Слабость и сила человека

Архиепископ Иоанн (Шаховской)

Жизнь человеческая – лишь краткий миг перед переходом в жизнь вечную. Но забывая об этом, человек пытается строить планы, прогнозировать о том, как будет жить завтра и послезавтра. Откуда в человеке это стремление загадывать свою жизнь? И к чему ведут его прогнозы и планы? И чем являются они по сути своей? Ответы на эти вопросы дает архиепископ Иоанн (Шаховский) в своей статье «Слабость и сила человека», напечатанной в сборнике «Свет будущей жизни (о смерти и бессмертии)», который опубликован в издательстве «Даниловский благовестник».

Апостол Иаков так обратился к людям, слишком самоуверенным в своих человеческих планах: Теперь послушайте вы, говорящие: «Сегодня или завтра оправимся в такой-то город и проживем там один год, и будем торговать и получать прибыль»; вы, которые не знаете, что случится завтра: ибо что такое жизнь ваша? Пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий. Вместо того, чтобы вам говорить: «если угодно будет Господу, и живы будем, то сделаем то или другое», – вы, по своей надменности, тщеславитесь: всякое такое тщеславие есть зло (Иак. 4, 13–16).

Казалось бы, это совершенно бесспорная истина, что жизнь на земле есть пар, являющийся на малое время. Можно ли строить жизнь на этом «паре»? Пар долго не держится, как и земная жизнь. Однако, в твердом убеждении своей прочности и непоколебимости человек строит свою жизнь, борется, планирует, не видя всей шаткости своей в мире, зависимости от непредвиденных обстоятельств, а за ними – всегда и во всем – от Бога.

Выход есть«Свет будущей жизни»
О смерти и бессмертии
Название: «Свет будущей жизни»
О смерти и бессмертии
Автор: Сборник
Год издания: 2006
ISBN:  5-89101-167-0
Издательство «Даниловский благовестник»
Скачать книгу: ePub     FB2     PDF

Эта книга о том, что такое смерть и как необходима нам память о ней; почему Господь не уничтожил смерти на земле и в чем смысл предсмертных страданий человека; об искушениях, которые ожидают нас в смертный час, и как не впасть в отчаяние, а сохранить твердость духа и доверие к Богу в этот решающий момент; о том, что поможет нам пережить смерть близких людей и как поминать наших дорогих усопших.

Бог есть Хозяин видимого и невидимого бытия, настоящего и будущего. Но мы, люди, так часто «тщеславимся» в своих планах и намерениях! И вместо того чтобы говорить, как советует Апостол: если угодно будет Господу, и живы будем, то сделаем то или другое, мы сразу, безапелляционно и самоуверенно говорим, что мы это – обязательно сделаем, то – построим и выполним, того – непременно победим и одолеем... Всякое такое тщеславие есть зло; ибо им мы пытаемся Господа Бога устранить из мира. А так как Господь Бог есть истинный Хозяин всего, то мы сами себя лишаем его помощи и благословения.

Слишком часто люди выражают эту неосновательную мысль, что их жизнь, успех и удача зависят только от них самих; многие в мире даже хвалятся этим. Но «неожиданные» болезни наступают на людей; случаются стихийные бедствия, землетрясения, войны, от которых все страдают; происходит быстрое разрушение, казалось бы, налаженных семейств и целых обществ, гордых правящих партий и могущественных государств. «Преждевременные» (как люди выражаются) смерти находят на человечество, невзирая на возраст людей, и льется поток людской через край этого мира – в вечность. И исчезают поколения, старые и молодые люди отходят в безвестную даль, уходят неожиданно для окружающих, среди своих планов и начатых дел...

Логика человеческих расчетов рушится все время. И нет вычислений, посредством которых можно было бы предвидеть будущий час и день каждого человека. Жизнь всех сохраняется лишь в Промысле Творца, и пределы каждого определяются только Им. Но человек легкомысленно повторяет свое старое заблуждение, которое было замечено и так хорошо выражено почти 20 веков назад: сегодня или завтра отправимся в такой-то город, и проживем там один год... и т. д.

Постоянство физических феноменов смены дня и ночи, прилива и отлива, всегдашняя горячность огня и холодность льда увлекает поверхностную мысль человека к выводу, что и его «завтра», и «послезавтра» с несомненностью и логичностью физических законов вытекают из его «сегодня»... Эту неосновательную мысль и ложную веру в постоянство и прочность земных ценностей и феноменов надо заменить истинной верой в то, что люди всегда и во всем зависят, прежде всего, от решений святой и великой воли Господней. Если угодно будет Господу, и живы будем, то сделаем то или другое, – вот формула, относящаяся к нашему будущему, не только личному, но и всего человечества.

Но вот что удивительно: при всей своей слабости и смертности человек есть одновременно и удивительная сила. Не физическая, не материальная, а духовная: огромная духовно созидательная или огромная духовно разрушительная сила. Человек покоряет горы и океаны, хозяйничает в недрах земли, утверждает свою власть над воздухом, строит быстро и столь же быстро разрушает. Будучи физически слабее, недолговечнее и во многих отношениях несовершеннее животных и даже растений, он господствует над ними...

Откуда у человека такая власть над миром? Откуда у него такая сила над стихиями среди всей паутинности его жизни? Ответ один: от духа, от невидимой глазами его духовной сущности, драгоценной печати высшего мира на нем. Эту сущность и печать силы нездешней пытаются отрицать или выводить ее существование из материи. Однако сама энергия и сила этого отрицания в материалистах идет не от материи, а от их духа, пусть слепого и больного, но духа, носящего на себе печать высшего мира.

Но ценно не бегство людей от неба – к материи, а ценен процесс обратный: от материи – к духу, от земли – к небу. «Per aspera ad astra», как говорили древние римляне: «Через тернии к звездам»... Это настоящий путь человечества. Земля есть только путь людей, только станция в человеческой судьбе. Человека ждет бессмертная жизнь. Как бы долго ни останавливался он на земле, и какие бы «высотные» здания он ни строил на земной скорлупке, она не перестанет быть лишь хрупкой скорлупкой над огненным океаном. И человеку предлежит отправляться далее в путь... Земля есть лишь ничтожная песчинка мироздания, которой суждено, рано или поздно, сгореть со всеми делами своими, как говорит апостол Петр. Духовная же сущность человека пойдет на Суд к Богу...

Ф.М. Достоевский, в своем «Дневнике писателя» от октября 1876 года очень справедливо высказывается об атеистической вере в нуль, в смерть души человека: «Для чего устраиваться и употреблять столько страданий устроиться в обществе людей правильно, разумно и нравственно праведно? Все, что мне могли бы ответить, это: чтоб получить наслаждение. Да, если б я был цветок или корова, я бы и получил наслаждение. Но, задавая, как теперь, себе беспрерывно вопросы, я не могу быть счастлив, даже при самом высшем непосредственном счастии любви к ближнему и любви ко мне человечества, ибо знаю, что завтра же все это будет уничтожено: и я, и все счастье это, и вся любовь, и все человечество – обратимся в ничто, в прежний хаос. А под таким условием я ни за что не могу принять никакого счастья, – не от нежелания согласиться принять его, не от упрямства какого, из за принципа, а просто потому, что не буду и не могу быть счастлив под условием грозящего завтра нуля. Ну, пусть бы я умер, а только человечество осталось бы вместо меня вечно, тогда, может быть, я все же был бы утешен. Но ведь планета наша не вечна и человечеству срок – такой же миг, как и мне. И как бы разумно, радостно, праведно и свято ни устроилось на земле человечество, – все это тоже приравняется завтра к тому же нулю. В этой мысли заключается какое-то глубочайшее неуважение к человечеству».

Такова мысль Достоевского о материалистической вере в нуль. Таков конец материалистической веры – в одну только землю... Эта вера не может преодолеть смерти, она носит в себе смерть, является самой смертью. Только вырываясь из умерщвляющих объятий материализма, человеческая душа находит в Живом Боге свою жизнь.