Огонь, горящий день и ночь
Безымянные подвижники о борьбе с блудной страстью
Читателям «Прихожанина» мы предлагаем новый отрывок из замечательной книги протоиерея Андрея Овчинникова «Основной инстинкт или блудная страсть?», выпущенной издательством «Даниловский благовестник». В нем, как и раньше автор разбирает способы борьбы с демонами плоти, и его советы опираются на практику древних подвижников. Протоиерей Андрей Овчинников говорит о важности молитвы, покаяния, терпения и смирения. Прочтите и подумайте, что вы можете взять из раннехристианского опыта и применить в своей жизни сегодня.
Самоотверженная жизнь древних подвижников, чьи подвиги не вмещает наше сознание, привлекла к ним сугубую благодать Божию, которая сделала их причастниками Божественного света. Природа этого света такова, что он не гаснет даже через века и тысячелетия и способен просветить разум, согреть душу, успокоить сердце нам, современным христианам, живущим в совершенно иных условиях и особом времени.
* * *
Один брат возмущался помыслом блуда: брань была, как огонь, горящий день и ночь в его сердце. Он терпел и не уступал своему помыслу. И после долгого времени прошла брань, никак не могши преодолеть его, по причине терпения, и тотчас в сердце его водворилось спокойствие.
Иногда человек думает: «Как тяжело мое состояние, никто так не страдал, не мучился, как я!» Но вот сказано: день и ночь в сердце этого монаха горел огонь плотской страсти. А что это такое, большинству даже трудно представить, – насколько эта сила выматывает человека, как невыносимо с ней жить.
Однако какова награда за терпение: «после долгого времени прошла брань... и тотчас в сердце его водворилось спокойствие»! Терпение, наряду со смирением, – это тот раствор, который скрепляет вообще все добродетели. Но без терпения, наверное, ни в чем нельзя преуспеть. Если человек нетерпелив, как он может преуспеть в молитве? Нужно молиться каждый день и утром и вечером. Вообще нужно молиться постоянно. Приходим в храм на службу, – здесь требуется сугубое внимание. Церковь предлагает такие духовные упражнения, потому что хочет научить нас терпению. Например, человек вынужден терпеть боль в спине, когда надо стоять до конца службы. Но удивительно, что, терпя самих себя, свою немощь, мы замечаем, что терпение распространяется дальше на всю духовную жизнь. И со временем мы начинаем учиться терпеть уже не внешние неудобства, а собственное несовершенство. Терпя же себя, мы приходим к осознанию необходимости терпеть своих близких, а это важнейшее качество для духовного человека.
Почему так много проблем в семейной жизни – ссоры, скандалы, разводы? Потому что нет элементарного терпения. Потому что это трудно – для терпения требуется совершенно иная, христианская жизнь. Христианское терпение – это не просто какая-то внешняя форма вежливости или культуры. Да, вроде бы и без Бога люди могут быть терпеливыми, но это все до поры до времени.
Человек, например, терпелив на работе, потому что его сдерживают страх, стыд, а пришел домой – и распоясался, учинил скандал. Но ведь терпение – это добродетель, которая должна пронизывать всю жизнь христианина, а не отдельные ее составляющие. Тебя обижают, не понимают, не ценят, не благодарят, а ты терпишь, потому что это Христова заповедь.
* * *
Другой брат имел брань с блудною похотью и, встав ночью, пришел к старцу и открыл ему свой помысел. Старец успокоил его, и он, получив пользу, возвратился в свою келью. Но вот опять брань восстала на него, он опять пошел к старцу. И делал он это несколько раз. Старец не печалил его, но говорил ему на пользу, и говорил так: «Не уступай ему, но лучше приходи ко мне, если будет беспокоить тебя демон, и обличай его, открывая свои мысли. Таким образом обличенный, он пройдет мимо. Ибо ничто так не огорчает демона блуда, как открытие дел его, – и ничто так не радует его, как утаение помыслов». Таким образом, приходил брат к этому старцу одиннадцать раз, обличая свои помыслы…
Этот рассказ напоминает нам еще одно очень важное правило христианской жизни. В древнем монашестве была практика откровения помыслов. Каждый вечер ученики приходили к своим старцам. И необязательно эти старцы были священниками. Открытие помыслов и исповедь – не одно и то же. Принимать помыслы могли даже женщины, духовные подвижницы, которые получили дар рассуждения.
Насколько же усердны были древние подвижники: брат не ждал до утра, а вставал в ночи и шел к старцу, потому что знал: чем раньше начать борьбу, тем успешнее она будет. А ведь мы иногда месяцами живем с какими-то духовными проблемами и не спешим идти на исповедь. Представьте, что в вашем пальце месяц находится заноза. Палец уже почернел, а мы все не спешим идти к врачу. Так ведь и руку можно потерять.
В духовной жизни идет очень трудная борьба. Посмотрите, сколько раз этот ученик обращался к своему наставнику! Не с первого, не с пятого раза, а только с одиннадцатой чистосердечной исповеди искушение прекратилось. И это притом, что жизнь его даже в малой степени не сопоставима с нашей по тем трудам, поступкам, молитве, которые он предпринимал сам и видел перед собой в качестве примера для подражания.
А мы думаем, что один раз поисповедовались – и все будет нормально. Живем нерадиво, а хотим успешной борьбы со страстями.
Поэтому воодушевимся терпением и увидим, что если нет у человека сил побеждать свои немощи с помощью молитвы или воздержания, то остается самый действенный способ врачевания – открытие помыслов духовнику. И вот «ничто так не огорчает демона блуда, как открытие дел его». Потому что демон хочет, чтобы в душе человека наступила тьма.
Ведь что такое открытие помыслов? Это значит, ты в свою духовную клеть впускаешь свет благодати. А если ты долго живешь с постыдными мыслями, желаниями, – «растишь» свой грех, то наступает царство тьмы. И бесы в этом царстве тьмы являются полноправными хозяевами.
Почему иногда так трудно идти на исповедь, словно некая сила удерживает? Это бесы не отступают. В очереди на исповедь внушают усталость и мысли: «Уйду, приду в следующий раз». А если дошел до исповеди, то подсказывают: «Не осуждай себя много, говори об искушениях, это другие тебя соблазнили…». До самого главного момента – разрешительной молитвы – они не унимаются. И как важно нам почувствовать, что каждая исповедь – это не только тайна прощения грехов, но еще и очень полезный духовный опыт. И понять это можно хотя бы потому, насколько одна исповедь бывает отлична от другой.
– Вот я исповедовался неделю назад, и так радостно было, как будто камень с души свалился. А сегодня такого утешения почему-то не получил. Хотя внешне вроде бы делал то же самое…
– А внутренне? Что было у тебя на сердце сегодня?
Мы всегда должны это отслеживать. В таком деле, как исповедь, ощущение тайны прощения должно быть самым реальным. Я не знаю, какие еще действия могут так приблизить благодать к сердцу, как чистосердечное покаяние.
Конечно – Причастие. Но дары Причастия можно и чуть позже почувствовать сердцем, а вот прощение, чувство, что ты минуту назад был еще виновным, жил под тяжестью греха, и вдруг его узы разорвались и ты освободился, – это чувство ни с чем не сравнимо.
Почему душе легко? А потому, что грех человека порабощает, это рабство самое страшное, унизительное, и только Бог может от него избавить. По милости Божией мы имеем средства, с помощью которых человек обретает духовную свободу.
* * *
Другой брат имел искушение на блуд и с усилием выдерживал подвиг в течение четырнадцати лет, соблюдая, чтобы самый помысел его не согласовался с похотью. Наконец он пришел в церковь и открыл дело пред всем народом. Тогда дано было повеление, и все понесли для него труд, в продолжение седмицы молясь Богу, – и брань прекратилась.
«Основной инстинкт» или блудная страсть Протоиерей Андрей Овчинников Скачать книгу: ePub |
Обратим внимание на слова: брат боролся с блудной страстью, «соблюдая, чтобы самый помысел его не согласовывался с похотью».
Это важное разделение. Одно дело – согрешить в нечистом помысле, а другое – допустить, чтобы уже похоть разгорелась. Это совершенно разные формы греховного падения. Защититься от греховных мыслей мы не можем, как от ветра, который дует со всех сторон. Но когда эти мысли касаются нашего сознания, должна начинаться очень серьезная работа: либо мы отсекаем их в самом зародыше, либо проявляем к ним интерес, внимание, и потом начинаем вступать с ними в некое общение…
Вот это общение с помыслами запрещено, потому что демоны, будучи духами, имеют ангельский ум. Они хоть и падшие духи, но возможности у них те же, что даны Ангелам. Ангельский ум превосходит человеческий. Поэтому никакими человеческими способами мы не можем выявить демонскую хитрость.
Пришел помысел, а как узнать, какой он? Вражеский или ангельский? Это могут сделать только великие святые, которые достигли необыкновенной чистоты жизни. Для нас же заповедано отсекать помыслы в самом начале. Тем более что чаще всего мы, как люди грешные, подвержены влиянию именно демонских помыслов. Но так как они не являются в своем мерзком виде, а прикрываются благовидной оболочкой, то мы и не чувствуем греховного ядра. А приняв помысел, вступив с ним в беседу, человек уже начинает испытывать к нему некое влечение. Как дитя: дай ему конфетку, – он возьмет, потому что она вкусно пахнет и в красивом фантике. Окажись в такой обертке яд, ребенок не поймет этого, ведь обертка так красиво сверкает, шелестит, пахнет…
Мы по отношению к демонам такие же младенцы – по своей греховности не можем распознать яд под привлекательной оберткой. Демоны располагают огромным арсеналом средств для того, чтобы греховный помысел вполз в наше сознание и мы начали с ним общаться и услаждаться им. На этом уровне человек уже грешит. Услаждение помыслами рождает желание, а уж падение вслед за этим может произойти в одно мгновение, в доли секунды. Значит, повторю, наша задача – начинать бороться в самый момент прихода этих мыслей.
Иной раз говорят: ну а как же, если придет помысел от Ангела Хранителя, от Бога? Дело в том, что нужно верить: Господь как-то это управит. Даже если человек отсечет мысль ангельскую, то найдутся способы, чтобы ее донести. Святые говорили: вот явится к тебе Ангел, а ты скажешь: «Я человек грешный и не достоин в этой жизни видеть Ангелов». И если было истинное явление Ангела, то Господь вменит это тебе как великую добродетель, как проявление смирения. Потому что вероятность принять демона за Ангела в миллионы раз выше.
Поэтому и сказано, что брат в течение 14 лет соблюдал свой помысел, то есть не принимал его на стадии зарождения, начинал борьбу и отсекал. Иначе говоря – не давал возгореться похоти, так как одно дело – зажечь спичку, другое дело – эту спичку поднести к канистре с бензином. А дальше говорится, что после такого длительного периода борьбы он пришел в церковь и «открыл дело пред всем народом».
В раннехристианские времена часто использовали эту практику общей исповеди. Теперь совершается тайная исповедь. Люди стали очень гордыми, обидчивыми, самолюбивыми, даже священнику многие стесняются открыться. А в древности христиане не думали о том, как они будут выглядеть. Сказано: перед всем народом! Открыл все как было… Хотя, наверное, стыдно было говорить.
Дальше мы читаем, что весь народ понес за него труд, семь дней молясь Богу, и брань прекратилась. Посмотрите, какая любовь, какое переживание за каждого члена Церкви! Вот подлинно христианская община, подлинная христианская семья.
Еще бывает такое искушение. Человек ходит к одному духовнику многие годы, отношения становятся почти дружескими. Совершив какой-то постыдный поступок, пасомый думает, что этому батюшке как-то неудобно исповедоваться, и идет на исповедь в другой храм, потом возвращается, и все продолжается, как и раньше.
Об этом один из старцев говорил, что за такое лукавство Господь грех не прощает. Во-первых, хорошие отношения со священником – не синоним панибратства. Дистанцию нужно соблюдать при любых обстоятельствах. Во-вторых, никогда не переживайте, что вы можете чем-то неприятно удивить своего батюшку. Он все-таки человек духовной жизни, его смутить трудно. Главное – беречься от мысли, что вот вы уже достигли неких высот, и падение просто невозможно. Это прелесть, духовный обман, демонское поругание христианина.
Помните, что у святых степень совершенства была прямо пропорциональна осознанию себя последним грешником. А для нас праведность – это как будто достоинство наше, заслуга – то, за что нужно воздавать уважение… Вот Господь и попускает посрамление, чтобы привести нас в чувство.
И никогда отношение священника к вам не поменяется, если он будет видеть, что вы искренни. А иначе – какая же это любовь между чадом и духовником?
Поэтому правило: не бегайте по разным батюшкам.
* * *
О помысле блуда сказал один пустынник-старец: «Не хочешь ли спастись, лежа на постеле? Ступай – делай, ступай – трудись! Ступай – ищи, и найдешь! Бодрствуй, толкай, – и отверзется тебе (см.: Мф. 7; 7–8). Есть в мире на всякий бой способные бойцы, которые за многие раны от противников, за терпение и мужество получают венец. Но часто и один, получая раны от двоих, сохраняет мужество при ударах и побеждает бьющих его. Видишь ли, какое они являют мужество ради плотской награды? Стой и ты и мужайся – и Бог поборет за тебя врага».
Для нас, наверное, это актуально: хотим спастись лежа на постели, перед телевизором.
Призыв к подвигу, к постоянному понуждению себя – это необходимость: царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его (Мф. 11; 12). Надо понимать, что все, сказанное в Евангелии о тесном пути, об узких вратах, о самоотвержении, о крестоношении, о следовании за Христом, – все эти наставления относятся лично к каждому из нас. Мы должны постоянно себя спрашивать: а в чем мое крестоношение, в чем мое утеснение плоти; узким я иду путем или широким?
Особенно полезно делать это вечером, когда прожит день и какое-то время можно посвятить рассмотрению того, как именно он прошел. Какие по-настоящему христианские поступки я в этот день совершил? Не для людей только, а – для Бога. Для Бога, Который видит тайное, видит мое сердце, мысли, мое настроение. Это очень важно делать, потому что понуждение должно быть не только внешним. Можно прийти в храм, и милостыню подать, и прочитать правило… Сказано, однако: надо молиться Богу, а между «чтением правила» и молитвой огромная разница. В храм ты пришел, но как пришел, в каком настроении?
В христианстве нужно учиться отделять главное от второстепенного, от незначительного. В главном нельзя ничего нарушать. А главное – это дух Христов, которым мы должны жить. Апостол Павел так и говорит: кто Духа Христова не имеет, тот и не Его (Рим. 8; 9).
Как и от чего рождается Христов дух? От исполнения Его заповедей, от подражания Ему, которое мы хотим в себе, с Божией помощью, развить. Задумаемся, насколько каждый из нас обеспокоен тем, чтобы стать более смиренным, более кротким, более терпеливым, более послушным; незлобивым, простым в обращении?
Не так страшно что-то не прочитать или съесть не то. Все мы люди, и никогда Господь за это не спрашивал. А вот, скажем, обидеть кого-то – это явно поступок не христианский. Или проявить нетерпение к ближнему, или жить исключительно накоплением денег, имущества. Накапливая внешние блага и отдавая все силы обустройству этой жизни, ты тем самым свидетельствуешь, что не веришь в жизнь вечную?
Господь говорит: живи одним днем. Сегодня одет, обут, сыт, есть крыша над головой – и довольно, а завтра будешь о завтрашнем беспокоиться (см.: Мф. 6; 25–34). Чаще читайте Евангелие, сравнивая с ним свою жизнь. Вот это и будет борьба, это будет труд, который угоден Богу. Не думайте, что только приходя в храм и причащаясь, мы уже живем христианской жизнью. В Евангелии ей даны четкие определения.
Сказано: подобно Царство Небесное сокровищу, скрытому на поле, которое, найдя, человек… продает все, что имеет, и покупает поле то (Мф. 13; 44). Поле – это наша внешняя деятельность. Не велика заслуга купить это поле. Главный труд заключается в том, чтобы найти на нем сокровище! И мы должны найти главное – Христа. А это сложнейшая задача. Только для того и нужен весь внешний уклад христианской жизни, чтобы привлечь Христа в свое сердце.
Но далее нас ждет задача, может быть, еще более трудная. Христа нужно удержать, то есть остаться в том же состоянии чистоты, любви, покорности Промыслу Божию.
Если сравнение с Христом не очень понятно, давайте скажем о благодати Божией. У многих представление о том, что есть благодать, не совсем правильное. Говорят: причастился – благодать получил. Или поехал куда-то в монастырь, к иконе приложился – благодать. Но это не всегда благодать. Иногда это просто какая-то радость чувственная. Благодать приходит за самопожертвование. Вот когда ты без капли корысти кровь свою отдал больному, благодать, скорее всего, придет в сердце.
Один старец рассказывал: в блокадном Ленинграде стояла очередь за хлебом, который выдавали по карточкам. Стояли с четырех утра, мороз был страшный. Наконец открылось окошко, и продавщица говорит: хлеба хватит только на 50 человек. А людей было гораздо больше, и в самом конце очереди стояла женщина с двумя детьми. Вдруг какой-то мужчина (известно, что неверующий человек) вышел вперед и позвал ее: «Мать, вставай и отоваривай свои карточки, а я обойдусь как-нибудь».
И вот старец говорит: все его неверие будет перечеркнуто одним этим подлинно христианским поступком. И Господь обязательно устроит все так, чтобы он познал Бога. Вот это благодать, когда жертва принесена ближнему. А мы в основном всё хотим для себя побольше... Если будем оценивать себя по Евангелию, то увидим, что почти все наши действия наполнены нехристианским содержанием.
Поэтому чтение Евангелия – непростое занятие. Некоторые сетуют, что мало читают, но ведь не сказано, что мы должны читать много и на этом успокоиться. Можно все книги перечитать о духовной жизни, а жизни этой все равно не будет. Лучше прочитать одну страницу и попробовать исполнить то, о чем там сказано. Вот тогда это будет труд во спасение души.