Праздник Введения во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии
Днесь благоволения Божия предображение и человеков спасения проповедание. В храме Божии ясно Дева является и Христа всем предвозвещает. Той и мы велегласно возопиим: радуйся, смотрения Зиждителева исполнение.
Тропарь праздника
Похвала женщин и слава женского пола Пречистая Дева Мария под Своим Покровом хранит весь мир, особо слыша женскую и материнскую молитву… Божию Матерь почитают во всем мире, особенно в нашей стране, где так много Ее чудотворных образов. Мы верим, что над нашей страной особым образом простирается Покров Божией Матери Пречистой и Пресвятой Девы Марии.
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Глубокой тайной покрыта земная жизнь Пресвятой Богородицы от младенчества до вознесения на Небо. Сокровенна была и Ее жизнь в Иерусалимском храме. «Если бы кто спросил меня, – говорил блаженный Иероним, – как проводила время юности Пресвятая Дева, я ответил бы: то известно Самому Богу и Архангелу Гавриилу, неотступному хранителю Ее». Но в Церковном Предании сохранились сведения, что во время пребывания Пречистой Девы в Иерусалимском храме она воспитывалась в обществе благочестивых дев, прилежно читала Священное Писание, занималась рукоделием, постоянно молилась и возрастала в любви к Богу.
Пребывание Пресвятой Отроковицы в храме, где Она постигала полноту духовной мудрости и смирения, является прообразом будущего христианского монашества. Именно поэтому многие монастыри и храмы на Руси устраивались в честь праздника Введения.
Не будем забывать о чрезвычайно популярном в России предании о четырех уделах Пресвятой Богородицы: Иверии, Афоне, Киево-Печерской лавре и Свято-Троцкой Серафимо-Дивеевской обители. Все четыре удела – места возникновения монашеского уклада и образа жизни. И это можно признать своеобразным призывом Богородицы ко всем христианам, ищущим Бога и правды Его, а также хотящим достичь евангельского совершенства («Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный», – Мф. 5:48; «Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди продай имение твое и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи и следуй за Мною», – Мф. 19:16).
В деле Божественного спасения нашего всё было облачено в тайну; Ангелы и Пророки в недоумении испытывали эту тайну, но не могли проникнуть в нее. Удивительно сокровенным характером запечатлено было и посвящение Марии на служение Богу при введении Ее во храм. Она, плод пламенных молитв и долгих ожиданий, дитя некогда царственного рода, при достижении лишь трехлетнего возраста должна была по обету родителей оставить кров родной и на чужих руках жить при храме в подвигах молитвы и труда. Ни естественная привязанность родительского сердца, ни страх, внушаемый слабостью возраста и пола, ни тяжесть собственного одиночества в летах глубокой старости – ничто не поколебало решимости Иоакима и Анны. Но что же это? Есть ли это только дар Богу от бесплодных родителей за отнятие «поношения бесчадства»? Благочестивая ли только твердость исполнения однажды данного и запечатленного клятвой обета или жертва Богу по примеру жертв праотцов? Нет. Это тайна, в которой Господь, «хотя сказати народам Свое спасение, неискусобрачную ныне от человек прият, знамение примирения и обновления».
Храм Иерусалимский, возобновленный после плена вавилонского Зоровавелем, а потому называемый, в отличие от Соломонова, вторым, во многом уступал последнему и по размерам, и по великолепию. Те, кто помнил прежний храм, в этом втором не узнавали храма; по выражению пророка Аггея, он был пред ним «якоже не сущ» (Агг. 2:3). И между тем слава второго храма должна была воссиять более славы первого! Как должно было совершиться это прославление, объясняет другой пророк: «Внезапу приидет в церковь Свою Господь, Его же вы ищете, и Ангел Завета, Его же вы хощете» (Малах. 3:1). Но вот уже с тех пор прошло более 400 лет, а Ангел Завета не приходил и слава храма Зоровавеля, и в начале невеликая в сравнении с храмом Соломоновым, не только не возвысилась, но почти совершенно упала: здесь не было ни Ковчега Завета, ни пророческого «урим и туммим» (света и совершенства, знаменовавших присутствие Божие), ни священного елеопомазания! Через кого же, каким образом и когда воссияла это предвозвещенная пророками слава? Через Господа Иисуса Христа: Господь, устрояя спасение людей Своих, избирает в Дом Свой «скинию» – Чистую Деву – и таким образом приготовляет для мира и храма спасительное обновление. «Скиния святая и пространнейшая небес, приемшая невместимое во всей твари Слово Божие», является в мир и вмещается в храме Бога. «Пречистый храм Спасов, многоценный Чертог и Дева, священное Сокровище славы Божия, – поет Святая Церковь в праздник Входа во храм Пресвятой Богородицы, – днесь вводится в дом Господень, благодать совводящи, яже в Дусе Божественном, юже воспевают Ангели Божии: Сия есть Селение небесное». Так славен был древний храм обетованием Божиим: «И будут очи Мои ту и сердце Мое во вся дни»; славен он был чудесными знамениями и пророчествами, благочестием и жертвами царей, благоговением и любовью народа. Но слава второго храма, принявшего в стены свои Господа Иисуса Христа и Пресвятую Деву, без сравнения была выше.
Намерение о посвящении храму Девы Марии сделалось известным во всем Иерусалиме, и все благочестивые израильтяне и израильтянки ожидали его с особым чувством благоговения. К торжеству посвящения собраны были все родные и знакомые Иоакима и Анны и множество юных дев, сверстниц Марии, долженствовавших сопровождать Ее в храм. Все они были приглашены не разделить печаль разлуки родителей и не утешать тоскующую дочь – их пригласили, чтобы участвовать в общей радости и быть свидетелями полной готовности их к разлуке. Кто более любит дитя как не мать? Но Анна, вдохновленная Духом, как свидетельствует Святая Церковь, Пречистую Приснодеву приводит с весельем в храм Божий. Шествие было торжественно: все шли, неся в руках зажженные свечи; весь сонм провожавших пел псалмы и священные песни.
Когда Иоаким и Анна приблизились с посвящаемой Дочерью к храму, навстречу им вышли с пением из храма служившие в нем священники и сам первосвященник.
Блаженный Иероним пишет, что крыльцо, на нижней ступени которого была поставлена родителями благодатная Отроковица, имело 15 высоких ступеней по числу «степенных» псалмов; эти псалмы священники пели, входя в храм для служения, на каждой ступени по одному.
Пречистая Дева скоро и бодро взошла по всем ступеням на самый верх храмового помоста.
Прозрев во вводимой Таинницу великих судеб Божиих, первосвященник не остановился там, где обыкновенно стоял молящийся народ, но повел Марию далее, «за первую и вторую завесу», в глубину внутреннего святилища, во Святая святых, куда не дозволялось входить не только никому из женского пола, но и самим священникам, и куда лишь однажды в год, в день очищения, имел право входить только один первосвященник с жертвенной кровью.
Захария, введя Марию во Святая святых, назначил это место для постоянных молитв Ее. Тогда как другим девам было строго воспрещено приближаться к святилищу, Пречистая Дева со времени Ее введения в храм во всякое время могла входить туда для молитвы, что сделано Захарией, без сомнения, по особому внушению Божиему. Святой Феофилакт говорит об этом так: «Архиерей в то время, объятый Богом, был вне себя и уразумел, что Отроковица эта есть вместилище Божественной благодати и более его самого достойна предстоять повсечасно лицу Божиему. Вспомнив же сказанное в Законе о Кивоте, которому повелено находиться во Святая святых, он уразумел, что это прямо указывало на сию Отроковицу. И потому, нимало не усомнившись, осмелился вопреки постановлений ввести Ее во Святая святых».
Вот почему Ангелы, в недоумении и трепете прозревая в настоящем событии дело Божественного домостроительства, благоговейно удивлялись вхождению Девы во Святая святых. В Святая святых в это время уже не было Ковчега Завета с его священными принадлежностями – там было совершенно пусто, что как бы свидетельствовало об окончании подзаконных времен. Ветхозаветные тайны стали разъясняться, открывая ряд других тайн, более высоких, и небесные служители покрыли своими крыльями уже не Ковчег Ветхого Завета, некогда находившийся в Иерусалимском храме, а новый живой Кивот свидения и славословили Господа.
Святой Иоанн Дамаскин замечает: «В храме Она так жила, что, будучи удалена от сообщества неблагонравных мужей и жен, представляла образец жизни лучшей и чистейшей в сравнении с прочими».
Один из древних учителей Церкви Георгий Никомидийский так описывает ангельские явления Пресвятой Деве: «По мере того, как Пречистая день ото дня взрослела, в Ней росли и дары Духа Святого. Она пребывала с Ангелами, о чем узнал и Захария. Однажды, исправляя в святилище свое служение, увидел он кого-то, с виду странного, похожего на Ангела, подающего Ей пищу. Захария весьма удивился и думал: что это за необыкновенное и новое видение? По-видимому, Ангел говорит с Девой; бесплотный приносит пищу, питающую плоть, естеством невещественным подает Деве нечто вещественное. Явление Ангелов бывает одним лишь священникам, и то весьма редко, а что бы Ангел пришел к девице, и притом столь юной, это необыкновенно. Если бы она была замужняя и молилась о разрешении своего неплодства как Анна, я не удивился бы видению, но девица об этом молиться не может. Ангел же всегда к Ней является, как я то вижу, и вот что приводит меня в великое удивление, сомнение и ужас! Что всё это значит? Что приходит возвещать Ей Ангел и какая эта приносимая им пища? Откуда взята и кто ее изготовил? Ибо Ангелы не заботятся о телесных нуждах наших».
Блаженный Иероним добавляет к этому: Ангелы посещали Ее каждый день, и если бы спросили, в чем заключались эти беседы, то это было известно Богу, Пресвятой Деве, Ее неотступному хранителю Архангелу Гавриилу и другим Ангелам, ежедневно беседовавшим с Нею.
Как ни мало известны обстоятельства первоначальной жизни Богоматери, всё же в ней можно заметить три существенные черты: 1) Она была плодом молитвы родителей, долго не имевших у себя детей; 2) Она получила воспитание при храме; 3) Она обрекла Себя всегдашнему девству. Уже эти обстоятельства представляют в Ней существо более небесное, нежели земное.
Предание повествует о том, что Богородица прожила при храме до 12 лет. Наступило время, когда Ей надлежало оставить храм и вступить в брак. Но Она объявила первосвященнику и священникам, что дала обет девства перед Богом. Тогда из уважения к Ее обету и для сохранения Ее девства, чтобы юная дева не оставалась без покровительства и попечения (к тому времени почили Ее родители), Марию обручили престарелому плотнику Иосифу, происходившему из рода царя Давида. По преданию Господь Сам указал на него в качестве будущего обручника и защитника Богородицы. Храмовые священники собрали 12 мужчин из рода Давида, положили их посохи на жертвенник и молились, чтобы Бог указал на того, кто Ему угоден. Затем первосвященник отдал каждому его посох. Когда он отдал посох Иосифу, из него вылетела голубка и села Иосифу на голову. Тогда первосвященник сказал старцу: «Ты избран, чтобы принять к себе и блюсти Деву Господа». Богородица поселилась в доме Иосифа в Назарете.
Хочется закончить это повествование словами архимандрита Иоанна (Крестьянкина):
«Мы стоим на пороге храма, и надо войти в него, оживив в себе знание закона Божия, войти исполнением обетов, уже принесенных нами Богу. И не забудем, что не одни правители вершат судьбы стран и народов, но ответственность за жизнь мира пред Богом лежит на всех, на каждом живущем, как бы мал он ни был.
Дорогие мои! Милость Божия дает нам ныне время для покаяния. Любовь Божия терпит болезни нашего неверия. Господь ждет, чтобы собрать нас под крылья Свои. Захотим же спасения, вернемся в храм Божий любовью и желанием к нему и вернем Богу храм нашего сердца. И отверзутся щедроты милостей Божиих, заключенных нашими грехами, отверзется небо.
А Пресвятая Дева, Богоизбранная Отроковица, Дщерь человеческая, впервые отверзшая нам небо и ставшая Матерью страждущему и болящему человечеству, всегда готова Своею благодатию поддержать, укрепить и провести по жизни, по пути спасения всех, к Ней прибегающих с верою и любовью».
«Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим еже в храм Господень вхождение Твое». Аминь.
Материал подготовил Михаил Громов