Никон Радонежский, верный ученик преподобного Сергия

30 ноября (по новому стилю) Русская Православная Церковь отмечает день памяти преподобного Никона Радонежского, верного и близкого ученика преподобного Сергия Радонежского, второго игумена Троицкого монастыря. «Прихожанин» решил напомнить читателям некоторые моменты его жития.

Легко ли идти по стопам великого человека по проложенной им дороге? Наверное, легко, но зачастую немного и обидно. Любой ученый, конструктор или изобретатель, актер или музыкант хотел бы быть первым в своей области, а не считаться просто учеником и последователем кого-то из великих. Это касается самых разных сторон жизни, кроме, наверное, монашеской. Потому что в монашеском служении, движении к Богу не может быть ни первых, ни вторых – у каждого свой крест, свой путь, свои духовные подъемы и падения, испытания и подвиги.

О преподобном Никоне Радонежском обычно говорят «верный ученик», «последователь», «продолжатель монашеских традиций», но интересно, что у него всегда была сокровенная мечта стать верным учеником и последователем Игумена земли Русской преподобного Сергия, и Господь позволил Никону сделать эту мечту явью.

Теми весьма небольшими сведениями о жизни и духовных подвигах преподобного Никона Радонежского мы обязаны знаменитому агиографу Пахомию Сербу (Лагофету), автору многочисленных житий и служб русским святым, который и составил «Житие и подвиги… игумена Никона» – произведение, которое на протяжении столетий не раз переписывалось, а позже неоднократно перепечатывалось.

О детстве Никона мы почти совсем ничего не знаем. Известно только, что он родился в 1352 году в маленьком городке, который назывался Юрьев-Польский. Это был даже не город, а просто большая крепость, или, как тогда говорили, деревянный детинец, площадью 7 га, основанный князем Юрием Долгоруким в очень удобном в стратегическом плане месте – у слияния двух рек Колокши и Гзы и на перепутье трех дорог: на Владимир, Переславль-Залесский и Москву. За 10 лет до рождения Никона Юрьев-Польский вошел в состав Московского княжества.

Известно, что в Юрьеве-Польском находился знаменитый в тех местах белокаменный Георгиевский собор, построенный Владимирским князем Святославом, сыном князя Всеволода Большое Гнездо, который возвел его еще до татаро-монгольского нашествия.

Возможно, благодаря тому, что маленький Никон рос по соседству с Георгиевским собором, или потому, что он рано выучился читать и еще в юные годы прочитал многие священные тексты, или потому, что так определил Господь, но Никон очень рано принял для себя решение оставить мирскую жизнь и уйти в монастырь. Узнав о преподобном Сергие и основанном им в глухих лесах на холме Маковец особножительном монастыре, слух о котором очень быстро разлетелся по земле Русской и достиг Юрьева-Польского, юноша принял решение отправиться к преподобному, чтобы просить его принять в монашескую братию.

Смирение и упорство

Икона преподобного Сергия Радонежского

Но Игумен земли Русской и всея России чудотворец поначалу настороженно встретил Никона и не позволил тому остаться в обители. Желая проверить, сможет ли Никон с честью вынести все иноческие испытания и будет ли готов к духовным подвигам, Сергий направил юношу к своему ученику игумену Серпуховского Высоцкого монастыря Афанасию. «Иди, – сказал преподобный Сергий, – чадо, ни в чем не сомневаясь в сердце своем; если даст Бог, там возложение ангельского образа примешь».

Надо отметить две особенные черты в характере будущего второго игумена Свято-Троицкой обители – смирение и упорство. Никон, которому на тот момент исполнилось 22 года, со смирением в душе принял отказ преподобного Сергия, но духом не пал, от своей мечты не отказался. Решил, что раз необходимо пройти ему иноческое служение в другой обители, то пусть так и будет. И отправился в путь.

Высоцкий монастырь, который входит в число девяти обителей, основанных преподобным Сергием Радонежским, был построен в 1374 году. В тот год Серпуховской князь Владимир Андреевич Храбрый, внук великого князя Московского Ивана Калиты, обратился к преподобному Сергию за благословением и с просьбой выбрать место и помочь основать будущую обитель. Сергий вместе со своим учеником Афанасием пешком пришел из Троицой обители в Серпухов, выбрал место для монастыря и, когда оно было расчищено от вековых деревьев, совершил на нем святую молитву. По просьбе князя Владимира основатель Свято-Троицкой обители оставил здесь своего ученика Афанасия, который ревностно принялся за строительство обители. К этому-то старцу и отправился молодой Никон.

Икона преподобного Сергия Радонежского

Но и Афанасий Высоцкий-старший (позже в этом монастыре подвизался и Афанасий Высоцкий-младший, который стал вторым игуменом монастыря и ныне считается небесным покровителем Серпухова. – Ред.) на первых порах тоже отказался принять Никона. Юноше старец сказал, что иноческая жизнь, монашеская жизнь – это тяжкое испытание, когда человеку приходится питаться лишь хлебом и водой и «бодрствовать до полуночи, пребывая в молитвах и Божественных поучениях». «Многие приходили сюда, но, обленившись и не вытерпев труда постнического и воздержания, обращались в бегство, – сказал Афанасий Высоцкий юноше. – Говорю я тебе, что не сможешь, уйди отсюда».

Но тут проявилась другая особенность характера Никона – юноша отказался уходить и слезами и мольбами упросил старца Афанасия оставить его у себя и облечь в иноческий образ. Поразился Афанасий такому упорству, а возможно, почувствовал в юноше искреннюю веру и увидел немалую силу характера и принял Никона в число насельников своей обители.

«Хорошо, что ты пришел, чадо Никон»

Восемь лет провел Никон в стенах Высоцкого монастыря. Преподобный Афанасий Высоцкий наставлял молодого инока, как повествует «Житие и подвиги… игумена Никона», в служении Богу, учил его добродетелям, укреплял его разум и наполнял сердце верой и мужеством. В свою очередь, Никон усердно предавался молитвам, преуспевал в бодрствовании и добродетелях, «был нравом смирен и образом кроток и Божественным Писаниям трудолюбиво поучался, постигая их всем своим разумом».

А когда исполнилось Никону 30 лет и игумен Афанасий рукоположил его в иеромонахи, испросил он у него благословения вновь отправиться в Свято-Троицкую обитель, чтобы во второй раз просить преподобного Сергия принять его в насельники святой обители. И святой Афанасий отпустил юношу с миром.

На этот раз всё случилось иначе. Преподобный Сергий Радонежский посмотрел на Никона с радостью и сказал ему: «Хорошо, что пришел ты, чадо Никон!» Исполнилась долго лелеемая  мечта Никона – приняли его в Троицкую обитель.

На первых порах Игумен земли Русской поручил молодому человеку служить братии со всяческим усердием. А позже, видя, как Никон с радостью берется за любую работу, а свободное время посвящает молитве к Богу, преподобный Сергий очень порадовался за него и благословил Никона жить в своей келии.

Десять лет находился Никон под крылом преподобного Сергия, десять лет усердно учился он у Игумена земли Русской подвигу духовного восхождения к Богу, десять лет следовал он всем наставлениям своего учителя. В 1392 году преподобный Сергий почувствовал, что наступает его время отойти ко Господу. Созвал он всю монастырскую братию и объявил, что уходит в затвор, а все заботы о монашеской братии и руководство монастырем поручает своему самому верному ученику Никону.

25 сентября (по старому стилю) 1392 года преподобный Сергий Радонежский мирно почил. А вслед за ним в затвор на «священное безмолвие» ушел и Никон, поставив вместо себя игуменом Троицкой обители духовника троицкой братии преподобного Савву, будущего великого русского святого и подвижника Савву Сторожевского. Шесть лет верно и преданно управлял преподобный Савва Троицкой обителью, пока в 1398 году по просьбе Звенигородского князя Юрия Дмитриевича не перебрался в окрестности Звенигорода, где основал Саввино-Сторожевский монастырь.

Тогда братия Троицкого монастыря умолила преподобного Никона прервать свой затвор и вернуться к управлению монастырем. Управлял монастырем игумен Никон мудро, каждый день обходил все монастырские службы и трудился наравне с братией. 

Нашествие Едигея. Восстановление Троицкой обители

Прошло еще 10 лет спокойной монашеской жизни, и вдруг грянула беда. В 1408 году на Московское княжество двинул свое громадное войско властитель Золотой Орды Едигей. И хотя взять Москву ордынскому хану не удалось, но огнем и мечом прошел Едигей по городам Московского княжества, сжег, опустошил и разорил Серпухов, Переславль-Залесский, Юрьев-Польский, Дмитров, Клин, Коломну, Нижний Новгород…

Добрался хан Едигей и до святой Троицкой обители. Преподобный Никон вместе с братией успел уйти в леса, захватив с собой лишь святые книги и священные сосуды. А когда монахи вернулись, они не узнали родной обители: орда Едигея дотла сожгла святую обитель, родной дом преподобного Сергия Радонежского и всей монашеской братии.

Никон Радонежский, верный ученик преподобного Сергия

Другой бы на месте преподобного Никона пал духом, но тот, помолившись, взялся за дело – он решил отстроить монастырь еще лучше прежнего. С помощью монахов, иноков и жителей из близлежащих сел Никон Радонежский быстро восстанавливает деревянную церковь, монашеские келии и монастырские службы. А потом преподобный принимает решение построить большой каменный храм во имя Святой Живоначальной Троицы и украсить его небывалыми росписями и богатым убранством.

Часть братии, надо сказать, пыталась отговорить игумена от этой постройки, упирая на то, что монастырь после разрухи, учиненной ордой хана Едигея, пребывает в бедности. Но  преподобный Никон, отличительной чертой характера которого, как я уже упоминал, являлось упорство в достижении цели, не отступился. Внутренне он чувствовал поддержку Игумена земли Русской и считал, что преподобный Сергий Радонежский рад был бы увидеть обновленной свою святую обитель.

Как говорится в народной поговорке, не было счастья, да несчастье помогло. В результате того, что преподобный Никон Радонежский на старом пепелище начал строительство нового большого каменного храма во имя Святой Живоначальной Троицы, при его закладке 5 июля 1422 года были обретены мощи преподобного Сергия, что невероятно обрадовало всю монастырскую братию и укрепило преподобного Никона в правоте своего замысла.

Андрей Рублев и его икона Троица

К тому же для украшения нового каменного храма преподобный Никон пригласил двух самых именитых иконописцев того времени Андрея Рублева и Даниила Черного. И, как гласит церковное предание, именно во время росписи знаменитого Троицкого храма по специальному заказу преподобного Никона Радонежского Андрей Рублев написал «в похвалу Сергию Радонежскому» свою знаменитую на весь мир икону Святой Троицы.

* * *

Преподобный Никон Радонежский дождался завершения строительства, своими глазами увидел несравненную красоту новых росписей и отошел ко Господу 17/30 ноября (по старому / новому стилю). Официально годом его кончины считается 1426-й, хотя некоторые исторические источники упоминают год 1427-й, а в самом житии, написанном Пахомием Сербом (Логофетом), прямо указывается 1429-й год.

Но, наверное, не даты главное. Благословляя братию перед кончиной, преподобный Никон Радонежский произнес: «Отправляйся, душа моя, куда предназначено тебе; иди, радуясь, Христос зовет тебя!» – и с этими словами мирно почил. Погребли его рядом с ракой преподобного Сергия Радонежского. А в 1547 году митрополитом Макарием было установлено общецерковное почитание преподобного Никона Радонежского. Как молил Господа в душе молодой Никон, так и случилось: прошел он по стопам великого Игумена земли Русской, сумел стать верным и преданным учеником и последователем преподобного Сергия и достойно продолжил его христианские и монашеские традиции.

Петр Селинов

 

РУКА ДАЮЩЕГО НЕ ОСКУДЕВАЕТ!


 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить