Священные воды Иордана

19 января Православная Церковь отмечает один из двунадесятых христианских праздников – Крещение Господне. Иначе он называется Святое Богоявление, так как в этот день, в те мгновения, когда Иоанн Креститель погружал Христа в воды реки Иордан, миру была явлена Святая Троица: Бог Отец глаголал с неба, Сын крестился в воде, а вслед за этим Дух Святой сошел на Спасителя с неба в виде голубя. В канун праздника Крещения «Прихожанин» решил рассказать своим читателям о тех местах, где 2000 лет назад происходило это знаменательное событие.

…Каждое солидное государство имеет свою знаменитую реку. На африканском континенте жизнь пяти государств сосредоточена вокруг Нила (6852 км), который соперничает по длине с другой, самой длинной, рекой на планете – бразильской Амазонкой (6992 км). В Индии почитают священный Ганг, англичане восхищаются своей Темзой, а американцы – рекой Миссисипи. И хотя у нас в России множество красивых и крупных рек, но традиционно мы гордимся своей главной рекой – Волгой, которая, как поется в песне, течет «издалека долго».

И все же есть на планете река, которое по праву занимает первое место. Она не может соперничать с другими реками по длине – всего-то 250 километров. Ее ширина колеблется от 10 до 40 метров, а глубина – от метра до двух (поэтому она несудоходна). Но именно эту реку особо почитают и христиане, и иудеи во всех странах мира. Я говорю о реке Иордан.

Свое начало Иордан берет у подножия горы Хермон, ее исток образуют четыре главные реки-притока – Лиион, Дан, Хасбани и Баниаси. Спускаясь с гор, Иордан несет свои воды через Галилейское море (его еще называют Тивериадским озером, но чаще озером Кинерет – за внешнее сходство с музыкальным инструментом, разновидностью арфы) к самому загадочному морю на планете – соленому Мертвому морю.

В своем истоке Иордан – река бурная, стремительная и кристально прозрачная. Потому так любят израильские дети сплавляться здесь на резиновых плотах и лодках.

Один из притоков реки Иордан

Потом ход реки замедляется, и дальше Иордан движется плавно и медлительно, а его воды становятся то мутно-желтыми, то мутно-голубыми от поднимающего со дна ила. Интересно, что, вливаясь в Галилейское море (озеро Кинерет), Иордан не смешивает с ним свои воды. В Кинерете вода солоноватая – от многочисленных минеральных источников, но, вытекая из озера, Иордан остается пресным. Вот такая загадка. Кстати, далеко не единственная загадка этих святых мест.

Дальше, от Галилейского моря до Мертвого, река течет по Иорданской долине, являя собой естественную границу между Израилем и Иорданией.

Понятно, что арабское королевство Иордания получило название по имени реки, но исследователи продолжают гадать о происхождении названия самой реки. Некоторые считают, что Иордан в переводе означает «канавку» или слово «шуметь», но большинство лингвистов полагает, что имя реки связано с одним из ее притоков – рекой Дан и древнееврейским словом «йеред» («спускается», «падает»). Получается, что Иордан – это «река Дан, которая спускается».

…Хотя для христианских паломников всего мира, стремящихся посетить эти священные берега, Иордан, в первую очередь, связан с Крещением Спасителя, следует помнить, что на его берегах происходили и другие значимые библейские события.

В ветхозаветной Книге Иисуса Навина рассказывается о том, как Бог привел евреев с ковчегом завета в Обетованную землю и, остановив воды Иордана, перевел их посуху на другую сторону – так же, как некогда по Его воле расступились воды Чермного моря, чтобы евреи могли спастись от войска египетского фараона. «Лишь только несущие ковчег вошли в Иордан и ноги священников, несших ковчег, погрузились в воду Иордана (Иордан же выступает из всех берегов своих во все дни жатвы пшеницы), вода, текущая сверху, остановилась и стала стеною на весьма большое расстояние до города Адама, который подле Цартана; а текущая в море равнины, в море Соленое, ушла и иссякла. И народ переходил против Иерихона; священники же, несшие ковчег завета Господня, стояли на суше среди Иордана твердою ногою. Все сыны Израилевы переходили по суше, доколе весь народ не перешел чрез Иордан» (Нав. 3, 15–17).

Священники переносят ковчег заветов через Иордан

Останавливали священные воды Иордана и переходили реку посуху пророк Илия: «И взял Илия милоть свою, и свернул, и ударил ею по воде, и расступилась она туда и сюда, и перешли оба посуху» (4-я Цар. 2, 8) – и пророк Елисей: «И поднял милоть Илии, упавшую с него, и пошел назад, и стал на берегу Иордана. И взял милоть Илии, упавшую с него, и ударил ею по воде, и сказал: где Господь, Бог Илии, – Он Самый? И ударил по воде, и она расступилась туда и сюда, и перешел Елисей» (4-я Цар. 2, 13–14).

Кстати, именно с берега реки Иордан был взят на небо и сам пророк Илия: «Когда они шли и дорогою разговаривали, вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся Илия в вихре на небо» (4-я Цар. 2, 11).

В водах или на берегу Иордана происходило немало и других чудес. Так, пророк Елисей исцелил от проказы Неемана, военачальника царя Сирийского, повелев ему искупаться в Иордане: «И выслал к нему Елисей слугу сказать: пойди, омойся семь раз в Иордане, и обновится тело твое у тебя, и будешь чист. <…> И пошел он, и окунулся в Иордане семь раз, по слову человека Божия, и обновилось тело его как тело малого ребенка и очистился» (4-я Цар. 5, 10–14). Именно поэтому воды Иордана у всех народов считались не только священными, но и целебными, и многие паломники приезжали сюда, чтобы исцелиться, искупавшись в реке.

…И все же главная причина паломничества христиан к реке Иордан кроется в Новом Завете. История Крещения Иисуса Христа в водах Иордана описана у всех четырех евангелистов. Многие знаменитые художники – Перуджино, Беллини, Тинторетто, Нестеров, Поленов – посвятили этому событию свои полотна (хотя, на мой взгляд, самое лучшее творение, описывающее Крещение Спасителя, – это картина Александра Иванова «Явление Христа народу», и ее история заслуживает отдельного рассказа).

Александр Иванов. Картина «Явление Христа народу»

Согласно Евангелию Иоанн Креститель крестил в водах Иордана приходивших к нему грешников, когда увидел идущего по берегу Иисуса: «Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну – креститься от него. Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь; ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его. И крестившись Иисус тотчас вышел из воды – и се отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 3, 13–17).

Кстати, и сам обряд Крещения Спасителя таит в себе множество неразгаданных смыслов. Из Святого Писания нам известно, что, лишь только Христос погрузился в воды Иордана, они забурлили и на несколько мгновений река потекла вспять – с юга на север, из Мертвого моря в сторону моря Галилейского. И получилось, что по одну руку от Спасителя оказалось море мертвое, а по другую – воды живого Галилейского моря. Это ли не символ движения от смерти к жизни?!

…По уже упоминаемой причине, что Иордан является естественной границей между двумя государствами (а времена ныне весьма неспокойные), к реке в той ее части, где она вытекает из Галилейского моря и течет по Иорданской долине к Мертвому морю, паломники и туристы приблизиться не могут – не позволят ни израильские, ни иорданские военные.

Поэтому для христиан, приезжающих окунуться в священные воды Иордана, Министерство туризма Израиля обустроило особое место для погружения – специальный комплекс «Ярденит». Он находится в тихой заводи в том месте, где Иордан вытекает из Галилейского моря (озера Кинерет). Здесь всё великолепно организовано для максимального комфорта паломников: автомобильные парковки, удобные пешеходные дорожки и спуски к воде, раздевалки, сувенирные магазины, рестораны, где можно отведать знаменитую тиляпию, которую называют также «рыбой святого Петра». Здесь же можно купить (за 25 долларов) или взять напрокат (за 10 долларов) специальную длинную белую рубаху, в которой паломники погружаются в воды Иордана.

Комплекс «Ярденит»
Погружение паломников в комплексе «Ярденит»

В год этот комплекс посещает более 400 тысяч паломников, и сегодня он является одним из святых мест Израиля. Но надо понимать, что «Ярденит» несет в себе лишь символический характер – в реальности комплекс находится в сотне километров от того места, где Иоанн крестил грешников, погружая их в воды Иордана.

Конечно, паломникам хочется знать точное место Крещения Христа. В Евангелии от Иоанна дается подсказка: «Это происходило в Вифаваре при Иордане, где крестил Иоанн» (Ин. 1, 28).

Долгое время считалось, что Вифавара (это слово в переводе означает «дом переправы», «место брода») – это Каср-Эль-Яхуд, место, расположенное в 4 километрах от впадения Иордана в Мертвое море. Сюда стремились паломники, мечтавшие окунуться на том самом месте, где крестился Спаситель. Правда, до 2011 года Каср-Эль-Яхуд был закрыт для посещения в течение всего года, кроме одного дня – Крещения Господня. В этом месте русло реки совсем узкое – 4–5 метров, натянутые сетки, не дающие перебраться на другой берег, военные с автоматами… И дощатые ступеньки, позволяющие спуститься к воде. Сегодня это место открыто для посещения паломниками.

Каср-Эль-Яхуд

И всё же не в Каср-Эль-Яхуде две тысячи лет назад крестился Сын Божий.

…Лишь сравнительно недавно было обнаружено реальное место Крещения Господня. В 2000 году международная группа ученых, ведущая археологические раскопки на Святой Земле, установила подлинное место, где находилась Вифавара. Это иорданский поселок Вади-эль-Харар. А само место Крещения Христа – небольшой водоем Аль-Махтас (в переводе с арабского – «погружение») – сегодня находится в 40 метрах от русла реки на восточном берегу иорданской территории. Почему в 40 метрах? Потому что Иордан в этой части долины из-за обрушения мягких склонов не раз на протяжении веков менял свое русло.

Поселок Вади-эль-Харар. Место, где происходило Крещение Господне

Определить истинное место Крещения Христа ученым помогла мозаичная карта VI века размером 15 х 6 метров, обнаруженная на полу в храме Святого Георгия в иорданском городе Мадаба. На ней была воспроизведена точная карта Святой Земли с указанием всех христианских святынь.

Мозаичная карта в Мадабе

Эта мозаичная карта и вывела археологов на поселок Вади-эль-Харар и место Аль-Махтас. Там были обнаружены и другие доказательства, в частности руины трех византийских церквей и мраморная плита в форме квадрата со стороной 2 метра. Ее описывали многие христианские паломники византийской эпохи. Она служила основанием для колонны с крестом, которая во времена раннего христианства была установлена на том самом месте, где Иоанн погрузил в воды Иисуса Христа. Сегодня это место официально признано всеми христианскими Церквами. Русская Православная Церковь в знак признания этого факта приняла участие в строительстве на территории поселка Вади-Эль-Харар православного храма в честь Иоанна Крестителя.

…Со всего мира люди едут на Иордан. Те, кто только-только пришел к вере, принимают в водах священной реки Крещение. А христианские паломники, облачившись в белые рубахи, произносят слова молитвы и трижды окунаются в Иордан – во имя Отца, Сына и Святого Духа.

Священные воды реки Иордан

Конечно, ко дню Крещения Господня в России при каждом храме традиционно устраивается своя малая иордань. И в любую погоду, в самый жгучий мороз, православные стремятся в нее окунуться, чтобы, даже находясь за тысячи километров от настоящей реки, приобщиться к христианской Церкви и пройти, пусть символично, путь, которым шел Спаситель, вместе с теми тысячами христиан, что в день Крещения Господня во исцеление души и тела погружаются в священные воды великой реки Иордан.

Петр Селинов


 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить