«Слава Тебе за тайные и явные милости Твои…»

Николай Головкин

Один из наших любимых акафистов, озаглавленный словами, которые, по преданию, произнёс, умирая в ссылке, святитель Иоанн Златоуст, можно назвать «песней благодарения», вдохновенным ответом его автора, митрополита Трифона (в миру Бориса Петровича Туркестанова, 18611934) на призыв апостола Павла: «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите» (1 Фес. 5, 16–18).

Многие из духовных чад и сподвижников владыки Трифона, пострадавшие за Христа, уже прославлены нашей Церковью в лике святых.

А владыку Трифона, к которому в полной мере можно отнести слова церковного песнопения: «Земный ангел и человек небесный», Господь оградил от тюрем и лагерей. Но это не умаляет его подвига.

В трудные для Отечества и Церкви годы владыка был одним из тех, чьими молитвами выстояла и победила своих гонителей Русская Церковь.

* * *

В 1929 году владыка Трифон написал удивительный благодарственный акафист Господу, который стал его духовным завещанием. Этот акафист имеет некоторые особенности, выделяющие его из ряда традиционных гимнов, предназначенных для общецерковного употребления: он написан на современном русском языке, а не на церковно-славянском, как было принято, и имеет глубоко личный характер.

Владыка Трифон смело вводит в акафисте своё «я» в ткань поэтического повествования и обращается к Творцу из глубины сердца, из глубины своего земного существования.

* * *

Известно, что этот вдохновенный гимн Творцу и Его творению десятки лет распространялся по России путем церковного самиздата, а в 1970-е годы был впервые напечатан за рубежом.

При первых публикациях авторство акафиста ошибочно приписывалось погибшему в ссылке священнику Григорию Петрову. Позднее, когда появление акафиста в печати стало возможным уже на Родине, произведение митрополита Трифона с указанием его авторства получило общецерковную известность.

* * *

«Слава Богу за всё» – в этих словах главный духовный опыт Русской Православной Церкви во время самых жестоких гонений, когда-либо в истории переносимых Церковью Христовой.

Вспомним, что этими же словами закончил своё выступление в 1922 году на процессе по делу об изъятии церковных ценностей митрополит Петроградский Вениамин (Казанский), невинно осужденный и приговоренный к расстрелу.

Сам Христос сказал: «Мужайтесь: Я победил мир» (Ин. 16, 33), и потому, какими бы трудными и печальными ни были события земной истории, сила Божия всегда побеждает.

Идёт смертельный бой, и мы знаем, что Христос уже победил врага рода человеческого, но должен победить и каждый из нас. Воскресение стало возможным только после Голгофы. Бесчисленные жертвы за Христа новомучеников и исповедников Российских в самом кровавом в истории России XX веке стали их победой, открывшей им путь в жизнь вечную.

* * *

Об этом и поёт великий сын России, благодаря Бога за «все ведомые и сокровенные благодеяния Твоя, за земную жизнь и за небесные радости Царствия Твоего будущего», чтобы, «умножив вверенные нам таланты, мы вошли в вечную радость Господа своего с победной хвалой: Аллилуия!»

По словам Феодосия Кудряшова, «основная же мысль всего акафиста раскрывается в последних кондаках и икосах: это тема страдания, необходимого несения своего Креста, отвержение от себя и уподобление Христу: «Как близок Ты во дни болезней. Ты Сам посещаешь больных, Ты склоняешься у страдальческого ложа, и сердце беседует с Тобою. Ты миром осеняешь душу во время тяжких скорбей и страданий».

Логическим завершением является воспевание и благодарение святой Троицы: «О всеблагая и животворящая Троице! Прими благодарения за все милости Твои и яви нас достойными Твоих благодеяний, дабы, умножив вверенные нам таланты, мы вошли в вечную радость Господа своего с победной хвалой: Аллилуиа! Аллилуиа! Аллилуиа!».

Таким образом, отмечает Феодосий Кудряшов, «акафист «Слава Богу за всё», так не похожий на все остальные акафисты, является литературным шедевром, соединяющим в себе глубокую веру и поэтический дар божественного вдохновения».

* * *

Акафист «Слава Богу за всё» неизменно потрясает нас красотой и силой любви и благодарности Богу за всё, что сотворил Господь по Своему бесконечному милосердию к нам, грешным, даже в этом материальном мире, где мы только странники.

Что же тогда увидят праведники в Царствии Небесном?!