Иерусалимское знамение

20 мая Русская Православная Церковь вспоминает великое знамение в истории раннего христианства – явление на небе Креста Господня в Иерусалиме в 351 году. «Прихожанин» решил напомнить своим читателям подробности этого события.

Икона, изображающее явление Креста Господня в Иерусалиме

Великие знамения Господь посылает людям в самые ответственные моменты истории. Так Он предупреждает нас о грозящей опасности или стремится направить по правильному пути. Печально, но, даже видя Божии знамения, люди нередко остаются к ним слепы и глухи.

…Как часто это бывает, у каждой истории есть своя предыстория. И явление на небе Креста Господня в Иерусалиме 7 мая 351 года напрямую связано с другим подобным знамением: 28 октября 312 года, готовясь к главному сражению со своими врагами, будущий император Константин Великий увидел в утреннем небе светящееся изображение креста, а над ним надпись «Сим победиши». Разбив своих врагов и став единовластным правителем Римской империи, Константин провозгласил христианство государственной религией.

Император Константин Великий

 

Константин Великий
видит в небе сверкающий крест и слова
«Сим победиши»

Благодаря поддержке Константина Великого по всей империи разрушались языческие храмы, а на их месте строились храмы христианские. Своими эдиктами император освободил христианскую Церковь от налогов и податей и утвердил за нею право приобретать недвижимость и владеть ею. С правления Константина наступает первый расцвет христианства. Правда, к сожалению, под конец жизни даже великий император не смог избежать искушения и стал жертвой арианской ереси.

В 337 году император Константин Великий умирает, и Римскую империю наследуют его сыновья: Констанций II, Констант и Константин II. После гибели двух братьев вся Римская империя оказывается в руках Констанция.

Так случается нередко, что на место великих правителей приходят люди заурядные, а то и просто ничтожные. Императора Константина в свое время не зря называли Великим. Он прославился громкими деяниями: в годы его правления христианство стало государственной религией, Константин организовал новое государственное устройство, перенес столицу Римской империи в новый город – Константинополь.

А вот его сын Констанций II, в основном, занимался интригами, уничтожал родственников, стремясь прибрать себе как можно больше власти. Как писал о нем древнеримский историк Аммиан Марцеллин, Констанций II «свирепостью превосходил, пожалуй, Калигулу, Домициана и Коммода. Взяв себе за образец этих свирепых государей, он в начале правления совершенно истребил всех связанных с ним узами крови и родства. Беды несчастных, против которых появлялись доносы об умалении или оскорблении величества, отягчали его жестокость и злые подозрения, которые в таких делах направлялись на все возможное. И если становилось известным что-нибудь подобное, он вместо спокойного отношения к делу приступал с жаром к кровавому розыску, назначал свирепых следователей, старался растянуть саму смерть в случаях казни, если это позволяли физические силы осужденных».

Император Констанций II

В то время как его братья Констант и Константин II приняли Символ веры, утвержденный на Первом Вселенском Соборе, Констанций впал в арианскую ересь. Ариане отвергали «единосущность Бога Сына и Бога Отца».

После гибели двух своих братьев и уничтожения других родственников Констанций стал единовластным правителем империи. Как ни печально, маятник истории качнулся в обратную сторону, и на смену Константину Великому пришел, если можно так выразиться, Констанций Ничтожный. Он постоянно вел разорительные войны как внутри самой Римской империи, так и за ее пределами, медленно, но верно подтачивая ее основы.

Констанций официально поддержал арианское религиозное течение. В результате его действий на Миланском Соборе был осужден и изгнан из Александрии один из Отцов Церкви архиепископ Александрийский Афанасий Великий, упорно и непреклонно противостоявший арианской ереси. В период правления Констанция II христианскую Церковь раздирали религиозные смуты, повсюду шла борьба, временами переходившая в гражданскую войну.

…Теперь переходим к главному событию, которое сегодня вспоминает Православная Церковь.

7 мая 351 года в 3 часа утра в Иерусалиме на небе появилось изображение равноконечного Креста Господня. Его видели все жители Великого города. Крест сиял так ярко, что своим светом затмевал свет солнца. Поразительно и то, что изображение Креста двигалось. Знамение возникло над Голгофской горой, а потом начало расширяться, пока не достигло горы Елеонской, которая находится от Голгофы на расстоянии 15 стадий (приблизительно, 2700 метров). Люди выходили из домов, звали своих соседей, со страхом и изумлением смотрели в небо на светящийся крест. А потом все жители устремились к храму Воскресения.

Как писали историки Церкви того времени, через явление Креста Господня многие иудеи и эллины пришли к истинной вере, покаялись и приняли Святое Крещение. Тогдашний Патриарх Иерусалимский Кирилл известил об этом знамении Констанция II. В своем послании Патриарх уговаривал императора, пока не поздно, отказаться от арианской ереси и обратиться к православной вере.

К сожалению, император Констанций II остался глух к посланию Патриарха Кирилла и до самой смерти пребывал в заблуждении.

Десять лет спустя, в 361 году, во время очередного военного похода император Констанций подхватил страшную лихорадку и вскоре умер. Говорят, перед смертью жар его тела был так велик, что до него было просто невозможно дотронуться.

После его смерти арианская ересь просуществовала еще 20 лет. В 381 году император Феодосий I, который был ярым противником арианства, созвал в Константинополе Вселенский Собор, на котором арианство было окончательно осуждено.

А Церковь с тех пор 20 мая вспоминает это великое событие. В русском языке слова «знамение» и «знамя» имеют общий корень. И можно сказать, что знамение, которое видели все жители Иерусалима в 351 году, – это своего рода знамя истинной веры, которое мы все призваны защищать.

Петр Селинов


 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить