Искушение Никиты Затворника
От этого святого нас отделяет без малого почти тысяча лет. Молодым иноком он ушел в монастырь, жил в затворе и оказался в сетях беса. И, если бы не помощь великих монахов, вставших на его защиту, душа его могла бы погибнуть. Позже, став епископом Новгородским, он много помогал людям, строил храмы и творил чудеса. 13 мая (по новому стилю) Русская Православная Церковь вспоминает святителя Никиту, епископа Новгородского, называемого также Никитой Печерским и Никитой Затворником. «Прихожанин» решил рассказать своим читателям о, наверное, самом показательном периоде жития святителя.
Рассказы о святых и великих подвижниках даются верующим в назидание, чтобы христианин, читая об их смирении и творимых ими великих духовных подвигах, мог бы держать их образы в своей памяти в качестве примера для подражания. Но страшное искушение, которому подвергся святитель Никита Печерский, это, скорее, история наоборот, пример тех опасностей, которые могут подстерегать каждого христианина: и мирянина, и монашествующего. И пушкинскую строчку из «Евгения Онегина»: «Его пример другим наука» – можно в полной мере отнести к той истории, что произошла со святителем Никитой в пещерах Киево-Печерской лавры.
...Через 10 лет, 25 мая 2030 года, мы отпразднуем ровно 1000 лет со дня рождения святителя Никиты Затворника, епископа Новгородского. Время его жизни для нас глубокая-глубокая древность, времена, когда рассказы очевидцев слагались в легенды и былины. Это было время, когда государство на Руси еще только-только создавалось из разрозненных диких племен, время, когда христианство пришло на Русь. Это было время знаменитых князей, Владимира Красное Солнышко и Ярослава Мудрого, время великих русских богатырей, время сражений, когда брат шел на брата, а сын поднимал свой меч против отца...
Никон Печерский, игумен Киево-Печерской лавры
|
Как раз в это время, в 1051 году, в Киеве на правом берегу Днепра великий святой –преподобный Антоний Печерский вместе со своим учеником, преподобным Феодосием Печерским, основали один из первых монастырей – знаменитую Свято-Успенскую Киево-Печерскую лавру, третий Удел Богородицы, место, которое находится под особым покровительством Божией Матери.
Как-то раз в Лавру пришел молодой киевлянин (мирское имя его история не сохранила), он низко поклонился игумену и попросил принять его иноком в эту святую обитель. Просьба его была удовлетворена, и очень скоро его постригли в монахи с именем Никита, предположительно, в честь христианского святого Никиты Готского, почитаемого в лике великомучеников и жившего на берегах Дуная в IV веке.
Точно неизвестно, сколько лет прожил инок Никита в Лавре, но вот однажды, в 1078 году, когда игуменом Киево-Печерской лавры стал мудрый Никон Печерский, монах Никита решил, что уже сильно возрос в духовном плане и больше нет ему необходимости молиться вместе с другими монахами. А потому он задумал уйти в затвор. И это свое желание он высказал игумену Никону.
На словах инок Никита хотел уйти в затвор, чтобы никто и ничто не отвлекали его от беседы с Богом, но за этим желанием скрывалось совсем иное: не общения с Богом искал инок, а славы и чести мирской хотел приобрести. Вот так об этом упоминается в Киево-Печерском патерике: «Этот инок, желая, чтобы славили его люди, дело великое не Бога ради замыслив...».
Мудрый игумен Никон всячески пытался удержать Никиту от необдуманного шага. «Не готов ты, Никита, – говорил печерский старец. – Душою ты еще молод и недостаточно опытен, духовные испытания в одиночестве затвора тебе не по силам. Лучше тебе остаться жить вместе с братиями и работать на них – тогда ты не лишишься награды своей». Никон привел даже пример брата Исаакия, который в затворе был прельщен бесами и спасся лишь молитвами преподобных Антония и Феодосия.
Но советам мудрого игумена инок не внял и ушел в затвор: «Заложил за собой двери и неисходно пребывал в келье». Прошло сколько-то времени, и однажды, когда Никита молился, он вдруг ощутил невероятное благоухание и услышал голос, который как бы произносил слова молитвы вместе с ним. Никита решил, что таким образом Сам Господь обращается к нему, и даже воззвал: «Господи, яви мне Себя, чтобы я мог лицезреть Тебя». Голос же сказал молодому иноку, что пошлет ему ангела, которого он должен во всем слушаться и беспрекословно исполнять его волю.
И вот в образе ангела явился иноку Никите бес. Вот как об этом рассказывается в патерике: «Пав ниц, поклонился ему инок как ангелу. И сказал ему бес: "Ты не молись, а только читай книги, и таким путем будешь беседовать с Богом и из книг станешь подавать полезное слово приходящим к тебе. Я же постоянно буду молить о спасении твоем Творца своего". Прельстившись, монах перестал молиться, а прилежно занимался чтением и книжной премудростью; видя же беса, постоянно молящегося о нем, радовался ему как ангелу, творящему молитву за него...».
Когда мы говорим о бесовских искушениях, то первым делом вспоминаем, как дьявол искушал Христа в пустыне голодом, гордыней и верой: «Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню для искушения от диавола и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал. И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами. Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих. Потом берет Его диавол в святой город, и поставляет Его на крыле храма, и говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею. Иисус сказал ему: написано также: не искушай Господа Бога твоего. Опять берет Его диавол на весьма высокую гору, и показывает Ему все царства мира и славу их, и говорит Ему: всё это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне. Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи. Тогда оставляет Его диавол, и се Ангелы приступили и служили Ему» (Мф. 4, 1–11).
Многим святым приходилось пройти искушения диавола. И спасались они лишь молитвами ко Господу. Ведь Господь всегда приходит на помощь к тому, кто просит Его о помощи. А в случае с иноком Никитой бес отговаривал его от молитв, чтения Нового Завета и обращения к Спасителю. Бес говорил Никите: «Ты не молись, а только читай книги Ветхого Завета, а я за тебя молиться буду», – так инок Никита оказался в хитрых сетях диавола.
Икона святителя Никиты Печерского
|
И чего внутренне желал затворник Никита, то и случилось. Он жаждал славы мирской и особого почета, жаждал за свое мнимое усердие обрести от Господа дар прозорливости и этим выделиться из числа Киево-Печерской братии. Гордыня отравила душу инока Никиты... А дальше бес, приходивший к нему под видом ангела, стал рассказывать затворнику о разных страшных событиях, которые вскоре должны случиться: убийствах, пожарах, грабежах... И начал затворник прорицать получаемую информацию в мир. Однажды из своего затвора он послал князю Изяславу сообщение: «Нынче убит Глеб Святославич в Заволочье, скорее пошли сына своего Святополка на княжеский стол в Новгород». Новость эта через несколько дней подтвердилась: князь Глеб, старший сын киевского князя Святослава Ярославича, бежал из Новгорода, где он прилюдно убил новгородского волхва, который призывал новгородцев к восстанию, и 30 мая 1078 был убит.
С этого момента разгорелась мирская слава затворника Никиты: князья и бояре стали посылать к нему за советом, простой люд толпился у его затвора. И сам монах начал считать себя прозорливым, думая, что Господь открывает ему будущее. Хотя на деле бес лишь рассказывал затворнику о тех страшных злодеяниях, которые сам же и замышлял. При этом, по указанию беса, Никита день и ночь многократно читал и перечитывал книги Ветхого Завета; как упоминается всё в том же патерике, он чуть ли не наизусть знал «Бытие, Исход, Левит, Числа, Книгу Судей, Книгу Царств и все Пророчества по порядку, и все книги иудейские знал хорошо...». При этом Никита, по наущению беса, вовсе не касался Нового Завета: он не только сам его не читал, но и запрещал упоминать имя Христа тем людям, которые приходили к его затвору, чтобы спросить его совета.
Святитель Никита, епископ Новгородский
|
Неизвестно, что в итоге стало бы с душой Никиты, плененной и развращенной бесом, но на помощь попавшему в сети монаху-затворнику пришла братия монастыря во главе с игуменом Никоном. Монахи постоянно и много молились возле затвора, и вскоре бес, по их молитвам, отошел от Никиты и оставил его. Когда инока вывели из затвора, то оказалось, что он совсем позабыл книги Ветхого Завета – всё то, что он учил по наущению беса. Раскаявшийся Никита предал себя воздержанию, смирению и молитве Господу и даже превзошел других монахов обители в добродетелях.
Спустя почти 20 лет после этих событий, в 1096 году, Киевский митрополит Ефрем возвел Никиту в епископский сан и назначил его на Новгородскую кафедру. В течение последующих 12 лет своего архиерейства епископ Никита стал для паствы примером добродетельной жизни; он был активным миссионером, проповедуя слово Божие во всех уголках Новгородской епархии. В летописях рассказывается о различных чудесах, творимых шестым Новгородским епископом Никитой. В частности известно, что один раз своей молитвой Никита, вызвав сильный дождь, остановил страшный пожар, который мог истребить Новгород, в другом случае спас новгородские земли от страшной засухи.
В период своего архиерейского служения епископ Никита много сил посвятил устроению новых храмов: благодаря его заботам в Новгороде были построены Спасо-Преображенский храм, Благовещенский храм и деревянный храм Рождества Пресвятой Богородицы в Антониевом монастыре. Для украшения этих храмов епископ Никита пригласил лучших мастеров и зодчих из Византии и Западной Европы.
После двенадцатилетнего служения, 31 января 1108 года, епископ Никита мирно отошел ко Господу и был погребен в Софийском соборе Новгорода. А спустя 450 лет его мощи были обретены нетленными. Произошло это так: 30 апреля 1558 года Новгородскому епископу святителю Пимену явился во сне муж с едва заметной бородой, который произнес: «Мир тебе, возлюбленный брат! Не бойся, я предместник твой, шестый епископ Новгорода, Никита. Приспело время, и Господь повелевает открыть мощи мои народу». Архиепископ Пимен проснулся и, услышав колокольный звон, звавший к заутрене, поспешил в собор, по дороге думая о своем сне. Тут на пути ему встретился благочестивый новгородец Исаакий, который поведал архиепископу, что видел во сне святителя Никиту, который повелел, чтобы были открыты его мощи. Архиепископ Пимен понял, что сон этот – знак свыше и вместе с другими священниками поспешил к гробнице. Когда сняли с нее крышку, люди увидели, что и тело святителя Никиты, и его ризы сохранились в нетленности.
Позже, уже в XVII веке, мощи святителя из старой обветшалой гробницы переложили в новую, обложенную серебром. Рядом с ней поставили лампаду, которую в свое время новгородцы преподнесли в дар своему покровителю. В советские времена мощи святителя Никиты были сначала перенесены из Софийского собора в Николо-Дворищенский собор, потом – в храм апостола Филиппа. Наконец в 1993 году святые мощи были возвращены в Софийский собор. Здесь они покоятся и поныне, и каждый, кто захочет поклониться святителю Никите и обратиться к нему со своей просьбой, может посетить собор Святой Софии – главный православный храм Великого Новгорода.
Петр Селинов