому более верной считается версия, что сами монахи, опасаясь дальнейшего осквернения, тайно спрятали святые мощи князя. К сожалению, все попытки обнаружить их успехом пока не увенчались. Нам остается лишь ждать и молиться, что придет время, и мы вновь обретем святые мощи основателя Данилова монастыря подобно тому, как это произошло с мощами преподобного Серафима Саровского, которые совершенно неожиданным образом были обнаружены в Казанском соборе Санкт-Петербурга.

Тем не менее наша обитель не остается без благодати, и сегодня в Даниловом монастыре имеются  частицы мощей святого князя Даниила.  Их существование дает возможность предполагать, что если не все, то некоторая часть мощей святого князя была разобрана и сохранялась верующими. Не исключено, что мощи был розданы людям, близким даниловской братии, еще до закрытия монастыря и храма Воскресения Словущего. 

Частица прибыла к нам из Америки: ее передал владыка Феодосий, епископ Русской Православной Церкви Заграницей. Раньше она хранилась у архиепископа Феодора (Поздеевского), последнего (перед закрытием в 1930 году) настоятеля Данилова монастыря. Ныне ковчег со святыней находится в Троицком соборе, у центрального северо-восточного столпа.

В 1995 году Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II передал Даниловой обители частицы мощей ее основателя, долгое время находившиеся у академика Дмитрия Сергеевича Лихачева.

И где их можно увидеть?

– Возвращенные им частицы мощей были помещены в большую раку, установленную на своем историческом месте в храме Святых Отцов Семи Вселенских Соборов – под северной аркой, ведущей в придел святого князя Даниила. Над ракой, выполненной из металла, установлена резная деревянная сень, изготовленная в архитектурно-художественных мастерских Данилова монастыря, здесь постоянно горят лампады.  Перед ракой с мощами каждое утро совершается братский молебен святому князю Даниилу.

Еще две частицы мощей – в иконах в Покровском храме. Большой образ, написанный в 1980-е годы игуменом Зиноном (Теодором), расположен на столпе между иконостасами; мощи, помещенные в эту икону, были переданы в монастырь вскоре после его открытия из Оренбургской епархии. Эта икона – одна из самых почитаемых в обители. Около нее совершаются монашеские постриги. Другая икона с частицей мощей – аналойная, небольшого размера, выносится из алтаря для поклонения верующих.

К слову сказать, у саркофага князя Даниила своя интересная история. Первый саркофаг, в котором находились мощи святого, был деревянный, потом, стараниями князя Голицына, был сделана новая деревянная рака с серебряным окладом. В 1812 году его забрали французы. Здесь, в Даниловой обители, они устроили скотобойню, а когда покидали Москву, увезли с собой много ценных вещей: серебряные потиры, церковную утварь… И в том числе серебряный оклад с раки святого князя. Впрочем, как говорила монастырская братия, своим окладом князь Даниил откупил монастырь  от французов – поэтому они не взорвали и не разрушили обитель, а только разграбили. Новая серебряная вызолоченная рака для святых мощей князя была устроена по проекту Е. Кафтанникова при архимандрите Геннадии (Барановиче) в 1817 году. 

Доступ в придел святого князя Даниила свободный в течение всего дня. Так что верующие имеют возможность поклониться святым мощам и иконам. 

– Как вы считаете: что делает святыню святыней в глазах верующих людей?

– Наше отношение к ней. Как говорится, к пустому колодцу никто не идет за водой. Если вы пришли к иконе один раз, два, три, десять и не чувствуете никакой помощи и поддержки, то на одиннадцатый раз, вероятно, поищите другое место, куда пойти преклонить колени и помолиться.

Правда, печально, что люди обращаются за помощью к святым лишь тогда, когда чувствуют нужду. Есть даже поговорка: «Как тревога, так до Бога». Когда что-то случается, тогда мы торопимся в церковь, чтобы обратиться к Богу с молитвой и просьбой, а когда всё хорошо, то и ходить не обязательно. Ведь так?

Здесь, внутри монастыря,  всё чувствуется совсем иначе, чем по ту сторону  монастырских стен. Часто люди приходят в монастырь днем не только, чтобы помолиться, посидеть на лавочке подумать; главное, вы можете поговорить здесь со священником. Только не надо для  этого хватать за рукав проходящего по двору батюшку. Никто из священников просто так по двору не ходит,  каждый идет на  свое  послушание.  Для тех, кому необходимо поговорить со священником, именно поговорить, а не исповедоваться,  оборудовано специальное помещение, где вы можете задать дежурному священнику все свои вопросы.

А вообще вопрос «что делает святыню святыней» тоже лучше задавать священнику. Я могу лишь рассказать о некоторых даниловских иконах, да и то я полагаю, что штатные экскурсоводы сделают это значительно лучше меня.

– Я понимаю, что Данилов монастырь – это по сути одна большая святыня. И все же, какие святыни здесь особо редкие?

– Их немало. На клиросе северного придела Троицкого  храма в белоснежной мраморной раке, украшенной флорентийской мозаикой, находятся мощевики с частицами мощей более  двухсот (!) угодников Божиих и фрагментами православных святынь .

Святитель Спиридон Тримифунтский

Еще одна редкая святыня – частица мощей святителя Спиридона Тримифунтского. Это один из моих самых любимых святых. В свое время я имела счастье приложиться к его мощам на греческом острове Керкира (Корфу).

Вид нетленных мощей святителя Спиридона никого не может оставить безучастным, они поражают с первого взгляда – Божией милостью они полностью нетленны. Эти удивительные мощи весят столько же, сколько взрослый мужчина и чудесным образом не утрачивают свойств живой плоти, имеют температуру человеческого тела и сохраняют мягкость. До сих пор ученые разных стран и вероисповеданий приезжают на Керкиру для того, чтобы подвергнуть исследованию нетленные мощи святителя, но после тщательного рассмотрения приходят к выводу, что никакими законами и силами природы нельзя объяснить нетление этих мощей, которые почти 1700 лет пребывают в неповрежденном виде; что иного объяснения, кроме чуда, нет; что здесь, несомненно, действует всемогущая сила Божия.  Несколько раз в году, в дни памяти святого,  мощи вынимают из серебряной раки и полагают в иной «хрустальный» саркофаг, где они стоят вертикально. При огромном скоплении народа святые мощи проносят по улицам Керкиры, делая  остановки  для чтения Евангелия,  ектений и коленопреклонных молитв. Чтобы увидеть эту торжественную процессию (Литанию), на остров приезжают многочисленные паломники. Мощи проносят над больными и немощными ради их исцеления.

У Данилова монастыря весьма тесные связи с Керкирой. Дважды в нашу обитель привозили десницу святителя Спиридона. Греческая братия передала в дар нашему монастырю частицу мощей и башмачок святого. В художественных мастерских Данилова монастыря была написала икона святителя Спиридона Тримифунтского.

Икона и бархатный, шитый золотом башмачок святителя находятся в Покровском храме, а мощи – в храме Святых Отцов Семи Вселенских Соборов. К слову, о башмачке. В православном мире святитель Спиридон  известен как «ходящий» святой – бархатные башмачки, надетые на его ступни, изнашиваются, и несколько раз в год их заменяют новыми, на подошвах башмачков находят следы песка, глины, иногда – частички травы и водорослей, как это бывает на обычной обуви. Изношенные башмачки целиком или  разрезанные  части как великую святыню передают верующим. По свидетельству греческих священнослужителей, во время «переобувания» чувствуется ответное движение.

Есть у нас также редкие – как я полагаю, их больше нет нигде в Москве –  икона и башмачок еще одного греческого святого XVI  века – Герасима Кефалонийского. Она находится в храме Рождества Иоанна Предтечи под Троицким собором.

Греки считают, что трое греческих святых – Спиридон Тримифунтский, Герасим Кефалонийский и Дионисий Закинфский – своими молитвами и святыми мощами поставили заслон перед католиками. Посмотрите на карту и увидите, насколько близко расположены острова Керкира, Кефалония, Закинф от Италии – например, паром из Керкиры до Бари идет всего одну ночь. И тем не менее, несмотря на огромное католическое влияние, жители этих островов остались православными. Греки считают, что эти святые защитили их от экспансии католиков.

Древнейшая обитель Москвы в первые века своего существования была средоточием и древних святынь. К сожалению, о них сейчас ничего не известно, в советские годы монастырь разделил судьбу других православных обителей – он был безжалостно разграблен. Лишь три иконы вернулись в монастырь после его возрождения – это Владимирская икона Божией Матери (храм Святых Отцов Семи Вселенских Соборов), икона Божией  Матери «Троеручица» (Троицкий собор) и икона Иоанна Кассиана Римлянина (Троицкий собор). Все эти годы они находились в храме Сошествия Святого Духа на Даниловском кладбище, который никогда не закрывался. Когда Даниловский монастырь стал восстанавливаться, иконы вернулись на свои родные места.

Даниловская икона Божией Матери «Троеручица», московского письма XVII–XVIII веков вернулась в монастырь с большими повреждениями красочного слоя. При этом она сразу явила свою чудотворную силу – у реставратора, которая восстанавливала икону, за время работы значительно  улучшилось зрение.  Особенно помогает «Троеручица»  людям, у которых проблемы с руками. В монастырь часто приходят пациенты из соседней 4-й городской больницы – с загипсованными и перевязанными руками, чтобы помолиться перед почитаемым образом.

– Получается, что к каждой конкретной иконе люди обращаются с определенными проблемой? Своего рода «специализация»?

– Мне кажется, такой подход неразумным, но вы правы: он существует среди обывателей. К примеру, многие больные, целуя икону Пантелеимона Целителя, стараются приложиться именно ко лжице, считая, что таким способом они как бы получают лекарство прямо из рук святого.

Или, скажем, тот же святитель Спиридон Тримифунтский известен тем, что помогает в хозяйственных делах. И еще в XIX веке Оптинский старец Амвросий писал  одной из своих чад: «Если хотите продать имение, молитесь Спиридону Тримифунтскому, найдется покупатель, который даст нормальные деньги».

– Значит, даже Оптинские старцы подтверждали «специализацию» святынь...

– Но этим святым ничего не мешает помогать и в других вопросах. Скажем, мне святитель Спиридон очень помог решить одну семейную проблему, которую, как мне казалось, решить было очень трудно.

Владимирская икона Божией Матери с Акафистом – самая древняя из сохранившихся икон Данилова монастыря. Она находится в местном ряду иконостаса храма Святых Отцов Семи Вселенских Соборов слева от Царских врат. Икона была написана для первого каменного собора обители, освященного в честь Святых Отцов Семи Вселенских Соборов 18 мая 1561 года.  Серебряный оклад иконы давно утрачен, и сейчас мы видим древний образ в его строгой первозданной красоте. В среднике иконы – Владимирский образ Божией Матери в иконографическом изводе (варианте), называемом Волоколамским. Его особенность – живописный венец над Богородичным нимбом, воспроизводящий драгоценное убранство чудотворной Владимирской иконы византийского письма XI–XII веков из Успенского собора Московского Кремля. Волоколамский извод назван по иконе, пожертвованной Малютой Скуратовым в Иосифо-Волоцкий Успенский монастырь. Даниловский образ – один из ранних списков древней Волоколамской иконы, хранящейся ныне в Музее древнерусского искусства имени преподобного Андрея Рублева.

На северо-западном столпе Троицкого собора находится еще одна из возвращенных святынь обители – икона преподобного Иоанна Кассиана Римлянина. Этот образ написан в середине XVIII века и пожертвован в монастырь щедрым благотворителем обители статским советником Глебом Алексеевичем Владыкиным († 1803), погребенным на монастырском кладбище. Икона написана маслом в академической манере середины XVIII века. Он особо почитался в семье дарителя и был украшен золоченым серебряным окладом на полях и венцом с разноцветными камнями над головой преподобного. В середине позапрошлого века, когда храм Святых Отцов Семи Вселенских Соборов поновлялся на средства баронессы Розен, ее дочь – монахиня Митрофания (в 1861–1874 годах – игумения серпуховского Владычнего монастыря) обратила внимание на редкую икону и пожелала поместить ее в иконостасе придела святого князя Даниила. С этой целью она заказала для иконы большую раму и сама расписала ее клеймами из Жития преподобного Кассиана. Икону особенно благоговейно почитали в 1920-х годах, когда настоятелем монастыря был архиепископ Феодор (Поздеевский), защитивший в 1902 году магистерскую диссертацию на тему «Аскетические воззрения преподобного Иоанна Кассиана Римлянина (пресвитера Массилийского)».

В Покровском храме в уголке на южной стене висит маленькая узенькая икона с частицами мощей святителя Иоанна Суздальского. Святые мощи – теплые и зимой и летом. Коснитесь  их губами, и вы сами это почувствуете. Я очень люблю эту необыкновенную икону и часто прихожу, чтобы у нее помолиться. Но почему-то мало кто из прихожан знает о ней. Возможно, потому что икона совсем небольшая и висит не на виду.

Дар французского посольства

Хочу упомянуть еще одну редкую в наших храмах  икону – это икона святого Рустика Парижского. Она находится в храме Рождества Иоанна Предтечи. Рустик Парижский – французский святой, одинаково почитаемый и православными и католиками. В III  веке он вместе со святителем Дионисием и диаконом Елевферием отправился в западные страны для проповеди слова Христа. Многих людей они обратили к вере, но в какой-то момент были схвачены и брошены  в темницу. У исповедников требовали, чтобы они отказались от Христа, но они этого не сделали и приняли мученическую смерть  – их обезглавили в Париже на Монмартре (Монмартр дословно переводится «Гора мучеников».

Икону покровителя Парижа святого Рустика Данилову монастырю преподнесло в дар Французское посольство – к 25-летию возобновления Даниловой обители. Думаю, что это единственная икона святого Рустика Парижского не только в Москве, но и в России. В православной традиции иконографии святого Рустика не существовало. Иконописцу, который написал житийный образ святого, пришлось  разрабатывать всю иконографическую схему, сочетая научный подход и духовное осмысление темы, опираясь на житие святого.

Православные, нареченные в святом Крещении именем Рустик, получили возможность испросить святых молитв перед иконой своего Небесного покровителя.  

– Вот пришел верующий в Данилов монастырь, куда он должен пойти первым делом?

– Почему должен? Он пришел в монастырь для  себя. Это у него появилось желание, потребность помолиться, попросить Господа, Пресвятую Богородицу,  всех святых о помощи. Разве можно сказать, что этот святой лучше, а этот хуже? Должен он только –  верить и молиться. Бывает, что человек пришел в храм,  помолился, поставил свечу, отдал записку и ждет, когда просимое исполнится, и искренне обижается, когда  не получает желаемого.

Помню, мне довелось слушать Святейшего Патриарха Кирилла, когда он был еще митрополитом Смоленским и Калининградским. Я тогда ходила в воскресную школу Данилова монастыря на занятия для взрослых. И владыку однажды пригласили туда с лекцией. Отвечая на один из вопросов, он  сказал, что мы почему-то в церкви часто ведем себя, как в сберкассе: дал – получил, дал – получил. И по этому поводу рассказал такой случай. Однажды вечером, он жил тогда еще в Ленинграде,  раздается стук в дверь, заходит соседка и сразу с порога возмущенно говорит: «Владыка, что же такое получается? В храм ходили, деньги платили, свечки ставили, записки подавали, а брата Борьку все равно посадили…»  Очень красочный пример. К сожалению, у многих людей отношение к святыням сугубо прагматичное, и мы сильно негодуем, когда Господь устраивает всё не так, как нам хотелось бы. Тогда и возникает обида, как у той соседки.  

– И всё же, если к вам обратится человек, который первый раз оказался в Даниловом монастыре, куда вы посоветуете ему пойти в первую очередь? К мощам святого князя Даниила? К иконе святителя Николая Чудотворца? К «Троеручице»?..

Да они все рядом, идите ко всем, и всех искренне молите. Главное верьте, что молитва ваша будет услышана.  Хотя, кстати, немало верующих приезжает в Данилову обитель ради конкретной иконы, скажем, иконы святой блаженной Матроны Московской.  В то же время многие даже не знают, что у нас есть такая икона.

Именно в Данилов монастырь были принесены честные останки старицы Матроны после их обретения на Даниловском кладбище.  После перенесения святых мощей в Покровский женский монастырь, в Покровском храме Данилова монастыря осталась частица мощей святой, укрепленная в специальном ковчежце на иконе святой угодницы Божией. А в храме преподобного Серафима Саровского находятся икона и гробик святой, в котором находились ее святые мощи до перенесения в Покровский монастырь.  Блаженная Матрона Московская почитаемая святая, люди стоят в многочасовой  очереди в Покровском монастыре, чтобы приложиться к ее святым мощам.
А в Даниловом монастыре вы можете приложиться к святым мощам в течение всего дня безо всякой очереди. Сила молитвенного предстательства праведной Матроны щедро изливается на нас, грешных, с верою обращающихся к ее помощи.

...Я еще раз задумалась над вашим вопросом: «Куда посоветовать пойти в первую очередь?» и могу сказать, что, наверное, посоветовала бы пойти на второй этаж храма Святых Отцов Семи Вселенских Соборов в придел святого благоверного князя Даниила. Из этого придела открыт доступ к  мощам святого князя Даниила,  там же находятся ковчег с мощами святителя Спиридона Тримифунтского и ковчег с частицей мощей святителя Николая Чудотворца. Вы можете помолиться там перед Казанской иконой Божией Матери.  Необыкновенно красив иконостас в этом приделе. Для его создания была использована древняя, почти забытая техника оловянного литого узорочья XVII века. Позолоченные оловянные пластинки с тонким узором уложены на слюдяную прокладку, под которой положен цветной фон. При попадании солнечных лучей на слюду создается изысканная «игра света».

Да, наверное, я бы посоветовала верующему, который в первый раз пришел в Данилов монастырь, начать именно отсюда. Дальше – в Покровский храм, где находится икона Матронушки с частицей святых мощей, икона Спиридона Тримифунтского, Пантелеимона целителя, Донская икона Божией Матери, созданная выдающимся русским иконописцем графом  В.А. Комаровским, мощи преподобноисповедника Георгия Лаврова. Этот Даниловский святой был духовником монастырской братии в самые трудные двадцатые годы прошлого века. Преподобный Георгий Лавров очень помогает в исповеди, особенно когда человек теряется и не знает,  как исповедоваться, что сказать. Там же – икона святителя Иоанна Шанхайского, а, напротив нее – образ замечательного святого и чудотворца нашего времени Луки (Войно-Ясенецкого).

Здесь был похоронен Гоголь

Кстати, всё то, о чем я вам рассказала, верующие могут прочитать в книгах, которые продаются в книжной лавке Данилова монастыря. О Даниловом монастыре, святом князе Данииле и святынях нашей обители рассказано в книге «Хозяин Москвы». Есть прекрасная книга и о святителе Спиридоне, – она так и называется «Святитель Спиридон Тримифунтский. Житие, чудеса, акафист». Есть и замечательный альбом о даниловском некрополе.

      Данилов монастырь стал местом упокоения таких выдающих деятелей культуры нашей страны как писатель Николай Гоголь и художник Василий Перов, музыкант Николай Рубинштейн, славянофилы Самарины, Языковы, А.С. Хомяков,  Ю.И. Венелин,  Здесь  были похоронены известные купцы Ляпины, Лямины, Савины, Шестовы, Куманины. На пожертвования братьев Куманиных и братьев Шестовых был построен Троицкий собор Данилова монастыря. За Александром Алексеевичем Куманиным была замужем Александра Федоровна Нечаева, тетка Ф.М. Достоевского, крестная всех братьев и сестер Федора Михайловича, как и его самого. Александра Федоровна вместе с мужем материально помогала семье Достоевских в воспитании детей, они внесли за Ф.М. Достоевского плату при его поступлении в Инженерное училище, после смерти родителей взяли на себя заботу о племянниках. Некоторые литературоведы полагают, что Александра Федоровна Куманина явилась  прообразом Антониды Васильевны Тарасевичевой, той самой «ля-бабуленьки» (la baboulinka) из романа Достоевского «Игрок».

  – Действительно, мы с вами говорили только об иконах и совсем забыли о могилах, которые в одних случаях являются святыней, а в других – культурной реликвией. Я так понимаю, что самое знаменитое захоронение – это могила Гоголя.

– Да, Николай Васильевич Гоголь был похоронен на кладбище Данилова монастыря, рядом со своими друзьями славянофилами. На могиле Николая Васильевича был установлен простой деревянный крест. Спустя некоторое время, деревянный крест был заменен на постоянный памятник, который состоял из двух  мемориальных форм, – камня «Голгофы», поддерживающего крест, и саркофага.  Скорее, это был отказ от памятника, основным здесь был крест. Друзья Гоголя  руководствовались его завещанием, в котором он писал: «Завещаю не ставить надо мною никакого памятника и не помышлять о таком пустяке, христианина недостойном».

31 мая 1931 года состоялось перенесение праха Николая Васильевича Гоголя. Срочно была организована комиссия по перезахоронению, среди членов комиссии присутствовали  писатели. Один из них фотографировал все происходящее и оставил воспоминания, после чего по  городу поползли слухи, которые стали бродячими сюжетами городских легенд.

При вскрытии гроба прах был разорен, мертвый Гоголь был обворован: некоторые брали себе на память куски материи и даже кости. Один из писателей (не буду называть его имя) не скрывал того, что взял кусочек жилета и использовал его на переплет первого издания «Мертвых душ», которое хранилось в его домашней библиотеке. Все это иначе, как святотатством, назвать нельзя.

Гроб с телом Гоголя на простой телеге был перевезен на Новодевичье кладбище и захоронен  в новой могиле. Перенесли туда же и камень «Голгофу», но без креста. Камень позднее выбросили, его случайно нашла среди обломков в сарае гранильщиков вдова писателя Михаила Булгакова и установила на могиле мужа.

Сегодня в Даниловом монастыре на месте, где был похоронен великий писатель, установлен черный гранитный крест. Крест на могиле – это то, что хотел сам Николай Васильевич Гоголь.

– Я знаю, что здесь на кладбище Данилова монастыря  похоронен еще один великий, хотя и не столь известный, как Гоголь, человек. Я имею в виду святителя Никифора Феотокиса. Расскажите о нем, пожалуйста.

– Вы правы, здесь находится могила знаменитого греческого и российского богослова, просветителя и педагога архиепископа Никифора Феотокиса (1731–1800). Он родился на греческом острове Керкира, о котором мы сегодня уже говорили. Императрица Екатерина II пригласила его приехать в Россию, дабы он мог проповедовать и просвещать российских православных. В России он был архиепископом Славянским и Херсонским, потом – архиепископом Астраханским и Ставропольским; написал немало богословских трудов, наставлял пастырей, взаимодействовал со старообрядческими общинами, стремясь привести их к «единоверию». В последние годы жизни он был настоятелем Данилова монастыря, и здесь же был похоронен.

Вполне понятно стремление насельников  монастыря обрести и отметить место захоронения владыки. Для поиска его могилы монастырское священноначалие в 2006 году пригласило видных российских археологов, которые, руководствуясь принципами строгой научности, осуществили аналитическую и практическую работу, позволившую найти и идентифицировать останки  архипастыря. 

Для даниловских прихожан обретение честных останков архиепископа Никифора связано с одним необычным природным явлением:  18 ноября (1 декабря)  над монастырем в вечерних сумерках вдруг появилась яркая радуга. Многие успели ее сфотографировать, многие свидетельствовали, что наблюдали даже двойную радугу. В тот же вечер об этом событии  сообщили в новостях сразу несколько телеканалов. Интересно, что именно в час появления радуги, засиявшей над монастырем вопреки законам природы, в обители святого князя Даниила произошло важное духовное событие: был найден саркофаг с останками владыки. Они были перезахоронены в склепе около южной стены храма Святых Отцов Семи Вселенских Соборов, позже над склепом был установлен памятник в виде белого мраморного креста, перед которым горит неугасимая лампада. Поклониться архиепископу Никифору в Данилов монастырь приходят не только православные России, но и специально приезжают верующие из Греции.

Тем, кто захочет узнать больше об этом великом проповеднике и миссионере, я рекомендую прочитать книгу, составленную отцом экономом Данилова монастыря игуменом Иннокентием (Ольховым) «Архиепископ Никифор Феотокис. Благословенным христианам Греции и России».

– Получается, что святыни нужны верующему, чтобы обращаться со своими просьбами…

– Не только просить, но и не забывать благодарить. Благодарить Господа за все те благодеяния,  которые мы получили от Него, и которые еще  надеемся получить. Но чтобы получить, надо обратиться к Богу, к Пресвятой Богородице, ко всем святым, которые имеют дерзновение просить Господа за нас, грешных. Мы может прилагать любые усилия, но без помощи Божией ничего невозможно добиться. Вспомним слова песнопевца Давида: Аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущии. Аще не Господь сохранит град, всуе бде стрегий. Всуе вам есть утреневати, востанете по седении, ядущии хлеб болезни, егда даст возлюбленным Своим сон (Пс. 126:1–3). 

Поэтому, обращаясь к святым иконам и чудотворным мощам, мы благодарим Господа за всё, что имеем и признаемся в том, что ничего не можем сделать без помощи Божией и что сама жизнь без Бога теряет для нас всякий смысл.

Петр Селинов


 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить