День памяти преподобного Даниила Столпника

…Игумен монастыря внимательно посмотрел на людей, стоявших перед ним: мужчину, женщину и их пятилетнего сына. Потом протянул руку и взял с алтаря Священное Писание. Мысленно обратившись с молитвой к Господу, настоятель наугад открыл книгу и прочитал вслух слова: «…При этом царь сказал Даниилу: Бог твой, Которому ты неизменно служишь, Он спасет тебя!» (Дан. 6, 16). Игумен закрыл священную книгу, возложил свою руку на голову мальчика и произнес: «Нарекаешься, отрок, именем Даниил в честь святого пророка Даниила». Так, как гласит церковное предание, получил свое имя будущий великий святой и чудотворец преподобный Даниил Столпник.

Он жил 15 веков назад и выбрал для себя самый непостижимый и недостижимый для многих людей особый аскетический путь к Богу – столпничество. На протяжении трех десятков лет, не покидая своего столпа, он исцелял больных, изгонял бесов из страждущих, давал советы императорам и проповедовал простым людям христианское вероучение. 24 декабря (по новому стилю) Русская Православная Церковь чтит память этого великого святого  и аскета.

…«Что в имени тебе моем?» – так начал одно из своих стихотворений гениальный Пушкин. И, действительно, что дает человеку его имя? Только лишь возможность отличать одного человека от другого и обращаться к нему? Конечно же, нет. Очень часто (хотя далеко и не всегда) имя, данное при рождении, определяет судьбу человеку – в нем скрыт путь, назначенный человеку Богом.

Взять, скажем, имя Даниил, которое в переводе с древнееврейского означает «Бог мой судья». Уже в самом имени прослеживается большая связь человека с Богом: Господь направляет человека через его поступки, да и сам человек каждый свой шаг мысленно сверяет с Богом.

И если об этом задуматься, то понимаешь, что вовсе не случайно великий князь Александр Невский своего четвертого сына назвал очень редким для русской княжеской фамилии именем Даниил в честь святого Даниила Столпника. Словно предвидел святой князь, что самому младшему его сыну будет уготована особая роль. И, действительно, на долю князя Даниила Московского выпало совершить немало Божиих и праведных дел: приходилось ему и братьев-князей мирить, и Московское княжество взращивать, и стать родоначальником московской ветви Рюриковичей, и даже построить в честь своего небесного покровителя Даниила Столпника первый и самый знаменитый московский монастырь.

Даниил Столпник.
Фреска Феофана Грека

Да и самому преподобному Даниилу Столпнику Господь уготовил особенный путь, особые испытания для укрепления веры, так что сам святой в каждом своем шаге руководствовался словами: «Бог мой судья».

Фактически единственным источником информации о нем является знаменитое «Житие преподобного Даниила Столпника», опубликованное  отцом Ипполитом Делэ, бельгийским иезуитом и специалистом по церковной истории и агиографии. В нем, в частности, рассказывается о том, что родители будущего святого Илия и Марфа долгое время оставались бездетными, но Марфа постоянно обращалась с молитвами к Господу. Она просила подарить ей ребенка, обещая отдать его на служение Богу. И Господь услышал ее молитвы – в 409 году у Илии и Марфы родился сын.

К слову сказать, Илия и Марфа жили в небольшом селении, которое называлось Марута, близ города Самосат  в верхней части реки Евфрат в Месопотамии. В наши дни это территория Турции, правда, сами земли, где находились древние поселения, увидеть воочию уже не удастся – они находятся под водой, которая накрыла их во время строительства дамбы имени Ататюрка.

До пяти лет родители не давали мальчику никакого имени: они считали, что раз ребенок явился подарком от Бога, то и имя ему должен дать Господь. Вот почему, когда мальчику исполнилось пять лет, родители привели его в монастырь, который находился в 15-ти километрах от Маруты. А дальше произошла сцена, которую я описал в самом начале. Когда игумен нарек мальчика именем Даниил, Марфа призналась, что пообещала отдать сына на служение Господу, и попросила настоятеля принять отрока в монастырь. «Мал он еще – пусть подрастет», – сурово ответил игумен.

…Минуло семь лет, и вот, когда Даниилу исполнилось 12 лет, он тайком от родителей сбежал из отчего дома и пришел в тот самый монастырь, где получил свое имя, и вновь обратился к тому же самому игумену с просьбой принять его послушником в обитель. На этот раз игумен не отказал.

Родители, не найдя Даниила, отправились на его поиски и обнаружили его в святой обители. А найдя его там, сильно обрадовались. Илия и Марфа даже стали просить игумена поскорее постричь Даниила в иноки. Настоятель ответил теми же словами, что и семь лет назад: «Мал он еще – пусть подрастет». Правда, со временем, увидев возраставшую духовность Даниила и его готовность к монашеской жизни, настоятель совершил над ним монашеский постриг и принял юношу в монастырскую братию.

…Каждому человеку выпадают в жизни судьбоносные встречи. Сам человек нередко считает, что такая встреча – случайность, хотя на самом деле этой встречей Господь пытается человека направить по определенному пути, подсказывает ему дорогу. Другое дело, что человек может выбрать, а может и не выбрать предлагаемый путь, но возможность этого пути Господь ему дает.

Вот и в жизни Даниила случилась особая встреча. Однажды настоятелю монастыря, где подвизался Даниил, пришлось отправиться в Антиохию на Собор, который созывал Антиохийский Патриарх. Игумен взял с собой нескольких монахов, в том числе и Даниила, который к тому моменту практически стал правой рукой настоятеля. На обратном пути они посетили Теланисский монастырь (сегодня это место называется Дейр Семаан), где на высоком холме находился столп, на котором в молитвах и проповедях к паломникам пребывал святой аскет Симеон Столпник.

Преподобный Даниил поднялся на столп и получил от святого Симеона благословение. В душе он поразился духовному подвигу Симеона Столпника и захотел таким же образом служить Господу.

Но любой мечте требуется время для созревания.

…Тридцать лет прожил в монастыре Даниил, он очень вырос духовно и за свое благочестие пользовался большим уважением у монашеской братии. Когда старый игумен умер, именно Даниила все монахи видели новым настоятелем монастыря, но неожиданно для всех в возрасте 42 лет он оставляет святую монашескую обитель и отправляется в дорогу. Он чувствует, что пришло ему время как-то иначе послужить Богу.

Даниил принимает решение идти в Иерусалим, но по дороге он вновь посещает святого Симеона Столпника. На протяжении двух недель он живет рядом с его столпом и ведет со своим духовным учителем беседы. Как свидетельствует житие Даниила Столпника, однажды во время этих бесед святой Симеон сказал ему: «Мужайся, чадо, и да укрепится сердце твое, ибо тебе предстоит подъять на себя ради Христа труднопереносимые подвиги. Но сам же Христос будет для тебя во всем помощником – Он укрепит и утешит твой дух». Этими словами святой Симеон Столпник предсказал Даниилу, что впереди его тоже ожидает суровый подвиг столпничества.

Святой Симеон Столпник

Но, видно, время этого подвига еще не пришло. Пообщавшись со святым Симеоном, Даниил решает идти дальше в Иерусалим, но в пути ему является старик, внешне очень похожий на святого Симеона Столпника. Старик уговаривает Даниила изменить направление и идти не в Палестину, а в Константинополь. Дав этот совет, старец исчез.

Пораженный этим видением и столь же внезапным исчезновением старца, Даниил отправляется в Константинополь, где находит пристанище в заброшенном святилище – церкви святого Архистратига Божия Михаила в селении Анапле.

Заброшенной эта церковь оказалась потому, что, как рассказали Даниилу местные жители, святилище захватили бесы, с которыми никто не мог совладать. Вспомнив слова Христа об изгнании бесов, что «сей же род изгоняется только молитвою и постом» (Мф. 17, 21), Даниил решил превратить церковь в святой затвор: он наглухо закрыл все двери и окна, оставив свободным лишь маленькое оконце, и стал там жить в строгом посте и постоянной молитве.

Бесы сильно искушали Даниила, пытались его запугать, угрожали смертью и всяческими кознями, но святой не обращал на них внимания, а лишь непрестанно молился. И вскоре бесы оставили эту церковь, вылетев в маленькое оконце в виде стаи летучих мышей.

Слух об изгнании бесов быстро распространился по окрестностям, и к церкви Архистратига Божия Михаила к преподобному Даниилу устремились люди: кто за советом, кто за утешением, кто за молитвой. Даже Патриарх Константинопольский  Анатолий решил познакомиться со святым, который изгнал бесов из святой обители. Он пригласил его в гости, а после долго уговаривал остаться жить в городском монастыре, но Даниил отказался и вернулся в свой святой затвор, где прожил еще долгие девять лет.

Так бы, наверное, они жил там святым затворником, но в 459 году Даниилу было видение: он увидел во сне святого Симеона Столпника, который звал его к себе на столп, и двух мужей в белоснежных одеждах, которые за руки поднимали его вверх.

А через несколько дней после этого видения в дверь церкви Архистратига Божия Михаила постучал некий монах Сергий. Он рассказал Даниилу, что некоторое время назад святой Симеон Столпник, действительно, скончался. Монах Сергий держал путь к императору Льву I, спеша рассказать о смерти преподобного Симеона и передать императору куколь святого.

Но, побеседовав с затворником Даниилом, монах Сергий понял, что совсем не случайно Господь привел его в эти места. В результате Сергий передал куколь святого Симеона Столпника Даниилу и стал одним из ближайших его учеников. Когда преподобный Даниил собрался возводить для себя столп, именно монаху Сергию было дано знамение о том, в каком месте надо его сооружать.

Первый столп высотой в два человеческих роста ученик преподобного Даниила по имени Марк воздвиг к северу от Константинополя на земле некоего Гелания. В 461 году Даниил поднялся на столп и принял на себя новый духовный подвиг.

…Мне думается, что не только обычные верующие, но и многие из монашествующих не в силах в полной мере постичь такое загадочное явление, как столпничество. Немногим по силам этот немыслимый духовный и физический подвиг. В истории христианства известно, наверное, лишь два-три десятка имен отшельников, которые выбирали столпничество, и почти все эти отшельники принадлежали Восточной христианской Церкви. Из западных столпников до нас дошло лишь имя одного человека – Вульфилаиха Трирского, который в этом подвиге подвизался в суровых условиях Арденнских гор.

Основателем подвига стояния на столпе считают монаха Симеона Столпника. Помимо преподобного Даниила Столпника, известны и другие великие отшельники: преподобный Симеон Дивногорец, преподобный Феодосий Едесский, преподобный Лука Новый Столпник, преподобный Лазарь Галисийский из Эфеса, преподобный Никита Переяславский, преподобный Савва Вишерский, преподобный Кирилл Туровский. Подражая подвигу святого Симеона Столпника, преподобный Серафим Саровский в молитве к Богу 1000 дней простоял на камне…

По сути своей столпничество – это добровольный подвиг мученичества, который возник, как считают богословы, в то время, когда закончилось преследование христиан римскими властями, когда христианских мучеников перестали четвертовать, сжигать, бросать на съедение зверям… Вот тогда столпники своим примером продолжили сокрушать язычников и показывать всем силу учения Христа.

Известно, что столпы делались разного вида и высоты. Как правило, это была столпообразная башня с узким балкончиком на самом верху. Балкончик закрывался деревянной решеткой таким образом, что были видны лишь плечи и голова подвижника. Подняться на верхний балкончик можно было только посредством лестницы, которую спускал сверху сам отшельник или которую приносили с собой его ученики. Нередко над балкончиком воздвигали навес, который защищал от зноя, дождя и снега… Но этот навес делали далеко не всегда. Так, скажем, на столпе преподобного Даниила поначалу навеса не было. Но однажды после сильной бури ученики обнаружили, что святой практически покрылся ледяной коркой. Узнав об этом, император Лев I повелел построить над башней железный навес.

Для отшельника столп по сути своей был своего рода крест. Находясь на столпе, стоя зачастую на очень маленькой и узенькой площадке, добровольный мученик как бы вслед за Христом распинал себя, предавая тело физическим страданиям и внутренне отдавая себя Господу и молитве.

С другой стороны, столп представлял собой своего рода лестницу, которая вела преподобного отшельника на небо. У многих столпников на протяжении их жизни было несколько столпов.  К примеру, как указывают богословы и исследователи явления столпничества, первый столп преподобного Симеона Столпника, на котором он простоял 4 года, был высотой в 6 локтей (примерно 45 см. – Ред.), второй – 12 локтей, третий – 22 локтя и наконец четвертый столп, на котором преподобный Симеон пребывал 20 лет, был высотой в 40 локтей (то есть почти 18 метров. – Ред.). И святой Даниил Столпник на протяжении 30 лет сменил несколько столпов, и каждый следующий был выше предыдущего.

Помимо невероятного по силе духовного подвига, столп являл собой определенную форму миссионерства. К святым столпникам отовсюду стекались верующие; нередко возле столпа сооружались монастыри и часовни, создавались общины. Отшельники-столпники, демонстрируя силу христианской веры в противовес язычеству, с высоты столпа с проповедью обращались к людям, обличая человеческие грехи и призывая к покаянию и вере.

Многим монахам-столпникам Господь за их веру и силу духа давал дар чудотворения и  прозорливости, поэтому они совершали чудеса, исцеляли от болезней, изгоняли бесов из людей и предсказывали будущее… И совершали всё это, не сходя со своего добровольного мученического столпа-«креста».

…Более 30 лет провел преподобный Даниил на столпе (по одним данным, 32 года, по другим – 33). За это время много чудес совершил святой: исцелял от болезней, изгонял бесов, лечил прокаженных и увечных: он вылечил от тяжелой болезни сына префекта Константинополя Кира, исцелил от бесплодия жену императора Феодосия Младшего Евдокию. Императоры – и ЛевI, и Зинон – часто обращались к преподобному Даниилу Столпнику за советом и поддержкой. Скажем, тот же император Лев I, после того как по молитвам преподобного Даниила у императорской супруги Верины родился сын, строит для святого новый двойной столп и просит Патриарха Геннадия возвести монаха Даниила в пресвитеры. 

Лишь единожды святой Даниил сошел со своего добровольного «креста». Это случилось, когда в государстве началась большая смута из-за того, что к власти рвался узурпатор-монофизит Василиск. По просьбе тогдашнего Патриарха Акакия Даниил Столпник сошел со столпа, чтобы отправиться через весь город во дворец, где находился Василиск, и заставить его прилюдно отречься от ереси.

За годы, проведенные на столпе, ноги Даниила покрылись страшными язвами и ранами, и он не мог идти самостоятельно. На всем пути ко дворцу столпника на руках несли его ученики и благочестивые верующие. Во время вынужденных остановок Даниил Столпник совершал исцеления и проповедовал сотням людей, которые следовали по пятам за процессией. Он предсказал людям, что узурпатор Василиск утратит свою власть и что на императорский трон взойдет Зинон, а после его смерти императором станет праведный правитель Анастасий I.

Предвидел преподобный Даниил Столпник и срок собственной кончины. Понимая, как трудно будет его ученикам спустить вниз его тело, он поручил организацию своих похорон знатной и богатой женщине, которую за несколько лет до того излечил от бесплодия. Эта женщина заказала для святого каменный гроб и приказала изготовить вкруг внешней стороны столпа винтовую лестницу, по которой можно было спустить святого отшельника. От каменного гроба, правда, святой Даниил отказался, прося похоронить его в земле с мощами других древних святых.

За 7 дней до кончины преподобный Даниил Столпник произнес свою последнюю проповедь. А после отошел с миром. Его тело осторожно спускали вниз, завернув в плащ и привязав к деревянному щиту. Проститься со святым пришли Патриарх Евфимий I, императорские чиновники, клир и тысячи простых верующих. Интересно, что при спуске тела священниками и Патриархом по винтовой лестнице произошли большая теснота и давка, но никто не пострадал.

Так, в 493 году в возрасте 84 лет отошел ко Господу преподобный Даниил Столпник – сирийско-византийский святой, избравший для себя в качестве духовного подвига тяжелую аскезу столпничества и показавший тем самым силу христианской веры в Бога.

Как и просил святой Даниил, его тело было положено вместе с мощами трех святых отроков: Анании, Азарии и Мисаила. Погребение святого совершил сам Патриарх Евфимий. В настоящее время часть мощей преподобного Даниила Столпника находится в Греции: череп – в Большом Метеорском монастыре (Метеоры), малые частицы – в Великой Лавре на Афоне и монастыре Агия-Лавра близ Калавриты. Где находились его знаменитые столпы, доподлинно неизвестно.

Петр Селинов

РУКА ДАЮЩЕГО НЕ ОСКУДЕВАЕТ!


 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить