Преподобная Женевьева, святая покровительница Парижа

У всех великих городов есть свои небесные покровители – святой или святая, которые перед Господом ходатайствуют о его жителях. В Москве молятся святой блаженной Матроне Московской, в Санкт-Петербурге – святой Ксении Петербургской. Небесной покровительницей Парижа уже полтора тысячелетия считается святая Женевьева Парижская (или Геновефа, как нередко называют ее, транслитерируя имя святой с латыни). 9 марта 2017 года Священный Синод Русской Православной Церкви внес имя Женевьевы Парижской в православной месяцеслов. И теперь 3/16 января (по старому/новому стилю) православные России вспоминают преподобную Женевьеву (Геновефу), любимую святую и хранительницу столицы Франции.

«Dans le feu!» («В огонь!») – кричали парижские пролетарии, мужчины, женщины и дети, размахивая пистолетами, вилами и топорами. – Революции не нужны святые! В огонь ее!»

Церковь Сент-Этьен-дю-Мон.
Церковь Сент-Этьен-дю-Мон

В эти революционные дни 1793 года Париж был охвачен голодом и страхом, жаждой крови, насилия и разрушения. Немногим ранее вооруженные санкюлоты захватили, разграбили и разрушили древнее аббатство Святой Женевьевы, построенное первым французским королем Хлодвигом I, а из знаменитой церкви Сент-Этьен-дю-Мон («Святой Стефан на горе») охваченные безумием парижане вынесли раку с мощами святой Женевьевы, а затем сожгли ее на Гревской площади, а прах кинули в Сену.

1793 год, Франция. Крутится кровавое колесо Французской революции, собирая страшную жатву смерти. Король Людовик XVI, а вслед за ним и королева Мария Антуанетта сложили свои головы на гильотине; казнены или убиты многие известные люди с обеих противоборствующих сторон: герцог Орлеанский, Марат, Жорж Дантон, поэт Андре Шенье, химик Антуан Лавуазье (к слову сказать, приговаривая к гильотине величайшего ученого, основателя современной химии Антуана Лавуазье, председатель революционного трибунала на просьбы его друзей о помиловании произнес весьма показательную для того времени фразу: «Республика не нуждается в ученых»).

Пастушка из Нантерра

…Но перенесемся на 14 столетий назад, когда на месте современной Франции находилась римская провинция Галлия, где обитало более 500 племен. Париж тогда еще назывался не Парижем: сначала он именовался Лютецией, а несколько столетий спустя Паризием (так как здесь обитало племя кельтских галлов паризии), да и располагался тогдашний город на острове Сите на небольшой территории в 8 гектаров.

В 11-ти километрах к северо-западу от острова Сите находилось маленькое поселение Нантерра (сегодня это пригород Парижа). Именно в этом городке где-то около 420 года (по одним источникам в 419 году, по другим – в 423 году) родилась маленькая девочка, которую родители назвали Женевьевой (с древнего кельтского языка ее имя переводится как «из рода мудрых»).

Родители Женевьевы Севр и Геронция были людьми из самого простого сословия. Отец галло-романского происхождения, Геронция вела свой род от греков. Рассказывая о святой Женевьеве, древняя летопись сообщала: «Не была она ни от графов, ни от королей, но была она дочерью горожанина, эта девица». Семья Женевьевы владела лишь маленьким земельным участком, где взрослые выращивали овощи, а их маленькая дочка пасла овец.

Переломным моментом в судьбе Женевьевы стала ее встреча с одним из самых почитаемых во Франции святым епископом Германом Осерским. В 429 году он вместе с епископом города Труа святым Луппом проезжал через Нантерр. На пристань встречать двух самых почитаемых священнослужителей вышли практически все жители маленького городка. Но святой Герман, направляемый Господом, в большой толпе горожан выделил лишь маленькую десятилетнюю девочку. Подозвав ее к себе, он поцеловал в лоб, а ее родителям предсказал, что их дочь ожидает великое и славное будущее. Согласно древним агиографическим источникам, десятилетняя Женевьева сказала великому епископу, что желает остаться девственницей и посвятить себя Христу. «Дерзай, чадо мое: если ты мужественно будешь созидать жизнь свою по вере твоей, Сам Господь будет твоей крепостью и силой», – произнес в ответ святой Герман Осерский и подарил девочке на память об этой встрече маленькую монетку с изображением Христа со словами: «Возьми этот дар от Небесного Жениха и носи его всегда в память обо мне, и пусть никакие другие драгоценности никогда не украшают ни шеи твоей, ни пальцев, так как если душа твоя соблазнится преходящими сокровищами мира сего, то уже недосягаемо станет для нее сияние вечных и небесных сокровищ».

В те времена девушки, желавшие стать «Христовыми невестами», проходили специальные и длительные послушания, во время которых они много молились и совершали добрые дела, укрепляясь в вере и доброслужении, давая возможность священнослужителям и прихожанам судить, насколько они продвинулись в своем духовном подвиге. Пройдя все необходимые послушания и принеся обет безбрачия, девушка получала от местного епископа красную или фиолетовую головную повязку, которая являлась признаком девственниц, посвятивших себя Богу.

Икона святой Женевьевы (Геновефы).
Икона святой Женевьевы (Геновефы)

Свою фиолетовую головную повязку Женевьева получила в 14 лет. При этом, как гласит предание, ее особо выделил епископ Маркелл, который совершал обряд посвящения. Поскольку Женевьева была самая младшая из проходивших обряд посвящения, она стояла позади всех, но епископ Маркелл позвал: «Пусть та, которая стоит сзади, подойдет первой, так как Господу было угодно, чтобы дело ее совершенства было столь искусно подвинуто и принесло столь ранние плоды, – она уже получила от небес свое посвящение. Получи покрывало, чадо мое, и носи его незапятнанным дo Страшного Суда Господня».

Так как в те времена практически не существовало женских монастырей, то «невесты Христовы» продолжали жить в миру, активно участвуя в церковной и общественной жизни своего прихода.

Новый поворот в жизни Женевьевы наступил через год: от страшной «испанки» умерли ее родители, и юной девушке пришлось перебраться из Нантерра в Лютеций на остров Сите к своей крестной матери. Там она вела жизнь очень праведную, строго постилась, много молилась и активно трудилась, как и другие «Христовы невесты», на пользу жителей города. За ее духовные подвиги Господь наделил даром прозорливости и искусством исцеления от болезней.

Известно, что святая Женевьева очень почитала одного из самых знаменитых христианских апостолов Галлии святого Дионисия Ареопагита и часто совершала паломничества к месту его погребения в деревушку Катэй. Дионисий Ареопагит, которого также называют Дионисием Парижским, знаменитый христианский святой, живший в III веке и принявший мученическую смерть за Христа. Известно, что вместе с пресвитером Рустиком, святым Регулом и диаконом Елевферием он проповедовал христианство сначала в Риме, потом в Испании, Германии, пока не добрался до Галлии. Во время преследования христиан эти святые проповедники были схвачены властями и брошены в тюрьму. А утром следующего дня на вершине Монмартра им отрубили головы.

Женевьева сильно переживала, что мощи святого Дионисия вместе с мощами других святых и великомучеников – пресвитера Рустика и архидиакона Елевферия – покоятся лишь в крохотной и убогой деревянной часовне.

И однажды Женевьева обратилась к духовенству Лютеции: «Достопочтенные пастыри Христовы, я умоляю вас подумать о возможности построения базилики в честь святого Дионисия». Но священники ответили, что построить базилику невозможно, так как для этого требуется негашеная известь, которой нет в тех местах. И вот тогда проявилась прозорливость Женевьевы, которая сумела указать им место, где пастухи недавно набрели на две еще никем не использованные ямы с известью. Пресвитеры очень обрадовались этому известию, а Женевьева начала сбор средств на строительство. Жители Лютеции откликнулись на ее призыв: вскоре необходимая сумма денег была собрана, и в 475 году величественная базилика была построена (сегодня это знаменитое аббатство Сен-Дени в северном пригороде Парижа).

«Верьте мне! Аттила не пройдет!»

Но поистине известной всей Галлии Женевьева стала, когда ей исполнилось чуть более 30 лет.

Ранней весной 451 года в Галлию вторглись бесчисленные орды варваров, ведомых кровожадным предводителем гуннов Аттилой, которого современники называли Бичом Божиим, посланным наказать людей за их грехи.

