Мамертин – последнее пристанище первых христиан

Сергей Викторов

29 января (16 января по старому стилю) Русская Православная Церковь вспоминала о честных веригах апостола Петра. Одни оковы были, как утверждает  предание, на Первоверховном апостоле во время его первого заточения в иерусалимской темнице в 42 году от Рождества Христова. Во вторые апостола Петра заковали римляне, когда  арестовали, обвинив под надуманным предлогом в организации сожжения столицы.  В этих веригах апостол Петр и покинул  свою  подземную темницу, чтобы быть казненным 29 июня 67 года вместе со святым апостолом Павлом.

Но наш рассказ не о славных деяниях двух основателей христианской Церкви, о которых хорошо известно любому верующему человеку, а о том страшном месте, где провели  свои последние дни святые апостолы Петр и Павел – о страшной Мамертинской тюрьме.

Удивительное дело! Марсельский замок Иф, благодаря бурной фантазии Александра Дюма, известен каждому из  нас с раннего детства. Так же, как и лондонский Тауэр, где казнили трех английских королев, и Бастилия с ее «Железной Маской». И только о самом  древнем узилище  в истории человечества – Мамертине мало кто из россиян что-либо слышал.    

За два с половиной века (сразу после пожара  в 64 году и до подписания Миланского эдикта в 313 году) через подземные казематы Мамертинской тюрьмы, по оценке главного авторитета Теодора Моммзена, автора классической «Истории Рима», прошло не менее четверти миллиона первых христиан. У несчастных, кто признавался в принадлежности  к «секте христиан» и наотрез отказывался отречься от Христа, не было ни единого шанса уцелеть в Мамертине. У попавших в этот подземный ад было только два выхода. Наверх, на специальную Гемониеву террасу, где их либо  душили особыми удавками, либо отрубали голову. Или просто выводили на арену соседнего цирка, чтобы там распять или отдать на растерзание  львам-людоедам. Дорога вниз тоже не сулила ничего хорошего узнику Мамертина. В случае смерти от голода или пыток тело несчастного выкидывали в Большую клоаку – протекавшую неподалеку систему столичных сточных вод, где тамошние хищные рыбы быстро обгладывали его до костей.

Гауптвахта для этрусков

Мамертинская тюрьма

Вряд ли о такой славе своего детища мечтал древнеримский царь Анк Марций, когда в VII веке до Рождества Христова приказал возвести в  катакомбах одного из римских холмов государственную тюрьму – первую в его царстве, да и во всем древнем мире.  Ведь в  те стародавние времена под тюрьмы обычно отводили подземные этажи царских дворцов, крепостей и прочих массивных, выложенных из камней, сооружений, чтобы их обитатели всегда находились под рукой для скорой расправы или нового унижения.

Анк Марций, если верить древним рукописям, не отличался особой жестокостью, поэтому новое сооружение использовал в качестве своего рода «фильтрационного пункта» для захваченных во время набегов  северных соседей римлян – этрусков. Мамертин походил скорее на гауптвахту, где заключенных кормили трижды в день, давали вино и выводили на прогулки. По истечении месячного заключения  пленник должен был публично покаяться в своих преступлениях  и дать клятву никогда не поднимать оружия против Рима. И тогда его  отпускали с миром! Или же он оставался жить в городе, обзаводился семьей и становился полноценным римским  гражданином.

Но время шло, и Рим постепенно превращался в главную державу Средиземноморья. И с каждой новой победой, и завоеванными городами, росли гордость и самомнение римлян. А одновременно все более гипертрофированными становилась их мстительность по отношению к врагам, пусть даже и поверженным.

Ганнибалова камера

В том, что Мамертин со временем превратился в самое страшное место древнего Рима есть невольная заслуга великого Ганнибала. По окончанию Второй пунической войны (202 г. до Р.Х.) римляне поначалу решили не требовать у побежденных головы их военного вождя. Наоборот, они поставили знаменитого полководца во главе временного правительства Карфагена, поручив ему сбор контрибуции. Но между тем, в Риме готовились к «торжественной встрече» заклятого врага, затеяв в Мамертине возведение специальной подземной камеры, где и должна была закончиться жизнь великого полководца. Для этого  римляне отправили к Карфагену эскадру, на флагмане которой была  группа  ветеранов-«охотников», которым предстояло проникнуть в  город, ночью  выкрасть Ганнибала  и доставить его в Рим для участия в унизительном триумфальном шествии, после которого полководца должны были придушить в мамертинской темнице.

Однако Ганнибал недаром содержал разветвленную сеть осведомителей по всему Средиземноморью. Его агенты вовремя узнали о подготовленной ловушке, и всего за пару дней до начала операции Ганнибал тайком бежал из поверженного города. Целых 13 лет он скитался по городам и государствам Малой Азии, каждый раз ускользая от ищеек.  Но в 183 году до Р.Х. в Вифинии (сейчас это азиатское побережье Босфора) охотникам  удалось  обложить  все выходы из его убежища. И, чтобы не попасть в руки своему извечному врагу, Ганнибал принял яд из перстня, который всегда носил с собой.

Статуя легендарного полководца Ганнибала

Разумеется римляне не могли допустить, чтобы Мамертинская тюрьма простаивала без дела. Очень скоро она становится главным местом сведения счетов с поверженными врагами и политическими конкурентами. Сам список ее жертв по сей день впечатляет. Первым тут следует вспомнить царя Персея, который во II веке до РХ сел на македонский трон под лозунгом «Восстановим величие империи Александра Македонского». Он создал огромную армию, восстановил знаменитую фалангу, после чего, ничтоже сумняшеся, объявил войну главному мировому гегемону – Риму. И, разумеется, вскоре был наголову разбит римскими легионерами. Сдавшегося со всей семьей царя заставили пройти в золотых цепях по центру города, после чего отправили в Мамертин, где по-тихому задушили, а позже захоронили в таком тайном месте, что могилу Персея  археологи сумели найти лишь в начале ХХI века.    

В 104 году до Р.Х. в особую тюрьму угодил экс-властитель Нумидии (сейчас на ее месте расположен Алжир)  Югурта, который попытался вести более самостоятельную от Рима политику. Правда, из уважения к предкам экс-царя, внесшим огромный вклад в уничтожение Карфагена, Югурту отравили при помощи мгновенно действующего яда. Гораздо хуже обошлись римляне с прославленным предводителем галлов – Верцингеториксом. Тот имел большую глупость осенью 52 года до Р.Х.  сдаться с остатками своей армии под честное слово самого Юлия Цезаря. Слово диктатора в итоге  оказалось не таким уж и честным. Всех соратников вождя легионеры методично перебили, а главного галла заточили в Мамертин. Там Верцингеториксу пришлось прождать целых шесть лет прежде, чем у Цезаря нашлось время для организации своего триумфа. Выполнившего свое последнее предназначение галла  по приказу диктатора удавили во все той же «камере Ганнибала». После всех этих историй неудивительно, что египетская царица Клеопатра, когда  узнала о том, что победивший Октавиан решил привезти ее в Рим и заточить в Мамертин, приказала доставить ей самую ядовитую змею.

Впрочем, мучили в Мамертине не только чужаков. Так, еще в  123 году до Р.Х. туда  бросили около сотни сторонников братьев Гракхов, требовавших справедливых налогов и избавления от власти олигархов.  А в 31 году от Р.Х.  в тюрьму заточили  вместе со всей семьей и ближайшими родственниками префекта преторианцев Сеяна, который стал подумывать о смещении престарелого императора Тиберия.           

На полулегальном положении

До  пожара 64 года Римская империя отличалась удивительной для такого монстра веротерпимостью. Правившим там императорам и их наместникам было все равно, каким богам – Зевсу, Юпитеру или Омон Ра –  поклоняется народ, лишь бы он исправно платил налоги и не бунтовал. Поэтому известие из далекой Иудеи о том, что наместник  Понтий Пилат под нажимом местных фарисеев казнил некого Назарянина, объявившего Себя Сыном Божиим, вызвало  сильное неудовольствие властителя империи – Тиберия.

Маниакально подозрительный Цезарь больше всего на свете боялся двух вещей – жителей Рима и Синедриона,  совет иудейских жрецов-фарисеев, считая его сборищем тайных магов. Если от происков первых он обезопасил себя, перебравшись на маленький остров Капри вблизи Неаполя, где прожил до самой смерти, то нейтрализовать вторых, которые, по мнению  императора, своей ворожбой постоянно высасывали из него все соки,  ему никак не удавалось.

Присылаемых из Рима наместников и ревизоров фарисеи попросту подкупали, превращая их в слепых исполнителей воли Синедриона. Особо падок на иудейское золото оказался прокуратор Понтий Пилат, который исправно выполнял все приказы Синедриона, не забывая при этом перед вынесением каждого вердикта в пользу жрецов устраивать настоящие шоу с неизменным «умыванием рук», призванные показать народу и имперским агентам, что  прокуратором движет не золото жрецов, а простое стечение обстоятельств.

По большому счету жестокосердному Тиберию было безразлично, кого распяли в Иерусалиме. Но император не мог позволить, чтобы его судебная система еще и вмешивалась в религиозные разборки в таком взрывоопасном регионе, как Иудея. К  тому же в Риме  скопилось множество доносов, в которых Пилат обвинялся в продажности, жестокости и проведении необоснованных казней. Так что неудивительно, что через некоторое время (в году, примерно, 36-м от Р.Х.) прокуратор был отстранен от власти и отозван в Рим для следствия. По одной из самых распространенных версий  Пилат  был препровожден в Мамертин. Правда, не в подземные казематы, а на самый  верхний этаж тюрьмы, где тогда содержались люди, обвиняемые в разных хозяйственных преступлениях вроде мошенничества или взяточничества. Но, благодаря своим покровителям, Пилат пробыл в Мамертинской тюрьме недолго, отделавшись ссылкой в один из самых отдаленных городков Галлии – сегодняшней Франции. Там, по утверждению отца истории христианской церкви Евсевия Кесарийского, мучимый угрызениями совести, экс-прокуратор вскоре и наложил на себя руки.

В отличие от злобного Синедриона, у официальных римских властей поначалу не было претензий к сторонникам «Царя Иудейского». Легионеры и «пятая стража» – тайная полиция – закрывали глаза на многочисленные собрания первых христиан, которые проходили  по ночам и в   пустынных местах. Но подобное игнорирование закончилось  в 42 году, когда в Иерусалим вернулся из Рима законный царь Иудеи – Агриппина Ирод, внук того самого  Ирода «Великого», который когда-то приказал казнить всех младенцев Вифлеема.

Римлянин до мозга костей Ирод № 2 при Тиберии провел много лет под домашним арестом. Зато при Калигуле сумел стать любимым собутыльником императора и единственным другом. Кстати, именно ему пришла в голову  идея  закона о божественной сущности императора, который подобострастный Сенат со временем распространил на всех правителей Империи. Тогда, конечно, никто и представить себе не мог, что спустя всего два десятилетия этот закон станет юридическим поводом для  уничтожения сотен тысяч  христиан.

Вернувшись в родовую вотчину Ирод с удивлением обнаружил, что власть столь почитаемого им Синедриона за время его отсутствия пошатнулась, а ряды «секты сторонников  Иисуса из Назарета» множатся изо дня в день. Такого положения вещей внук великого Ирода снести не мог и приказал схватить самых известных смутьянов, включая  главного из них – простого рыбака Симона, которого христиане называли Петром, и заточить их в подземелья иерусалимского Храма.   

Вериги апостола Петра

Первое заключение святого первоверховного апостола Петра продлилось недолго – всего несколько дней. Вскоре перед узником предстал Божий Ангел,  и первые из «честных вериг» апостола рухнули на каменный пол, а дверь темницы раскрылась. Узник совершенно спокойно покинул свое узилище и на первом же корабле отплыл на Апеннины, чтобы начать евангельскую проповедь по городам и весям Римской империи.               

Примерно в те же годы в восточных землях Империи появился еще один знаменитый  проповедник  учения Христа – Савл из Тарса, взявший потом себе имя Павел. Этот первоверховный апостол прошел удивительный путь от сына влиятельнейшего фарисея, непримиримого гонителя христиан до самого ревностного почитателя Сына Божия. Благодаря своим четырем апостольским путешествиям апостол Павел фактически заложил основы христианской Церкви в восточной и центральной  частях тогдашней Империи. Ему было гораздо легче осуществлять свою историческую миссию, чем апостолу Петру,  ведь  наличие у Павла-Савла римского гражданства защищало его от произвола местных властей и религиозных фанатиков лучше всяких телохранителей.

Коварство Тигеллина

Мирное существование властей и христиан сохранялось до начала 60 годов I века, пока в окружении императора Нерона не появился некий  Тигеллин, быстро дослужившийся  до должности префекта преторианской гвардии.

Император Нерон – гонитель христиан

Нобелевский лауреат и подданный Российской империи Генрих Сенкевич в своем культовом романе «Камо грядеши» ни на йоту  не отступил от исторической правды, когда изобразил префекта Тигеллина законченным негодяем и мерзавцем.  Только такому чудовищу могла прийти в голову идея поджечь Рим, чтобы вдохновить своего повелителя  на написание поэмы о гибели Трои. По плану Тигеллина сгореть должны были лишь четверть  самых грязных и неухоженных  районов города. Однако нанятые префектом поджигатели не приняли  в расчет силу ветра и невероятно жаркую погоду, установившуюся в Риме, и всего за одну ночь сожгли практически всю столицу империи.

Лишившиеся в одночасье  имущества обычно такие мирные и покорные горожане возмутились  и стали требовать от императора найти и жестоко наказать поджигателей.  Однако император  к тому времени уже полностью попал под влияние префекта, поэтому не отважился избавиться от своей правой руки. Тем более что хитроумный Тигеллин вскоре нашел идеальный «громоотвод» для народного гнева, обвинив в поджоге членов «секты христиан». И ему поверили. Ведь римлянам-язычникам христиане казались людьми весьма странными: они не участвовали в многочисленных оргиях и сатурналиях, отказывались приносить жертвы Юпитеру и прочим «великим богам», скромно одевались и постоянно молились какому-то неведомому им Богу.

По утверждению все того же знатока истории Рима Моммзена, префект еще в 63 году от Р.Х. распорядился провести в Мамертине реконструкцию, увеличив ее вместимость вдвое. Один из ревизоров Сената, побывавший в новой тюрьме так описывал свои впечатления: «Это было подземное здание в три этажа, причем перемещали  узников очень просто – выкидывали несчастного вниз через специальную дыру и через нее же с помощью  особого крюка поднимали того наверх для очередного допроса. Самый низший уровень предназначался для особо опасных преступников и звался «Туллианумом»: его камеры находились на глубине двенадцать метров под землей,  куда свет проникал только с помощью факелов».

«Куда ты идешь, Господи». Картина Джованни Одацци

Первые аресты христиан начались через несколько недель после Великого Пожара. Видимо, это время ушло у префекта и его подручных на выверку списков известных им христиан. Тогда же  агентура Тигеллина начала распространять по городу чудовищные слухи о «злодейской секте выходцев из Иудеи». Когда же народ созрел, по всему Риму начали арестовывать известных христиан, отправляя их в единственное надежное место – Мамертин. Брали всех вне зависимости от происхождения и возраста.

Первых арестантов после нескольких дней заключения в каменном мешке и скорого на расправу суда отправляли на арену близлежащего к Мамертину цирка, где тотчас же распинали. Но приговоренных было так много, что вскоре Тигеллин распорядился использовать  в качестве орудия смерти  сотню львов-людоедов.

Римское гражданство, которое обычно всегда помогало апостолу Павлу решать все проблемы, на этот раз оказалось бессильно. Тем более что сам святой просто не мог спокойно взирать на истребление своих единоверцев; он сдался стражникам прямо на трибуне, и был сразу брошен в самую глубокую камеру Мамертина. Вскоре там оказался и другой основатель христианской Церкви апостол Петр.

Правда, его сторонники пытались спасти своего учителя и помогли ему ночью скрыться из Рима. Именно тогда состоялась новая встреча между Спасителем и Его учеником. Не могу не удержаться, чтобы не процитировать отрывок из книги Сенкевича «Камо грядеши», описывающий ее: «Внезапно он бросился на колени, простирая руки, и из уст его вырвался возглас: «Христос! Христос!». И приник головой к земле, будто целовал чьи-то ноги. Наступило долгое молчание, потом в тишине послышался прерываемый рыданиями голос старика: Quo vadis, domine? (Куда идешь или Камо грядеше, Господи?). И до ушей Петра донесся грустный, ласковый голос: «Раз ты оставляешь народ мой, Я иду в Рим на новое распятие!». Апостол лежал на земле, лицом в пыли, неподвижен и нем. Но вот наконец Петр встал, поднял посох, и не слова не говоря повернул к семи холмам».

Святой Петр вернулся в Рим, и вскоре был арестован и помещен  на самый низший этаж Мамертина, где его уже ждал другой апостол, его давний, еще со времен первого Апостольского Собора 49 года, соратник Павел. Согласно преданию святой Петр в своей темнице сразу же совершил чудо: из стен неожиданно хлынула вода, в которой он и стал крестить тех заключенных, кто еще ничего не знал об учении Иисуса. И по сей день посетители Мамертина могут увидеть ямку посредине подземного узилища – остатки того самого источника, а на каменных плитах можно разглядеть рисунки крестов и рыб, при помощи которых заключенные старались приободрить друг друга.  Особо следует выделить Крещение апостолами двух своих стражников – Процесса и Мартиниана, которых на работу нанимал лично Тигеллин!

Колодец в Мамертине
Алтарь, где святой Петр крестил заключенных

К сожалению, о Крещении узнал один из соглядатаев префекта. Процесс и Мартиниан были немедленно, даже без формального суда, обезглавлены, а вся охрана Мамертина заменена. Более того, Нерон лично приказал префекту Тигеллину как можно быстрее избавиться от двух стариков.

Долгая месть Рима

Петр и Павел умерли мученической смертью в один день – 29 июня 67 года от Р.Х. Но если апостолу Павлу, как римскому гражданину, отрубили голову, то святого Петра сначала подвергли бичеванию, а уж затем распяли. Единственное, что позволили палачи старику, так это уважили его последнюю просьбу, распяв вниз головой. 

После казни первоверховных апостолов репрессии против христиан не прекратились. И в последующие два с половиной столетия  мамертинские казематы превратились в перевалочные пункты для несчастных, которых из тюрьмы отправляли прямо на казнь. На истребление немногочисленной по тем временам и совершенно безобидной  религиозной общины была брошена вся мощь Римской империи. Римские императоры сменяли друг друга, а их ненависть к христианству только увеличивалась.

Картина Караваджо «Распятие святого Петра»

Император Веспасиан в 78 году распорядился построить Колизей, чтобы поставить казни христиан на поток. Его сын  Домициан издал указ, дозволявший пытать любого христианина. Тогда же  были введены особые премии для тех, кто донесет на тайного христианина. Император Адриан (а это уже II век от Р.Х.) привык во всех бедах  винить христиан. При нем были созданы специальные бригады провокаторов, которые приходили в дома, и требовали от хозяев принести жертвы в честь императора. А того, кто отказывался, немедленно тащили в Мамертинскую тюрьму. Причем, попасть в узилище можно было и не будучи верующим. Достаточно было вслух подивиться мужеству, с которым христиане встречали свою мученическую смерть за веру.

Жестоким гонителем Церкви стал и император Марк Аврелий, именем которого сегодня так любят называть фитнес-клубы по всей России. Он поставил себе задачу к 180 году извести под корень всех христиан. Но вместо этого сам был убит своим же сыном – жестоким Коммодом.

Цезарь по имени Септимий Север поначалу вполне терпимо относился к почитателям Христа, пока  в 202 году он вдруг не обвинил христиан в крахе своего Парфянского похода. И объявил войну  тем своим придворным, которые тайно продолжали верить в Иисуса. Первый солдатский император Максимин Фракиец додумался до того, чтобы создать мобильные отряды убийц, которые выслеживали тайные убежища христиан, убивали их, а потом прятали трупы в общих безымянных могилах. 

Еще один хозяин Римской империи Деций Траян принялся уничтожать христиан лишь потому, что когда-то  одна из последовательниц Христа отказалась выходить замуж за него. При его правлении каждый житель империи должен был произнести клятву языческим богам и публично отречься от  Христа. Другой правитель император Валериан в 258 году разрешил  преторианцам  убивать христианских проповедников прямо во время церковных служб.

Эта многолетняя вакханалия продолжала вплоть до 313 года, забирая у  Рима его лучших сынов и дочерей. И только императору Константину удалось провести закон о веротерпимости, названный по месту его принятия Миланским эдиктом. Лишь тогда христиан перестали преследовать, и надобность в Мамертине навсегда отпала.

Еще при жизни императора Константина Великого папа Сильвестр  посвятил Мамертинские казематы  обоим апостолам. Внутри Мамертина была построена капелла San Pietro in Carcere, а на поверхности расположилась церковь San Giuseppe dei Falegnami, которая и стала местом паломничества со всего христианского мира.

Фреска с изображением святых апостолов Петра и Павла

С конца ХХ века в Мамертине начались реставрационные работы, которые постоянно сталкивались с недостатком финансирования. Но 21 июля  2016 года древняя тюрьма, расположенная всего в пяти минутах ходьбы от станции подземки Colosseo, наконец, открылась как бесплатный музей, работающий ежедневно. Правда, чтобы попасть в это святое для каждого верующего человека место придется отстоять внушительную очередь, но оно того стоит.

 


 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить