«… а Макарий – свят»
20 сентября Церковь празднует память великого Оптинского старца преподобного Макария (1788–1860), преемника и сотаинника преподобного Льва (Наголкина), наставника преподобных Иллариона (Пономарева), Анатолия (Зерцалова) и самого прославленного Оптинского старца Амвросия (Гренкова).
Выходец из благочестивой дворянской семьи иеромонах Макарий (в миру Михаил Николаевич Иванов) всегда был человеком скромным. В 1806 г. после смерти отца (мать умерла много раньше) на семейном совете (четыре брата и сестра жили очень дружно) было решено отдать родовое имение Щепятино в управление старшему брату, который в тот момент находился на статской службе. Михаил обрадовался этому как возможности пребывать в большем уединении и сосредоточенности. Но два года управления показали, что и в деревне не избежать мирской суеты.
6 октября 1810 года Михаил отправился на богомолье в Площанскую пустынь, но домой уже не вернулся. Он отправил родным письмо, где сообщал, что остается в монастыре.
В декабре 1810 года послушник Михаил был пострижен в рясофор с именем Мельхиседек. Первым его духовным руководителем был настоятель обители отец Иоаникий, который с вниманием и заботой отнесся к новоначальному иноку. В 1815 году уже новый настоятель отец Павел постриг его в мантию с наречением имени Макарий в честь преподобного Макария Великого. Вскоре отец Макарий был рукоположен во иеродиакона и назначен ризничим.
Старец Паисий (Величковский) |
В том же 1815 году в Площанскую пустынь поступил старец иеросхимонах Афанасий (Захаров), ученик старца Паисия (Величковского). Отец Макарий прожил под его руководством почти десять лет, восемь из которых был его келейником. У отца Афанасия были сделанные преподобным Паисием переводы древних творений святых отцов, а также труды самого старца Паисия. Это бесценное духовное сокровище было теперь доступно отцу Макарию.
В 1824 году отец Макарий ездил в Ростов поклониться мощам святителя Димитрия Ростовского и тогда впервые побывал в Оптиной пустыни. На следующий год скончался старец Афанасий, и отец Макарий остался без духовного руководителя. В 1827 году в возрасте сорока лет он был назначен духовником Севского Троицкого женского монастыря, что положило начало новому периоду его деятельности.
Оптинский старец Лев (Наголкин) |
В 1828 году из Александро-Свирского монастыря в Площанскую пустынь прибыл старец Лев (Наголкин). Он стал для отца Макария тем наставником, который превратил опытного духовника в старца и которому передал эстафету духовного служения. Отец Макарий полностью предал себя в послушание преподобному Льву. И, хотя последний вскоре перешел в Оптину пустынь, общение между ними продолжалось через переписку. Будучи одним из кандидатов на должность настоятеля иеромонах Макарий подал прошение на перевод в Оптину. Всей душой желая быть рядом со старцем Львом, в январе 1834 года он получил долгожданный указ о переводе.
Радушно встреченный настоятелем монастыря отцом Моисеем и скитоначальником Антонием, отец Макарий сразу вошел в число духовных наставников обители. Сложилась уникальная ситуация, когда у духовного и административного руководства Оптиной стали верные последователи преподобного Паисия (Величковского).
В 1836 году отец Макарий стал духовником монастыря, а после перевода в 1839 году отца Антония (Путилова) настоятелем Малоярославецкого монастыря – скитоначальником.
Старец Лев постепенно готовил отца Макария себе в преемники. Поскольку главной, но и самой трудной добродетелью является смирение, он не уставал воспитывать ее в своем ученике, всячески испытывал его терпение, подвергая нападкам, болезненным для человеческого самолюбия. Старец любил и очень ценил отца Макария. Однажды он так выразился о степени духовного совершенства оптинских подвижников: «Отец Моисей и отец Антоний — великие люди, а Макарий — свят». Вскоре помимо ведения переписки старец Лев стал доверять ему и окормление своих духовных чад, советовался в разрешении разных вопросов, а со временем без него не решал никаких затруднений. В 1841 году старец Лев отошел ко Господу, а отец Макарий занял его место, оставаясь также скитоначальником.
За годы пребывания старца Макария в должности скитоначальника Предтеченский скит значительно преобразился при содействии благотворителей — духовных чад старца. Теперь скит не только был обеспечен всем необходимым для жизни его насельников, но и поддерживал монастырь.
Самым главным деланием старца, которое он совершал почти без отдыха, было духовное окормление братии и посетителей, количество которых постоянно росло. Именно эта его деятельность и являлась главной причиной процветания скита и монастыря. Время, свободное от молитвы, богослужений, за исключением краткого отдыха, отец Макарий посвящал служению ближним. Не было случая, чтобы он отказал кому-нибудь в помощи. Бывало, что с неотложными вопросами к нему приходили даже ночью.
Старец Макарий отличался поразительной памятью, над которой были не властны годы. Стоило ему один раз пообщаться с человеком, — и он уже навсегда запоминал его. Старец обладал удивительным умением почувствовать человека, найти подход: кого нужно — утешить, кого-то приободрить, к другому проявить строгость. Он знал меру и возможности каждого. Если человек не слушал его совета, он говорил просто: «Делай, как хочешь». Давно знавшие старца понимали, что нет хуже этого ответа — он означал, что человек противился воле Божией, открываемой через святого.
Николай Васильевич Гоголь |
Среди знаменитых посетителей старца Макария был Николай Васильевич Гоголь. Отец Макарий много содействовал духовному перевороту, который созревал в душе писателя и в результате которого были созданы наиболее глубокие его произведения — «Письма о Божественной Литургии», «Выбранные места из переписки с друзьями». Общение Гоголя со старцем — не только важнейший факт его биографии, но и знак того поворота русской культуры в целом к православию и русским духовным традициям, который происходил в середине XIX столетия.
Но наиболее близкие и доверительные отношения у старца были с семейством Киреевских, родовое имение которых, село Долбино, находилось недалеко от Оптиной. Иван Васильевич Киреевский, замечательный русский философ и публицист в молодости был увлечен идеями немецкой философии, но под влиянием супруги Натальи Петровны (урожденной Арбеневой), которая была духовной дочерью старца Филарета из московского Новоспасского монастыря (того, что оказал влияние и на духовное становление братьев Путиловых), встал на путь отеческой веры. Киреевские часто бывали в Оптиной и хорошо знали оптинских старцев. Поэтому после смерти в 1842 году отца Филарета, они стали духовными детьми старца Макария. К слову сказать, старец Макарий хорошо знал отца Филарета, очень почитал его и имел в своей келье его портрет.
Иван Васильевич Киреевский |
Под руководством старца при горячем содействии Киреевских и высоком покровительстве митрополита Филарета (Дроздова) в Оптиной пустыни был начат грандиозный проект по изданию святоотеческих трудов на основе переводов, сделанных еще преподобным Паисием (Величковским). Уже в начале 1847 года вышла в свет книга под заглавием «Житие и писания молдавского старца Паисия Величковского». Всей работой руководил непосредственно сам отец Макарий, а помогали ему его ученики из скитской братии: будущий старец иеромонах Амвросий (Гренков), монахи Ювеналий (Половцев), Леонид (Кавелин) и Платон (Покровский, давний друг отца Амвросия).
Отец Макарий в этой работе забывал себя, часто жертвуя даже краткими минутами отдыха. Он прекрасно понимал, насколько ответственно начатое дело, ведь содержание рукописей относилось к устроению духовной жизни, спасению души. Необходимо было точно передать или прокомментировать каждый оттенок мысли, встречающиеся в писаниях великих подвижников. А для учеников старца это был драгоценный опыт.
Одна за другой в течение 1850-х годов выходили книги, содержащие творения святых отцов, — это было бесценное приношение Оптиной пустыни русскому боголюбивому читателю. Во многом по этой причине в 1857 году распоряжением митрополита Московского Филарета (Дроздова) был увеличен штат монастыря с целью пополнения числа насельников Предтеченского скита.
Летом 1860 года отец Макарий был еще бодр, даже предпринял поездку в Калужский Лаврентьев монастырь, но в конце августа он серьезно заболел. Старец начал прощаться с братией. У него побывал настоятель монастыря отец Моисей, выйдя от старца со слезами.
С середины сентября здоровье старца Макария стало ухудшаться с каждым днем. Прежде чем завершить свой земной путь и предстать пред Господом, старец Макарий принял великую схиму. Ещё за несколько недель он предсказал день и час своей кончины, после которой духовный факел из его рук принял другой подвижник веры и богомудрый наставник – Амвросий Оптинский. Кончина старца Макария была мирна и тиха, проста и вместе величественна.
В день кончины гроб с телом почившего был перенесен из скита в монастырь. Отпевание и погребение старца состоялись 10 сентября. Прощание длилось очень долго — каждому хотелось последний раз поклониться батюшке. Похоронили его напротив алтаря Никольского придела, неподалеку от могилы его наставника старца Льва. Преподобне отче Макарие, моли Бога о нас!
Подготовила Мария Мономенова