Защита от прелести

Протоиерей Андрей Овчинников

Мы продолжаем публикацию отрывков из замечательной книги протоиерея Андрея Овчинникова «Основной инстинкт или блудная страсть?», напечатанной в издательстве «Даниловский благовестник». На примере и опыте преподобного Пимена Великого (память 27 августа/9 сентября) протоиерей Андрей Овчинников рассказывает о способах борьбы с человеческими грехами – злословием, сребролюбием и блудной страстью.

Преподобный Пимен Великий принадлежит к числу наиболее выдающихся христианских подвижников. Всего себя он посвятил монашескому служению – духовному деланию, в котором достиг совершенства. Родился он в Египте около 340 года в большой семье, где все братья выросли строгими подвижниками. С ними Пимен и ушел в монастырь, приняв иноческий постриг.

В V веке монашество в Египте переживало пору величайшего расцвета. Совсем юным Пимен имел возможность беседовать с мудрейшими святыми отцами, благословившими его на служение и предрекшими ему славу великого пастыря – спасителя многих душ. Это подтвердилось впоследствии: множество иноков приходили к нему отовсюду, желая видеть его наставником, многих он воспитал, давая мудрые советы, разрешая проблемы.

Однако внутреннее настроение, образ мыслей и вся жизнь аввы Пимена являли собой решительный отказ от славы, отказ вступать в общение с миром. Сохранилось немало свидетельств того, как редко и неохотно он позволял нарушать свое уединение, безмолвие, сокровенное умное делание, как боялся проникновения малейших «вирусов» мирской суеты в благодатную атмосферу смиренной монашеской жизни. Преподобный во всех обстоятельствах являл собой образец смиренномудрия и простоты. Известно, что он не любил говорить об отвлеченных и возвышенных предметах, зато тот, кто всей душой хотел бороться со страстями, всегда был для него желанным собеседником.

Преподобный Пимен скончался в возрасте 110 лет около 450 года. Вскоре после кончины он был признан святым угодником Божиим и наименован Великим – в знак великого и самоотверженного служения Богу.

Как оруженосец царский стоит пред царем в готовности, так и душа должна быть всегда готова против демона блуда. Человек никак не должен давать силы своим помыслам любодеяния и злословия ближнего; он отнюдь не должен ни говорить о них, ни помышлять в своем сердце. Освободившись от них, он получает спокойствие и великую пользу.

Авва Пимен

Перед нами раскрываются две главные заповеди. Не осуждай ближнего: не злословь, не говори о нем плохо. И не имей греховного плотского пристрастия. Практически все наши проблемы в отношениях с ближними подпадают под эти две категории. Либо мы кого-то не любим, и это для нас превращается в источник осуждения, злоречия, гнева. Либо наоборот – нас страстно влечет к человеку, мы творим из него себе кумира или воспринимаем как свою собственность.

Христианин, зная об этих немощах, должен определить для себя задачу: побеждать нелюбовь к ближним, к тем особенно, к которым можно предъявить объективные претензии, – обижавшим, осуждавшим, обманывавшим нас… Что говорить, все люди немощны. Но перед христианином здесь открывается простор для очень полезной работы, ведь побеждая нелюбовь, мы угождаем этим Богу.

Вторая задача – стараться относиться к ближнему ровно, не допускать пристрастия. (Кстати, вспомним об одной известной проблеме в жизни Церкви – отношении прихожанок к священникам. Здесь очень сильно иной раз может проявиться этот фактор пристрастия, увлечения, когда женщины забывают, что перед ними не просто интересный человек, с кем приятно провести время, а духовный руководитель.)

Однажды брат пришел к авве Пимену и говорит: «Что мне делать, отец? Я страдаю блудной похотью. И вот уже ходил я к авве Ивистиону. Он сказал мне: “Не позволяй ей долго оставаться в тебе”». Авва Пимен отвечает брату: «Дела аввы Ивистиона высоки – он на небе, вместе с Ангелами, и не знает, что мы с тобою находимся в блуде! Но скажу тебе от себя: если человек будет воздерживать свое чрево и язык, то он может владеть собою».

Снова мы встречаем, с одной стороны, совет, данный свысока, предписание, не снисходящее к человеческой немощи: «Не позволяй страсти долго в тебе оставаться». И каким же смирением дышит ответ аввы Пимена – а это Пимен Великий, чудотворец, прозорливец, муж высочайшей духовной жизни! Он говорит: авва Ивистион пребывает в высших сферах, где ему разглядеть нас, грешных, блудных… Как просто жили святые! Они никого не стеснялись, не думали, что чего-то достигли. Преподобный Пимен говорит, что он живет в блуде. Но для него это так и есть, потому что блуд в очах Божиих начинается с мыслей. Если в мыслях у тебя есть что-то нехорошее, ты уже совершаешь блуд перед Богом. Перед людьми ты будешь чист, но не перед Богом.

Это практическое назидание для врачевания любой страсти. Когда мы называем себя пьяницами, ворами, убийцами, блудниками (только не позируем и не красуемся – мы не на сцене, а перед Богом), то таковые наименования – истинные. Потому что блудник – это тот, кто смотрит на женщину с вожделением; убийца – кто прогневался или подумал плохо о брате; вор – тот, кто в мыслях захотел что-то присвоить. Вот если мы увидим и определим для себя эти критерии, то мы многое в самих себе поймем; поймем, как нам нужно жить.

Поэтому великие старцы и не боялись самоосуждения. Епископ Игнатий (Брянчанинов) говорил, что лучшая защита от прелести – считать, что ты в прелести. Или как спастись от гордости? Так и сказать: я – гордый. Считай себя таковым и борись с грехом.

А дальше нам прописывается уже известное врачевание от недуга блудной страсти: воздерживай свое чрево и язык.

Брат спросил авву Пимена на случай блудного помысла. Старец говорит ему: «Велика помощь Божия, обнимающая человека, но мы не можем видеть ее глазами своими».

Почему не дано нам воочию видеть Божие милосердие? Во-первых, чтобы мы не возгордились. Если мы увидим, что во время нашей борьбы с блудными помыслами рядом стоит Ангел и записывает наши маленькие победы в особую книгу, которую потом понесет в Царство Небесное... – конечно, сразу о себе возомним. С другой стороны, помощь Божия скрывается, чтобы научить нас вере, потому что, не видя Бога, но веруя в Него, мы свою веру укрепляем. Ведь вера дана нам только в этой жизни. Мы верим в Бога, в Ангелов, в святых, в Царство Божие, в вечную муку, в Страшный Христов суд. Но когда все это воочию предстанет перед нами, то веры не потребуется, это уже будет предмет определенных знаний. Мы не можем видеть благодать Божию, но верим, что она реально пребывает с нами.

Другой брат спросил авву Пимена: «Что мне делать? Меня борют блудные пожелания, и я прихожу в неистовство». Старец говорит ему: «На это сказал Давид: льва я поражал, а медведицу задушал (см.: 1 Цар. 17, 34–36), – это значит: я отсекал неистовство, а блудную похоть подавлял трудами».

«Основной инстинкт»
или блудная страсть

Протоиерей Андрей Овчинников

Скачать книгу: ePub

В этом наставлении содержится очень глубокое назидание. Сказано: «Я отсекал неистовство, а блудную похоть подавлял трудами», – то есть Пимен Великий в борьбе с блудной страстью выделяет разные стадии. Любая страсть, в том числе и блудная, имеет некий ствол, некую сердцевину. И вот это главное ее содержание нужно, по возможности, сокрушить.

И в страсти, повторю, есть тоже некое основание, которое нужно, по возможности, в себе уничтожить. Христианину заповедано бороться все-таки не с неистовством страсти, а с ее проявлениями. По милости Божией нас с вами, я думаю, не часто борет такое состояние, когда плоть в прямом смысле беснуется, а вот какие-то тонкие, иногда и не очень тонкие, движения мы ощущаем. На них и нужно направлять христианские труды, о которых говорит Пимен Великий.

Повторю, что не только с блудной страстью нужно бороться подобным способом. Любая страсть имеет некую внутреннюю крепость, на которую нужно направить главные средства благодатной борьбы.

Еще сказал: «Жить тебе по Богу невозможно, когда ты сластолюбив и сребролюбив».

Святые отцы говорили, что наша жизнь должна быть христоподражательной. Христоподражательной она становится в том случае, когда мы пытаемся усвоить добродетели, которыми украшал Себя Господь наш Иисус Христос. Конечно, Спаситель стяжал все добродетели, потому что Он был совершенным. Но некоторые Его качества наиболее ярко выделяются в Евангелии.

Например, смирение, кротость, послушание. В Евангелии от Матфея Христос говорит прямо: научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем (Мф. 11, 29). Значит, добродетель смирения и кротости присуща Самому Богу, Богу, Который имел человеческое естество. Послушание Христа Небесному Отцу было абсолютным. Его чистота жизни, Его молитвенность, Его незлобие, всепрощение – вот какие качества мы должны в себе взращивать в меру сил.

Если сказано, что сластолюбие и сребролюбие есть главные препятствия для жизни по Богу, то на эти два духовных недуга должно быть направлено все наше внимание. Сластолюбие – исполнение плотских желаний человека, а апостол Павел нам говорит в Послании к Римлянам: живущие по плоти Богу угодить не могут (Рим. 8, 8). Что касается сребролюбия, то Господь совершенно определенно учит, что нельзя служить Богу и маммоне (см.: Мф. 6, 24).

Таким образом, на жизненном пути человека появляются некие ориентиры, некие ценности, к которым мы должны себя склонять. Но надо твердо знать, что не только Господь дает нам ориентиры. Дьявол тоже не дремлет, и следование его ориентирам ведет человека к вечной смерти.

Зная удобопреклонность нашей природы ко греху, лукавый постоянно расставляет приманки, влечет нас к различным удовольствиям – у него здесь широкое поле деятельности. А человек, пропитанный грехом, поврежденный грехом, зачастую не видит, куда на самом деле его заманивают.

Любовь к своей плоти – это качество, которое каждый из нас должен в себе обуздывать. Мы служим Богу духом своим, плоть должна быть подчинена духовным ценностям. Сластолюбивая плоть являет собой образ человека, который не знает Бога, никогда не жил по Евангельским заповедям и практически является безбожником.

Порабощенные сребролюбием, мы свое сердце отдаем не Богу, а благам этого мира. А Господь хочет, чтобы каждый из нас отдавал свое сердце только Ему. Эту ревность Божию о Своем создании нам надо понять: Господь хочет, Господь справедливо требует, чтобы мы Его любили. А если мы исполним эту заповедь о любви к Богу, то в Боге мы сможем уже любить все, что Им создано. Начиная со своих ближних и заканчивая вообще всем творением Божиим, всем этим миром, последним насекомым. Вот какой смысл можно извлечь из краткого наставления Пимена Великого.