Наш Бог — Бог страдающего мира
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Мы поклоняемся Кресту Господню, страданиям Христовым и славе Церкви. С самого начала в Превечном Совете Творец неба и земли связал Себя с немощью и наготой страждущего на кресте человека. Крест — сокровенное место славы Божией. Что бы в мире ни происходило, мы не должны отчаиваться. Эта жизнь должна быть исцелена и спасена, если наш Бог — Бог страдающего мира.
После отпадения от Бога мир исполнен страданий. По мере приближения конца времен масштабы этих страданий неизмеримо возрастают. В то время как мир отдает все свои силы, чтобы избежать любой ценой страданий и смерти, мы, христиане, знаем, что через страдания и смерть мы становимся близкими Богу. Разумеется, это не означает, что мы ищем страданий. Их в избытке дает жизнь на каждый день. Но мы не участвуем в бесплодных усилиях мира, пытающегося обмануть смерть и страдания. Мы от Христа, от Креста Его научаемся не тому, как избежать страданий, а как страдать — чтобы эти страдания стали высшим содержанием нашей жизни.
Многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие — через Крест Христов и через наш крест. И мы должны войти в них так, чтобы они стали для нас высшим смыслом и высшей радостью. Поэтому мы призываемся сегодня учиться всем урокам страданий, которые преподает нам жизнь. И учить этому наших детей с самого раннего возраста — а не тому, чтобы они все более и более становились, по выражению отца Серафима Роуза, поколением «мне» — теми, кто ищет сиюминутного успеха и немедленного наслаждения. Людям нужно мужественно говорить о страданиях и смерти, которые им предстоят, чтобы они не страшились принимать их. Потому что наступают времена, когда страдания будут непереносимыми, если не будем мы со Христом.
У каждого из нас — свои страдания. Если мы начнем говорить, что нужно для счастья, то выяснится, что одному необходимо здоровье, другому — чтобы у него устроился брак, третьему — чтобы работа была получше, у четвертого — более глубокие страдания. И все люди без исключения, сознавая или не особенно глубоко сознавая, мучаются грехами, которые они совершили. При этом почти каждый хотел бы поменяться своим крестом с крестом другого, естественно, преуменьшая его.
Если бы мы только могли видеть значение креста тех, кто рядом с нами! Тогда бы мы действительно могли участвовать в страданиях этих людей и помогать им. Посмотрите на Крест Христов. Что это за Крест? Это Крест, в котором кресты всех людей, каждого из нас. Он берет на Себя наш крест для того, чтобы нам предложить Свой. Чтобы мы могли с Ним разделить Его страдания и Его славу. Мы не увидим Воскресения Христова, не пройдя через страдания и смерть.
У воскресения и смерти — общий взаимный интерес. Наша жизнь не может избавиться от зла — только Воскресением Христовым, только Пасхой. Только переходом, который мы должны совершить из состояния греха в состояние покаяния и молитвы. И в состояние благодати — к Кресту Христову и Его Воскресению.
Мы переживаем страшные времена, когда Церковь возводится на Голгофу. Благословенные времена нашего спасения. Но победа, которую Христос одержал на Кресте над диаволом, над миром и плотью, должна быть воспринята Церковью, усвоена каждым из нас. Наша Церковь — Церковь новомучеников, не будем об этом никогда забывать. Если для Церкви тайна Креста станет слишком отвлеченной, она не сможет помочь своим членам нести кресты, которые предлагает жизнь. Церковь будет не просто бесполезна — она превратится в место, где совершится «тайна беззакония», как говорит апостол Павел. Невозможно такое представить, но это исполнится в конце времен (2 Фес. 2, 4—7).
Только неся наши кресты со Христом, только помогая друг другу в несении наших крестов, мы приобщаемся Воплощению Христову, становимся подлинно Церковью. И Дух Святой, свидетельствующий о Воскресении Христовом, наполняет нас нетленной жизнью среди распада этого мира, соединяя нас со Отцом и Сыном, Который доныне страждет среди Своего народа. Аминь.