Юстиниан и Феодора: святой император и раскаявшаяся грешница

Сергей Викторов

27 ноября (по новому стилю) православные во всем мире вспоминают святого Юстиниана Великого и его жену благоверную царицу Феодору – удивительную супружескую чету, которая в VI веке от Рождества Христова на протяжении нескольких десятилетий правила крупнейшим государством тогдашней Европы – Византией. Это их стараниями Константинополь, в ту пору заштатная столица Восточной Римской империи, превратился в твердыню христианства блистательный «Второй Рим».

Чтобы понять и оценить все те великие свершения, сделанные руками этой августейшей семьи, необходимо вспомнить бурное время, в котором Юстиниану и Феодоре пришлось жить. Дело происходило в первой половине VI века, которую потом историки назовут концом поздней античности.

Примерно, за полвека до этого Западная Римская империя, связанная с Византией родственными узами, была покорена племенами остготов. После упразднения Запада готский король Теодорикс демонстративно отослал все имперские регалии в Константинополь и перенес свою столицу из одряхлевшего Рима в курортный городок Равенну. Восточной части некогда единой страны Византии при разделе империи августом Феодосием еще в 395 году досталась хотя и более богатая, но плохо защищенная и окруженная алчущими варварами территория. В 517 году престол василевсов (титул византийских императоров. – Ред.) достался и вовсе случайному человеку – начальнику дворцовой гвардии Юстину. Крестьянскому сыну, не умевшему ни читать, ни писать, но пользовавшемуся большой популярностью у гвардейцев, которые по древней римской традиции и выкрикнули его на царство.

Из деревни на престол

Император Юстин был уже далеко не молод и обременен многочисленными ранами, когда ему пришлось вспомнить о возможном наследнике, своем единственном родственнике, оставшемся во фракийской (читай, болгарской) деревушке, откуда он сам когда-то отправился покорять столицу, – племяннике Юстиниане.

В возрасте 25 лет Юстиниан прибывает в Константинополь и начинает изучать римское право, богословие, философию и риторику. Постепенно дядя привлекает его к делам государственного управления, подготавливая Юстиниана в качестве наследника. Всего за несколько недель, вникнув во все премудрости управления империей и чиновниками, Юстиниан стал незаменимым помощником для безграмотного императора, а потом и его соправителем. Одно только смущало императора – его наследник так и не собрался жениться. Между тем ему уже шел сороковой год, а на все вопросы дяди о внуках-наследниках Юстиниан отвечал: «Некогда мне – я женат на Византии!»

Византийская модель с изображением статуи Юстиниана

Поэтому, когда в 523 году племянник, упав перед дядей на колени, попросил василевса дать согласие на его брак с некоей Феодорой, которую давно любит, дядя невероятно обрадовался.

«Грешница»

Существует только один исторический источник о молодости Феодоры, которому, правда, специалисты по истории Византии не очень доверяют. Это книга «Тайная история», написанная ее современником дворцовым чиновников высокого ранга Прокопием Кесарийским. Известно, что автор был сильно обижен на императрицу – он не мог простить ей опалы своего покровителя главнокомандующего Велизария, а потому сделал всё, чтобы опорочить деятельность Феодоры в глазах потомков.

Восхваляя публично мудрость и красоту Феодоры, Прокопий Кесарийский вел тайный дневник, где буквально обливал ненавистную ему женщину потоками грязи. Благодаря язвительному языку Прокопия в памяти большинства европейцев Феодора осталась как блудница и развратница.

Будущая императрица выросла в цирке, где у ее отца был номер с дрессированными медведями. Сама же она с ранних лет выступала гимнасткой на натянутом под куполом канате. Когда ей исполнилось 15 лет, девушка неожиданно прервала свою карьеру, влюбившись в некого чиновника по имени Гекебол, и решительно променяла популярность и солидные гонорары на малопочетную роль «воскресной жены» покровителя. Кстати, Юстин и Юстиниан высоко ценили деловую хватку Гекебола и постоянно направляли его в разные города и провинции империи в качестве «кризисного управленца». И тот, помимо законной супруги, всегда брал с собой и свою «гетеру».

Понятно, что такие отношения ничем хорошим для Феодоры закончиться не могли. В начале 523 года Гекебол, ставший губернатором Александрии, нашел себе другую любовницу, а бедняжку Феодору попросту выгнал на улицу, забрав у нее все подарки и деньги. После такого вероломства молодая женщина, отчаявшись, решила свести счеты с жизнью – утопиться в Средиземном море. К счастью, согласно легенде прямо у морской кромки бедняжку перехватил тогдашний Патриарх Александрийский Тимофей IV. Он увел ее в свой дом, успокоил, накормил и дал ей крышу над головой. Так закончилась жизнь Феодоры-грешницы и началась жизнь Феодоры-праведницы!

Благодаря беседам с Патриархом женщина, которой тогда не было и 25-ти, осознала всю греховность прежнего существования и попросила у святителя совета, как ей жить дальше. В ответ услышала: «Возвращайся в родные места и неси слово Божие таким же несчастным женщинам, какой была ты». На собранные общиной Патриарха Тимофея деньги Феодора купила билет на корабль до Константинополя и вернулась в столицу.

Праведница

После всех злоключений Феодора приняла решение вести праведную жизнь. Она и профессию выбрала достойную: на оставшиеся деньги купила небольшой дом и прядильный станок для производства шерсти, которая тогда была в столице нарасхват. Правда, уединиться от городской жизни у нее не получилось. Лавка Феодоры оказалась неподалеку от столичного района «красных фонарей», который по иронии судьбы спустя много веков превратится в Фанар – резиденцию современного Вселенского Патриарха. Дела у новоявленной прядильщицы сразу пошли в гору – недостатка заказов от борделей и его работниц у нее не было. И Феодора начала борьбу против окружавшего ее разврата. Можете себе представить, каково пришлось молодой и красивой женщине среди похотливых мужчин, когда она принялась обходить один притон за другим, неся несчастным слово Божие и пытаясь защитить их от постоянных избиений и насилия со стороны клиентов.

Весть о том, что в одном из столичных предместий появилась красивая прядильщица, которая бросила вызов развратникам и начала убеждать местных проституток покончить с греховным занятием, дошла до наследника престола Юстиниана. Тот по местной традиции, помимо управления государством, еще и курировал безопасность в столице. Взяв нескольких охранников, в одежде обычного горожанина Юстиниан отправился посмотреть на Феодору. И пришел как раз вовремя: группа озлобленных клиентов одного из борделей напала на лавку Феодоры, чтобы раз и навсегда отбить у нее желание мешать им.

Император Юстиниан I Великий
Императрица Феодора

К счастью, охранники наследника быстро разогнали толпу, избавив женщину от последствий куда более неприятных, чем просто ограбление и избиение. Сам же Юстиниан, представившийся зажиточным торговцем ковров, был потрясен красотой спасенной им подвижницы и согласился отужинать у нее. Вот так выглядит самая романтическая версия знакомства Юстиниана с Феодорой, которая принадлежит перу выдающегося французского историка-византиста Шарля Диля.

Поначалу Юстиниан (а на момент их знакомства ему было уже 40, а ей всего 23) скрывал от новой знакомой свое настоящее имя и тем более титул. Для нее он был вдовцом Марком, который, помимо хорошей шерсти, искал доброго человека, с которым можно было поговорить по душам и обсудить все насущные проблемы в городе. Для этого пару раз в неделю он наведывался в домик красавицы, не выказывая при этом никаких нечистых намерений. Скромная лавка Феодоры с ее чудным видом на Босфор стала для Юстиниана, работавшего по 16 часов в сутки, местом отдыха. Пока его слуги паковали шерсть, наследник престола смаковал молодое вино и козий сыр и узнавал от Феодоры последние городские новости.

Чем больше они общались, тем сильнее будущий император влюблялся в прядильщицу. В конце концов после пяти месяцев столь необычных отношений Юстиниан не выдержал и открылся перед женщиной. Феодора, которая к тому времени уже стала догадываться, что ее главный заказчик и постоянный собеседник не тот, за кого себя выдает, была сильно удивлена этой новостью. И попросила наследника престола либо заключить с ней законный брак, либо оставить ее в покое.

Император и императрица

Когда летом 523 года племянник пришел к августейшему дяде и открыл имя своей избранницы, старый император поначалу сильно возмутился: «Как ты, наследник престола, можешь жениться на простолюдинке?» «Я вообще-то по происхождению крестьянский сын. А крестьянин и лавочница – достойная пара», – парировал Юстиниан. И тогда старый василевс согласился: «Ну, женись, если так тебе хочется!»

Во избежание слухов о столь вопиющем мезальянсе Юстин распорядился немедленно возвести будущую невестку в патрицианское достоинство и отменить давний закон Константина Великого, который запрещал василевсам и их сыновьям сочетаться браком с женщинами низкого происхождения.

Ангел показывает Юстиниану модель собора Святой Софии

Они обвенчались весной 525 года, а 1 апреля 527 года, после смерти императора Юстина, вступили на престол. Как показали последующие события, этот брак стал истинным спасением для Византии. Юстиниан получил в жены не только ослепительную красавицу, но и верную помощницу, и главную советчицу. С самого начала их совместной жизни Феодора решительно поддерживала супруга во всех его начинаниях и реформах. Именно по совету жены новый император объявил войну последнему очагу язычества – греческому эллинизму. В христианском государстве, считали император с супругой, могут быть только христианские школы, так что пребывание в Афинах легендарной Платоновской академии, фрондировавшей своей любовью к Древней Греции, было объявлено ими язычеством. Одним из первых своих указов новый император объявил о закрытии Афинской академии.

Благодаря крестьянской смекалке у Юстиниана всегда находились средства, чтобы строить новые дороги, города и, главное, церкви по всей державе. И в этом благом деле он всегда находил безусловную поддержку супруги. Однажды, воспользовавшись тем, что во время беспорядков в столице сгорела небольшая церковь святой Софии, Феодора убедила мужа возвести на ее месте величайший в истории христианский храм.

В течение последующих пяти лет около десяти тысяч рабочих со всей империи возводили гигантскую святую обитель под постоянным контролем самого василевса, а в его отсутствие – Феодоры. Когда 27 декабря 537 года император впервые зашел в обновленный храм Святой Софии, он на минуту потерял дар речи от увиденной красоты, а потом радостно воскликнул: «Я превзошел тебя, Соломон!» – имея в виду знаменитый Иерусалимский храм, который к тому времени давно уже был разрушен.

Опора престола

Уважение Юстиниана к дарованиям и советам жены особенно возросло после мятежа «Ника» (он был так назван, потому что лозунгом восставших было «Ника» («Побеждай»). – Ред.) в 532 году. Восставшие тогда захватили почти всю столицу, и даже самые верные советники императора советовали ему покинуть город. И только Феодора настояла на продолжении борьбы, заявив, что лучше умереть во дворце, чем на чужбине (дословно: «Порфира для тебя лучший саван»).

Кадр фильма «Русь изначальная».
Юстиниан - Иннокентий Смоктуновский,
Феодора - Маргарита Терехова

С согласия императора Феодора взяла подавление восстания в свои руки и успешно справилась с этой казавшейся невыполнимой миссией. В благодарность за чудесное спасение трона Юстиниан распорядился включить имя обожаемой супруги в клятву, которую отныне должны были давать любые чиновники. Все 22 года совместного правления Феодора старалась помогать супругу: она принимала послов, вступала в дипломатическую переписку с германскими королями, министрами иранского шаха. От нее зависели назначения, увольнения или низложения ближайших советников императора, военачальников, правителей провинций, епископов, включая и Римского Папу.

И, конечно же, не забывала о судьбах других несчастных женщин. Еще в 528 году (то есть на первом году правления) Феодора собрала более пятисот самых известных в столице блудниц и стала убеждать их покончить с грехом. Убедившись, что развратницы не хотят внимать ее просьбам, императрица приказала стражникам свести их на другой – азиатский – берег пролива, где их немедленно поместили в старую крепость, которой суждено было стать для них последней земной обителью под названием «Монастырь раскаяния». С той поры до самой смерти императора Юстиниана в Константинополе были запрещены бордели и торговля женским телом.

Императрица Феодора преставилась 29 июня 548 года, немного не дожив до 50 лет, вероятно, от рака груди. Болезнь причиняла ей мучительные страдания, которые она переносила без жалоб и ропота как истинная христианка. Император Юстиниан был потрясен утратой своей поистине второй половины и сделал всё, чтобы сохранить об усопшей благодарную память.

Православная Церковь прославила Феодору как правоверную царицу. Правда, после великого раскола XI века католики отказались поминать супругу Юстиниана как святую. Стараниями Римских Пап, которые никак не могли забыть активного участия Феодоры в свержении римского епископа Сильверия, осмелившегося бросить вызов императору, о покойной императрице на Западе сложилось мнение как о «второй Еве, послушной змию искушения, новой Далиле и второй Иродиаде, жаждущей крови святых и даже "покровительствующей силам ада"».

Кадр фильма «Битва за Рим».
Император Юстиниан и императрица Феодора

Это негативное отношение к ней нашло свое отражение и в кинематографе. В 1968–69 годах с благословения Ватикана был снят двухсерийный блокбастер «Битва за Рим» с одной из главных красавиц итальянского кино Сильвой Кошчиной в роли Феодоры. Императрица в ее исполнении оказалась вздорной интриганкой, все помыслы которой сводились к обольщению командующего имперской армии карлика Нарсеса. А когда карлик посмел отказать ей, она подставила Нарсеса перед императором. Интрига с треском провалилась, и экранная Феодора от страха перед неизбежным наказанием от императора покончила собой.

Конечно же, эта история не имеет ничего общего с действительностью. Это очевидно даже по таким мелочам, что реальный Нарсес был не карликом, а ...евнухом. Да и император так почитал свою супругу, что за время их совместной жизни ни разу не повысил на нее голос. В этой связи куда более исторически правдивым оказался советский фильм 1984 года «Русь изначальная», где будущих святых супругов изобразили в самый страшный момент их правления – во время восстания «Ники». Их роли исполнили наши легендарные актеры Иннокентий Смоктуновский и Маргарита Терехова.

Великий

Известно, что император Юстиниан I с самого начала своего правления покровительствовал христианству. Особое внимание уделял он искоренению ересей. Известно, что император сам написал церковную песнь о «Единородном Сыне и Слове Божием», которую обязал к исполнению во всех церквях и школах империи, созвал Пятый Вселенский собор и, наконец, принял закон об обязательном праздновании Рождества Христова и Воскресения Господня, а также Крещения и Благовещения, праздников, без которых сегодня невозможно представить жизнь христиан.

Неудивительно, что Юстиниан оказался единственным из византийских императоров, который за свою преданность христианству, благоустройству государства и благочестивый образ жизни удостоился от благодарных потомков эпитета «Великий». Но всего этого он вряд ли бы смог добиться без помощи своей верной супруги и помощницы святой Феодоры.


 

РУКА ДАЮЩЕГО НЕ ОСКУДЕВАЕТ!