Любимый звон, знакомый звон
Знакомый звон, любимый звон,
Москвы наследие святое…
Колокольный звон для русского человека – явление глубоко национальное. Всего каких-нибудь сто лет назад вся жизнь его сопровождалась церковным звоном. Под благовест (так называли церковный звон) люди крестились и венчались, засыпали и просыпались, поднимались на защиту Отечества и чествовали героев-победителей. К колоколу относились как к святыне, часто всем миром собирали средства на его изготовление и приобретение. Наш рассказ об ансамбле даниловских колоколов – святыне древнейшей московской обители – разделившей судьбу своего народа.
Звучащая история
Народное предание хранит немало рассказов о том, как внезапный колокольный звон сильно действовал на душу и совесть отчаявшегося или омраченного грехом человека, останавливал от близкого падения, приводил к раскаянию. Колокола часто сравнивают с трубами, обращенными с неба к земле. Их неожиданный громкий звук напоминает нам трубы ангелов, которые внезапно оборвут конец земной истории человечества и соберут живых и умерших на ответ к Богу. В словаре Даля можно прочесть такие слова: «Большие колокола употребляются почти только при церквах, и потому … зовутся Божьим гласом». Голос Божий, голос Православия, голос Церкви – все это определения колокольного звона, который, конечно же, был неотъемлемой частью каждого храма, каждой иноческой обители. В колокола, звонили сначала «очепным способом», то есть с помощью шеста (очепа). Но с увеличением размера и веса колоколов их стали закреплять неподвижно и звонить, раскачивая языки.
Начало Даниловской звоннице положил основатель первого на Москве монастыря, младший сын легендарного Александра Невского благоверный князь Даниил Александрович. Возведенная им первая монастырская звонница была деревянной.
Как известно, Земля Русская находилась в то время под монголо-татарским игом, и неприятельские набеги не были редкостью. Данилов монастырь был южным форпостом Москвы, он располагался недалеко от дороги, ведущей через Рязань в Золотую Орду. Вот почему кроме богослужебных колоколов на монастырской звоннице обязательно должен был находиться и набатный колокол. Его подвешивали на высокой колокольне, выполнявшей одновременно задачи сторожевой башни, откуда тревожным звоном сообщали о приближении неприятеля.
Первый русский царь Иоанн Васильевич Грозный, прямой потомок князя Даниила, возрождая обитель, в 1561 году вместе с белокаменной церковью Святых Отцов Семи Вселенских Соборов, которая по замыслу митрополита Макария и царя Иоанна IV, должна была стать главной в Москве, построил здесь звонницу. Сам большой знаток колокольных звонов и умелый звонарь он заказал для нее и именной колокол.
Великий князь Алексей Михайлович, сын первого из Рода Романовых Царя Михаила Федоровича, колоколами внес вклад в возрождающуюся обитель. В 1682 году и царь Федор Алексеевич также одаривает обитель двумя колоколами весом в 31 и 65 пудов (около 500 и 1 т соответственно). Меньший из них сохранился и поныне и является пятым по весу в историческом ансамбле Данилова. Эти колокола были отлиты в 1682 году главным литейщиком Пушечного двора в Москве Федором Моториным, родоначальником знаменитой династии Моториных – зачинателей сверхтяжелого колокольного литья в России. Надписи на каждом из колоколов гласили: «Пожаловал сей колокол Великий Государь в Дом Святых отец Седьми Соборов…»
В 1688-1689 годах в монастыре строят «новую каменную колокольницу» в стилистике Святых врат, возведенных во второй половине 70-х годов XVII столетия. На иконе благоверного и преподобного князя Даниила Московского того же времени, созданной в Царских иконописных мастерских Оружейной палаты Московского Кремля, мы видим, что она была шатровой, выполненной из тесаного кирпича и белого камня. Колокольня была построена на вклады «боярина князя Ивана Петровича Борятинского», также подарившего обители довольно крупный колокол. На новую колокольню переместили все исторические даниловские колокола.
Вспомним кстати, что именно в XVII веке отечественные мастера создали свой оригинальный тип русского колокола, который отличало особое звучание. Колокол, как говорят звонари, «запел», благодаря специальной форме и оригинальному способу извлечения звука. Особым видом церковного искусства стало и внешнее оформление колоколов.
Общий вес даниловских колоколов к началу XVIII века составлял 292 пуда (приблизительно 4, 7 т). К сожалению, в царствование Петра I Данилов монастырь лишился почти половины колоколов, среди которых, по-видимому, находились и вклады великого князя Иоанна Калиты и царя Иоанна Васильевича Грозного.
Нынешнее здание даниловской колокольни было построено в 1730 году. Сооружением колокольни, как и постройкой небольшой надвратной церкви во имя преподобных Даниила и Симеона Столпников, возведенной в 1731-1732 годах на средства московского купца Михаила Андреевича Косырева, руководил Иван Федорович Мичурин, опыт и мастерство которого высоко ценил в то время Бартоломео Растрелли. В 1763 году на монастырской звоннице значилось уже 7 колоколов на ярусе звона.
В 1795 году при настоятеле Никифоре (Феотокисе) монастырская звонница пополнилась колоколом в 115 пудов (почти 2 т) работы московских мастеров завода Иасона Струговщикова. В середине XIX века его благовестник получит название «Полиелейного». Позднее для монастыря на заводе Струговщикова был отлит колокол «Большой» весом в 314 пудов (5 т). В 1859 году на звоннице висели уже 8 колоколов. В таком именно составе 12 мая 1883 даниловский благовест возвещал о посещении обители Императором Александром III и императрицей Марией Феодоровной и их Августейшим семейством, о погребении в 1852 году Николая Васильевича Гоголя и других важных событиях.
В конце XIX века набор включал уже 14 колоколов. В 1890 году известным московским литейщиком Ксенофонтом Веревкиным был отлит самый крупный праздничный благовестник Даниловой обители, прозванный «Большим» – весом 722 пуда (12 т). В те же годы Ксенофонт Веревкин изготовил самые крупные колокола Храма Христа Спасителя. Его большие колокола и сегодня можно услышать в Иерусалиме и Хельсинки.
В 1904 году на том же заводе Финляндского был отлит второй по величине колокол ансамбля – «Полиелейный» – весом 365 пудов (5,8 т). В 1907 году на возведенный металлический каркас для сохранения обветшавшего здания даниловской колокольни, были подвешены колокола весом в 722 и 365 пудов.
В 1907 году на заводе Финляндского были заказаны 10 колоколов весом от 24 фунтов до 137 пудов (от 10 кг до 2, 2 т). Самый крупный из них по размеру, весивший 137 пудов, оказался третьим в наборе, был назван «Постовым» и использовался вне ансамбля только для благовеста во время Великого поста. Четвертым по весу благовестником в ансамбле является «Будничный» колокол.
Таким образом, общее число колоколов на ярусе звонов достигло 18-и при общем весе в 1500 пудов (24 т), составив знаменитый Даниловский ансамбль. Именно в таком составе даниловские колокола стали слышны у стен Кремля и в Коломенском, а благовест старейшей в Москве обители стал легендой. Москвичи рассказывали, что отличали его голос из десятков других голосов колоколен Первопрестольной.
Из Данилова в Гарвард и обратно
В 30-е годы ХХ столетия даниловские колокола, как впрочем, и сам монастырь, разделили трагическую судьбу русского народа: обитель была закрыта, братия расстреляна, монастырское имущество конфисковано, и колокола проданы за рубеж по цене металлолома. Почивший ныне Святейший Патриарх Алексий говорил, что «в годы безбожия советская власть с самого начала отняла у Церкви ее голос – колокольный звон». Ужасной, не обоснованной ничем, кроме ненависти ко всему церковному, была судьба многих тысяч российских колоколов. Им вырывали языки, их разбивали, сбрасывали с колоколен, расстреливали, переплавляли… До наших дней в России сохранились только четыре полных набора исторических колоколов.
Даниловский ансамбль пережил это страшное время лишь благодаря личному участию в судьбе колоколов американского промышленника Чарльза Ричарда Крейна. Любовь этого человека к русской культуре, желание сохранить крупицы того, что веками создавали и бережно хранили русские люди, спасли колокола от уничтожения. Есть предание и о том, что патриарх Тихон, занимавший в свое время епископскую кафедру в Америке, обратился к Крейну с просьбой сохранить один из московских ансамблей колоколов. Исторические колокола были выкуплены Крейном и переправлены через Атлантику в Соединенные Штаты Америки, где переданы в дар Гарвардскому университету. Чарльз Крейн взял на себя расходы и по установке ансамбля. Специально для подъема колоколов была сооружена башня высотой 36 метров, и на Пасху в1931-м году по желанию дарителя состоялся первый звон.
Конечно же, в Америке колокола звучали совершенно иначе. И дело даже не в звонарском мастерстве, а скорее, в самом предназначении колокола, который был создан для того, чтобы возвещать миру о Боге и богослужении. А потому и понять его американцы получили возможность только тогда, когда этой цели стали служить встречи и переговоры с русской стороной.
И все же за минувшие восемь десятилетий колокола стали дороги Гарварду. Ведь все эти годы они были украшением университетского городка. Их звон, сопровождавший праздники и победы, стал привычным для нескольких поколений гарвардцев, многие из которых сегодня – весьма известные люди, от чьих решений часто зависят судьбы государств и граждан. И как радостно бывает, когда эти решения оказываются верными, то есть не противоречащими замыслу Божию о человеке, а иногда и целом народе.
По словам первого наместника Даниловой обители, тогда архимандрита, а ныне епископа Владимирского и Суздальского Евлогия (Смирнова), о местонахождении колоколов монастырю сообщил в 1985 году выпускник Гарварда, Посол Соединенных Штатов Америки в Советском Союзе Артур Хартман. А в 1988-м президент США Рональд Рейган, посетивший в ходе своего официального визита Данилов монастырь, одобрил идею возвращения исторического ансамбля на родину. Но должно было пройти еще почти четверть века, прежде чем этой идее суждено было воплотиться в жизнь.
Звон, научивший нас слышать друг друга
В 2002-м году в связи с грядущим 700-летием со дня преставления святого благоверного князя Даниила Московского монастырь вновь вернулся к вопросу о возможности возвращения исторических колоколов.
В декабре 2003 года состоялась поездка российской делегации в Гарвард, во время которой даниловцы впервые увидели свои колокола. Их громадные размеры, надписи, свидетельствующие о том, когда и кем они были отлиты, красота узоров и иконы на старинной меди, казалось, контрастировали со всем, что окружало исторический ансамбль в Гарварде, и поражали настолько же, насколько поражал и долгий певучий звук «Большого» колокола. К сожалению, тогда еще трудно было сказать в первый или в последний раз они слышат его голос. О том, насколько сложна была эта встреча, рассказывали ее участники, насельники Данилова монастыря: Гарвард ждал от Российской стороны претензий, юридических требований о репатриации святыни, а наши соотечественники, в свою очередь, были готовы услышать о невозможности возвращения колоколов или о возвращении на очень трудных или даже невыполнимых для себя условиях.
Но мелодично и звонко прозвучавший в холодном воздухе Гарварда, даниловский благовест пониманием и любовью отозвался в сердцах американцев. Слушая русских звонарей, Даяна Экк и Дороти Остин, стали, наверное, первыми гарвардцами, воспринявшими идею о том, что русские колокола надо вернуть. Этим людям суждено было стать проводниками идеи возвращения исторического ансамбля на родину. При их участии были приняты все самые важные решения, благодаря их личным качествам возникли и развились теплые человеческие отношения между русскими и американскими участниками проекта.
После поездки в Гарвард нашей делегации в феврале 2004-го Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II обратился к общественности с просьбой оказать материальную помощь для возвращения даниловских колоколов. И его просьба была услышана. Все основные расходы взял на себя культурно-исторический фонд «Связь времен» во главе с Председателем попечительского совета В. Ф. Вексельбергом. Однако бесценна жертва и простых людей, сравнимая разве что с лептой бедной вдовы, которую так высоко оценил Господь в Евангельской притче.
Делегация Гарвардского университета, посетившая Россию в августе 2006 года с целью выбора колокололитейного предприятия, познакомилась с производством колоколов в Тутаеве, Каменск-Уральске, Воронеже и на двух московских заводах. В поездке гости спрашивали мнение о звучании колоколов у даниловского духовенства, интересовались традициями русского Православия. Новые колокола были отлиты на воронежском заводе «Вера», но этому предшествовал долгий период предварительных поисков оптимальных решений. Ведь точные копии должны были не только повторить размер и уникальные изображения ликов святых, но главное – звучание оригиналов. Работы были выполнены воронежскими литейщиками завода «Вера» с большим вдохновением и в короткие сроки. Высокое качество копии ансамбля оценила и американская сторона. 20 марта 2007 г. в особо торжественной обстановке состоялось подписание долгожданного соглашения о взаимном обмене колоколами.
А 24 июля 2007 г. Святейшим Патриархом было совершено освящение колоколов-копий, которое также превратилось в радостное событие, собравшее многочисленных гостей.
Торжественная встреча первого из 18-и исторических колоколов произошла в обители 12 сентября 2007 г., в День памяти основателя Данилова монастыря святого благоверного князя Даниила Московского. Благовестник с именем «Будничный» самолетом доставили в Москву из Нью-Йорка. Этот двухтонный колокол был отлит в XVIII в. и является четвертым по весу в историческом ансамбле. В церемонии приняли участие Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, министр культуры РФ Александр Соколов, мэр Москвы Юрий Лужков, посол США в России Уильям Бернс, предприниматель Виктор Вексельберг и другие.
В Гарварде теперь звонят «по-русски»
В июне 2008 года в общежитии Лоуэлл Хаус прошла конференция, в которой приняли участие братия Даниловой обители. Своими воспоминаниями с собравшимися поделились преподаватели Гарварда и бывшие студенты-звонари. В качестве гостей конференции присутствовали дипломаты из России и Соединенных Штатов Америки, от которых зависела судьба колоколов в последние десятилетия. Один из старейших профессоров университета рассказал о том, что во время войны он был куратором общежития. И однажды к нему пришел студент и попросил разрешения в день окончания войны сто раз ударить в большой колокол. И он получил это разрешение. А когда война окончилась – поднялся на колокольню и совершил эти сто торжественных ударов.
Сильное впечатление на участников и гостей конференции произвели своим мастерством звонари из России. Хорошо знакомые американцам колокола зазвучали в этот день совершенно по-новому. Для перенастройки колокольной системы на башне Лоуэлл Хаус в Америку заранее вылетела группа российских специалистов. Несмотря на то, что в Гарварде есть свои мастера, которые звонят «по-русски» (в мае 2004 года американские студенты специально приезжали в Москву для обучения звонарному искусству), бoльшая часть собравшихся впервые слышала русские звоны.
8 июля 2008 г. с башни общежития Лоуэлл Хаус были сняты последние колокола ансамбля, после чего состоялась церемония обмена старинных даниловских колоколов на их копии. Трехсторонний акт об обмене подписали Председатель Правления Фонда «Связь времен» Владимир Воронченко, наместник Данилова монастыря архимандрит Алексий и президент Гарварда госпожа Дрю Фост. Впервые в истории университета по случаю церемонии был отслужен благодарственный молебен по православному обряду. Затем колокола отвезли на временный склад в Бостоне, чтобы подготовить их к морскому путешествию в Россию. А 9 августа из порта Бостона корабль с ансамблем из 17 даниловских колоколов общим весом более 24 тонн отправился в Россию. На университетской башне в настоящее время установлены новые колокола и налажена система звона.
Встреча на Родине
После почти 80-летней эмиграции бесценный колокольный ансамбль прошел долгий и сложный путь возвращения на родину. 1 сентября в порту немецкого города Бремерхафена его перегрузили с океанического лайнера на паром, который 7 сентября 2008 года причалил к родным берегам. Петербург стал первым городом, встретившим исторический ансамбль. В порту колокола водрузили на автоплатформу, на которой они продолжили свой путь по Российской Земле. На Исаакиевской площади, где для ансамбля была установлена специальная звонница, по окончании торжественного мероприятия иеродиакон Роман (Огрызков) и Бенджамин Рапопорт – звонари из Данилова и Гарварда – совершили совместный звон.
Дальнейший путь колоколов в столицу почти полностью повторил маршрут, которым в свое время благовестники вывозили из России. 8 сентября 2008 года колокола торжественно встречали в Новгороде, а 9-го исторический ансамбль представили тверичам и гостям города. Несмотря на дождь, тысячи людей приходили, чтобы прикоснуться к святыне, молитвой и торжественным звоном сопровождавшими ее возвращение.
10 сентября 2008 года даниловские колокола встречали в Первопрестольной. Москвичи вышли на площадь Серпуховской заставы, чтобы с Крестным ходом проследовать в обитель, сопровождая возвращенную святыню. После благодарственного молебна на монастырской площади развернулся настоящий праздник, радость от которой не омрачил даже дождь, ставший к этому моменту привычным фоном встречи с колоколами. Казалось, сама природа плакала от радости. Люди благоговейно прикладывались к колоколам, фотографировались на их фоне, и искренне благодарили американцев за то, что сохранили русскую святыню и помогли ей вернуться домой.
12 сентября в Данилове прошла торжественная церемония передачи исторических колоколов обители. В ней приняли участие Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев, Председатель Попечительского Совета Культурно-исторического фонда «Связь времен» Виктор Вексельберг, Председатель Правления Фонда Владимир Воронченко, полномочный представитель Президента РФ в ЦФО Георгий Полтавченко и другие участники проекта. В ходе церемонии В.В.Вексельберг передал Святейшему Патриарху акт о дарении исторического ансамбля колоколов Данилову монастырю.
Это было чудо Божие
В год 25-летия возрождения Даниловой обители Москва снова услышала исторический звон своих родных колоколов. Их возвращение на Родину стало важным событием не только для обители, но и для всей России. Молитвами и трудами многих людей легенда о даниловских колоколах обрела свое достойное завершение. Сбылось и пророчество юродивого, который, по словам очевидцев, вместо того, чтобы разделить горе с прихожанами закрывающейся обители, плясал и хлопал в ладоши. На укоры же братьев и сестер во Христе отвечал: «Что вы плачете? Здесь еще такой монастырь будет! Звон какой! Служба!».
Колокольный ансамбль Данилова стал своего рода символом единения, для которого, как мы убедились, нет ни временных, ни политических преград, когда люди хотят слушать и слышать друг друга. И все же, оглядываясь на все, что произошло в обители за последние двадцать пять лет нельзя не вспомнить слова первого Наместника, ныне епископа Евлогия: «Это было чудо Божие!». Чудом можно назвать и то, что в истории возвращения даниловских колоколов на родину, кажется, не осталось ни одного недовольного или обиженного человека. Внук Чарльза Крейна, Томас Крейн, отвечая в Москве на вопрос журналиста о том, как оценил бы его дедушка происходящее, если бы дожил до дня возвращения колоколов в Россию, сказал: «Думаю, это был бы самый счастливый день в его жизни». И действительно, все участники проекта Божией милостью получили просимое. Американцы, отмечавшие нестройность ансамбля, - новые великолепно звучащие колокола, а русские люди обрели святыню, появление которой в обители открывает новую страницу духовной жизни монастыря.
РУКА ДАЮЩЕГО НЕ ОСКУДЕВАЕТ!