25 апреля: Радоница. Поминовение усопших

Свет будущей жизни

Протоиерей Артемий Владимиров

По-разному мы говорим о том, кто вчера еще был с нами... «Отошел, умер, скончался, преставился, перешел в иной мир, почил о Бозе». Но как бы ни сказать, за тем, что произошло, стоит тайна. Только когда кончина свершается и душа переходит за хрупкую грань земного бытия в мир духовный, наступает внезапно великий покой.

Позади осталось предсмертное томление, борение труженицы души с разрушающимся телесным составом. Как птица, бьющаяся в тесной клетке, наконец вырывается из нее, так и душа, измученная страданиями, вдруг обретает свободу – и облегченно вздыхает. Свершилось! И если скончался истинный христианин, с надеждой на Господа и верой в жизнь вечную, присутствующим при исходе благочестивой души Бог дает Свою благодать.

В наступившей молитвенной тишине никто не промолвит ни единого лишнего слова. Близкие и родные, провожавшие новопреставленного, ощущают мир Христов в своем сердце. Кажется, что узы любви с усопшим стали еще теснее, еще крепче. Верующие словно чувствуют рядом с собой присутствие души, светлой, торжествующей, празднующей день своего духовного рождения. И если младенец, исходя из утробы матери, плачет, то боголюбивая душа христианка радуется, ликует, будучи уверенной в милости Господа, Которому до последнего издыхания служила в теле – верой, надеждой и любовью.

После смерти

Три дня по учению Церкви душе дано пребывать рядом со своим телом. И как ни просвещена она ведением Закона Божия, сколь бы твердые и определительные понятия о Вечности ни усвоила из уст Матери Церкви, выйдя из тела, удивляется удивлением великим тому, что открывается ее взору. И первое, что поражает душу – ее свобода по отношению к телу! Как это так? Я лежу, и я стою?! Я мертвая, и я живая?! Вот столпились у моей кровати родные, кто-то из них едва сдерживает рыдания, на истомленных лицах – печать скорби. А мне, восклицает боголюбивая ученица Христова, так хорошо, так легко! Она пытается сказать им что-то, прикоснуться – но живущие в теле не внемлют и не чувствуют этого. Разделение между двумя мирами определено Самим Богом! И только вера прозревает тайны загробного бытия.

Говорят, что до церковного отпевания благочестивые души новопреставленных стремятся пребывать в тех местах, где преимущественно во дни земной жизни они насыщались Божией благодатью. Им дано свободно преодолевать земное пространство, никакие вещественные преграды уже не имеют для них значения.

В дивном сиянии предстает им родной приходской храм! Душа испытывает неизреченное блаженство при звуках песнопений и, слушая молитвы, просвещается благодатью Духа в такой степени, что напоминает собой солнце. «Как могут иные из пришедших в храм пребывать в такой слепоте?» – вопрошает себя душа и ужасается мрачному духовному состоянию некоторых людей, бесстрашно беседующих между собой во время богослужения. Богом дано душе видеть то, что обыкновенно сокрыто от нас, пока мы пребываем в теле.

Но вот свершается отпевание. В погребальных песнопениях Церковь ходатайствует пред Богом о прощении грехов новопреставленного раба Божия и даровании ему милости у Всемогущего Судии. Мне не дано, по грубости ума и сердца, уразуметь и выразить словом, сколь прекрасен наш Ангел хранитель, который в течение всей земной жизни христианина наставляет и просвещает его ведением воли Божией, а после исхода берет душу под свою непосредственную опеку. Святые угодники Божии описывают его как дивного светозарного юношу в длинных белоснежных ризах, опоясанного по груди крест накрест диаконской лентой – орарем, и с двумя могучими крылами за спиной.

Говорят, что никто не может, пребывая в теле, лицезреть своего Ангела, такой Божественной славы и величия исполнены небожители. Если душа имеет милость у Господа, то Ангел хранитель удостаивает ее беседы, много просвещает ее ведением тайн загробного мира, а главное, своим светоносным мечом защищает от темной силы, демонов, которые еще не теряют надежды, если уличат душу в нераскаянных грехах, завладеть ею.

После отпевания и погребения тела усопшего по православному обычаю Ангел хранитель повелевает душе начать восхождение к Престолу Божию. Целых сорок дней по земному исчислению времени продолжается таинственное и страшное путешествие, которое никому из христиан не удалось бы пройти благополучно, если бы не покрывающая и защищающая их благодать Господня, усвоенная воинами Христовыми чрез подвиги покаяния, причащения, молитвы и дела благочестия. «Блаженны мертвые, – сказано в книге Откровения, – умирающие в Господе... дела их идут вслед за ними!». О тех же, кто при земной жизни проявлял небрежение к исполнению заповедей и омрачил душу и тело нераскаянными грехами, сказано иначе: «Смерть грешников люта, ибо страшно впасть в руки Бога Живаго!».

Свет будущей жизни: О смерти и бессмертии
Название: «Свет будущей жизни: О смерти и бессмертии»
Год издания: 2006
ISBN: 978-5-89101-167-0
Издательство «Даниловский благовестник»
Скачать книгу: ePub     FB2     PDF

Эта книга о том, что такое смерть и как необходима нам память о ней, почему Господь не уничтожил смерти на земле и в чем смысл предсмертных страданий человека; об искушениях, которые ожидают нас в смертный час, и как не впасть в отчаяние, а сохранить твердость духа и доверие к Богу в этот решающий момент; о том, что поможет нам пережить смерть близких людей и как поминать наших дорогих усопших.

«Свет будущей жизни: О смерти и бессмертии»

Ангел хранитель показывает достойной душе горние обители и знакомит с небесной славой угодников Божиих. Если душа на земле особенно чтила кого-либо из святых, молилась им, посещала их гробницы, ей дано бывает великое утешение встретиться с ними лицом к лицу. Все они помогают душе своими молитвами, дабы она, восходя на Суд Божий, благополучно миновала воздушные заставы, где ее встречают отвратительные по внешнему обличью демоны с намерением выискать в совести новопреставленного какие-либо неисповеданные грехи или обвинить в неизжитых страстях и пороках.

Теперь вы понимаете, почему Господь в Евангелии повелевает скорее мириться с соперником, пока мы еще на пути к кончине? Соперником Он называет неподкупную совесть, то обличающую нас за грехи и дурные поступки, то оправдывающую, когда мы каемся и исправляем нашу жизнь и творим добро. Смотри, предупреждает каждого из нас Господь, чтобы «соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу; истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта».

Не попусти, о Милосердный Боже, светоносным Твоим Ангелам ни на минуту тогда отлучиться от нас, дабы злые и нечистые духи не восторжествовали победу свою над нами! Вид их настолько ужасен, что душа готова была бы лучше умереть (что невозможно), только бы не созерцать их страшные звероподобные лица. Скажу вам, что Сама Пречистая Дева Мария, не сотворившая при жизни ни единого греха, незадолго до блаженной кончины Своей молила Господа, дабы Он избавил Ее от видения злых духов. Вот почему столь великое значение имеет церковная и домашняя молитва за новопреставленных.

В храмах усердными родственниками и друзьями почившего обыкновенно служатся панихиды, как правило, на девятый и сороковой день, а дома читают Священную Псалтирь, богодухновенные псалмы царя Давида, многие из которых христиане знают наизусть. Существует и благочестивый обычай раздавать милостыню об упокоении души скончавшегося христианина. А самым значимым образом поминовения является соборная молитва на Божественной Литургии, главной церковной службе, во время которой священнослужители опускают в Святую Чашу со Святыми Дарами во оставление всех грехов почившего частицы, вынутые из просфор за упокой души.

Показываются душе и мрачные темницы ада, она убеждается в безотрадности состояния человеческих душ, скончавшихся в безверии с тяжестью смертных грехов, лежащих на совести. Лишь хранимая покровом ангельских крыл может душа пройти эти страшные места.

Вы спросите: «А почему именно на девятый и сороковой день по кончине служатся в храмах панихиды по новопреставленному?». В ответ Церковь откроет вам тайну: на девятый день благочестивой христианской душе даровано бывает воздать поклонение Владыке Христу, Царю неба и земли. О нераскаявшихся же и связанных смертными грехами людях в этом отношении ясно изрекает библейский пророк Исаия: «...нечестивый... не будет взирать на величие Господа».

А в сороковой день (в земном исчислении времени) Господь изрекает Свое праведное определение о пребывании души до воссоединения ее с телом на Страшном и окончательном Суде Божием: либо она будет находиться в радостном предвкушении райского блаженства, соцарствования со Христом, либо, обладаемая демонами, будет томиться, сетовать и воздыхать о нечестиво проведенной жизни, угрызаемая бесполезным раскаянием в темнице неведения Божия, ожидая страшной, но справедливой участи по воскрешении грешного тела – всегдашнего сопребывания с духами тьмы в отторжении от Бога, Источника жизни и любви.


РУКА ДАЮЩЕГО НЕ ОСКУДЕВАЕТ!


 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить