Если кто-то вас огорчил
Предлагаем вниманию читателей "Прихожанина" отрывок из книги «Как вести себя верующему» протоиерея Андрея Устюжанина. Нужны ли «правила хорошего тона» православному христианину? Нередко можно услышать мнение, что свод правил поведения церковному человеку ни к чему – были бы, дескать, вера, благочестие, смирение, поскольку Бог смотрит не на манеры, а на сердце... Против последнего трудно возразить, но нельзя не учитывать, что без внешнего внутреннее не созидается. Можно ли говорить, скажем, о благочестии прихожанки, ревностно посещающей службы в храме, соблюдающей посты, но с неприязнью, а то и неприкрытой агрессивностью встречающей всякого «нецерковного» человека, не знающего пока, как ступить в храме? И такая ли уж редкость – христианин, соблюдающий приличия в церковном кругу, но допускающий «дурной тон» в отношениях с людьми вне церковной ограды? Православный этикет, в основе которого христианская любовь и Закон Божий, в отличие от светского, это не только сумма правил поведения в той или иной ситуации, но и путь утверждения души в Боге. Та же вежливость, к примеру, может помочь стяжать и любовь к ближнему, и смирение – поскольку принуждая себя к сдержанности и обходительности с теми, кто нам неприятен, мы учимся почитать образ Божий в каждом человеке...
В жизни человека-христианина с глубокой древности Бог всегда занимал центральное, основное место и все начиналось – каждое утро, и любое дело – с молитвы, и все завершалось молитвой. Святой праведный Иоанн Кронштадтский на вопрос, когда он успевает молиться, ответил, что он не представляет, как можно жить без молитвы.
Молитва определяет наши отношения с ближними, с родными, в семье. Привычка перед всяким делом или словом от всего сердца просить: «Господи, благослови!» – убережет от многих недобрых дел и размолвок.
Бывает, начиная дело с самыми лучшими намерениями, мы безнадежно портим его: обсуждения домашних проблем кончаются ссорой, намерение вразумить ребенка – раздраженным криком на него, когда вместо справедливого наказания и спокойного объяснения, за что получено наказание, мы «срываем злость» на своем чаде. Такое случается от самонадеянности и забвения молитвы. Всего несколько слов: «Господи, вразуми, помоги, дай разум творить волю твою, научи, как вразумить чадо...» и т. д. дадут вам рассуждение и пошлют благодать. Просящему дается.
Если вас кто-то огорчил или обидел, пусть и несправедливо, по-вашему, не спешите выяснять отношения, не возмущайтесь и не раздражайтесь, а помолитесь об этом человеке – ведь ему еще тяжелее, чем вам – на его душе грех обиды, может быть, клеветы – и ему нужно помочь вашей молитвой, как человеку тяжело больному. От всего сердца помолитесь: «Господи, спаси раба Твоего (рабу Твою)... /имя/ и его (ее) святыми молитвами прости моя прегрешения». Как правило, после такой молитвы, если она была искренней, гораздо легче придти к примирению, а бывает, что человек, обидевший вас, сам первый придет просить прощения. Но прощать обиды надо от всей души, держать же зло в сердце, досадовать и раздражать себя причиненными неприятностями нельзя никогда.
Лучший способ погасить последствия размолвок, недоумений, обид, которые в церковной практике называются искушениями, это тотчас испросить прощения друг у друга, невзирая на то, кто в мирском понимании виноват, а кто прав. Сердечное и смиренное «Прости, брат (сестра)» сразу умягчает сердца. В ответ обычно говорится «Бог простит, ты меня прости». Вышесказанное, разумеется, не повод распускать себя. Далека от христианства ситуация, когда прихожанка наговорит дерзостей своей сестре во Христе, а потом со смиренным видом произнесет: «Прости меня, Христа ради»... Такое фарисейство именуется смиреннословием и ничего общего с истинным смирением и любовью не имеет.
Бич нашего времени – необязательность. Разрушающая многие дела и планы, подрывающая доверие, вводящая в раздражение и осуждение, необязательность неприятна в любом человеке, но особенно неприглядна в христианине. Умение держать слово – признак нелицемерной любви к ближнему.
При беседе умейте внимательно и спокойно слушать другого, не горячась, если даже он высказывает мнение, противоположное вашему, не перебивайте, не спорьте, стараясь непременно доказать свою правоту. Проверьте себя: нет ли у вас привычки многословно и возбужденно рассказывать о своем «духовном опыте», что свидетельствует о процветающем грехе гордыни и может испортить ваши отношения с ближними. Будьте кратки и сдержанны в разговорах по телефону – старайтесь не говорить без особой нужды.
Протоиерей Андрей Устюжанин
Приобрести книги Протоиерея Андрея Устюжанина, вышедшие в издательстве "Даниловский благовестник" можно в лавках Данилова монастыря или в Отделе распространения изданий