Аттила, повелитель гуннов.
Аттила, повелитель гуннов

Великий гунн объединил под своим началом сотни племен и народов и создал гигантскую империю, которая простиралась от Волги до Рейна. Никто не в силах был противостоять гуннам, ведомым Аттилой. Он несколько раз разорял Византию, стирал с лица земли города Римской империи. И вот наконец в 451 году Аттила двинул свое бесчисленное войско на Галлию. Один за другим пали и были разрушены города Мец, Трир, Кельн, Труа, Реймс…

И вот теперь Аттила шел на Лютецию. На острове Сите царила полнейшая паника: люди в спешке бросали свое имущество, беря лишь самое необходимое и стремясь как можно скорее покинуть город. И вот тогда Женевьева поднимается на ступени храма и обращается к жителям. «Не покидайте наш город, – громко взывает она. – Не уезжайте! Атилла не войдет в наш город. Я вижу это, я верю в это. А вот там, куда вы собираетесь бежать, будут царить разорение и смерть».

Женевьева с горячностью обращается к женщинам, призывая их собраться вместе и день и ночь молиться Господу. И таковы были ее влияние и сила вера, что все женщины следуют за ней, чтобы предаться постоянной молитве.

Эта ситуация вызывает сильный гнев у мужчин, которым их жены заявляют, что не покинут город, а останутся и будут молиться вместе с Женевьевой. Разозленные мужчины говорят, что надо казнить святую Женевьеву. «Она продалась врагу, эта лжепророчица, лгунья; она хочет помешать нам спасти себя и свое имущество, она совращает наших жен – камнями ее! В реку ее!»

Гнев захватывает толпу – уже мужчины схватили и стащили со ступеней храма Женевьеву и спорят лишь о том, как ее убить. И вдруг в толпе появляется архидиакон Осерский Седулиус, который громко взывает к толпе: «Горожане! Не вздумайте умертвить ту, о которой святой Герман говорил, что она избрана Богом от чрева матери». Напоминание о святом Германе успокаивает разгоряченную толпу мужчин. И они отступают. И не только отступают, но расседлывают своих лошадей, снимают с повозок вещи и продукты. Под влиянием слов святой Женевьевы мужчины присоединяются к своим женам в молитве ко Господу.

И Аттила, который был практически на подступах к Лютеции, по неизвестным причинам вдруг меняет направление и ведет свою бесчисленную армию в сторону, на Орлеан, как раз туда, куда хотели бежать жители. Город спасен! Слава святой Женевьевы безмерно возросла.

Хлебный караван

…Неслучайно родители назвали свою дочь Женевьевой, что, как упоминалось выше, с древнего кельтского наречия переводится как «из рода мудрых». Святая прекрасно умела сочетать пламенную молитву, обращенную ко Господу, с активными действиями.

Король Хлодвиг I.
Король Хлодвиг I

В 486 году Париж вновь оказался в осаде – на этот раз в кольцо город взял сын короля франков Хильдрига великий король Хлодвиг. Он не только сумел активно потеснить римлян в Галлии, но и сумел сплотить вокруг себя многие галльские племена. Хлодвиг поставил себе цель изгнать из Галлии римлян и сделать всю эту территорию страной франков. Центром нового государства он видел пока еще маленький город Паризий, который вскоре стал называться столь знакомым нам именем Париж.

Жители города поначалу пытались активно сопротивляться, но Хлодвиг не был намерен уходить. Он не пытался захватить город штурмом – он взял его в кольцо, принуждая жителей к сдаче. Осада продолжалась почти пять лет – в Париже начался голод. В это страшное время святая Женевьева решила водным путем доставить продовольствие жителям города. И вскоре караван из 11-ти судов, который назовут «хлебным», двинулся в путь. Как написано в одном из древних источников, «во время пятилетней осады франками Парижа множество жителей умирало от страшного голода. Тогда святая Геновефа решила образовать караван судов и направиться водным путем за провиантом в город Арсис на реке Оуб».

К этому моменту слава о великой христианской деве Женевьеве, которая исцеляет болезни и изгоняет бесов, прокатилась по всей Галлии. Множество людей встречало «хлебный караван» в разных городах: Арсисе, Труа… К ней обращались с мольбами об исцелении, и никому святая не отказывала в помощи. Известно, что в Арсисе она в буквальном смысле подняла на ноги парализованную жену трибуна Пасцивиуса, которая четыре года лежала без движения. В Труа она исцелила водой, которую перед этим благословила, сына одного иподиакона – он несколько месяцев страдал страшной горячкой и к моменту ее приезда был уже на грани смерти. Одним людям Женевьева вернула зрение, из других выгнала бесов…

Когда суда были нагружены хлебом, мукой, овощами, настало время возвращаться в Париж. И на обратном пути «хлебному каравану» пришлось несладко. Ветер и разбушевавшиеся волны погнали корабли на подводные камни; забитые продуктами суда накренялись, зачерпывая воду. Всем стало ясно, что, еще немного, и корабли либо перевернутся, либо разобьются о камни. И тогда святая Женевьева обратилась с молитвой к Богу и была услышана: ветер стих, и все 11 кораблей благополучно вернулись домой.

Защитница слабых и угнетенных

Правда, в конце долгой пятилетней осады король Хлодвиг всё же взял Париж и сделал его столицей своего нового государства – страны франков.

Надо сказать, что короли-язычники – и Хильдерик I, и его сын Хлодвиг I – всегда с большим уважением относились к христианке Женевьеве. Времена тогда были жестокие, кровавые – короли сражались за земли, богатство, влияние. Они захватывали пленных, с которыми обращались нередко очень жестоко. Но святая Женевьева, когда узнавала о том, что каким-то захваченным пленным приходится тяжко или им грозит смерть, не боясь, шла в королевские покои и просила королей даровать страждущим людям жизнь и свободу. И не было случая, чтобы Хильдерик или Хлодвиг отказали святой Женевьеве в ее просьбе.

Гробница Святой Женевьевы.
Гробница Святой Женевьевы

…Вскоре после захвата Парижа Хлодвиг надумал жениться. Чтобы расширить владения и укрепить свое политическое влияние, он решил взять себе в жены Клотильду, дочь бургундского короля Хильперика II. Клотильда была ревностной христианкой и, оказавшись в окружении язычников, лишь в святой Женевьеве нашла себе поддержку и опору. Под влиянием Женевьевы король Хлодвиг разрешил Клотильде покрестить своих сыновей, а в 498 году король Хлодвиг вместе с тремя тысячами солдат личной гвардии принял христианство.

После Крещения по просьбе Женевьевы король Хлодвиг согласился построить на острове Сите большой храм в честь святых апостолов Петра и Павла, чтобы они стали духовными покровителями Парижа. Правда, он успел только начать строительство. В ноябре 511 года король франков и создатель нового государства Хлодвиг I умер в возрасте 46 лет, и строительство величественного храма заканчивала его жена Клотильда. А несколько недель спустя после смерти Хлодвига, 3 января 512 года, в возрасте 90 лет отошла ко Господу и святая Женевьева. Ее похоронили рядом с Хлодвигом в храме святых апостолов Петра и Павла, который вскоре народ переименовал в аббатство Святой Женевьевы. И здесь на протяжении столетий в специальной гранитной раке покоились святые мощи хранительницы и небесной покровительницы Парижа.

Во Франции существовал обычай: если государству угрожала какая-либо опасность, король, его двор, духовенство и весь народ обращались с молитвами к святой Женевьеве, и в таких случаях совершался большой крестный ход по улицам Парижа и вокруг кафедрального собора. Историки сообщают, что официально известны 75 таких крестных ходов.

О множестве чудес, совершающихся возле мощей святой Женевьевы, писали и пишут разные авторы-исследователи. К примеру, известно, что знаменитый ученый-гуманист Эразм Роттердамский возле мощей святой исцелился от тяжкого недуга и в благодарность написал «Оду святой Женевьеве».

К сожалению, до наших дней знаменитое аббатство Святой Женевьевы не сохранилось – его уничтожили, практически не оставив камня на камне, всё те же французские революционеры, жаждавшие крови и разрушений. Как я уже упоминал в начале, мощи святой Женевьевы были сожжены, а прах сброшен в Сену. Но, когда революционные страсти поутихли, настоятель церкви Сент-Этьен-дю-Мон («Святой Стефан на горе») нашел частицы разрушенной раки, а потом обратился к ряду французских монастырей, где хранились малые частицы мощей святой, собрать всё в одном месте.

Сегодня в V округе Парижа на левом берегу Сены на холме святой Женевьевы в величественной церкви Сент-Этьен-дю-Мон находится новая золоченая рака с оставшимися частицами мощей. И сюда приходят не только парижане, но и жители всей Франции, чтобы поклониться святой Женевьеве, которая всегда была и по-прежнему остается хранительницей и небесной покровительницей «сердца Франции», как часто именуют Париж.

Петр Селинов