Сотник Лонгин и Копье Судьбы
29 октября Православная Церковь отмечает память сотника Лонгина – римского воина, ставшего свидетелем Воскресения Иисуса Христа и принявшего христианство. Как и почему римский центурион, верно служивший прокуратору Иудеи Понтию Пилату, вдруг принял христианство? Что известно о его жизни? И каково значение одного из величайших христианских артефактов, именуемого Копьем Судьбы? «Прихожанин» напоминает своим читателям некоторые известные моменты из жизни сотника Лонгина.
Загадка имени
Начнем с того, что о римском воине, пронзившем своим копьем тело Иисуса Христа во время распятия, мы знаем очень и очень мало. В Святых Евангелиях ему посвящены лишь одна-две строчки, да и в этом случае его имя не называется. Чуть более подробно о нем можно узнать из некоторых источников, которые богословы относят к апокрифическим. В частности, о нем говорится в апокрифическом Евангелии от Никодима и в Евангелии от Петра, а также в житийных текстах, приписываемых ученику Григория Богослова проповеднику Исихию Иерусалимскому.
В христианских источниках этого воина (кстати, не простого солдата, а римского офицера – центуриона) называют сотник Лонгин. Но имя ли это? По одним данным, Лонгин было его прозвище – от латинского слова «longin», что значит «длинный». Мол, так римские солдаты называли этого центуриона за его высокий рост. По другой версии, его имя произошло от греческого слова «Лонхин», что означает «копье». И тогда получается, что в христианскую историю этот римский воин вошел под именем-символом – за свой единственный и символичный удар своего копья. Кроме того, в христианской литературе этого римского воина нередко называют Лонгин Каппадокийский, так как, раскаявшись и оставив военную службу, он ушел проповедовать христианство в Каппадокию, где принял мученическую смерть за веру. О его жизни до того, как в составе своего легиона он оказался в Иерусалиме, мы практически ничего не знаем. Известно лишь, что этот римский солдат родился в маленьком местечке Ланчано. Сейчас этот городок входит в состав региона Абруццо в центральной части Италии. Будучи римским гражданином, он быстро сделал военную карьеру, дослужившись до звания центуриона. В римских легионах это считалось довольно высоким званием – под командованием центуриона в зависимости от типа легиона служило от 40 до 400 солдат. Можно предположить, что Понтий Пилат высоко ценил центуриона Лонгина, раз доверил ему организацию распятия Христа, когда в городе из-за этой казни вот-вот могли начаться волнения.
«Один из воинов копьем пронзил Ему ребра...»
Из четырех канонических текстов Нового Завета лишь в Евангелии от Иоанна описывается этот момент. «Но как тогда была пятница, то Иудеи, дабы не оставить тел на кресте в субботу, ибо та суббота была день великий, просили Пилата, чтобы перебить у них голени и снять их. Итак пришли воины, и у первого перебили голени, и у другого, распятого с Ним. Но, пришедши к Иисусу, как увидели Его уже умершим, не перебили у Него голеней, но один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода. И видевший засвидетельствовал, и истинно свидетельство его; он знает, что говорит истину, дабы вы поверили. Ибо сие произошло, да сбудется Писание: “кость Его да не сокрушится”. Также и в другом месте Писание говорит: “воззрят на Того, Которого пронзили”» (Ин. 19, 31–37).
Кстати, как повествует нам Церковное Предание, сотник Лонгин страдал глазной болезнью, предположительно, катарактой. И, когда воин пронзил своим копьем тело Христа, ему на глаза попали капли крови, пролившиеся из тела Господа. И вскоре болезнь оставила центуриона. Но сотник Лонгин прозрел не только в прямом, но и в переносном смысле: он осознал, какое страшное преступление совершили римляне, распяв на кресте Богочеловека.
Кстати, именно на этом осознании делают акцент другие евангелисты, рассказывая о распятии. И Марк, и Лука, и Матфей подчеркивают, что именно простой римский воин первым из стоявших подле креста признал Иисуса Сыном Божиим: «Иисус же, возгласив громко, испустил дух. И завеса в храме разодралась надвое, сверху до низу. Сотник, стоящий напротив Его, увидев, что Он, так возгласив, испустил дух, сказал: истинно Человек Сей был Сын Божий» (Мк. 15, 37–39).
Картина смерти Христа невероятно сильно устрашила римских воинов, охранявших место казни. Еще недавно они насмехались над Иисусом, делили его одежду… И вдруг увидели, как в момент Его смерти «и земля потряслась; и камни расселись; и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли» (Мф. 27, 51–52). И увидев всё это, римские воины не только устрашились, но и поняли, к чему оказались причастны. И осознав, раскаялись… Правда, не все – лишь трое: сам сотник Лонгин и два его солдата Исавр и Афродисий.
Думаю, что после проведения казни на Голголфе эти три римских солдата испытывали невероятные мучения совести. Да, формально они следовали своему воинскому долгу, выполняли приказ своего военачальника – Понтия Пилата. Но, думаю, уже в момент смерти Христа они поняли, что, возможно, им уже никогда не удастся замолить сей страшный грех, который они совершили собственными руками, – казнь Сына Божия.
Известно, что впоследствии раскаявшиеся Лонгин, Исавр и Афродисий крестились у апостолов Христа и, оставив службу, отправились проповедовать Святое Евангелие в Кесарию Каппадокийскую.
На страже Гроба Господня
То, что я описал выше, рассказывают различные апокрифические источники. Церковное Предание к этому повествованию добавляет, что на долю сотника Лонгина и его солдат выпало не только участвовать в распятии Иисуса, но позже охранять пещеру – гроб, где Христос был погребен, – и увидеть Его Воскресение. И что именно это последнее чудо сподвигло Лонгина и двух его товарищей принять христианство и оставить воинскую службу. Также Церковное Предание сообщает нам, что, став свидетелями Воскресения Христова, сотник Лонгин поведал об этом Понтию Пилату и другим людям в Иерусалиме. И что иудейские священники пытались подкупить солдат… И купили всех, кроме Лонгина, Исавра и Афродисия. И что даже сам Понтий Пилат уговаривал своего центуриона никому не говорить правду о казни и воскресении, но воин отказался выполнить приказ своего начальника. Так повествует нам Церковное Предание.
Каких-то известных нам доказательств тому, что именно сотник Лонгин находился возле Гроба Господня в тот момент, когда произошло Воскресение, нет. Наоборот, есть много иных, прямо противоположных данных. К примеру, апостол Матфей в своем Евангелии прямо указывает на то, что римские солдаты вообще не охраняли Гроб Господень – и на просьбы первосвященников и фарисеев поставить стражу возле гроба и охранять ее три дня, «Пилат сказал им: имеете стражу; пойдите, охраняйте, как знаете. Они пошли и поставили у гроба стражу и приложили к камню печать» (Мф. 27, 65–66).
Правда, в ряде апокрифических текстов (в тех же апокрифах «Евангелие от Никодима» и в «Евангелии от Петра») говорится, что Понтий Пилат всё же отправил охранять Гроб Господень римских воинов. При этом упоминается, что командовал этими солдатами уже не центурион Лонгин, а центурион Петроний: «Пилат же дал им Петрония-центуриона, чтобы охранять гробницу. И с ними пошли старейшины и книжники к гробнице. И, прикатив большой камень, вместе с центурионом и воинами привалили к входу в гробницу. И, запечатав семью печатями, расположили палатку и стали стеречь» («Евангелие от Петра»).
Известно также, что, узнав от стражи о Воскресении Христа, иудейские священники страшно испугались и дали денег римским воинам, приказав им: «Скажите так: когда мы спали, ночью пришли ученики Иисуса и украли тело Его» («Евангелие о Никодима»). Римские воины так и поступили.
Но, повторюсь, с этой информацией несогласно Церковное Предание, которое повествует, что именно сотник Лонгин стоял на страже у гроба и видел Воскресение Сына Божия. А после не только поведал об этом Понтию Пилату, но и отказался от денег, которые сулили ему иудейские первосвященники, и всем рассказывал о том, что распятый Христос воскрес.
И тогда иудейские книжники и фарисеи пошли к Понтию Пилату жаловаться на его центуриона. И сотник Лонгин вместе с двумя своими солдатами Исавром и Афродисием, которые, как и он, были участниками распятия Христа, приняв христианство, отправились проповедовать Слово Божие в Каппадокию.
«Я – Лонгин, которого вы ищете…»
К сожалению, отсутствует также какая-либо информация о том, как проповедовали Евангелие в Каппадокии бывшие римские легионеры Лонгин, Исавр и Афродисий. Известно лишь в общих чертах, что, поскольку бывший римский центурион и его солдаты рассказывали всем о том, как был распят и воскрес Христос, и клялись, что всё это произошло на их глазах, многие язычники, благодаря их свидетельству, обратились в христианство.
Известно также, что иудейские священники убедили Понтия Пилата в том, что необходимо навсегда заткнуть рот его бывшему подчиненному. И прокуратор Иудеи послал в Кесарию Каппадокийскую отряд с приказом убить Лонгина и доставить его голову.
Согласно Церковному Преданию, римские воины, посланные Пилатом, разыскали селение, где жил и проповедовал Лонгин. Тот встретил их на дороге, ввел в свой дом, накормил и расспросил, зачем посланцы Пилата прибыли сюда. Воины не скрывали, что по приказу прокуратора Иудеи они разыскивают бывшего римского центуриона и его друзей, чтобы казнить.
Тогда Лонгин послал за своими друзьями Исавром и Афродисием. И пока римские воины отдыхали, они посовещались и решили, что настало их время принять мученическую смерть за Христа. Бывшие римские легионеры, они не пытались ни бежать, ни прятаться, не сражаться – они помолились, переоделись в белые одежды и в таком виде предстали перед римскими воинами. «Я – Лонгин, которого вы ищете; сии же – два мои друга, со мной вместе видевшие воскресение Христово и уверовавшие; делайте с нами, что вам повелено пославшими вас… Вы ничем не можете лучше отблагодарить меня за мою любовь к вам, как послать меня к Господу моему, Коего я давно желаю видеть». Святое Предание также рассказывает о том, что воины Пилата хотели даже отпустить святых, но те сами отказались и приняли мученическую смерть. Их отрубленные головы солдаты привезли Пилату, а тот приказал выбросить их на свалку, чтобы никто и никогда не смог бы им поклониться.
Но Господь направил в Иерусалим слепую женщину – к ней во сне явился сотник Лонгин и поручил найти его голову на этой свалке. Слепая попросила привести ее на свалку и там подвести ее к самой большой куче мусора. А когда это было сделано, она разгребла руками мусор и нашла в ней голову бывшего римского центуриона. Слепая омыла ее и умастила маслами… и в тот же миг прозрела. Так рассказывается в Святом Предании.
Мощи мученика
Считается, что мощи святого мученика Лонгина дважды были утеряны и дважды обретены. И ныне они покоятся в церкви Святого Августина в Риме – это первая церковь, построенная в эпоху Возрождения в 1481 году.
В другом итальянском городе – Бари – в базилике Святителя Николая хранится десница воина Лонгина.
Базилика Святителя Николая в г. Бари, Италия |
Десница сотника Лонгина хранится в базилике Святителя Николая в Бари |
Следует упомянуть, что христианская Церковь – и Православная, и Католическая – высоко чтит память этого римского воина. В знаменитом соборе Святого Петра в Ватикане на галерее стоит грандиозная статуя, изображающего центуриона Лонгина с копьем работы великого Бернини.
Копье Судьбы
Копье Лонгина, хотя и служило орудием казни, в то же время наравне с Животворящим Крестом считается одной из главных христианских реликвий. И это неудивительно – ведь на копье сохранились запекшиеся капли крови Христа. Но если история обретения Животворящего Креста святой царицей Еленой всем хорошо известна, то поиски копья Лонгина, или, как его иначе называют, Копья Судьбы, окутаны туманом. Мы доподлинно не знаем, дошло ли до нас настоящее копье, которым сотник Лонгин пронзил тело Иисуса Христа. Именно поэтому существует так много мифов и легенд, посвященных этому копью. Да и самих копий имеется не менее четырех.
Католическая Церковь истинным копьем Лонгина признает лишь то, которое находится в тайной сокровищнице Ватикана. Оно ни разу нигде не выставлялась, и в сети интернет нет его фотографий – лишь небольшой рисунок.
Второе копье хранится в Вене в сокровищнице Хофбургского замка. Этим копьем в разное время владели императоры Оттон I и Оттон III, Фридрих I Барбаросса и император Карл IV, Адольф Гитлер и американский генерал Паттон… Все они считали, что держат в своих руках копье Лонгина, дающее власть над всем миром… Но в 2003 году был проведен рентгеноспектральный анализ, показавший, что венское копье было изготовлено… в VII веке. Кроме того, оно было выковано, а не выплавлено, как копья римских солдат. Да и размер наконечника оказался несколько большим, чем те, которые использовали солдаты прокуратора Пилата.
Еще одним претендентом на Копье Судьбы долгое время считался наконечник, с XIII века хранящийся в польском городе Кракове. Но не так давно ученые установили, что краковское копье является полной копией венского.
И наконец еще одно копье находится в Эчмиадзинском монастыре в Армении. Считается, что в Армению его привез апостол Фаддей, и оно долгое время хранилось в монастыре в Гегардаванке (кстати, само название «Гегардаванк» переводится как «Монастырь копья»). В XIII веке копье было перевезено из Гегардаванка в резиденцию Католикоса всех армян – Эчмиадзинский монастырь. И представители Армянской Церкви настаивают, что именно Эчмиадзинское копье является подлинным копьем, которым римский центурион Лонгин проткнул правый бок Иисуса Христа.
Но очень возможно, что загадка Копья Судьбы до сих пор не разгадана и подлинное копье римского центуриона Лонгина нам еще только предстоит обрести.
В любом случае в каждом храме, в каждой церкви есть свой символ копья Лонгина – это то копие, нож с треугольным лезвием, которое используется во время Литургии для вынимания на проскомидии частиц из просфор. И это копие, как Животворящий Крест и копье Лонгина, в духовном смысле символизирует одновременно орудие казни и путь к спасению, и, используемое в Таинстве Евхаристии, оно дарит верующим надежду на вечную жизнь.
Петр Селинов
РУКА ДАЮЩЕГО НЕ ОСКУДЕВАЕТ!