Поздравляем эконома Данилова монастыря с Днем тезоименитства!

В день памяти святителя Иннокентия, митрополита Московского отмечает День своего тезоименитства игумен Иннокентий (Ольховой).

Напомним, что в 2024 году эконому Данилова ставропигиального мужского монастыря исполнилось 55 лет. Просветительская деятельность обители – одно из послушаний отца Иннокентия. Двадцать пять лет батюшка руководит издательством «Даниловский благовестник», более десяти лет возглавляет работу интернет-журнала «Прихожанин».

За это время редакторы монастырских изданий неоднократно беседовали с отцом Иннокентием на разные темы, и отец Иннокентий всегда с радостью откликался на наши просьбы побеседовать о своих послушаниях, научном дайвинге, отвечал на вопросы о духовной жизни. Из его ответов читателям «Прихожанина» сложилась небольшая, но весьма содержательная книга под названием «Необычные вопросы обычных прихожан», которая увидела свет в 2016 году и по достоинству была оценена читательской аудиторией.

На десятках дисков, изданных студией звукозаписи Данилова монастыря, можно услышать молитвы, Апостольские послания и святоотеческие творения, прочитанные отцом Иннокентием. Редакция журнала «Прихожанин» и сотрудники издательства «Даниловский благовестник» от души поздравляют дорогого отца Иннокентия с Днем тезоименитства и желают батюшке помощи Божией в трудах, Покрова Царицы Небесной и заступничества святого благоверного князя Даниила Московского и святителя Иннокентия, митрополита Московского.

А нашим читателям мы предлагаем освежить в памяти отрывки из бесед с отцом Иннокентием, записанные в разные годы, чтобы еще раз вспомнить о том, как много было сделано экономом Даниловой обители, и попросить молитв о здравии игумена Иннокентия!

* * *

14 марта 2024 года в Международном мультимедийном пресс-центре «Россия сегодня» в рамках проекта «Религия и мировоззрение» состоялась пресс-конференция, посвященная началу Великого поста, его духовному смыслу и традициям в Русской Православной Церкви.

 

   
 

В мероприятии приняли участие заместитель главы Синодального отдела Русской Православной Церкви по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Вахтанг Кипшидзе; эконом Данилова ставропигиального мужского монастыря Москвы, игумен Иннокентий (Ольховой); доцент Московской духовной академии Русской Православной Церкви, доцент Московского государственного психолого-педагогического университета протоиерей Павел Великанов.

Великий пост в этом году начинается 18 марта. В чем его духовный смысл? Как готовиться к посту, что делать в последние дни Масленицы и Прощеное воскресенье? Каковы традиции Великого поста в Русской Церкви? На эти и другие вопросы ответили участники конференции.

 

 
«Необычные вопросы обычных прихожан»

* * *

«Когда старые колхозы развалились, люди не получали зарплаты. Естественно, многие стали пить, потому что жизнь потеряла для них всякий смысл. А когда монастырь <Данилов ставропигиальный мужской монастырь Москвы. – Примеч. Ред.> организовал здесь <в с. Можары Рязанской области. – Примеч. Ред.> свое хозяйство, ситуация изменилась кардинальным образом. Люди получили работу, мы стали ежемесячно выплачивать им зарплату. И можарцы вновь обрели смысл жизни.

Мы изначально стремились к тому, чтобы люди, которые работают с нами, были единодушны в желании сделать хорошее хозяйство. Хотели, чтобы наши работники получали достойную зарплату. А для села она у нас очень хорошая – официальная, со всеми выплатами, чтобы люди потом могли получать пенсию. В среднем по году выходит порядка 25 тысяч рублей. Это по году! Потому что зимой наши работники находятся в оплачиваемом отпуске, а летом получают по 40–50 тысяч рублей! У нас в «Можарах» самая высокая зарплата по области!

<…> Многие наши работники приобщились к Богу. В селе Можары мы построили деревянный храм, где жители могут исповедаться, причащаться, молиться Богу. Мы служим молебны перед началом полевых работ, благодарственные молебны после окончания полевых работ. На наши молебны приезжают монахи Даниловой обители из скита преподобного Сергия Радонежского. И люди в Можарах и соседних селах видят, что рядом с ними возрождается вера. И тоже стремятся к ней приобщиться.

<…> Я радуюсь! Радуюсь нашим успехам. Радуюсь тому, что предприятие встало на ноги, работает стабильно, прибыльно и способно самостоятельно развиваться. Земля в Можарах оформлена в собственность и при необходимости может быть предметом залога для банка, если мы решим брать кредиты. Но еще больше я радуюсь тому, что нам удалось создать замечательный работоспособный коллектив. Потому что никакие комбайны, никакие классные сеялки сами ничего не сделают. Можно посадить на самый лучший трактор или самую современную сеялку человека, которому эта работа не нравится, – и он все сделает плохо. Главное – это люди, как ни банально это звучит. И я очень рад тому, что можарцы нам поверили и приняли нас».

«"Можары": главная ценность – люди!»

Игумен Иннокентий Ольховой, эконом Данилова монастыря Москвы размышляет о духовном смысле происходящих на Украине событий и о том, как православным людям надлежит относиться к братскому украинскому народу в сложившихся обстоятельствах.

   
     

* * *

«…Я стараюсь не словами призывать людей к вере, молитве или духовной жизни. Я просто стараюсь сам жить и поступать по своей вере, чтобы люди видели, что это моя вера, что я привык всё делать в соответствии с моей верой и что поступаю так, потому что я христианин. И, как мне кажется, это приносит свои плоды. Люди относятся к этому, во-первых, с большим уважением, а во-вторых, они видят, что жизнь Церкви – это не что-то недоступное и заоблачное, и что можно быть глубоко церковным и верующим христианином и в то же время энергичным человеком, живущим полнокровной земной жизнью».

«…Сам я войну знаю по фильмам, с ветеранами доводилось общаться мало – я беседовал с одним, может быть, двумя ветеранами. Как и для всего моего поколения, война долгое время казалась чем-то очень далеким, историческим, киношным. А когда я стал заниматься поиском погибших кораблей, знакомиться с их историей, вникать в обстоятельства их гибели, то увидел Великую Отечественную войну совсем с другой стороны – не с киношной, не с записанной по чьим-то рассказам, а воочию. Опускаешься на морское дно, и вот перед тобой эта погибшая подлодка (кстати, на море о кораблях и подлодках всегда говорят как о человеке – погибла!). Вот эта братская могила, где покоятся герои-подводники. Вот эти огромные неразорвавшиеся мины, эти чудовищные зияющие пробоины в бортах или днище. И война предстает в совсем ином, совершенно реальном свете.

Это же не музейные экспонаты, где на постаменте стоят новенькие подкрашенные танки или самолеты. Ты находишься на морской глубине и почти в полном мраке видишь перед собой искореженный металл. Недавно ребята выложили на нашем сайте последний блок фотографий. На них можно увидеть оторванный нос подлодки. Мы сфотографировали эту оторванную часть. Там металл так закручен, так искорежен… Я представить себе не мог, что подобное возможно. Это невероятно близкое, ближе некуда, соприкосновение с той страшной войной, которая многое изменила и в мире, и в нашей стране, и в душах человеческих. И страницы ее истории мы не должны забывать»

«Война не закончена, пока не похоронен последний солдат…»

* * *

«…Водными видами спорта занимался с детства, у меня первый разряд по плаванию. Затем прошел обучение, сертификацию, стал дайвером. Освоил рекреационный дайвинг, а потом встретил команду единомышленников и занялся технической разновидностью дайвинга. Это уже сродни научной деятельности! Кроме того, я как священнослужитель вижу мир прежде всего как творение Божие. Увидеть эту красоту, запечатлеть ее, рассказать о ней другим – своего рода хваление Создателю».

«Зачем монаху акваланг?»

* * *

«Притчи Христовы – это божественные слова высшего порядка. Они предназначены избранным – тем, чьи сердца открыты навстречу Господу. А тем, чьи сердца не готовы принять Божественную истину, притчи кажутся непонятными. Это очень тонкий духовный момент: чтобы понять истину в словах Господа, надо сделать шаг Ему навстречу. <…> Так происходит и сейчас: понимание слова Божия требует усилий, требует движений навстречу Господу. Именно встречное движение и есть ключ к пониманию притч Христа. При этом сердечное движение к Господу должно быть свободным и легким. Сделаешь первый шаг – и одна притча станет понятной. И так, шаг за шагом, человек может приблизиться к Богу и пониманию Божественных откровений. А если мы будем стоять столбом и ничего не делать, то слова Господа так и будут для нас закрыты. Притчи – они даны для избранных, но стать избранным человек может только по своей воле».

«Кто идет навстречу Христу, тому понятны Его притчи»

* * *

«Грешить нельзя, никак нельзя… Но попробуйте не грешить! Попробуйте прожить без греха. Сможете? У меня так точно не получится… Даже святые считали себя величайшими грешниками, потому что знали свои слабости, немощи, недостатки. И согрешает ведь человек не только делом, но и в помыслах… И для нас, грешных, единственным спасительным лекарством является покаяние, потому что только оно после совершенного греха помогает восстановить утерянную связь с Богом.

А то, что порой после исповеди мы вновь не в силах совладать с грехом, – именно в этом проявляется наша немощь. Слаба человеческая натура и не может ничего поделать без помощи Бога. Но не надо опускать руки, не надо падать духом. Напротив, человек должен всячески стремиться к исправлению своей греховной природы. Покаяние дает человеку и возможности для исправления, и силы для борьбы с грехом».

«Не судите, да не судимы будете»

* * *

«Что посоветовать паломникам? Во-первых, собираясь в путь, надо духовно подготовиться, почитать Евангелие, Священную историю Ветхого и Нового Заветов, чтобы потом, перечитывая эти книги уже на святых местах, по-новому все осмыслить и прочувствовать. Очень важно, чтобы экскурсоводами по Святой Земле были православные христиане, поэтому я бы посоветовал православному человеку ехать в составе паломнической группы. В этом случае вы сможете ощутить удивительную атмосферу паломничества и радость совместной молитвы.

Ведь Церковь – это и есть сообщество верующих, собравшихся ради совместной молитвы. Конечно, личная молитва также важна, но именно в Церкви, когда люди собираются вместе, чтобы помолиться Богу, Господь особенным образом присутствует среди нас. Святые говорили, что «Господи, помилуй», сказанное вместе на службе, стоит многих молитв, которые мы можем прочитать в течение дня у себя дома.

Господь создал Свою земную Церковь и поставил Апостолов, чтобы мы научились молиться вместе. Тело Христово – это именно Церковь, и если мы в Церкви, мы становимся частью этого Тела. В совместной молитве выражается то единение и деятельная любовь к ближнему, которые нам заповедовал Спаситель. Вот почему и в паломничество хорошо ехать с близкими по духу людьми, с которыми вам будет легко молиться вместе».

«Семь дней на Святой Земле»

* * *

«…Священнику, чтобы дать нам лекарство от наших страстей, необходимо понимать, что произошло с человеком, с его душой. Ведь именно из деталей складывается полная картина. <…> Грех отделяет нас от Бога, а страсти толкают ко греху. Грех – это всегда поступок, который может проявляться как дело, слово или помышление. Помысел – это начало греха, но помысел может воплотиться, а может так и остаться греховной мыслью. Потому так важно исповедовать и помыслы.

И потому так важно готовиться к исповеди. Если человек считает, что он подвержен гордыни, то он должен подумать, понять и рассказать священнику, в чем эта страсть проявляется, в каких его поступках. Еще раз подчеркну: смысл исповеди в том, что мы каемся не столько в своих страстях, которым мы подвержены, но, в первую очередь, в плодах этих страстей – поступках, которые отравляют наше человеческое бытие и отдаляют нас от Господа».

«Искушение – это проверка на верность заповедям Божиим»

* * *

«Человек становится монахом, чтобы уйти от мира, а послушание эконома к миру возвращает. Если благочинный монастыря распределяет послушания между братией, то эконом руководит  мирянами – штатными сотрудниками, приглашенными бригадами...

<…> Вы приходите в монастырь и видите: мощные стены, красивые храмы,  исторические здания... Эконом отвечает за то, чтобы все  выглядело благолепно, чтобы хорошо работало монастырское хозяйство. В монастырях есть еще службы, которые скрыты от взглядов прихожан, – столярные мастерские, пекарни, гаражи, конюшни... Есть сельское хозяйство, благодаря которому монастыри живут и зарабатывают себе на хлеб, – рыбный промысел, животноводческий, зерновой. Все процессы должны быть отлажены, и следить за этим должен «свой» человек, из братии. Это – эконом.

<…> Эконом нужен не только большому монастырю. Даже в небольших отдаленных обителях, где нет сотрудников-мирян, есть это послушание. Кто-то же должен следить за жильем и хозяйством и за тем, чтобы монах в трапезной не пустую тарелку получил, а полную.

<…> Шутки шутками, но, конечно же, в нашем монастыре управляет  хозяйством не эконом, а святой благоверный князь Даниил. И его помощь – это самое главное для нас».

«Самое "немонашеское" послушание»


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить