Светлое подольское будущее (окончание)

На чем нас ловят? Тут, наверное, не одна причина.

Но причина первая, главная и основная лежит, конечно, в духовно-нравственной сфере. Это – повсеместное и привычное нарушение людьми самой изначальной заповеди, данной Богом еще Адаму: «В поте лица будешь есть твой хлеб». В наш век тотальной апостасии пренебрежение этой трудной и скучной заповедью стало естественным для большинства людей, в какой бы стране они ни жили. Стирание границ между добром и злом, процесс отмены этих самых понятий лишает человеческую душу трезвости и способности оценить собственные поступки.

Есть и еще одна общечеловеческая причина (чуть не написалось «ценность»), на этот раз психологическая – азарт. Участвовать в игре, испытывать судьбу, рисковать, но при этом обязательно выигрывать (пусть другой проиграет!) – тоже общая страсть всех людей и, похоже, страсть неизлечимая.

Но существуют и особые, специфические причины сногсшибательного успеха подольского феномена. Одна из них, если можно так выразиться, – социально-историческая. После 1985 года большевистская пропаганда, до этого кормившая нас сказками о светлом коммунистическом будущем, не мудрствовала лукаво, а просто поменяла плюсы на минусы в своей системе ценностей (если всю эту шелуху можно называть ценностями). Взамен коммунистического мы услышали о светлом капиталистическом будущем. Будущем, где сами собой разрешаются все социальные, политические, экономические и культурные проблемы. Рынок сам все расставит на свои места – сколько тысяч раз мы слышали это молитвенное заклинание?

В этом будущем не было бедности, несправедливости, войн, преступности, зато (как в Америке!) текли в кисельных берегах полноводные молочные реки.

И опять поверил новый советский человек (не все, конечно, но в массе своей!) этим новым-старым большевикам. И верил год за годом, хотя видел вокруг себя прогрессирующую нищету, ложь, несправедливость, безнаказанность бандитов, национальную ненависть, то и дело доходящую до пролития крови.

Но ведь если они нам говорят о светлом капиталистическом будущем, где-то же оно должно скрываться? Откуда-то же, из какой-то захоронки должно появиться?

Ведь не могут же они нас снова, в третий раз за один век (революция, Вторая Мировая, перестройка), так страшно и бесстыдно обмануть? Так не это ли первый – пока только подольский – росток завтрашнего всеобщего благоденствия, когда всего будет навалом (как в Америке!) и все будет за полцены?

Наверное, не только наше общество проходило через этот психологический и социальный соблазн. Впрочем, для тех, кто сегодня и здесь лишился всех своих денег, ссылка на чужестранный опыт – слишком слабое утешение…

Но есть и совсем уж особенная, уникальная причина конкретного массового помрачения умов. И кроется она, как это ни парадоксально, в нашем национальном духовном и умственном складе, или, выражаясь наукообразно, в менталитете.

А именно – русский человек верит в чудо. Русский человек на генном уровне знает, что чудо должно быть, что оно есть, случалось в России уже тысячи раз и спасало людей, народ, а то и целую страну в ее государственном бытии.

В условиях сегодняшнего безжалостного и беспардонного ограбления всего народа во имя богатеющих «десяти тысяч» не чудом ли для всех была эта контора, где и сами зарабатывают, и другим дают заработать?

Видимо, чудом. А чудо, как точно знает русский человек, не может обмануть.

И вот эта русская, российская надежда на чудо, вера в него – подвела. Потому что объектом веры и надежды было не Небо, не Бог. Объектом веры и надежды были люди и случай. Но люди оказались лжецами, а потому и случай – не случился.

«Проклят надеющийся только на человека».

===============

Через месяц-два после бесследного и бесславного исчезновения подольского феномена у меня произошла встреча, которая осветила всю эту историю с другой стороны.

В подмосковном Троицке ко мне в машину подсел совсем молодой человек в меховой куртке, спешащий в свою фирму в центре Москвы. Исходило от него какое-то плохо скрываемое презрение ко всему миру, ну и ко мне в том числе (причина выяснилась чуть позже). Но – бывает такое и с молодыми людьми – после вчерашнего перепоя на чьем-то дне рожденья у юноши прихватило сердце. Пришлось отпаивать его валидолом, который он в свои двадцать четыре впервые взял в руки и, кажется, даже впервые увидел.

Постепенно атмосфера потеплела и завязался разговор. Я узнал, что дела паренька, до этого бывшие блестящими, теперь пошли плохо. Так катастрофически плохо, что придется даже с хорошей модели «БМВ» в ближайшее время пересаживаться на отечественную «девятку». Тут наконец открылась причина его презрения: «Но ты-то как мог купить себе «Москвич»? Ведь это же не машина! Поверишь, я когда в нее сажусь случайно – меня даже тошнить начинает!..» Говорилось это вполне беззлобно и простодушно, без всякой цели меня обидеть.
Рассказал юноша и о том, что преклоняется перед людьми, умеющими делать деньги из воздуха. Тут уж само собой заговорилось и про подольское чудо. «Я ее знаю. Умная баба, молодец. Конечно, за ее спиной серьезные люди стояли, но и она свое дело сполна сделала», – таково было мнение будущего бизнесмена. И уже перед самым расставанием, зная, что такая встреча, конечно же, не повторится в бескрайней Москве, паренек, сунув мне в руку до неприличия мелкую купюру (о которой я, впрочем, его не просил), выплеснул свое самое глубинное и заветное: «Да чего уж скрывать – я сам такими же делами занимаюсь. Потому что этот народ – быдло. И его надо учить.

Ну, бывай здоров…»

И тут я понял, что мне посчастливилось вживую услышать философию всех их, пытающихся жить за наш с вами счет: «Быдло надо учить». И не просто философию. Это, конечно, еще и моральное обоснование своего способа жизни и деятельности. Ведь, действительно, причинить зло доброму, умному, честному не так уж и приятно, а вот научить быдло – не просто право, это обязанность и священный долг каждого настоящего человека!
Вы скажете, что это шаткое основание? Как посмотреть. Оно бы было шатким, если б юноша был уж совсем неправ. Но в том-то и наша беда, что пусть на малую каплю, но прав он. До тех пор, пока мы будем считать, что заповедь о трудовом хлебе писана не для нас, что не для нас существуют понятия лжи и правды, добра и зла, до тех пор, пока мы будем духовными слепцами, любой мелкий и крупный жулик (в сущности, такой же духовный слепец, не подозревающий, что за воздаяние ждет его от Бога) может бросать нам в лицо: «Быдло!» И от того, что мы с полным правом можем ответить им тем же, разве может нам стать легче? От того, что все вокруг черненькие, мы не становимся белее…

=============

Но каково же послевкусие всей этой подольской истории?

Горькая оскомина тех, кто потерял свои деньги, понятна. Да и без подлинных семейных драм, наверное, не обошлось.

Были массовые народные сборища, были слухи о кавказцах, которые грозятся отомстить Подольску и его жителям вплоть до объявления войны и уничтожения детей (любопытно, при чем здесь город Подольск и его дети?), были рассказы об инвалиде-колясочнике, которого в последний день внесли на второй этаж и который сдавал лично хозяйке 16 миллионов, а она их приняла недрогнувшей рукой, зная, что завтра будет уже далеко (но ведь и инвалид был быдлом, которое надо учить!)…

Много чего было.

А самое главное – были и продолжаются повторяющиеся мысли тысяч и тысяч людей: «Ну почему, почему я раньше игру не закончил?.. Ведь были уже в руках десять (двадцать, шестьдесят) миллионов! Столько заработано было – как же я не остановился вовремя, дурак?..»

Эти мысли еще долго будут царапать сердце.

Но раскается ли хоть кто-нибудь: «А зачем я вообще играл? Неужели забыл, что даром в жизни ничто никогда не дается?..» Но скажет ли хотя бы один: «Слава Тебе, Господи, вразумил меня, грешника!..»

Что ж, не исключено. Все же похмелье, как бы оно тяжело ни было, хорошо одним – похмельный человек как-то ближе к раскаянию. Кто испытывал – тот понимает, о чем я.

Но откроем газеты, включим радио или телевизор – и что услышим? «Автомобили за полцены через 40, 50, 60 дней!», «Самая дешевая «Волга» через год (!), два (!!), три (!!!)…

И что – ничего не случилось, не произошло, никто ничего не заметил?

Нет. И никаких моральных и иных выводов о коротком подольском счастье мы с вами не услышим, дорогие россияне. Потому что кому-то это невыгодно. Кто-то еще не ограбил нас до конца. А если и ограбил, то не всех.

Ну а мы-то сами? Кто заставляет нас, свободных, в общем-то, людей, изо дня в день оставаться быдлом? Кто заставляет верить, что булки растут на дереве, что Луну делают в Гороховой улице (как делали ее в гоголевских «Записках сумасшедшего»), а все наши авто выпускают где-то в глубине дворов возле Подольского (Одинцовского, Мытищинского) электромеханического завода? Кто заставляет привычно крутить ручку телевизора и поглощать центнеры и тонны лжи, которой нас кормят?

Кто заставляет верить в светлое будущее (коммунистическое, капиталистическое, подольское – какое угодно, наконец!), когда каждого из нас ждет абсолютно реальная, совершенно неизбежная личная смерть и главная встреча лицом к лицу? С чем мы придем к концу и что скажем и покажем в качестве оправдания?

Конечно, лучше быть обманутым, чем обманщиком. Сумасшедшим, чем тем, кто сводит с ума. Но все же, все же…

Безумство безумству рознь.

«Сказал безумец в сердце своем: нет Бога». Этот самый страшный вид безумия влечет за собой все наши беды. Потому что если Бога нет, то все позволено, по слову Достоевского. А если все позволено, то грабить, а потом и убивать будут нас, а не кого-то другого, уж поверьте.

Но не пора ли нам самим выйти из этого всеобщего желтого дома?

И не пора ли понять, что любая пирамида – это не место обогащения, а всего лишь способ захоронения?

Не пора ли наконец понять, что не конь везет, а Бог несет?

Мне кажется, пора.

===============

POST SCRIPTUM

Я уже говорил, что заметки эти Петр Петрович писал два десятилетия назад, что называется, по горячим следам. Что-то было угадано, а что-то…

Впрочем, по порядку.

Валентину Соловьеву арестовали в июле 1995-го в Москве. Следствие шло до 2000 года. Осудили за мошенничество на семь лет, но в очень скором времени – выпустили, так как она отсидела уже значительную часть срока во время ведения следствия. Досрочно освободить ее старался Павел Астахов, тогда начинающий адвокат-правозащитник (защищал он потом и американского шпиона Поупа, и В. Гусинского, и много кого еще). После досрочного освобождения Соловьева снова пыталась организовать автомобили за полцены (видимо, бизнес пришелся по душе!), через несколько лет была арестована вторично.

Стоял ли за ней кто-то из тогдашних высокопоставленных чиновников? Учитывая, как трудно шло следствие, как тормозилось неоднократно даже дело ее ареста, – очевидно, да. Но кто? Эти люди до сих пор (и через двадцать лет!) не открылись, в этом Петр Петрович ошибся. Зато теперь известно, кто был клиентом Соловьевой. К ней в Подольск собирался весь московский бомонд от Пугачевой и Киркорова до Шифрина и Бабкиной. Чего ради? Слушать байки женщины с неоконченным средним образованием? Вряд ли. Впрочем, человек слаб, это давно известно.

Но самый удивительный факт не в том, что истинные организаторы не открылись, а в другом: деньги, украденные Соловьевой у своих клиентов, не нашлись. Канули бесследно. В сущности, это и есть главное косвенное доказательство того, что она была не одна и она была не главная во всем этом деле.
Но может показаться, что подольская «Властилина» была в те годы чем-то исключительным? Как бы не так! Таких, более или менее успешных, контор были тогда десятки. Все закончили одинаково, поскольку все и создавались в качестве финансовых мошеннических пирамид. Но над всеми, в недосягаемой вышине, – конечно, «МММ» Мавроди. Если Соловьева каждый вечер считала деньги коробками и ящиками (даже пересчитать пачками не было времени!), то в «МММ» деньги ежевечерне считали комнатами…

И что же? Все прошло бесследно или все же оставило какую-то зарубку в сознании и в душе наших граждан?

А попробуй загляни в эти души и в эти сознания. Просто хотелось бы верить, что такого неловкого, такого глупого, такого массового и стыдного безумия больше не будет. Но, как говорит в подобных случаях один мой приятель, – а меньше? И я каждый раз замолкаю в нерешительности, потому что не знаю ответа…

В.Ю. Малягин

Продолжение следует ...

См.: начало