Монастырь и миссионерское служение – есть ли противоречие?
Участники международной конференции «Миссия монастырей в современном мире: цели, задачи, принципы построения коммуникации»
Корреспонденты портала «Монастырский вестник» попросили участников международной конференции «Преемство монашеской традиции в современных монастырях. Миссия монастырей в современном мире: цели, задачи, принципы построения коммуникации», проходившей в Троице-Сергиевой лавре 24-25 сентября 2019 года, поделиться своими впечатлениями от форума и поразмышлять о том, мешает ли миссионерское служение монашеству?
Епископ Солнечногорский Алексий, наместник Данилова ставропигиального мужского монастыря Москвы:
— Преподобный Серафим Саровский говорит: «Радость моя! Стяжи дух мирен и рядом с тобой спасутся тысячи». Наверное, это и есть самое главное в миссионерстве. Миссия – это возвещение миру о Христе, это евангельская проповедь… Словами, богослужением, а, если говорить о монашествующих, то прежде всего своей жизнью, мы возвещаем человечеству Благую Весть.
Говорят, что монастырь – это рай на земле. Быть светильниками миру – вот главная миссия монахов. Монах должен являть собой ангельский образ. Это и есть его лучшая миссионерская проповедь. Если говорить о деятельности монастырской общины, то и священнослужение, и проповедь, которая является послушанием священноинока, и издательская деятельность – все это включает в себя миссионерство наших обителей.
Отвлекает ли монаха от духовной жизни внешняя деятельность?.. Если я сам расту, сам себя созидаю, то кто может отвлечь меня от Христа? Ну, а если что-то не отвлекает, но и не приближает монаха к Богу, тогда надо руководствоваться словами Апостола: Все мне позволительно, но не все полезно (1 Кор. 6, 12). Проповедь о Христе всегда уместна, если от этого не страдаешь ты сам.
Есть разные формы служения. В евангельской проповеди нуждаются и люди военные, и те, кто отбывает наказание в тюрьмах, и больные... В Даниловом ставропигиальном монастыре Москвы нашей проповедью является, прежде всего, богослужение. К нам приходят прихожане и паломники, чтобы помолиться Богу и Его Пречистой Матери у святынь обители, попросить молитв у братии, подать записки о себе и своих близких. Кроме того, у нас ведется большая и нужная работа в Патриаршем центре духовного развития детей и молодежи. Евангелие там возвещается языком, понятным для ребят. Детям и подросткам проповедуют подчас их же сверстники, облекая свою проповедь в разные формы. Когда дети и молодые люди имеют перед собой евангельский пример в повседневной жизни, когда они видят носителей духа, это вдохновляет их подражать увиденному.
На конференции мне очень понравился доклад игумена Исаакия (Иванова), наместника Иоанно-Богословского монастыря Рязанской митрополии, понравились приведенные им примеры из жизни братии его обители об исполнении послушаний и молитве. Понравилась и та искренность, с которой участники задавали насущные вопросы докладчикам и президиуму. Игумении спрашивали, насколько тактично и правильно забирать у послушницы паспорт, надо ли монахиням оформлять пенсию, если мы давали обеты о нестяжании? Ведь мы знаем монастыри, которые благословляют братию или сестер собирать милостыню, для того чтобы прожить на эти деньги. Насельники монастырей смиряются таким образом, взывая к миру о благотворительности. И это тоже образ спасения, как мне кажется.
Такие конференции нужны и важны для нас, так как помогают решать повседневные вопросы монашеской жизни в свете Евангелия и святоотеческого предания. Я думаю, что для всех нас важно и всех нас обязывает жить по-Божьему то, что мы нареклись иноками, а значит, должны быть иными. Мы нареклись монахами (от слова монос, один со Христом), и это объединяет нас и ведет ко Христу.
Игумен Сергий (Куксов), настоятель Вознесенской Давидовой пустыни Московской епархии:
— Миссионерская деятельность нашей обители обусловлена ее расположением. Недалеко от монастыря есть детский дом, детский сад, общеобразовательная школа и сельскохозяйственный техникум. Мы посещаем эти заведения, общаемся с людьми. Стараемся нести слово Божие понятным для них языком, но, не отходя от церковной традиции и не пользуясь современным сленгом. Мы стараемся делать это с любовью и добротой, чтобы дети не боялись встреч со священником и могли бы задавать ему вопросы, которые они очень часто не задают своим родителям.
Противоречия между монашеским призванием и миссионерской деятельностью могут возникать, когда у монахов не хватает физических и духовных сил для участия в каких-то мероприятиях. Ведь для миссионерского служения нужны силы. Если монастырь имеет возможности заниматься таким служением, то это, безусловно, необходимо. До революции миссионерство проявлялось в том, что монастырские гостиницы оказывали помощь нуждающимся. Сегодня мир диктует немного другие условия. Если человеку сложно совмещать монашеское делание с миссией, то нужно отдавать предпочтение изначально выбранному пути – монашеству.
Игумения Агния (Сударикова), настоятельница Свято-Троицкого Белопесоцкого женского монастырь города Ступино. Московская епархия:
— Миссионерская деятельность нашего монастыря заключается в том, что мы принимаем паломнические группы, проводим огласительные беседы перед таинствами Венчания и Крещения. Бывают и частные встречи с прихожанами, с детьми. Я считаю миссионерское служение послушанием, исполнение которого не мешает монашеской жизни, потому что таким образом мы проявляем любовь и заботу о людях. Внимание и забота о спасении душ – неотъемлемая часть монашества. Как сказал митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий: «Любой человек, приходящий в монастырь, должен уйти утешенным…» Поэтому наша задача – приложить к этому все усилия.
Иеромонахом Нектарий (Райкович). Монастырь святой Марии Магдалины в Трансильвании. Румыния:
— В нашем монастыре святой Марии Магдалины в Трансильвании мы ведем миссионерскую деятельность, прежде всего, с детьми и молодыми людьми. Миссионерским служением мы занимаемся как в монастыре, так и за его пределами. Я думаю, что миссионерская деятельность ничуть не мешает монашескому деланию. Это всегда было частью жизни православных монастырей. Верующие люди, приходя в монастырь, получают здесь очень большую духовную помощь. В частности, это помогает укреплению веры в молодых семьях.
В нашем монастыре 6 человек, они изучают богословие. Очень важно распределять обязанности между братиями, чтобы послушания в монастыре совмещались с его служением миру.
Источник: monasterium.ru
Фото: Владимир Ходаков