Успение Пресвятой Богородицы глазами великих художников Ренессанса
28 августа (по новому стилю) православные отмечают Успение Пресвятой Богородицы – великий, светлый и радостный праздник, который в народе часто называют «Богородичной Пасхой». Слово «успение» в названии праздника означает «погружение в сон». Матерь Божия не умирает, а через сон переходит в жизнь вечную, восходя на Небеса к Сыну Своему Спасителю мира Иисусу Христу.
В православной иконографии этому празднику посвящены тысячи икон, на которых мы видим Иисуса Христа, принимающего в Свои руки светлую душу Божией Матери, стоящих рядом апостолов и сонм Ангелов, спускающихся с небес, чтобы торжественно приветствовать переход Богородицы ко Господу. Эти иконы на протяжении веков создавали искусные и зачастую безымянные иконописцы.
На Западе была другая традиция – картины, посвященные Успению Богородицы, писали величайшие художники эпохи Возрождения, их творения находились в католических соборах, королевских покоях и знаменитых музеях. О некоторых из этих картин «Прихожанин» решил поведать своим читателям.
Но, прежде чем рассказывать о знаменитых шедеврах, напомним немного о самом событии Успения Богородицы, которое, как говорит предание, произошло, приблизительно, в 57 году от Рождества Христова. Надо сказать, что многие события из жизни Пресвятой Богородицы скрыты от верующих завесой тайны. В Священном Писании, во всех четырех Евангелиях и Деяниях апостолов ничего не рассказывается об Успении Божией Матери. Более того, как писал в свое время один из ранних отцов Церкви святой Епифаний Кипрский, «пусть исследуют Писания и не найдут сведений ни о смерти Марии, ни о том, умерла ли Она, ни о том, что не умерла, ни о том, погребена ли Она, ни о том, что не погребена».
Известно, что до IV века не было обнаружено никаких святоотеческих свидетельств о кончине Божией Матери. Позже появляются отдельные свидетельства, которые Церковь относит к апокрифическим источникам, которые были обнаружены в V–VI веках от Рождества Христова, были переведены на 70 языков и разошлись по всему миру. В православном богословии особым почетом пользуется знаменитое «Второе похвальное письмо на Успение Богоматери» преподобного Иоанна Дамаскина.
Мы помним из Священного Писания, что во время казни Иисус Христос, увидев стоявших подле креста Богородицу и Своего любимого ученика апостола Иоанна, обращаясь к Пречистой Своей Матери, сказал: «Жено! Вот сын Твой», – а Иоанну молвил: «Вот Матерь твоя» (Ин. 19, 25–27). Поэтому после распятия Христа Богородица поселилась в доме родителей Иоанна Богослова в Иерусалиме близ Елеонской горы. Когда начались гонения на христиан, Пресвятая Дева Мария вместе с Иоанном Богословом на несколько лет уехала в Эфес, где Иоанн проповедовал Слово Божие. Позже она побывала на Кипре у Лазаря Четверодневного и на Святом Афоне, а потом вернулась в Иерусалим.
Матерь Божия жила жизнью тихой и уединенной и постоянно ходила молиться ко Гробу Господню. И вот однажды предстал перед ней Архангел Гавриил и, вручая ей райскую ветвь, сказал: «Сын Твой и Бог наш с архангелами и ангелами, херувимами и серафимами, со всеми небесными духами и душами праведных приимет Тебя, Матерь Свою, в Небесное Царство, чтобы Ты жила и царствовала с Ним бесконечное время». Матерь Божия понял, что Ее земная жизнь подходит к концу. О появлении Архангела Гавриила и Его послании Она рассказала лишь одному из учеников Христа святому Иосифу Аримафейскому.
Но Богоматерь также обратилась с молитвой к Своему Сыну, чтобы привел к Ней перед Ее кончиной всех Его учеников и Она могла с ними проститься. И Господь исполнил Ее просьбу: таинственным образом из разных стран, где они проповедовали Слово Божие, в одно мгновение в Иерусалим были перенесены почти все ученики Спасителя (за исключением апостола Фомы). И в назначенный день Божия Матерь, окруженная учениками Христа, уснула. И распахнулась кровля горницы, где все находились, и сама горница вдруг ярко озарилась Божественным светом, и сошел с Небес Сам Спаситель, окруженный Ангелами и Архангелами. И в мирном сне вручила Матерь Божия Свою душу в руки Господа.
Ученики Христа на своих плечах отнесли одр с телом Пресвятой Девы через весь Иерусалим в Гефсиманию, где на семейном кладбище были погребены родители Пресвятой Богородицы праведные Иоаким и Анна. Там они положили тело Богородицы во гроб и завалили камнями. Три дня апостолы Спасителя не отходили от места погребения, совершая молитвы.
На третий день в Гефсиманию пришел апостол Фома, который громко и горько сожалел, что Господь не дал ему возможность проститься с Матерью Божией. И тогда апостолы, сжалившись над апостолом Фомой, решили отвалить камень от гроба, дабы позволить апостолу Фоме поклониться святым останкам Девы Марии. Но во гробе они нашли лишь пустые погребальные пелены и убедились в вознесении Матери Божией на небо.
В тот же день, когда вместе собрались апостолы, Сама Богородица явилась к ним и сказала: «Радуйтесь! Я с вами во все дни». В ответ апостолы, подняв часть хлеба, воскликнули: «Пресвятая Богородица, помогай нам».
Напомнив читателям «Прихожанина» некоторые моменты великого события, имевшего места в Иерусалиме более двух тысяч лет назад – Успения Пресвятой Богородицы, расскажем теперь о том, как это событие воплотили на холстах знаменитые художники эпохи Возрождения.
Но, чтобы читателю стало ясно, почему именно так, непривычно для православного человека, изображали это событие великие художники Ренессанса, следует пояснить, что, в отличие от привычного нам понимания смысла праздника, где Спаситель спускается за чистой душой Богородицы, католики говорят о вознесении Девы Марии или взятии Пресвятой Девы Марии в небесную славу. Кроме того, согласно католической традиции сразу за Вознесением следовало Коронование Богоматери Царицей Небесной.
Теме Успения, Вознесения и Коронования Божией Матери посвятили свои таланты и творчество многие великие и знаменитые живописцы. Можно назвать такие имена, как Рафаэль, Рубенс, Тициан, Джотто, Мурильо, Тинторетто, Караваджо, Диего Веласкес, Эль Греко, Никола Пуссен, Фра Анжелико, Андреа Мантенья, Ван Дейк, Пьетро Перуджино… И это только самые известные имена. Список можно было бы продолжать бесконечно. Рассказать в небольшой статье даже об одной десятой полотен именитых художников просто невозможно. Поэтому мы расскажем читателям лишь о картинах пяти самых великих художников эпохи Ренессанса.
Рафаэль Санти
Рафаэль Санти. «Коронование Девы Марии», 1502
|
Перед вами картина «Коронование Девы Марии» знаменитого итальянского художника эпохи Возрождения Рафаэля Санти. Этот шедевр часто называют и по-другому – «Алтарь Одди», так как Рафаэль написал ее специально по заказу Магдалины Одди для алтаря в фамильной часовне семьи Одди в церкви святого Франциска в городе Перудже.
«Коронование Девы Марии» была написана совсем еще молодым Рафаэлем – ему только-только исполнилось 20 лет. Он уже два года учился в мастерской знаменитого итальянского живописца Пьетро Перуджино, и очень скоро ученик превзошел своего учителя.
Небесным облаком картина как бы разделена на две части, события на ней происходят одновременно на небе и на земле. В верхней части мы видим, как Христос коронует Деву Марию в Царицы Небесные и Их окружают играющие на музыкальных инструментах Ангелы и Архангелы. В нижней части пораженные апостолы собрались вокруг пустого гроба и смотрят вверх на небеса, куда на их глазах вознеслась Пресвятая Богородица. При этом центральное место в нижней части картины занимает пустой гроб, в котором расцветают белоснежные лилии, – он как бы символизирует победу жизни над смертью. Человек в белом гиматии (плаще) – апостол Фома. Он держит в руках пояс, который Богородица в момент вознесения сбросила ему с Небес.
В 1797 году, когда войска Наполеона вошли в Италию, картина «Коронование Девы Марии» была вывезена французами в Париж и помещена в Музей Наполеона. В 1815 году после поражения Наполеона картину вернули в Италию, но привезли не в Перуджу, а доставили в Ватикан и поместили в знаменитый музей Ватикана – Пинокотеку, где она сейчас и находится.
Тициан
Тициан. «Вознесение Девы Марии», 1516–1518 гг.
|
В Венеции в районе Сан-Поло на Кампо деи Фрари находится один из самых знаменитых венецианских соборов – собор Санта-Мария Глориоза деи Фрари (в переводе: «Святой Марии Словущей, или Успения Девы Марии»). В этом соборе похоронен еще один величайший итальянский живописец эпохи Возрождения, стоящий в одном ряду с Леонардо да Винчи, Микеланджело и Рафаэлем, – Тициан Вечеллио. И здесь же, в этом соборе, находится его величайший шедевр – «Вознесение Девы Марии».
Огромная картина размером 6,68 на 3,44 метра (!) располагается на горнем месте – она словно бы взмывает ввысь и доминирует и над главным алтарем, и над всей церковью. Тициану ее заказал в 1516 году настоятель собора отец Германо да Касале. Художник писал ее почти два с половиной года. Картина «Вознесение Девы Марии» была представлена 20 мая 1518 года и практически ошеломила венецианцев. Ничего подобного итальянцы доселе не видели. Впрочем, стоит ли этому удивляться, если шедевр был написан кистью официально признанного первого художника Венецианской республики. По мощи и художественной силе «Вознесение Девы Марии» Тициана сопоставимо с фресками Микеланджело для Сикстинской капеллы.
Композиционно картина делится на три яруса: земной, пространство восхождения и небесный. В нижнем (земном) ярусе мы видим апостолов. Тициан нарушил все законы изображения библейских тем. Мы видим невероятную по силе бурю эмоций: движения апостолов, их руки, обращенные вверх в мольбе, говорят об отчаянии при расставании с Пресвятой Богородицей. Апостол Петр упал на колени и молится Господу; слева от него – апостол Андрей, прижавший руку к груди, не в силах оторвать свой взгляд от воспаряющей в небо Божией Матери; справа спиной к зрителям апостол Фома, который простирает к Деве Марии руки, словно пытаясь Ей что-то сказать или о чем-то Ее умолить.
В среднем ярусе, практически занимая всю центральную часть картины, Дева Мария на облаке в окружении Ангелов воспаряет к небесам к Богу-Отцу. Вся фигура Девы Марии, Ее запрокинутая вверх голова, поднятые руки передают радость и волнение от предстоящей встречи. И наконец в самой верхней части картины – Бог-Отец в спокойствии, величии и любви ожидает Деву Марию, чтобы принять Ее в Царствие Небесное, а Ангел с правой стороны уже даже приготовил для Нее царскую корону.
На картине мы практически не видим никакого ландшафта – лишь кусочек пустого гроба у ног стоящего на коленях апостола Петра с надписью «Тициан сделал» – так традиционно подписывал свои работы великий венецианец.
Всё остальное на полотне – это буйство красок, передающих величие и напряженность момента Успения Богородицы. Да и сами краски подобраны художником весьма осознанно. Внизу, где стоят апостолы, они темные и бордово-красные в знак сильного отчаяния, охватившего апостолов при расставании с Девой Марией. В середине много белого и голубого цветов – символов спокойствия и надежды. И наконец в самом верху мы видим невероятно яркий и необыкновенный золотистый цвет – символ Божественного света. К слову сказать, рецепт масляной краски, которой писал великий Тициан, не сохранился, и воспроизвести его никому не удалось.
Английский писатель Оскар Уайльд, увидев картину Тициана «Вознесение Девы Марии», назвал ее лучшей картиной Италии.
Питер Пауль Рубенс
«Вознесение Девы Марии»,
г. Антверпен, 1626 г. |
«Вознесение Девы Марии»,
г. Вена |
«Вознесение и Коронование Мадонны»,
г. Санкт-Петербург |
«Вознесение Девы Марии»,
г. Дюссельдорф |
Еще один художник в ряду величайших мастеров эпохи Возрождения – фламандский живописец Питер Пауль Рубенс. Если Леонардо да Винчи написал 19 картин, Рафаэль – около 100, Тициан – 130, то Рубенс за свою жизнь создал около 3000 полотен. В Италии его величали «лучшим художником Рима»; у себя на родине, во Фландрии, называли «божественным Рубенсом». Ему заказывали портреты короли и императоры, герцоги и дожи… Настоятель каждого собора в Европе желал, чтобы именно Рубенс написал для него свое полотно.
Рубенс писал легко и стремительно, на картину у него нередко уходил месяц-полтора, он создавал портреты, полотна на мифологические сюжеты, громадное количество своих работ художник посвятил сюжетам из Нового и Ветхого Заветов.
В 1611 году собор Богоматери в городе Антверпене объявил конкурс на алтарную картину «Вознесение Девы Марии». Естественно, в этом конкурсе победил Рубенс, представивший духовенству свои работы на эту тему 16 февраля 1618 года. Ему и поручается работа над алтарной картиной, которую он завершает в сентябре 1626 года.
Удивительно другое: по ходу создания одной картины «Вознесение Девы Марии» художник создает несколько очень похожих и полностью законченных полотен, не считая еще двух десятков незаконченных. Почему так? Многие искусствоведы считают, что мысленно перед глазами Рубенса постоянно стояла знаменитая картина Тициана, о которой мы сказали выше, и Питер Пауль Рубенс невольно по-своему, по-рубенсовски, пытался превзойти шедевр Тициана.
Мы специально привели здесь несколько очень похожих полотен Рубенса на тему «Вознесение Девы Марии». Сравните, как много общего между ними и как все они чем-то неуловимым похожи на полотно Тициана. Те же взволнованные фигуры апостолов, стоящие перед пустым гробом. Апостол Фома, стоящий к нам спиной и воздевающий руки к Деве Марии. Да и сам образ Пресвятой Богородицы, которая на облаке в окружении Ангелов воспаряет к небесам. Сегодня эти полотна великого Рубенса можно найти в музеях Вены, Антверпена, Дюссельдорфа.
Лишь одна полотно Рубенса отличается от других – «Вознесение и Коронование Мадонны». На нем Матерь Божия наконец поднимается на небеса и встречается со Своим Сыном, и Сам Христос венчает Ее короной. Кстати, именно это великолепное полотно Рубенса легко могут увидеть православные верующие в России, поскольку оно находится в коллекции Эрмитажа.
Караваджо
Караваджо. «Успение Девы Марии», 1604–1606 гг.
|
В ряду многочисленных картин, посвященных теме Вознесения на Небеса Девы Марии, особняком стоит совершенно необыкновенная по своей реалистичности картина великого художника эпохи Ренессанса Караваджо.
Его настоящее имя было Микеланджело Меризе. Только родом он был из маленького городка Караваджо – вот и взял себе новое имя, под которым сегодня его знает весь мир. Известно, что Караваджо был основателем реализма в живописи, мастером стиля барокко. В тогдашней Италии царствовало направление, известное под названием маньеризм, показывавшее не настоящую жизнь, а ее сильно приукрашенную гротескную форму. Этому направлению Караваджо противопоставляет созданный им новый стиль сурового и правдивого реализма, и, возможно, поэтому картины художника просто ошеломляли его современников.
В период своего расцвета Караваджо пишет много картин на библейские темы. Можно вспомнить его знаменитые полотна: «Обращение Савла по дороге в Дамаск», «Ужин в Эммаусе», «Распятие святого Петра». Они получились у него как живые, вот почему представители католического духовенства так жаждали заполучить его в качестве художника.
Картина «Успение Девы Марии» была заказана у Караваджо папским адвокатом Лаэрцо Черубини для кармелитской церкви Санта Мария делла Скала в городе Трастевере.
Увы! Законченное творение не понравилось представителям Папы Римского, и они наотрез отказались не только его оплачивать, но и тем более размещать в церкви Санта Марии. По их мнению, художник Караваджо этой картиной нарушил все римско-католические догматы и оскорбил Божественную природу Божией Матери.
Неизвестно, что стало бы с этим полотном. Возможно, художник его попросту бы сжег (тем более известно, что Караваджо был очень вспыльчив и обидчив), если бы в дело не вмешался Рубенс, который, едва увидев полотно, мгновенно понял, что это шедевр. Рубенс даже заявил, что «Успение Девы Марии» – это лучшее произведение Караваджо. По просьбе Рубенса картину «Успение Девы Марии» приобрел Винченцо Гонзага, герцог Мантуи. Он даже специально устроил выставку этой картины в течение целой недели в своем доме на Виа дель Корсо со строжайшим запретом на любое копирование шедевра Караваджо.
Впоследствии картина «Успение Девы Марии» побывала в самых знаменитых коллекциях мира: в покоях короля Карла I и короля Людовика XIV, а после Французской революции шедевр Караваджо перешел в собственность государства и сегодня украшает коллекцию Лувра.
Представителей Папы Римского возмутило, что нарушены все канонические традиции изображения Богородицы, что Матерь Божия представлена как простая женщина, что зрители видят лишь Ее смерть, но не вознесение или коронацию. Но представители духовенства на самом деле не увидели того, что создал своей кистью великий художник.
Да, на полотне мы видим апостолов, охваченных неподдельным горем. На переднем крае возле ложа на стуле рыдает Мария Магдалина. На коленях возле ног Богородицы, обхватив голову руками, стоит святой апостол Иоанн, которому Спаситель поручил заботиться о Своей Матери. Рядом со скрещенными на груди руками – ошеломленный и потрясенный смертью Божией Матери святой апостол Петр. Рядом – другие ученики Христа: кто вытирает слезы, кто в безмолвном отчаянии просто не в силах оторвать взора от тела Пресвятой Богородицы. Трагизм дополняет большое темно-бордовое полотно, занимающее всю верхнюю часть картины.
На самом деле гениальный художник Караваджо сумел передать то мгновение, ту мимолетную границу, что разделяет момент смерти и последующее Вознесение Богородицы. Если вглядеться в картину внимательнее, то можно увидеть немало намеков на скорую перемену. Вот возник тонкий светящийся обод нимба над головой Богородицы. Или положение тела – лишь Ее голова и рука лежат на одре, а остальная часть словно бы зависла в воздухе. Мы даже видим внизу ступни одного из апостолов. Кажется, еще мгновение и тело Пресвятой Богородицы начнет отрываться от этой бренной земли и воспарит.
Но главное – это свет. Караваджо не зря называли уникальным мастером игры света и тени. Мы видим, как откуда-то сверху стремительно на тело Божией Матери льется небесный Божественный свет. Тогда как апостолы остаются в печали и во мраке, Богородицу всё сильнее и сильнее заливает невероятный свет, словно над Нею раскрываются небеса. Кажется, вот еще одно мгновение, и темно-бардовый занавес вверху раздвинется, и придет Спаситель, чтобы забрать с Собой на Небеса светлую душу Богородицы.
Диего Веласкес
Диего Веласкес. «Коронование Девы Марии», 1645 г.
|
А вот как увидел это библейское событие самый великий художник «золотого испанского века», любимец короля Филиппа IV, художник, которого современники называли «Живописцем Истины», Диего Веласкес.
Художник решил не показывать Успения и Вознесения Богородицы, а дать кульминацию момента – Коронование Матери Божией Царицей Небесной. Поэтому здесь нет ни апостолов, ни земной скорби, а только торжественная и светлая небесная радость.
Как считают искусствоведы, композиционно основу картины представляет собой треугольник, перевернутый как бы острием вниз. По форме все фигуры словно олицетворяют собой сердце. Святая Троица – Бог-Отец, Бог-Сын и Дух Святой в виде белоснежного голубя – коронуют Деву Марию на Царствие Небесное. В это же мгновение на Нее льется Божественный свет. А лик Пресвятой Богородицы наполнен кротостью, смирением и молитвой. Теперь Ей предстоит выступать Защитницей всех угнетенных и нуждающихся, ходатайствовать за них пред Господом.
Веласкес использует здесь два своих любимых цвета – синий и фиолетовый, – которые, по мнению художника, символизируют Божественную природу Святой Троицы. В настоящее время картина «Коронация Девы Марии» находится в Мадридском музее «Прадо».
Петр Селинов
РУКА ДАЮЩЕГО НЕ ОСКУДЕВАЕТ!