Святые пустынницы
В очередном отрывке из замечательной книги протоиерея Андрея Овчинникова «Основной инстинкт или блудная страсть?» (она опубликована в издательстве «Даниловский благовестник») речь идет не о монахах, а о девах-пустынницах, о том, как они сражались с искушениями, с грехом блуда и о том, как смирение помогало им в этой борьбе.
Уединенная монашеская жизнь, подвиги в борьбе с немощным и строптивым естеством, строжайшее самоограничение – все это, казалось бы, традиционно было предназначено для мужчин. Однако христианство показало миру ярчайшие образы женского подвижничества и высоту женской аскезы. Движение дев-пустынниц зародилось как продолжение и развитие мужского монашества. Не случайно устроителями и наставниками первых женских обителей были великие отцы – преподобный Пахомий, блаженный Иероним. В то же время среди самих женщин-христианок с самого начала распространения веры во множестве являлись те, кто готовы были всецело посвятить себя служению Церкви и на деле подтвердили слова Писания о равенстве во Христе мужского и женского (см.: 1 Кор. 11; 11–12). В раннем христианстве существовали особые чины дев, вдовиц, а также диаконисс. На этих замечательных женщин были возложены многочисленные обязанности – от практической помощи священнослужителям при совершении Таинств до всевозможных забот и попечений о ближних, и они, несомненно, явились примером для будущих поколений подвижниц.
Зачинательница женского пустынножительства в IV веке – святая амма, преподобная Синклитикия годы подвизалась в одиночестве. Впоследствии же вокруг нее собрались многие сестры, для которых она составила аскетические наставления, по глубине и мудрости не уступающие святоотеческим.
Преподобная Сарра Ливийская, Египетская (память 13/26 июля) 60 лет провела в келье на берегу Нила и, по свидетельству ее жития, ни разу не взглянула на прекрасную реку, – оберегая себя от рассеяния помыслов. Бог даровал ей силу чудотворения и духовного видения, она же не уставала повторять приходящим к ней сестрам, что слабая женская природа – не повод для ослабления подвига, но, напротив, – обязывает женщину стремиться к еще большему духовному преуспеянию.
Рассказывали о матери Сарре: тринадцать лет она находилась в сильной борьбе с демоном блуда и никогда не просила о том, чтобы избавиться от сей борьбы, но только взывала: «Боже мой, помоги мне!»
Мы видим, сколько лет шла борьба – 13. Поэтому когда кого-то обуревает нечистота и он старается с Божией помощью от нее избавиться – и молится, и кается, а помощь не приходит, – пусть читает внимательно это наставление.
Мать Сарра боролась 13 лет, Мария Египетская 17 лет, и так далее. Такова продолжительность брани христианских подвижников. А ведь победа, одержанная в долгой борьбе, – самая ценная. Если мы попросили о чем-нибудь и через самое короткое время наша молитва была услышана, то впору задуматься: а смогу ли я с пользой употребить дар Божий?
Если Господь тебе что-то дает – ту же чистоту, или память смертную, или молитву, или плач о грехах, – то Он вправе спросить с тебя: а как ты сохранил эти дарования? И не просто сохранил, а преумножил (вспомним притчу о талантах (см.: Мф. 25; 14–30). И если мы, получив, не оценим – что нам дано, то, естественно, всё потеряем. Поэтому Господь, как правило, и не дает слишком быстро то, о чем мы Его так настойчиво просим.
Нужно проявить терпение, нужно смириться, нужно не прекращать своих трудов, и обязательно любая молитва дойдет до Бога. Даже если очень долго ничего не получается, все равно такая молитва приносит великую духовную пользу: укрепляется наша вера, в терпении совершенствуется душа.
Замечательно то, что подвижники христианские никогда не просили избавить их от какого-то искушения, но только взывали: Боже, помоги мне. Они знали, что состояние борьбы полезно.
Если христианин постоянно находится под воздействием каких-то искушений, он совершенствуется в духовной борьбе, но только не тогда, когда причина этих искушений нерадение.
Если же мы делаем все возможное, а искушения не прекращаются, значит, Господь, видя нашу крепость и возможности для приобретения опыта в духовной жизни, постоянно добавляет нам (в очень разумных объемах) нагрузку – чтобы мы не расслаблялись, а лишь совершенствовались духовно в этой борьбе.
* * *
Говорили еще о ней: сильно нападал на нее этот дух блуда, представляя ей суетные предметы мира. Она, не ослабевая в страхе Божием и подвигах, в одно время вошла в уединенную свою храмину помолиться. Здесь дух блуда представился ей телесным образом и сказал: «Победила ты меня, Сарра!» «Не я победила тебя, – отвечала она, – но Господь Христос».
Здесь описан очень важный эпизод – бес меняет тактику борьбы. Когда ему не удается сразить подвижницу плотскими искушениями, он делает хитрый ход и говорит: «Ты меня победила». С какой целью? Если бы Сарра решила: «Да, я победила», – считайте, что она пала бы, потому что победа должна осознаваться только как происходящая от помощи Божией. Даже любой добрый помысел в нашем сердце рождается с Божией помощью.
Часто мы забываем о том, что самое жало греха находится в человеческом естестве. Как кровь, которая протекает даже по тончайшим капиллярам, – так грех поразил всего человека, от темени до стопы. А мы представляем грех только в его внешних проявлениях: осудили, позавидовали, проспали, съели...
Почему Христос пришел в этот мир? Потому что избавить человека от такого греховного порабощения мог только Бог. Никто не мог сам спастись, без Божией помощи. Поэтому любая победа над греховным соблазном должна быть отдана Богу. А вот все, что есть плохого, страстного, – это наше. Чем глубже эта истина будет нами осознаваться, тем безопаснее будет наше состояние.
Собственно, смирение – это есть осознание себя самым последним грешником на земле, самым мерзким, гадким: хуже меня только бесы. А некоторые святые даже считали себя хуже падших духов, и это не было лицемерием или лукавством перед Богом, это было знание собственного сердца, которое и делает нас христианами.
Кстати, понять, обладаешь ли ты подобным знанием, можно простым способом. Вот ты называешь себя плохим. Но попробуй-ка выслушай от другого, что ты плохой. Но ведь если ты называешь себя грешником, то почему не можешь услышать то же самое от другого человека? Значит, все – внешнее, значит, твое самопознание ничего не стоит. И что же это тогда, если не лицемерие? У святых было не так. Святые могли стерпеть такие нападки, которые нам покажутся просто невыносимыми.
Смирение заключается в пересмотре всей своей жизни. Чтобы понять, что без Бога ничего хорошего в нас нет и никогда не было, а если что-то есть, то это Божия милость к нам, грешным.
И вот от такого смиренного сознания отступают всякие искушения, потому что нельзя человека унизить более, чем он может сделать это сам. Смиренным уже, собственно, и некуда опускаться. Вот почему есть удивительные повести, где демоны говорят святым: «Ты постишься строго и вкушаешь пищу два раза в неделю, а я вообще ничего не ем. Ты спишь один час в день, а я вообще не сплю. Но вот одного у меня нет – у меня нет смирения».
Или другой рассказ: когда бесноватый ударил по щеке святого старца, тот подставил другую щеку, и бесноватый исцелился. Бес вышел, потому что дух смирения попалил все его естество. Вот к этому качеству, к христоподражательному образу жизни нужно стремиться.