Состоялось заседание Комиссии по вопросу канонизации архиепископа Богучарского Серафима (Соболева)

3–4 декабря 2015 года в Софии состоялось заседание совместной Комиссии Русской и Болгарской Православных Церквей по вопросу канонизации архиепископа Богучарского Серафима (Соболева, 1881–1950), иерарха Русской Православной Церкви, долгие годы вплоть до своей кончины жившего в Болгарии и широко почитаемого болгарскими православными верующими.

Со стороны Русской Православной Церкви в ее работе приняли участие: Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион; Председатель Синодальной комиссии по канонизации святых епископ Троицкий Панкратий; настоятель Подворья Русской Православной Церкви в Софии архимандрит Филипп (Васильцев); ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Владимир Воробьев; секретарь ОВЦС по межправославным отношениям протоиерей Игорь Якимчук; доцент ПСТГУ А.А. Кострюков.

Болгарскую Православную Церковь в Комиссии представляли: митрополит Варненский и Великопреславский Иоанн; викарий Пловдивской митрополии епископ Знепольский Арсений; протоиерей Теодор Стойчев; профессор богословского факультета Софийского университета П. Павлов; доцент богословского факультета Шуменского университета С. Стефанов; доцент Великотырновского университета М. Стоядинов.

Перед началом работы была совершена заупокойная лития на гробнице архиепископа Серафима в крипте храма Святителя Николая – Подворья Русской Православной Церкви в Софии.

Членов совместной Комиссии принял Святейший Патриарх Болгарский Неофит.

На заседании были заслушаны доклады о жизненном пути архиепископа Серафима, его церковной деятельности, богословских трудах и народном почитании иерарха в Болгарии и в России, а также об истории изучения возможности его канонизации в Русской Православной Церкви и о результатах этого исследования. По итогам работы сопредседателями Комиссии митрополитом Волоколамским Иларионом и митрополитом Варненским и Великопреславским Иоанном был подписан документ, который будет представлен на рассмотрение Священных Синодов Русской и Болгарской Православных Церквей.

По окончании работы комиссии в храме Святителя Николая Чудотворца состоялась соборная Литургия, которую возглавил митрополит Варненский и Великопреславский Иоанн в сослужении русского и болгарского духовенства. Проповедь произнес Его Преосвященство епископ Панкратий, Председатель Синодальной комиссии по канонизации святых Русской Православной Церкви и член совместной Комиссии по вопросу канонизации архиепископа Серафима (Соболева).

Преосвященнейший Панкратий, епископ Троицкий, Председатель Синодальной комиссии по канонизации святых, игумен Валаамского монастыря, рассказал, что совместная болгарско-русская Комиссия по канонизации архиепископа Серафима (Соболева) собрала и проанализировала материал о жизни и работе святителя. Также он подчеркнул, что совместная работа двух Поместных Церквей по вопросу канонизации святого является прецедентом в истории Церкви. Епископ Панкратий назвал это Божиим Промыслом и историческим событием, потому что две Церкви – Православная Церковь Болгарии и Русская Православная Церковь – собираются для канонизации святого! Так один святой – архиепископ Серафим – собрал вокруг себя две Церкви.

Участники совместной болгарско-русской Церковной Комиссии с удовлетворением заявили, что считают решение Комиссии важным шагом к реализации пожеланий тысяч православных христиан – канонизации владыки Серафима, столпа чистого Православия, быстрого помощника на жизненном и духовном пути, примера вечного спасения во Христе.

Чудесная помощь архиепископа Серафима (Соболева)

Об архиепископе Серафиме рассказывает представитель Патриарха Московского и всея Руси в Болгарии архимандрит Филипп (Васильцев).

– Почитание владыки Серафима началось сразу после его смерти и продолжается до сих пор. Почитание совершенно искреннее!

Даже в коммунистические годы, когда посещение храма могло грозить людям большими неприятностями, в крипте русского Никольского храма всегда был народ. Поток болгар и паломников из других стран не иссякает и сегодня. Некоторые стоят в крипте часами, вымаливая помощь Владыки, некоторые заходят ненадолго, по пути, чтобы попросить его благословения. Вскоре после смерти Владыки зародилась традиция: люди пишут ему записки и опускают в специальный ящик, стоящий в крипте. Сам Владыка перед смертью сказал своим духовным чадам: «Пишите мне письма как живому». Думаю, что в такой практике нет ничего плохого. Когда человек пишет такую записку, он лучше осознает, что ему действительно нужно. Почитание Владыки растет с каждым годом, помощь по его молитвам стала настолько привычной, что уже никого не удивляет. Иногда она подается через считанные минуты, иногда проходит какое-то время. Среди тех, кто получил помощь, – и архиереи, и священники, и миряне.

Болгарская Церковь рассудила, что будет правильнее, если Владыка будет прославлен Русской Церковью, ведь он находился в ее юрисдикции. Патриаршее подворье взяло на себя подготовку его канонизации. Была проведена работа и в болгарских, и в российских архивах, к работе привлекались профессиональные историки. В результате за несколько лет совместных усилий и серьезной работы были собраны материалы, которые позволяют проследить весь жизненный путь Владыки.

– Не могли бы Вы рассказать о некоторых случаях помощи по молитвам владыки Серафима?

– Мы подсчитали, что одних только зафиксированных посмертных чудес по его молитвам более ста. Большинство из них – случаи чудесного исцеления, много исцелений от рака, случаи дарования ребенка, устройства семейной жизни.

Женщина из г. Стара Загора Мария Крыстева страдала от болезни – одна нога распухла так, что невозможно было носить обувь. В Софии врач выписал дорогие лекарства, но возможности их купить не было. Прежде чем ехать домой, она долго молилась у гробницы владыки Серафима. Села в автобус – одна нога обута, другая в носке. Но пока доехала до своего города, опухоль исчезла полностью. С тех пор женщина передвигается самостоятельно.

Девушка Камелия Стаматова из Бургаса в своем письме свидетельствует, что у ее бабушки был обнаружен скоротечный рак. Вся семья молилась владыке Серафиму. А через месяц обследование показало, что от болезни не осталось и следа.

Семейная пара Георгиевы не могла иметь детей, причем врачи сказали, что естественным путем забеременеть невозможно. Женщина, крещеная, но нецерковная, решила пойти на службу. Супруги пришли в Никольский храм, молились на Литургии, а потом спустились в крипту к владыке Серафиму. И скоро ей удалось забеременеть без всякого медицинского вмешательства.

А вот свидетельство еще одной пары. Возвращаясь на машине из Германии, муж заснул за рулем, задремала и жена, Милка Гетова. И увидела некоего старца с посохом и в белой одежде, который о чем-то ее уговаривал. От этого видения женщина проснулась и успела разбудить спящего мужа. А через некоторое время она впервые зашла в наш храм. В крипте она увидела портрет владыки Серафима и сразу узнала старца, спасшего их от автокатастрофы.

Еще одной женщине, Камелии Недковой, был поставлен диагноз рак поджелудочной железы. Врачи считали, что операция уже бесполезна. Но больная помазывала больное место елеем из лампадки владыки Серафима и понемногу пила это масло. А родственники каждый день, иногда часами, молились у его гробницы. К операции все-таки пришлось прибегнуть, но она прошла на удивление благополучно. Доктора даже плакали, увидев явное чудо Божие.

Краткая справка

Архиепископ Серафим (1881–1950) (в миру Николай Борисович Соболев) – епископ Русской Православной Церкви, почитаемый в Болгарии и в России многолетний настоятель (с 1921 года и до самой смерти) Патриаршего подворья Русской Православной Церкви в Софии. Этот приход объединял тогда представителей первой волны русской эмиграции.

Хиротонию отца Серафима в октябре 1920 года возглавил митрополит Киевский Антоний (Храповицкий), впоследствии Председатель Архиерейского Синода. 14 ноября того же года был вынужден эмигрировать в Константинополь. Весной 1921 года переехал в Болгарию. В апреле 1921 года назначен епископом Богучарским, викарием Воронежской епархии.

Летом того же года стал во главе Болгарского благочиния русских приходов; стал настоятелем бывшего русского посольского храма в Софии. В августе 1938 года на II Всезарубежном Церковном Соборе в Сремских Карловцах представил доклад об экуменическом движении, в котором обосновывал недопустимость участия в нем Православной Церкви.

В 1943 году отказался участвовать в «Архиерейском совещании иерархов Русской Православной Церкви Заграницей» в Вене 21–26 октября, которое проходило под покровительством властей Германии; содействовал преодолению схизмы Болгарской Церкви (снята в феврале 1945 года).

16 июня 1945 года вместе со своей паствой перешел в юрисдикцию Московского Патриархата. 30 октября 1945 года был принят вместе с 7-ю русскими приходами в Болгарии в юрисдикцию Московского Патриархата. В 1946 году принял советское гражданство; в конце декабря того же года правительство СССР передало в его ведение бывшую посольскую церковь Николая Чудотворца в Софии.

Скончался 26 февраля 1950 года в Софии; погребен в крипте под алтарем Никольского храма. В 1950 году владыка Серафим был похоронен в крипте этого храма, и, практически, сразу это место стало центром поклонения православных христиан. Особо популярной крипта архиепископа Серафима стала с конца прошлого века, когда появились сообщения о происходящих здесь исцелениях. Эта информация, первоначально распространенная одной из частных радиостанций, вернула популярность старому обычаю – класть записки с сокровенными желаниями в специальный «почтовый ящик» возле места усыпальницы архиепископа-чудотворца. Среди посетителей «русской церкви» много студентов, просящих покойного архиепископа Серафима о заступничестве в дни зимней сессии.


 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить