Новгородский чудотворец Варлаам: изгнавший бесов из Хутыни

В 7 километрах от Великого Новгорода на правом берегу реки Волхов белой звездой сияет знаменитый Спасо-Преображенский Варлаамо-Хутынский монастырь. Он напоминает нам, что почти десять столетий назад в Новгородских землях жил великий христианский святой и отшельник преподобный Варлаам Хутынский. 19 ноября Русская Православная Церковь отмечает день памяти новгородского чудотворца. «Прихожанин» решил напомнить своим читателям некоторые момента из жизни преподобного.

Древняя Русь, XI–XII века. Если Москва в этот период благодаря усилиям благоверного князя Даниила Московского еще только-только зарождалась в дремучих московских лесах, то Новгород уже три столетия был большим, богатым и людным городом. Красивые каменные здания, среди которых особо выделялись величественный собор Святой Софии, новгородский Кремль, Никольский собор и дворец Ярослава Мудрого, 50 улиц с деревянными мостовыми, дома знатных и богатых горожан, занимавших свыше 100 гектар земли…

«Новгородский торг». Художник – А.М. Васнецов

В свое время князь Ярослав Мудрый повелел «от старост и поповых детей 300 учити книгам» и для этих целей приказал построить в городе школу. И это совсем не удивительно, ибо Новгород был крупнейшим культурным центром Древней Руси: здесь активно и широко распространялись рукописные книги, а летописи Софийского собора и ряда других монастырей день за днем писали историю Великого Новгорода.

Кстати, именно благодаря этим древним летописям мы сегодня знаем о великом отшельнике Варлааме Хутынском. Хотя знаем не так уж и много, ибо реальные летописные факты переплелись со многочисленными сказаниями и преданиями об этом новгородском святом.

Икона преподобного Варлаама Хутынского

Нам, к сожалению, неизвестна дата его рождения. Мы знаем, что будущего основателя и игумена Спасо-Преображенского Хутынского монастыря в миру звали Алекса Михалевич. Он был сыном богатых и очень знатных родителей, возможно, из новгородских бояр. С детства Алекса избегал шумных ребячьих игр, он много читал рукописных книг, часто ходил на службу в храм Божий, дома много молился и постился да и вообще стремился к жизни тихой и уединенной.

Это сильно озадачивало его родителей: они молили сына не морить себя постом, но безуспешно. «Много я, любезные родители, читал священных книг, но нигде не находил, чтобы сами родители советовали своим детям что-либо дурное, как вы мне советуете, – говорил им будущий отшельник. – Не дороже ли всего для нас Царство Небесное? Но не пища и питие введут нас туда, а пост и молитва». После кончины своих родителей юноша раздал всё богатое имущество бедным, а сам оставил Новгород и ушел в Лисичий монастырь (Лисицкий Рождество-Богородицкий монастырь – Ред.), где принял монашеский постриг с именем Варлаам (с древнееврейского это имя переводится как «Сын Божий»). Пожив там какое-то время, Варлаам решил поискать для себя иную, уединенную, обитель, где он мог бы спокойно жить и молиться.

Место, выбранное отшельником, называлось Хутынь. И, как говорится, неслучайно: хутынь, худынь – так в древности называли места, которые пользовались у жителей дурной славной. Поговаривали, что здесь, на правом берегу реки Волхов в 10 верстах к северу от Новгорода, царствовала нечистая сила.

Местные жители старательно избегали этих худых мест. Но святого отшельника встреча с нечистой силой не испугала. Более того, согласно преданию, когда он пробирался по темному лесу, в одном месте ему навстречу просиял яркий луч света. Варлаам принял этот свет за знак Божий.

Преподобный Варлаам Хутынский закладывает основы будущего монастыря

Варлаам срубил себе небольшую деревянную келию и поселился в этом глухом лесу. Жил он уединенно, но не сказать, чтобы мирно. Дикие лесные звери его не трогали, но на святого отшельника ополчились бесы: они пытались его то соблазнить разными образами, то запугать. Но святой подвижник усиленным постом и постоянными молитвами заставил бесов покинуть эти места.

Все свои дни Варлаам проводил в трудах и молитвах. Рубил дрова, чтобы отапливать свою келию, носил воду из лесного родника, питался поначалу ягодами, лесными кореньями и медом диких пчел. Позже, когда к святому потянулись жители из Новгорода и близлежащих сел, они приносили ему в дар кто – рыбу, кто – овощи, кто – овес, кто – ячмень.

Очень скоро слава о мудром отшельнике разошлась по Новгородским землям и потянулись за советом к преподобному Варлааму князья, бояре и простой люд. Каждому он говорил в соответствии с его положением. К примеру, приходившим к нему князьям и боярам он напоминал о трех вещах: что они начальствуют над такими же людьми, как и они сами; что приказывать должны, согласуясь с законом, и что рано или поздно им всем придется давать ответ за свои действия, решения и суды на высшем суде – Божием.

Было у него и для всех одно общее наставление: «Дети мои! Остерегайтесь разных пороков: зависти, клеветы, гнева, лжи, лихоимания, пристрастного суда; оставь­те ложную присягу, воздержи­вайтесь от блуда, особенно имейте кротость и лю­бовь мать всему доброму. Ис­пол­ните это, чтобы не лишиться вечных благ, обещанных Господом всем праведным. Избегайте вечной муки постом, молитвой и добрыми делами, ноч­ным бдением и дневными трудами». Недаром на некоторых иконах преподобного Варлаама Хутынского изображают держащим пергамент именно с этими словами.

Икона преподобного Варлаама Хутынского
с наставлениями людям

Неизвестно, как долго подвизался преподобный Варлаам в одиночестве. Согласно новгородским летописям очень скоро к нему потянулись люди, которые хотели жить в монашеском уединении подле святого отшельника, вместе с ним приближаясь к Царствию Небесному. Когда желающих и просящих рядом стало очень много, Варлаам принял решение построить здесь, на Хутыни, церковь во имя Преображения Господня, которую вскоре так и стали называть – Церковь Спаса на Хутыни.

Сначала храм был деревянный, позже на его месте Варлааму с насельниками удалось поставить каменный храм, который в 1192 году был освящен архиепископом Григорием (к сожалению, храм, построенный руками преподобного Варлаама Хутынского, до наших дней не сохранился. В 1515 году на месте его развалин по приказу князя Василия III выстроили новый белокаменный Спасо-Преображенский собор, который ныне составляет главную часть Варлаамо-Хутынского монастыря).

За строгую отшельническую жизнь, за верное служение Господь наделил преподобного Варлаама даром провидения и чудотворения. В новгородских летописях и преданиях описывается немало случаев великой прозорливости Варлаама, при этом, что интересно, предвидения преподобного проявлялись как в исторически значимом плане, так и в быту.

Хорошо известна история о том, как однажды на Хутынь за советом к отшельнику приехал новгородский князь Ярослав Владимирович. Преподобный Варлаам встретил его благословением и словами: «Буди здрав, добрый князь, и с сыном твоим». Ярослав опешил: «О каком таком сыне говорит святой?» Лишь вернувшись домой, он узнал о рождении своего сына Изяслава.

«Буди здрав, добрый князь, и с сыном твоим»

Другая, уже бытовая история, связана с рыбаками. Однажды преподобный попросил местных рыбаков наловить ему к обеду рыбы. Те ответили, что в последние дни с рыбой на реке Волхов стало худо, плохо ловится. «А вы всё же попытайтесь, – попросил их святой. – А я за вас помолюсь Пресвятой Богородице, она и поможет с уловом». Рыбаки нехотя вышли на ловлю и, к своему удивлению, наловили немало рыбы. При этом среди мелкой рыбешки попалась одна колоссальная рыбина. Рыбаки решили большую рыбу оставить себе, а преподобному отнести мелкую. Увидев принесенный улов, Варлаам, смеясь, сказал рыбакам: «Я вот за вас помолился, и Пресвятая Богородица вам помогла. Но детей вы принесли, а куда же мать их подевали?»

«Детей принесли, а куда же их мать подевали?»

Но порой некоторые поступки Варлаама сильно озадачивали знавших его людей. В историях о нем в качестве примера приводят такую историю.

Однажды Варлаам поехал в Новгород к новгородскому Владыке. Проезжая через мост, он встретил большую толпу, которая собиралась казнить преступника. В Новгороде было принято связывать осужденных преступников по рукам и ногам и сбрасывать их в реку Волхов.

Но в этот раз казнь не состоялась. Посмотрев на осужденного, преподобный Варлаам обратился к народу: «Отдайте преступника мне, он загладит свою вину в обители на Хутыни». Народ, который очень чтил святого, развязал преступнику руки и передал его преподобному (кстати, впоследствии этот человек очень усердно трудился в обители, и преподобный Варлаам сам постриг его в иноки).

Через какое-то время Варлааму пришлось вновь ехать той же дорогой. И вновь сцена была похожей: мост, негодующая толпа людей, обвиняемый, связанный по рукам и ногам. Здесь были даже его родственники, которые со слезами обратились к святому, прося спасти этого человека. Но преподобный Варлаам посмотрел на осужденного и молча проехал мимо.

Сопровождавшие игумена монахи, недоуменно наблюдая эту картину, спросили преподобного, почему одного осужденного он спас, а другого, которого мог так же легко спасти, словно бы не заметил. Святой Варлаам ответил им так: «Вы, взирая очами внешними, так же судите – по внешнему. Я же сердечными очами усмотрел, что первый был осужден справедливо за многие грехи, но, когда его судили, он искренне раскаялся в сердце своем. Я увидел, что он имеет веру на спасение, и потому выпросил его, дабы он имел возможность и время искупить свои грехи. Другой человек был осужден несправедливо и вопреки закону, но я увидел, что, умирая мученической смертью, он получит венец от Христа. Ему не нужны были ни моя помощь, ни мои молитвы, ибо помощь ему дает Сам Господь. Так что не сокрушайтесь и не соблазняйтесь о нем».

Варлаам Хутынский спасает осужденного на смерть

Еще один случай прозорливости святого упоминается в новгородских сказаниях. Однажды летом Варлаам был у новгородского архиепископа Григория. Прощаясь, тот попросил преподобного вновь приехать к нему через неделю. «Если Бог благословит, я приеду к твоей святыне на санях в пяток первой недели поста святых апостолов Петра и Павла», – ответил Варлаам. Архиепископ Григорий сильно удивился словам игумена Хутынской обители: какие сани? Ведь лето же на дворе!

Но накануне пятницы случился обильный снегопад и сильно подморозило. Архиепископ Григорий, встречая преподобного Варлаама, который, действительно, приехал к нему на санях, пребывал в большой печали. «Вот беда! – сказал новгородский Владыка. – Похоже, ждет Новгород большой голод. Из-за снега и мороза все хлеба на пашне померзнут».

На это Варлаам ответил: «Не печалься, Владыка, не скорбеть, а благодарить Господа нужно. Если бы Тот не послал нам этого снега и мороза, вот тогда был бы сильный голод. Господь хотел наказать нас за грехи наши, но по молитвам Богородицы и святых умилосердился над нами и послал мороз, чтобы перемерли черви, подтачивавшие корни хлебов. Увидишь: снег этот растает и напоит землю. И будет небывалый урожай по милости Господа». Так и случилось. Когда поутру снег сошел, архиепископу принесли с поля колосья. Их уже начали подтачивать черви, да от мороза они все померзли. И в том году урожай был, действительно, неслыханный.

Правда, летописи рассказывают и о случаях печальных предсказаний. В 1505 году, уже после кончины, однажды ночью иноку Тарасию явился преподобный Варлаам, который открыл ему видение. Тарасий увидел озеро Ильмень, выходящее из берегов и заливающее Новгород. «Я молил Пресвятую Богородицу спасти город, – сказал иноку Варлаам. – Город будет сохранен, но за свои грехи новгородцы будут наказаны сильным мором, а позже будет сильный пожар». О своем видении Тарасий поведал жителям города… Как сообщается в летописях, всё случилось так, как было предсказано святым Варлаамом: в 1509 году, через четыре года после откровения Тарасию, в Новгороде случился страшный мор, а спустя еще три года – сильный пожар, от которого выгорела чуть ли не вся торговая часть Великого Новгорода.

В новгородских преданиях и сказаниях о преподобном Варлааме приводится очень много историй о случаях исцеления больных и воскрешении мертвых и при жизни Варлаама и даже после того, как преподобный отошел ко Господу. Но в небольшой статье обо всем и не расскажешь.

…Мы не знаем точной даты кончины преподобного Варлаама. Чаще всего историки называют (правда, весьма неуверенно) 6 (19) ноября 1192 года. Хотя другие исследователи приводят иную дату – 1242 год.

Сохранилась написанная на пергаменте грамота Варлаама Хутынского, которая считается самым древних русским актом по наследству. В ней преподобный Варлаам передал основанной им обители всю территорию, на которой располагается монастырь, а также всю пахотную землю вокруг с сенокосами и угодьями двух принадлежащих монастырю сел. Перед своей кончиной преподобный Варлаам дал монахам обители следующую заповедь: «Странных с пути покоить, поить и кормить, приезжих на конях покоить всяким покоем и творить милостыню нищим. Если страннолюбия не забудете, то благодатью Божией обитель моя никогда не оскудеет».

Мощи преподобного были обретены лишь в XV веке, но долгое время после обретения они были скрыты от людских глаз. Кстати, по этому поводу существует один интересный рассказ. В 1471 году, покорив Новгород, московский князь Василий III приехал в Хутынский монастырь поклониться мощам святого Варлаама. «Почему не открывают гроб святого?» – грозно спросил князь. «Нельзя показывать мощи никому: ни князьям, ни архиереям, ни боярам, ни простому люду, – ответил ему игумен монастыря, – пока не будет воля Господа». «Открыть сейчас же!» – приказал князь Василий III, грозно ударяя своим жезлом в землю. Но лишь княжеские слуги стали поднимать доски, укрывавшие гроб, как из земли пошел черный дым, а затем ударил сильный столб пламени, опаливший стену храма. В ужасе князь Василий бежал из монастыря, бросив жезл, которым он в гневе стучал по земле.

Варлаамо-Хутынский Спасо-Преображенский монастырь

 

Мощи преподобного Варлаама Хутынского находятся в специальной серебряной раке в основанной им обители

Ныне мощи новгородского чудотворца преподобного Варлаама Хутынского покоятся в обители, которую он основал.

На протяжении семи столетий до 1925 года в пяти церквах монастыря никогда не прекращались богослужения. Монастырь рос и расширялся, следуя заповеди своего основателя. Кстати говоря, в склепе Спасо-Преображенского собора монастыря вместе со своей второй супругой был похоронен великий русский поэт Гавриил Державин, тот самый, о котором Пушкин сказал: «Старик Державин нас заметил и, в гроб сходя, благословил».

В 1919 году на Третьем губернском съезде Советов было принято решение о закрытии Хутынского монастыря, что, к несчастью, и произошло в 1925 году. До войны здесь размещалась лечебница для психически больных. Во время войны монастырь очень сильно пострадал от бомбежек и артобстрела и более 40 лет оставался в руинах.

В 1993 году Варлаамо-Хутынский монастырь был возвращен в лоно Русской Православной Церкви, и с этого года началось его постепенное восстановление. С 20 апреля 1994 года это действующий женский монастырь, где проживает более 100 сестер.

И ежегодно из разных уголков России тысячи паломников приезжают в Хутынь, чтобы полюбоваться белоснежным ансамблем Спасо-Преображенского Варлаамо-Хутынского монастыря и поклониться великому русскому святому – новгородскому чудотворцу Варлааму Хутынскому.

Петр Селинов


РУКА ДАЮЩЕГО НЕ ОСКУДЕВАЕТ!