День святой Варвары
Николай Головкин
17 декабря – день памяти великомученицы Варвары и мученицы Иулиании, престольный праздник старинного московского храма Варвары Великомученицы на Варварке.
Святая Варвара, икона которой находится почти в каждом православном храме России, одна из самых почитаемых и любимых святых в нашей стране. Кстати, и само это имя в минувшие века было очень распространенным в России. Может, поэтому очень многие, кто не знаком с ее житием, считают святую Варвару русской.
В VI веке мощи святой великомученицы Варвары были перенесены в Константинополь, а в послемонгольский период – в Киев, в Михайловский Златоверхий мужской монастырь. С тех пор святая уже несколько веков почитается на Руси, подавая пример истинной веры и любви к Богу.
Во имя нее построены храмы. Во многих храмах и монастырях есть ее иконы. Замечено, что эпидемии чумы, которые нередко случались в России, всегда обходили стороной те храмы, в которых находились ее мощи.
В начале XVIII века киевским митрополитом Иоасафом (Кроковским) был составлен акафист святой великомученице .
Святая помогает всем, кто с верой обращается к ней. Особенную помощь оказывает она тем, кто просит избавить от внезапной смерти и боится уйти из земной жизни без покаяния.
Православные христиане в молитвах обращаются к святой Варваре, чтобы она отвела беду. Во время грозы верующие также обращаются к этой святой.
…Святая Варвара, которая ныне почитается Православной, Католической, Коптской, Армянской и Англиканской Церквями как великомученица, была подвержена мучительным страданиям в 306 году, во времена правления императора Максимиана. В то время Церковь подвергалась гонениям и было много мучеников и мучениц, пострадавших от Римской империи. Что же мы знаем о земной жизни святой Варвары?
* * *
Святая великомученица Варвара родилась в городе Илиополе Финикийском (нынешней Сирии) при императоре Максимине (305–311) в знатной языческой семье.
Отец святой Варвары Диоскор (Диоскур), рано лишившись супруги, был страстно привязан к своей единственной дочери. Чтобы уберечь ее от посторонних взоров и вместе с тем лишить общения с христианами, он построил для девочки специальный замок, откуда она выходила только с разрешения отца. Святая Варвара жила там под присмотром прислуги и учителей-язычников, не способных поведать ей о Всевышнем (кондак 2).
В свободные от занятий минуты, созерцая с высоты башни красоту Божиего мира, святая Варвара смотрела на природное великолепие, открывавшееся из окна. Она поражалась красотам внешнего мира. Всё чаще святая Варвара испытывала желание узнать истинного Творца мира.
Когда приставленные к ней учителя-язычники говорили, что мир создан богами, которых почитает ее отец, то святая Варвара мысленно говорила: «Боги, которых почитает мой отец, сделаны руками человеческими. Как эти боги могли создать такое пресветлое небо и такую красоту земную? Един должен быть такой Бог, Которого создала не рука человеческая, но Сам Он, имеющий собственное бытие».
Так святая Варвара училась от творений видимого мира познавать Творца, и на ней сбывались слова пророка: «Поучихся во всех делех твоих, в творении руку твоею поучахся» (Пс. 142, 5) (икос 2).
* * *
Святая Варвара выросла и превратилась в настоящую красавицу. Далеко разошлась молва о красоте девушки. Многие юноши из знатных семей приезжали к отцу Варвары просить ее руки. Диоскор, давно мечтавший о замужестве святой Варвары, решил завести с ней разговор о браке, но, к своему огорчению, услышал от нее решительный отказ исполнить его волю. Святая Варвара была непреклонна. Диоскор приписал подобное решение молодости и своенравному характеру дочери.
Отец решил, что со временем настроение дочери изменится и у нее появится склонность к замужеству. Диоскор подумал, что дочь дичится молодых парней из-за длительного заточения. Он позволил дочери покидать замок, когда ей будет угодно, надеясь, что в общении с подругами она увидит другое отношение к замужеству. Это было как раз то, чего так желала святая Варвара. Она стала часто бывать в городе.
* * *
Однажды, когда Диоскор находился в длительном путешествии, святая Варвара, прогуливаясь по улицам города, встретила девушек, своих ровесниц. Все они были христианками. Они рассказали святой Варваре о Триедином Боге, неизреченном Божестве Иисуса Христа, Его воплощении от Пречистой Девы и Его вольном страдании и Воскресении, своей вере во Христа и о том, как она им помогает в жизни.
По Промыслу Божиему в то время в Илиополе проездом из Александрии находился священник, принявший вид купца.
Узнав о нем, святая Варвара пригласила пресвитера к себе и просила совершить над ней таинство Крещения.
Священник изложил ей основы святой веры и затем крестил во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.
Просвещенная благодатью Крещения, святая Варвара еще с большей любовью обратилась к Богу. Она дала обет посвятить Ему всю свою жизнь.
* * *
Во время отсутствия Диоскора при его доме велось строительство каменной башни, где рабочие по приказанию хозяина намеревались соорудить два окна с южной стороны. Но святая Варвара, зайдя однажды посмотреть строительство, упросила их сделать третье окно во образ Троичного Света (икос 3).
Когда же вернулся отец, то он потребовал у дочери отчета о сделанном.
«Три лучше чем два, – говорила святая Варвара, – ибо у неприступного неизреченного Света Троичного Три Окна (Ипостаси, или Лица)».
Услышав от святой Варвары христианские вероучительные наставления, Диоскор, «родом и зловерием эллин», был разгневан поступком дочери, но и поражен ее твердой верой во Христа.
Диоскор был до такой степени ослеплен языческим фанатизмом, что он заглушил в нем все отцовские чувства. Он бросился на дочь с обнаженным мечом, но святая Варвара успела выбежать из дома (икос 4). Она укрылась в горной расселине, которая чудным образом расступилась перед ней.
* * *
К вечеру Диоскор по указанию одного пастуха всё же нашел святую Варвару и с побоями притащил мученицу в дом (икос 5). Наутро он отвел дочь к правителю города Мартиану и сказал: «Я отрекаюсь от нее, потому что она отвергает богов моих, и если не обратится к ним снова, то не будет мне дочерью. Мучай ее, державный правитель, как будет угодно твоей воле».
Долго уговаривал градоначальник Варвару не отступать от древних отеческих законов и не противиться воле отца. Но святая мудрою речью обличала заблуждения идолопоклонников и исповедала Иисуса Христа Богом. Тогда ее начали сильно бить воловьими жилами и после этого растирать глубокие раны жесткой власяницей.
В конце дня Варвару отвели в темницу. Ночью, когда ее ум был занят молитвой, темницу озарил великий Свет. Сам Христос явился ей, исцелил от страшных ран и сказал: «Дерзай, невеста Моя, и не бойся, ибо Я с тобою. Я взираю на подвиг твой и облегчаю твои болезни. Претерпи до конца, чтобы вскоре насладиться вечными благами в Царстве Моем».
Утром все были удивлены, увидев святую Варвару, – на ее теле не осталось никаких следов недавних истязаний (икос 6).
Видя такое чудо, одна христианка по имени Иулиания открыто исповедала свою веру и объявила желание пострадать за Христа (кондак 8).
Обеих мучениц начали водить обнаженными по городу, а затем повесили на дереве и долго пытали (кондак 9). Их тела терзали крючьями, жгли свечами, били по голове молотком (икос 7). От таких пыток невозможно было остаться человеку живым, если бы мучениц не укрепляла сила Божия.
Оставаясь верными Христу, по приказанию правителя мученицы были обезглавлены. Святую Варвару казнил сам Диоскор (икос 10). Но безжалостного отца вскоре поразила молния, превратив его тело в пепел.
После казни святой Варвары из ее тела потекли кровь и молоко. Это стало знаком того, что святость человека превосходит все жизненные события.
* * *
«На Варварском крестце, на Варваре-горе, на Варьской, потом Варварской улице, – церковь святой великомученицы Варвары, каменная…»
Храм святой великомученицы Варвары на Варварке вблизи Васильевского спуска – одна из древнейших православных церквей Москвы – был издавна особо почитаем москвичами и приезжим людом и считался одним из лучших в Китай-городе и по своей архитектуре, и по благоговейному отношению к нему верующих.
Церковь cвятой Варвары, предположительно, существовала еще в XIV веке, но располагалась немного южнее современного здания. Любопытно, что именно по церкви улица Варварка получила свое имя.
Место для размещения церкви было выбрано неслучайно: святая Варвара почиталась как покровительница торговли, а Китай-город в те годы был центром деловой активности Москвы. Здесь были многочисленные торговые ряды.
Первое каменное здание храма было построено при Василии Иоанновиче III в 1514 году по проекту итальянского зодчего Алевиза Фрязина (Нового), создавшего в Кремле Архангельский собор.
Храм возводился на средства – «иждевением» – известных в то время богатых приезжих гостей: Василия Бобра с братьями его Феодором Вепрем и Юшкою Урвихвостом. Вот как сообщает об этом летопись: «Да того же лета поставиша церковь кирпичную Варвару святую великомученицу Василий Бобр с братиею своею с Вепрем да с Юшком. А всем тем церквам был мастер Алевиз Фрязин…».
Внешний облик нового храма был довольно торжественным: в плане он имел форму восьмилистника, увенчанного одной большой главой.
В храме на Варварке могли поклониться частицам мощей великомученицы Варвары (три части из перстов). А в 1555 году, во времена Ивана Грозного, образ святой Варвары в храме прославился чудотворной силой и чудесами.
* * *
В 1731 году церковь была «обновлена» по указанию императрицы Анны Иоанновны. Богато украшенная, удобно расположенная, она стала одной из самых почитаемых в Москве.
В эти годы в храме служили и исправно вносили в казну «по окладу дани» священники Кирилл, Лука, Иван, Тихон и другие.
В праздничные дни и в дни храмового праздника служили праздничные молебны с водосвятием. Вода затем доставлялась в Патриаршие покои. Вот запись из книги Казенного Патриаршего Приказа: «145 и 151 гг. декабря 9, церкви св. мученицы Варвары, что в Китае у Гостиного двора, попу Тихону на молебен 3 алт. 2 ден., приходил к св. Патриарху с святою водою декабря в 4 день…».
Пожар 1737 года нанес значительный ущерб церкви. Священник Степан Кузмин и прихожане храма в прошении, поданном в Синодальный Казенный Приказ, писали: «Прошедшаго мая 29 дня сего 1737 года означенная Варварская церковь и в ней святые иконы, иконостас и всякая церковная утварь без остатка волею Божиею сгорела, а без указу оной церкви строить не смеем, и чтоб указом повелено было означенную церковь построить и о освящении оной дать указ и антиминс выдать».
Прошение было удовлетворено, и два указа послужили делу восстановления храма: «Священнику Варварской церкви Степану Кузмину с прихожанами в оной церкви погорелое построить вновь и устроя, убрать священными иконами». – «Протопопу Успенского собора Никифору Ивановичу освятить оную церковь по новоисправленному требнику».
Колокольня еще в 1757 году по заявлению архитектора Яковлева была разобрана, так как дала значительный крен и была близка к падению. В XIX веке колокольня была выстроена вновь.
* * *
В конце XVIII века власти сочли, что старая церковь не соответствует великолепию Китай-города. К этому времени были отстроены Английский двор, Гостиный двор, появились благоустроенные крытые торговые ряды.
Церковь была разобрана. На ее месте в 1796–1804 годах по благословению митрополита Платона (Левшина) по проекту архитектора Родиона Казакова (это однофамилец и ученик прославленного Матвея Казакова!) было возведено новое здание, которое дошло до наших дней с незначительными перестройками.
Заказчиками нового храма во имя великомученицы Варвары были майор артиллерии Иван Барышников и московский купец первой гильдии, владелец крупного колокололитейного завода Н.А. Самгин (1750–1838). По Промыслу Божиему их тяжелобольные жены чудесно исцелились от мощей святой Варвары.
Однокупольный храм был выполнен в стиле классицизма. В плане он имеет форму креста, северную и южную стороны которого украшают торжественные четырехколонные портики, а с запада к нему примыкает трехъярусная колокольня.
Здание увенчано мощным куполом с небольшой позолоченной главкой, его фасады украшают характерные для классицизма декоративные элементы, а также фасадная роспись (на стенах и барабане главы) и иконы. Интерьер храма был обновлен: вызолочен иконостас, одеты в ризы иконы.
В начале XIX века в церкви сначала пресвитером, а затем протоиереем состоит писатель Иоанн Кандорский.
* * *
Во время Отечественной войны 1812 года богатейшая ризница церкви была разграблена, сняты оклады и ризы с икон. Но сам храм, несмотря на то, что находился в самом центре военных событий, уцелел; сохранился иконостас, некоторые иконы.
После освящения богослужения в храме продолжались. Служили в этот период в церкви протоиерей и благочинный Иван Кандорский, «на дьячковскую вакансию» был назначен Александр Розанов, а также пономарь Иван Федоров.
После очередного пожара в 1820-х здание было полностью восстановлено.
* * *
После революции приход был снят с юридической регистрации, а храм закрыт для богослужений и передан в народное хозяйство в 1920 году.
Здание уцелело, но были снесены глава и верхний ярус колокольни. Внутренние помещения переоборудовали: в них разместился склад, а также конторы Совета Московского отделения Всесоюзного общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК).
К счастью, при благоустройстве территории вокруг новой гостиницы «Россия», которую построили на территории Зарядья в 1960-х, церковь решили отреставрировать, и в 1965–1967 годах здание было восстановлено под руководством архитектора Георгия Макарова. Строители восстановили колокольню и главу храма, и он приобрел свой прежний вид.
С 1933 года улица Варварка носила имя Степана Разина. В июне 1671 года именно этой дорогой предводителя повстанцев везли на казнь к Лобному месту на Васильевском спуске. В 1993 году улица снова стала называться Варваркой.
* * *
В 1991 году было учреждено Патриаршее подворье храмов в Зарядье. В 1995 году подворью было передано бывшее здание храма.
Главная святыня – икона великомученицы Варвары с мощами.
В храме ежедневно проводятся богослужения: Литургия с 09.00, вечерня с 17.00. Молебны с чтением акафиста святой Варваре – по пятницам, начало в 17.00.
В 2007 году во время археологических раскопок под храмом был обнаружен фундамент алевизовской церкви XVI века.
По проекту реставрации 2014–2015 годов восстановлен облик храма, сложившегося к 1880-м годам. На основании архивных фотографий 1882 и 1931 годов были воссозданы завершение колокольни и кресты.
Привлекает внимание массивный и высокий белокаменный цоколь, на который поставлено здание храма – из-за перепада высот с Варварки его не видно (а со стороны нынешнего парка «Зарядье» он занимает уже целый этаж!).
Храм святой Варвары Великомученицы – объект культурного наследия федерального значения, важный объект среди достопримечательностей Москвы. Его фотографии есть в путеводителях, архитектурных справочниках, исторических журналах, часто можно увидеть в блогах путешественников и тех, кто увлекается историей России и историей Русской Православной Церкви.
РУКА ДАЮЩЕГО НЕ ОСКУДЕВАЕТ!