Святая Русь Прокудина-Горского

Николай Головкин

30 августа 2023 года – 160 лет со дня рождения С. М. Прокудина-Горского

Великий русский фотограф и изобретатель, основоположник цветной фотографии в России, человек, который значительно опередил своё время,  Сергей Михайлович Прокудин-Горский (1863-1944) оставил нам уникальное наследие.

«Весь интерес моей жизни неразрывно связан с работой», – признавался Сергей Михайлович. В цветной фотографии Прокудин-Горский, прежде всего, видел возможность запечатлеть красоту России и её дух для современников и потомков, которые, по словам фотографа, в натуральных красках смогут увидеть перед собою соборы и монастыри, драгоценные фрески старинных храмов и всё, что составляет национальную гордость нашего народа. Эта – мечта стала смыслом всей его жизни.

* * *

Сергей Михайлович Прокудин-Горский происходил из старинного дворянского семейства. По легенде, основателем дома был татарский князь, перешедший в Православие и сражавшийся на стороне святого благоверного князя Димитрия Донского в Куликовской битве. В роду Прокудиных-Горских были и солдаты, и дипломаты, и писатели.

Сергей Михайлович родился 18 (30) августа 1863 года в родовом имении Прокудиных-Горских Фуникова Гора в Покровском уезде Владимирской губернии. Он был старшим сыном отставного подпоручика, который за год до этого вернулся со службы в Тифлисе и женился. 20 августа (1 сентября) 1863 года  мальчик был крещён в приходской церкви Михаила Архангела Архангельского погоста, в приход которого входило имение.

* * *

Три года (до 1886) он учился в Александровском лицее (так стал называться легендарный Царскосельский лицей после его перевода в Петербург, но не доучился. С октября 1886 по ноябрь 1888 года слушал лекции по естественному разделу на физико-математическом факультете Санкт-Петербургского университета. Также Прокудин-Горский учился в Петербургском технологическом институте, где изучал химию. Его наставником был легендарный Д. И. Менделеев.

С сентября 1888 по май 1890 года Прокудин-Горский был слушателем Императорской Военно-медицинской академии, которую так и не окончил. Также он посещал занятия в Академии художеств.

В 1889-1891 годах Прокудин-Горский учился Берлине и Париже, проходил практику в фотохимических лабораториях. В 1890 году женился на Анне Александровне Лавровой – дочери русского металловеда и директора товарищества гатчинских колокольных, медеплавильных и сталелитейных заводов Лаврова. В семье было двое сыновей и дочь.

2 августа 1901 года в Петербурге открылась «фотоцинкографическая и фототехническая мастерская» С. М. Прокудина-Горского. При ней в 1906-1909 годах располагалась лаборатория и редакция журнала «Фотограф-любитель», в котором Прокудин-Горский делился своим опытом в использовании цветной фотографии.

…На всю Россию стали известными выполненные Прокудиным-Горским цветные фотографии Льва Толстого и Фёдора Шаляпина.

  • Портрет Л. Н. Толстого. 23 мая 1908 года

    Портрет Л. Н. Толстого. 23 мая 1908 года

  • Шаляпин в роли Бориса Годунова. 1915 год.

    Шаляпин в роли Бориса Годунова. 1915 год

* * *

В 1909 году случилось событие, ставшее знаковым для фотографа. Государь Николай II, большой любитель фотографии, заинтересовался разработанным Прокудиным-Горским способом цветного проецирования, который был гениально прост и давал потрясающий визуальный эффект. Прокудин-Горский получил аудиенцию у Государя и выступил с показом диапозитивов перед Императорским двором в Царском Селе. Все присутствующие на мероприятии были в восторге, Государь лично пожал руку Сергею Михайловичу. В дневнике Государя осталась запись: «1909 г. 3 мая. Воскресенье. …Вечером профессор Прокудин-Горский сделал интересное сообщение по фотографии в красках и показал много красивых снимков».

За лаконичными строками – неподдельное восхищение. Государь сам был хорошим фотографом. Он поддержал идею художника «запечатлеть все достопримечательности нашего обширного Отечества в натуральных красках».

Государь поручил Сергею Михайловичу возглавить грандиозный проект по созданию документального фотообозрения России.

…В планы Прокудина-Горского входило создание около 10 тысяч фотографий старинных храмов, заводов, монастырей и прочих наиболее известных объектов Российской империи.

* * *

Сергею Михайловичу выдали сразу два специальных разрешения. В первом речь шла о том, что Его Императорское Величество высочайше дозволяет ему пребывать в любых местах независимо от секретности, а фотографировать разрешается абсолютно всё, даже стратегически важные объекты. Вторым был указ министра, где было сказано, что все официальные лица должны ему содействовать «в любом месте и в любое время» ввиду особой важности миссии.

…Для путешествия Прокудину-Горскому выделили в полное распоряжение помощника по оргвопросам и специально оборудованный пульмановский вагон, в котором имелось всё необходимое для жизни, и даже прекрасно оснащенная лаборатория, чтобы была возможность работать со снимками во время движения поезда. Для работы на Мариинской системе каналов и других водных путях было выделено два парохода (один – специально для прохода по мелководью), а также моторная лодка. Для съёмок на Урале прислали автомобиль Форд. Несмотря на то, что непосредственно съемочный процесс Прокудин-Горский оплачивал из своего кармана, царская помощь всё же принесла проекту ощутимую пользу.

* * *

Летом 1909 года первый в нашей истории фото-этнограф отбыл в экспедицию. По заданию Государя Сергей Михайлович в 1909-1916 годах в ходе нескольких многомесячных экспедиций объездил практически всю Российскую Империю. Он прочитал сотни лекций, сопровождавшихся демонстрацией «слайдов».

Россия на фотографиях Прокудина-Горского предстала во всем своём многообразии. На снимках русского фотографа, наверное, каждый может найти для себя те места и пейзажи, которые ему знакомы. Вместе со своими помощниками он сделал тысячи цветных фотоснимков природы, архитектуры, людей, жизни и быта того времени, и, что самое важное – святых мест России, её храмов и обителей.

* * *

Специальная серия была приурочена к празднованию 100-летия победы в Отечественной войне 1812 года. Сергей Михайлович фотографировал памятники во славу русского воинства, места сражений 1812 года. На снимках из этой подборки изображена природа, храмы и современная автору жизнь от Можайска до Малоярославца. Так, в 1911 году были выполнены ряд снимков известных архитектурных сооружений – Ново-Никольского собора в Можайском Кремле, Лужецкого монастыр и другие.

Можайский Николаевский собор. 1911 год.
Можайский Николаевский собор. 1911 год

* * *

В рамках его визита в Смоленск в 1912 году был сделан  фотографический снимок первообраза Смоленской иконы Божией Матери. Уникальность этого снимка заключается в том, что это единственная фотография Смоленской иконы в таком хорошем качестве. Перед этим образом Богоматери в Смоленске молились Владимир Мономах, Иван Грозный, русские цари и императоры. У этого образа просил о победе русского оружия в 1812 году Михаил Илларионович Кутузов.

…Первообраз Смоленской Богородицы очень древний и, по преданию, написан самим апостолом Лукой при жизни Пресвятой Девы Марии, то есть, до 45 года нашей эры, для антиохийского правителя Феофила. После смерти Феофила этот образ Одигитрии-Путеводительницы вернулся в Иерусалим; в V веке благоверная царица Пульхерия перенесла его во Второй Рим, во Влахернский храм.

На Русь икона попала в 1046 году. Этим образом император Византии Константин Порфинородный благословил свою дочь царевну Анну на брак с черниговским князем Всеволодом Ярославовичем. Сын этой семейной пары – великий князь Владимир Мономах – в мае 1101 года перенёс икону в Смоленск, где с почётом поставил в соборном храме Успения Пресвятой Богородицы. Так древняя византийская икона получила своё второе наименование – Смоленская.

Чудотворная икона Божьей Матери Одигитрии в Успенском соборе. Смоленск. 1912 год.
Чудотворная икона Божьей Матери Одигитрии в Успенском соборе. Смоленск. 1912 год

…Последние достоверные известия о чудотворном первом образе относятся к 1941 году.

Закрытый в 1929 году, Успенский собор Смоленска разорен не был: его святыни и утварь сохранялись в целости до начала Великой Отечественной войны. Собор был превращен в антирелигиозный музей.

17 июля 1941 генерал Гейнц Гудериан осматривал только что занятый немецко-фашистскими войсками Смоленск.

По воспоминаниям современников, Гудериан надолго задержался около двух главных святынь Смоленского собора – возле Смоленского образа Богоматери и мощей великомученика Меркурия, рядом с которыми хранилось его стальное копьё.

…Отступая под ударами Красной армии, оккупанты украли и главные святыни. Чудотворная Смоленская икона Божией Матери и копьё мученика Меркурия стараниями секретной службы Третьего Рейха «Аненербе» были вывезены в неизвестном направлении. С тех пор их судьба является загадкой.

…Сегодня в Успенском соборе Смоленска – список чудотворной иконы, сделанный в XVI веке.

* * *

В 1910-м, 1911-м и 1913 году Прокудин-Горский предъявлял результаты своих поездок Государю. А последняя серия фотоснимков была сделана им в 1916 году. Множество негативов отпечатали на бумаге в виде цветных фотооткрыток и иллюстраций в книгах. Некоторые работы издали в большом масштабе в виде настенных картин.

…Реализовать масштабный проект полностью не удалось из-за революции.

* * *

В 1918 году Прокудин-Горский эмигрировал из страны.

…Промыслом Божиим большинство работ великого фотографа (20 ящиков фотопластинок,  за исключением изъятых у него изображений стратегически важных объектов и снимков царской семьи) после революции удалось спасти и вывезти за границу, где они и сохранились до наших дней.

* * *

Скончался Сергей Михайлович в Русском доме в Сент-Женевьев-де-Буа 27 сентября 1944 года,  в день Воздвижения Честнаго и Животворящаго Креста Господня, спустя несколько недель после освобождения Парижа.

Волею судьбы отпевал его внучатый племянник его  друга Эдуарда Старка протоиерей Борис Старк, бывший тогда священником Русского дома.

Погребён Сергей Михайлович на кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа.

* * *

В 1948 году сыновья Сергея Михайловича, испытывая серьёзные материальные затруднения, продали 1902 тройных стеклянных негатива и 14 альбомов-каталогов из коллекции отца Библиотеке Конгресса США.

В 1993 году альбомы были реставрированы. А в 2000 году проведено сканирование всех негативов. Сегодня все эти снимки в высоком качестве доступны на официальном сайте Библиотеки Конгресса США

Общее количество снимков Прокудина-Горского на сайте превышает 2600 изображений. Поражает их чёткость и детализация, не всегда достижимая даже на современном цифровом оборудовании.

* * *

Первая выставка работ Сергея Михайловича Прокудина-Горского прошла в Библиотеке Конгресса США в 1986 году. 

Организатор этой выставки Уильям Крафт Брумфилд, профессор славистики Тулейнского университета (США), историк русской архитектуры, краевед, фотохудожник, считает, что в работах Прокудина-Горского чувствуется не только гордость за Россию, но и тревога:

«<…> всё это абсолютно точно предвидел Достоевский – достаточно прочитать его поистине пророческий роман «Бесы».

Фёдор Михайлович – современник Прокудина-Горского, и, я думаю, оба они были беспристрастными, но страдающими, молящимися о России летописцами: один высказывал свои мысли на бумаге, другой – на фотопластинах.

Может быть, будет правильно сказать, что в работах Сергея Михайловича чувствуется как восхищение Россией, душой русского человека, так и боль за неё – то есть то же самое, что и в романах Достоевского.

<…>светлый и печальный взгляд Сергея Михайловича на Россию, по моему мнению, устремлялся в будущее. Всмотритесь в фотографию 1911 года: дети на дамбе у Белозерска. За их спинами храм – старый, ветхий.

Группа детей. Белозерск. 1909 год.
Группа детей. Белозерск. 1909 год

И он, возможно, пытался и сам представить, и других призывал вдуматься, что станется с этими детками. И тут, возможно, есть повод для молитвы о них и о России.

<…>Прокудин-Горский дает нам широчайший простор для размышления. И вполне допускаю, что мастер, так же как и Говорухин через сто лет, говорит о России, которую мы потеряли, призывая современников не забывать о самом важном в России – Святой Руси<…>».

* * *

Среди сохранившихся фотографий – около 200 цветных фотографий православных святынь нашей Родины. «На фотографиях Прокудина-Горского, – отмечает историк, священник Василий Секачев, – краеведы из разных уголков России обнаруживают старые городские кладбища, часовни и храмы, воспоминаний о которых до наших дней не сохранилось».

…Уникальные фотографии мастера помогли воссоздать некоторые храмы и монастыри России. Так, например, произошло с ансамблем Старо-Голутвинского монастыря в Коломне и со Сретенским собором в Ялуторовске. А ведь многие святыни Отечества, запечатлённые Сергеем Михайловичем Прокудиным-Горским, исчезли навсегда с лица земли.

Общий вид Голутвинского мужского монастыря с запада. Собор преп. Сергия Радонежского. 1912 год.
Общий вид Голутвинского мужского монастыря с запада. Собор преп. Сергия Радонежского. 1912 год

Фото: Открытый исследовательский проект «Наследие С. М. Прокудина-Горского»


 

РУКА ДАЮЩЕГО НЕ ОСКУДЕВАЕТ!