«…И цепи упали с рук его»

Виктория Михайлова

Около 42 года от Рождества Христова в Иерусалиме, в период гонений на христианство, по повелению Ирода Агриппы был схвачен, связан железными цепями и заключен в темницу седобородый человек, который проповедовал людям о Христе Спасителе и Его учении… Ночью, накануне предстоящего суда над ним, случилось чудо: в темницу к узнику явился Ангел Господень, который «…пробудил его и сказал: “Встань скорее!“ И цепи упали с рук его». Отворив двери тюрьмы, Ангел вывел пленника на свободу.

Седовласым узником, чудесным образом спасшимся из заключения, был любимый ученик Иисуса  Христа святой апостол Петр, а вериги (цепи), спавшие с рук его, верующие сохранили и стали передавать из поколения в поколение как ценное сокровище, как чудотворную святыню. 

29 января все православные христиане отмечают день поклонения честным веригам святого и всехвального апостола Петра, первого среди двенадцати учеников Иисуса. Праздник этот был утвержден еще во II веке, а святыня, которую почитают в этот день, связана с двумя эпизодами из жизни апостола Петра. 

О первом из них – чудесном вызволении из иерусалимской тюрьмы – я рассказала выше.  Второй же произошел в  Риме в 64 году, во времена императора Нерона, по приказу которого жестоко преследовали христиан. Не удалось избежать ареста и святому Петру. Освобождение от римских цепей принесла апостолу только мученическая смерть на кресте, к которой святой уже был готов. Последнее, о чем он попросил палачей, это распять его на кресте вниз головой, чтобы и в час казни склонить голову перед любимым Учителем.

А сохраненные верующими Рима и Иерусалима вериги апостола Петра стали проявлять чудотворные свойства: немощные и страдающие, приходя к ним с верой, исцелялись как по волшебству! Почитание вериг апостола во II веке началось с тех оков, которыми святой Петр был скован в  Мамертинской темнице Рима. А позже, уже в V веке, они соединились с теми, что чудесным образом спали с рук апостола в иерусалимской тюрьме. История этих цепей оказалась более сложной.

Вериги апостола Петра

Сначала они хранились в Иерусалиме, затем, в 439 году, первый  Патриарх Иерусалимский  Ювеналий передал их в дар императрице Евдокии, супруге византийского императора Феодосия II Малого. Так вериги апостола Петра попали в Константинополь. Евдокия же распорядилась веригами по-своему: одну из них отправила в собор святой Софии, другую – в Рим то ли в дар Папе Римскому Льву I, то ли в подарок своей дочери Евдоксии, жене римского императора Валентиниана III.

В Риме для хранения реликвии была построена специальная базилика Сан-Пьетро-ин-Винколи («Святой Петр в оковах»). Там и сейчас в дарохранительнице у алтаря находятся обе пары вериг святого Петра, которыми враги пытались сломить силу его духа и веры, но так и не смогли. 

Неудивительно, что вериги святого обладают такой чудодейственной силой, ведь апостол Петр уже при жизни был известен своей способностью исцелять и даже воскрешать людей. «Больные получали благодатную помощь даже от прикосновения к его тени» (Деян. 5, 15). Много странствовал апостол, проповедуя и прославляя Иисуса Христа в Сирии, Греции, Вавилоне, Британии, Риме. Он совершил шесть апостольских путешествий, и повсюду люди, уверовав, шли к нему за помощью и исцелением.

Во всем мире только пять храмов освящены в честь вериг апостола Петра. Единственный же действующий православный храм в настоящее время – церковь святого Петра – находится в израильском городе Яффе. Как раз здесь, на Святой Земле, проходила основная проповедническая деятельность апостола Петра, ведь он сам был родом из этих мест и очень их любил. Здесь, в Яффе (Иоппии), и случилась чудесная история воскрешения святым Петром праведницы по имени Тавифа, история, вошедшая в Священное Писание как одна из самых невероятных. 

Тавифа была обычной смиренной женщиной, незаметно делавшей добрые дела; «творила милостыню», как скромно сказано о ней в Писании. Она шила одежду и раздавала ее беднякам, не ожидая взамен ни благодарности, ни ответного добра, ни славы. Очень любили ее горожане, а когда она заболела и умерла, бросились с плачем к святому Петру, прознав, что он находится неподалеку. Вошел Петр к умершей и «силой Божией возвратил ее к жизни, сказав: “Тавифа, встань!“» (Деян. 9, 40). Тавифа открыла глаза и села, а весть о чуде мгновенно разнеслась по всей Иоппии, укрепив веру людей в Господа.

Интересно, что это древнее событие удивительным образом вплело в библейскую историю и  нить русского православия. Произошло это в конце XIX века, когда русский архимандрит Антоний (Капустин) вместе с иерусалимским архитектором Конрадом Шиком во время проведения археологических исследований в окрестностях Яффы обнаружили отлично сохранившуюся гробницу праведной Тавифы, украшенную византийской мозаикой V–VI веков.

Предлагаю читателю совершить путешествие по следам архимандрита Антония (Капустина) сюда, на обетованную Землю, в порт Яффу, где и бросим якорь…

Вид на Яффу с моря

Яффа, Яффо, Яфо, Иоппия – как только ни менялось и ни звучало на разных языках название одного из самых древних городов не только на Святой Земле, но и во всем мире. Первое упоминание о нем значится еще в египетских летописях и относится (только представьте!) к XV в. до н.э. Название города находилось в списке прочих городов, захваченных фараоном Тутмосом III.  

Это сейчас Яффа стала частью современной столицы Израиля, а тогда никакого Тель-Авива и в помине не было, а Иоппия была самостоятельным городом. Место это поистине легендарное! По преданиям, именно здесь Персей освободил Андромеду, а Ной построил свой спасительный ковчег.  А уже после Великого потопа его сын Иафет основал город, предположительно, названный в его честь – Иоппия. Согласно Новому Завету именно в Яффе в доме кожевенника Симона жил и апостол Петр.

Яффа того времени – это небольшой, хотя и значимый городок с  одной главной улицей вдоль моря и узенькими улочками, едва заметными между прилепленными друг к другу домишками. Эти улочки-тропки, устремляясь от моря вверх, к пустынным яффским холмам, уводили любителей уединения в пустыню, которая наилучшим образом обеспечивала им возможность поразмышлять в одиночестве. Ведь ее аскетичные пейзажи не отвлекают, а все случайные звуки, сливаясь в один молитвенный монотонный гул, способствуют внутреннему просветлению. Наверняка и апостол Петр любил побродить по окрестным высотам, полюбоваться сверху на город и море. 

Храм святого Петра и праведной Тавифы в Яффе

Яффа уникальна тем, что уже на заре своей древней и непростой истории она имела большое значение, являясь важнейшим  портом и крепостью Римской империи. В 636 году, после захвата ее арабами, порт несколько опустел, оставаясь, в основном, воротами  на Святую Землю для иудейских и христианских паломников.

Сюда, в этот крошечный уголок, лежащий на раскаленных камнях пустыни под пронзительно синим небом, с древних пор не иссякал поток христианских паломников, которые  желали поклониться месту рождения, смерти и воскресения Иисуса Христа. И именно в город Яффу держали долгий путь и православные верующие из Древней Руси. Уже в X веке, в эпоху крестившего Русь князя Владимира, эти поездки на Святую Землю прочно вошли в  русскую православную культуру.

Путь к священному Иордану из центральных русских губерний был долог и утомителен: сначала в Одессу, где от градоначальника паломники получали пакет «Документов паломника» и паспорт подданного Российской империи. Потом под парусами в Константинополь, столицу Османской империи, где в российской дипломатической миссии им выдавались «именной указ», «паломнический паспорт» и в случае необходимости даже денежное пособие. Дальше наших соотечественников уже ждала Яффа, а через города  Рамле, Лидду и Абу Гош – 64 километра пути караваном в Иерусалим.

Русским паломникам, преодолевшим три моря и прибывшим в Яффу, требовался отдых, привал перед последним караванным переходом.  Им так важно было иметь здесь, на Святой Земле, хотя бы небольшое свое русское подворье, маленький уголок России!

И такой «русский уголок Святой Земли» появился благодаря усилиям архимандрита Антонина (Капустина), который в 1868 году за 2800 франков приобрел в городе апостола Петра  участок под названием Дарбайтен Тавифа (что в переводе означает «два переулка Тавифы»). На этой пустовавшей земле с остатками древних еврейских захоронений и была найдена гробница праведной Тавифы. 

Началось обустройство. Сначала построили приют для паломников и странников, выкопали колодец, так как без воды в этих местах существование немыслимо.  А где вода встретится с жарким солнцем, там оазис, там прохлада, там цветущий сад! Вот и на русском подворье вырос такой чудесный сад из прекрасных плодовых и хвойных деревьев, и безжизненная пустыня наполнилась благодатью!

Значение русского подворья в Яффе для паломников сложно переоценить: здесь их встречали приветствиями и благословениями на русском языке, предоставляли отдых и всё необходимое для путешествия по очень низким ценам. Всё убранство приюта, включая обязательный самовар, создавало здесь, в далекой Палестине, атмосферу Родины. Место это паломники находили без труда по кресту, воздвигнутому отцом Антонием на вершине «модели Голгофы» – насыпного холма, повторяющего очертания подлинной святыни.

Но, конечно, Антонин (Капустин) мечтал возвести здесь храм, и в 1884 году он начал переписку с Петербургом по вопросу строительства в окрестностях Яффы русской церкви. Инициативу хоть и не сразу, но одобрили, и в 1888 году в присутствии Великих князей Сергея и Павла Александровичей  Романовых и Великой княгини Елисаветы Феодоровны было заложено основание будущему храму.

Неизвестно, кто был архитектором храма, но проект  создавался при участии отца Антония, который был настоятелем церквей в Афинах и Константинополе и хорошо изучил греко-византийское зодчество. Храм  немного напоминает Свято-Троицкий собор в Иерусалиме архитектора М.И. Эппингера. Известно, что в строительстве храма принимали участие итальянские и местные мастера, а иконы для него писал художник Антон Захарович Ледаков, выпускник Академии художеств и друг Ивана Крамского.

Освящен был храм 16 января 1894 года в честь дня поклонения честным веригам апостола Петра, а северный его придел освятили в честь праведной Тавифы .  

Часовня праведной Тавифы

Храм получился уютным и душевным. Прекрасным садом из апельсиновых, мандариновых, гранатовых, персиковых деревьев, душистым хвойным парком встречает он прихожан и гостей. Нежный розовый цвет первой зари добавляет изящества его простым очертаниям. Благодать и прохладу, которой так хочется в жаркие дни, дарит он каждому, входящему под его своды. 

Внутренний интерьер выполнен в светлых желтовато-голубоватых тонах просто и лаконично. На таком фоне торжественно выглядит белый иконостас – подарок Антонию (Капустину) от Православного палестинского общества к пятидесятилетию деятельности ученого-византиста. Белый цвет, символ добра, чистоты и всего нового, очень идет храму, возведенному под палящим солнцем Средиземноморья.

Расписывали храм в 1905 году, уже после смерти в 1894 году архимандрита Антония (Капустина). Внутренние стены украшены росписями, рассказывающими о жизни апостола Петра, а алтарные столпы – изображениями апостолов Петра и Павла. На остальных столпах написаны образы еще десяти апостолов. Главная престольная икона храма – «Воскрешение Тавифы», которая издавна считается покровительницей искусных мастеров любого дела.

Высокая розовая колокольня русского православного храма стала визитной карточкой столицы Израиля, с который в наши дни слилась древняя Яффа, став пригородом Тель-Авива. Удивительно, согласитесь! Колокольня является самой высокой точкой города и видна отовсюду.  Туристы и паломники, прибывающие в Яффу морем, издалека видят ее строгий стройный силуэт.

Рядом с храмом находится часовня, возведенная над главной святыней храма –гробницей праведной Тавифы. Прекрасный утонченный образ святой венчает простая и трогательная арка с надписью: «Святая праведная Тавифо, моли Бога о нас!»

Для православных жителей Израиля церковь, действительно, является уголком для души, островком русской культуры, по которой эмигранты из России порой очень скучают. Она дарит возможность приобщить к основам этой культуры и детей эмигрантов, родившихся уже здесь. С удовольствием посещают они занятия в детской  воскресной  школе!

А еще храм помогает православным людям, приехавшим в Израиль для лечения. Святая Земля исцеляет не только душу… Особое место в списке медицинских центров, которые лично регулярно посещает настоятель храма протоиерей Игорь Пчелинцев, конечно, занимает детский онкологический центр. Иногда дети вынуждены находиться несколько лет на лечении в другой стране, и такое общение помогает им верить в выздоровление и очень важно для них.

Интересно, что при храме находят пристанище, доброту и заботу и обездоленные животные. А еще здешний сад украшают павлины. Вот такая экзотика!

Откуда только ни приезжают люди в храм апостола Петра и праведной Тавифы! Не только из России, но и из самых дальних уголков Земли стремятся православные христиане сюда, на Святую Землю, которую путешественник Федор Греков назвал «вершиной мира, увенчанной Животворящим крестом, на котором принесена была страшная жертва о  роде человеческом».

Как замечательно, что на этой «вершине мира» есть такой замечательный «русский» уголок – храм в честь вериг апостола Петра, в котором мы «побывали» в день почитания этой чудотворной святыни! А еще 29 января издавна считалось поворотным днем в ходе зимы, так что весна не за горами и все мы скоро почувствуем ее приближение!