Приумножать таланты или развивать способности?
Что лежит в основе талантливости? Нужно ли развивать таланты? Может ли человек быть бесталанным от рождения? Что является движущей силой таланта, способной обратить его в духовный дар Богу? На эти вопросы отвечает протоиерей Алексий Уминский.
В евангельской притче Господь говорит своим ученикам о талантах как о дарах духовных. Мы понимаем, что человек сотворён таким образом, что всякий талант можно обратить в духовный дар. И какими бы ни были таланты и дары, все они даны нам только для того, чтобы с их помощью уподобиться своему Создателю.
В притче сказано, что талант надо умножать (а это всегда требует определённых усилий), и лишь тогда он превращается в дар. Наделённому, скажем, талантом к рисованию человеку предстоит очень много потрудиться, чтобы стать художником. Усилия необходимы даже для того, чтобы превратить талант в обычный человеческий дар, а уж превратить талант в дар духовный – это целая наука.
Что такое талант? Как он связан со смыслом нашей жизни? Делятся ли люди изначально на избранников, «поцелованных» Богом, и на «серую толпу» или же по своей воле отвергают дар свыше? Может ли талант быть опасным для человека? Надо ли его развивать, и если надо – то для чего? Что означают слова «зарыть свой талант в землю» применительно к сегодняшнему человеку? Мешает ли талант молитве? Как человек может стать «соавтором» дьявола? В наши дни подобные вопросы стоят особенно остро. В эпоху культа «успеха» понятие о даре Божьем нередко искажается и подменяется суррогатами, что может привести к нравственной катастрофе. На эти и многие другие темы в книге рассуждают такие известные авторы, как протоиерей Димитрий Смирнов, протоиерей Алексий Уминский, священник Владимир Соколов, игумен Пётр (Мещеринов). Интересен читателю будет и анализ демонических обольщений «сверхспособностями» в материале игумен N. Настоящим открытием для читателей (и слушателей!) будет творчество воронежского священника Геннадия Заридзе, выпустившего 6 дисков песен под псевдонимом Странник. В нашем сборнике представлены его избранные песни с аккордами. А в качестве приложения к книге вышел диск с песнями о. Геннадия «Серебряный путь. Песни православного сердца». |
|||||||||||
«О таланте и смыле жизни» В чём тайна одарённости |
Человека талантливого можно сравнить с получившим тяжёлую ношу, потому что понять, как превратить талант в дарование духовное (другими словами, понять, как именно можно послужить Богу), очень непросто. Обратить же талант на служение самому себе (или превратить дар в подарок), значит, зарыть его в землю.
Интересно, что в наше время нашли синоним слову талант – способности. Главным теперь считается, насколько человек способен реализовать себя в этом мире. В большинстве случаев человеку совершенно безразлично, будет ли полезен его талант и (или) какие последствия может иметь его воплощение. Более всего человеку важно утвердиться, продвинуться вперёд... И нередко мы становимся свидетелями того, как многие открытия, сделанные способными людьми, используются для каких-то подчас чудовищных целей.
Взять хотя бы проблему клонирования. Очевидно, что в основе этого научного прорыва – талант, способности многих специалистов различных областей знания. Но какова цель этого открытия? Посмотреть, что произойдёт, если мы всё же начнём клонировать людей? Но ведь об этом даже рассуждать смешно! Только почему-то рассуждают именно об этом больше, чем о чём-либо другом
Мы утверждаем, что все люди талантливы и всякий талант можно развить. Так как человеческая природа богоподобна и богообразна, она бесконечно талантлива. Авва Дорофей пишет, что человек устроен таким образом, что, приобретая добрый навык, он может достичь необычайных высот в любой области. Мы знаем о том, что Мария Египетская переходила по воде Иордан, и о том, что Серафим Саровский в молитве поднимался над землёй. Всё это – проявление именно природы человека, сотворённого по образу и подобию Божьему, и не более того.
Всё, что мы видим прекрасного в человеке, – это не достояние какого-то отдельного индивидуума, это – свойство человека как образа Божьего. Таланты Карузо и Родниной, Юрия Гагарина и преподобного Сергия Радонежского – это результат действия одних и тех же богоподобных свойств. Всё, благодаря чему прославились эти люди, заложено как возможность и в каждом из нас.
Чтобы убедиться в этом, вспомним, Но что означают слова: «в малом ты был верен, над многим тебя поставлю»? Они означают, что все дары, которые мы в этом мире принимаем от Бога, сколько бы их ни было, малы по сравнению с теми сокровищами, что ожидают верных в мире ином. Ибо написано: «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1Кор.2, 9). Самый малый труд ради любви Божией награждается от Бога щедрыми царскими дарами. За то малое, что претерпят верные в этой жизни из послушания Богу и за то малое, что они сделают, работая над своею душой, Бог увенчает их славой, какой никто из царей мира сего не знал и не имел.
Эта верность в малом, собственно говоря, и есть основа всякого таланта, основа всякого дара. Но это духовное движение всегда даётся с большим трудом. В основе всякого дара всегда лежит ремесло. У талантливогочеловека обычно сначала всё получается легко, но потом, когда он начинает чем-то серьёзно заниматься, наступает период, когда кажется, что совсем ничего не выходит, приходит состояние отчаяния... И тогда человеку требуется определённая доля мужества, чтобы пережить этот очень важный период с пользой для дела.
Часто приходится слышать: «У меня никаких талантов нет». Так обычно говорят неуверенные в себе люди, которые в какой-то момент не услышали своего призвания, не развили своей души, не потрудились над собой. Ведь человек, как мы уже говорили, может добиться практически всего, если приложит усердие и молитву. Весь вопрос в том, есть ли у него желание что-нибудь сделать, есть ли желание кем-нибудь стать.
У каждого человека есть нечто такое, что у него получается немного лучше, чем у кого-то другого. Что-то одно даётся ему легче, чем всё остальное. Только чтобы это почувствовать, необходимо бывает приобрести некое смиренное представление о самом себе. Понять, что талант вовсе не обязательно должен быть каким-то грандиозным, выдающимся или узнаваемым. Ведь талант – это всего-навсего инструмент, с помощью которого можно послужить Богу и ближним.
И в этом смысле важно не смотреть на чужие таланты, а постараться найти для себя ответ на вопрос: «Где тот талант, которым я могу послужить Богу и людям?» Очень важно понять, каково твоё собственное призвание и ответить на зов Божий: «Я, Господи». Потому что, когда человека призывает Господь, – это означает, что он будет поставлен на то место служения, где все его таланты осуществятся во всей полноте.
Человечество создано Богом как единый организм, как Тело Христово. Оно изначально соборно. Это означает, что все люди призваны дополнять друг друга. Именно об этом апостол Павел пишет, что каждый является членом Тела Христова (см., например, 1 Кор. 6, 15; 12; 12, 14, 18, 19, 20, 22, 25, 27). Господь создал первого человека Адама и жену Еву. Существование одного без другого не является полнотой, полнота – только в соединении. Всё человечество так устроено, что нам всем всегда будет необходимо друг в друге нуждаться, и в этом смысле Церковь как раз и есть образ идеального человечества, где все наконец-то начинают друг другу служить. В этом смысле призвание и есть осуществление того, к чему человек призывается как член Церкви. Восполнение же всего человечества в целом осуществится при всеобщем Воскресении из мертвых.
Но, кажется, мы не сказали о самом важном… А именно о том, что самый главный человеческий талант – это любовь. И ещё о том, что талант становится даром лишь тогда, когда действует любовь, потому что там, где любовь не действует, талант не будет приумножен.
Когда Господь призывает Своё творение к служению, самое главное, что должно осуществиться в человеке, в его богодействующем движении, это любовь, которая покрывает собою всё. У человека может быть масса дарований, но все они – ничего не стоят, если его сердце лишено любви. «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая или кимвал звучащий, – говорит Апостол. – Если я имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви – то я ничто. И если я раздал все имение мое и отдал тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы» (1 Кор. 1 – 3). Другими словами, всё это – ничто, если не любовь движет желанием приумножения талантов!